Урок географии и электро-паро-воз

В 9-б классе четвёртым уроком была география. Настю – в четвёртый раз за этот школьный день - вызвали отвечать к доске. По классу пронёсся неодобрительный шорох, а Серёжка не выдержал, возмутился вслух:
- Ну сколько можно её спрашивать? Как сговорились все!

Георгий Николаевич, казалось, пропустил реплику мальчишки мимо ушей и стал шагами наматывать свои километры между рядами парт.

Настя вышла к доске, уверенно и чётко пересказала тему урока и ответила на все вопросы преподавателя. Он остался доволен и открыл дневник. Проставив в положенных графах вытянутую вверх и вправо пятёрку и худосочный росчерк, не удержался от своего комментария:
- Да, такой дневник приятно открывать...

Количество  оценок  на одном развороте  Настиного дневника перевалило за 10, они были различными по форме, цвету, размеру и характеру, но все, до единой, обладали равнозначным  - отличным - достоинством, причем в течение одного этого дня пятёрка по географии оказалась пятой по счёту. Такая "урожайность" и в течение недели, и в течение одного дня была рекордной даже для самой отличницы почти девятилетним стажем.

...Спустя несколько дней, на новом уроке  экономической географии, уже перед звонком на   перемену,   под  занавес учебного дня, накануне летних каникул,   Настя  чуть-чуть расслабилась, самую малость отвлеклась от происходящего у доски,  тихо-тихо  зашушукалась с подружкой.

 Учебник,   энный   параграф которого был едва прочитан дома   и бегло просмотрен перед уроком в классе, как-то сиротливо,   как-то  неприкаянно,   как-то   совершенно напрасно был раскрыт на заданных страницах.

Когда Настя услышала свою фамилию, она сначала решила, что ослышалась, а Георгий Николаевич Худолеев, который НИКОГДА не спрашивал одного и того же ученика на двух уроках подряд, продолжал измерять своими шагами расстояние от окна до двери.

Настя  шла   к  доске,  мысленно,   с  лихорадочной поспешностью пытаясь   сложить   воедино плохо запомнившиеся  факты,   названия,   цифры. 

А  потом, мучительно  краснея  и  заикаясь,  делая  жесты,  ясно доказывающие, что урок она знает плохо, отвечала какими-то непослушными  фразами, каким-то не своим голосом, каким-то неуверенным тоном, пока в классе не раздался дружный  смех.

Замолчав на полуфразе, она недоуменно смотрела то на одноклассников, то на преподавателя. Понимая, что причиной смеха является она, она ничего не понимала. И тут раздался звонок.

- Повезло тебе, - совершенно спокойно сказал Георгий Николаевич. -   Если   бы   не   звонок,   пришлось   бы подпортить твой дневник...

Глаза его хитро посмеивались.

Минутой позже   подружка  объяснила  ей  причину всеобщего веселья:
- Ты сказала:  «Электро-паро-воз».

- Ну и что? – не поняла Настя.

- Не бывает такого,   -  удивилась ее непониманию Галя. -  Или  электро-воз,   или   паро-воз.   У  тебя получилась абракадабра.

Насте пришлось согласиться и никогда больше не делать этой ошибки. Хотя смешное слово родилось и произносилось на одном дыхании в дальнем далёком детстве, в маленьком уральском городке, мимо которого сотнями и тысячами мчались поезда, и каждый из них тогда был именно «электро-паро-возом».

См. далее Фотоальбом. Рассказ «Санки для Деда Мороза».


Рецензии