Новые ответы рецензенту

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

Недавно я прочитал на сайте интернет-магазина «Лабиринт» рецензию на мою книгу «История Тевтонского ордена» (см. иллюстрацию в заголовке), вышедшую в январе 2012 г. в московском издательстве «Вече». Привожу ниже сокращенный текст этой рецензии:

«Вольфганг Викторович Акунов (1955-) – автор ряда исторических (и эротических) работ, по образованию лингвист...

Рассматриваемая книга впервые выходила в Калининграде в 2008 г. под названием «Тевтонский орден. История и наследие». О её содержании хорошо говорится в аннотации, поэтому сразу перейду к своим замечаниям. Книга, безусловно, обстоятельная и хорошо документированная (автор приводит множество цитат – без каких-либо отсылок, правда, дает список литературы на разных языках), написанная живо и легко. Автор давно занимается данной темой и рассматривает со всех сторон. Это, думается, основа для любого достойного исследования. Особенно, если автор стремится пересмотреть сложившиеся стереотипы, а их в отношении Тевтонского ордена действительно много. Какие-то из них В. Акунов смог убедительно развенчать, какие-то нет. Однако проблема заключается не в успешности решения поставленных им как исследователем задач, а в том посыле, которым он руководствуется. И здесь речь идет об отказе от одних крайностей (в рассмотрении истории Тевтонского ордена, в нашем случае) ради других. Если раньше о крестоносцах писали как о завоевателях, поработителях и эксплуататорах местного населения, то теперь Акунов возносит их следующим образом: «Рыцарские ордена способствовали развитию христианства, несли мир в земли, столетиями раздираемые межплеменными междоусобицами, и культивировали огромные территории, превращая их из «медвежьих углов» в часть цивилизованного мира» (с.41). О современных рыцарях он тоже находит добрые слова: «от безбожных властей пострадал гохмейстер тевтонов брат Роберт Шелцкий, скончавшийся в коммунистическом узилище в 1948 г. как мученик за Христа и его Пречистую Матерь» (с.303).

Такой подход задает тон изложению, да и отбору материала, и более пригоден для летописца, чем для историка, каковым В. Акунов себя считает. Не поймите меня неправильно, автор старается быть объективным, но временами его, что называется, пробивает. На с.165-69 он рассказывает, какими, на его взгляд, были мусульмане в эпоху крестовых походов, противопоставляя их, естественно, крестоносцам. Объективным мне это рассказ не показался...

В общем, данное издание оставило у меня двойственное впечатление: с одной стороны, вроде бы добротный и подробный исторический труд, с другой стороны, заданность авторского подхода неизбежно сказывается на предложенном материале, что портит общее впечатление от книги. Рекомендую, но с определенными ограничениями, и, желательно, не как единственный источник информации».

Пользуясь случаем выразить уважаемому рецензенту (к сожалению, не могу назвать его по имени, ибо оно скрыто за тремя латинскими буквами - spl) мою искреннюю благодарность за внимательное и вдумчивое прочтение моего скромного труда и данную ему лестную оценку, хотел бы дать несколько кротких ответов на поставленные им вопросы; тем более, что в зрелом возрасте, 25 лет от роду Ваш покорный слуга сознательно принял Православие, получив в Святом Крещении имя Владимир, хотя, в силу разных причин, остался по паспорту Вольфгангом). Но это к делу не относится...

Заметим, что утверждение уважаемого рецензента «Если раньше о крестоносцах писали как о завоевателях, поработителях...» и т.д. страдает отсутствием всякой конкретики и указаний на то, кто именно, когда именно и по чьему заказу это писал о воинах Христовых. Нам, конечно, хорошо известно, кто, когда и по чьему заказу это писал, но уважаемому рецензенту, на наш взгляд, не мешало бы быть в своих утверждениях менее голословным.

Теперь о склонности к впадению из одной крайности в другую, мне якобы присущей. Когда человек видит, что о каком-то предмете долгое время, в силу самых разных причин (главным образом, конъюнктурных), долгое время писали неправду, и решает написать об этом предмете правду (какой бы непривычной она не казалась людям, приученным к ложным стереотипам), то это значит не «впадать из одной крайности в другую», а писать правду вместо неправды, как бы это кому-то ни портило настроение. Юрий Крижанич в свое время писал: «Сгибни мир, но соблюдись истина!» (а после него этот тезис был сформулирован императором священной Римской империи Карлом V Габсбургом - между прочим, покровителем и защитником Тевтонского ордена - по-латыни: «Pereat mundus, vincit veritas»!). То, что Тевтонский орден, вместе с другими духовно-рыцарскими орденами и крестоносцами, на протяжении долгих десятилетий служил щитом Святой Земли (колыбели Христианской Веры, завоеванной магометанами только в VII в. по Рождестве Христовом) от натиска неверных сарацин - исторический факт, не подлежащий никакому сомнению. Но самое главное - вынуждая нехристей (как врач порой вынуждает строптивого или обезумевшего больного принять горькое, но спасительное для него лекарство) принять святое Крещение, он спасал их души от вечного адского пламени. данное обстоятельство уважаемый рецензент, похоже, совершенно упускает из виду. Или же оно не имеет ни малейшего значения, ни малейшей цены. Подозреваю, что он и в Христа-то не верует. Хотя, конечно, заранее извиняюсь, если обидел его подобным подозрением (но если не обидел или если он действительно не верует в Бога, то, как Воланд, торжественно обещаю, что никому об этом не скажу).

В этом-то, похоже, все дело. В Писании сказано: О, если бы ты был холоден или горяч! Но как ты не холоден и не горяч, а только тепел, то изблюю тебя из уст Моих.

Похоже, именно поэтому уважаемому рецензенту не нравится описание факта мученичества, которое гохмейстер тевтонов Роберт Шелцкий претерпел за Господа нашего Иисуса Христа и Его Пречистую Матерь, ставшее для господина spl  неким камнем преткновения.

Как он пишет в рецензии, объективным ему наш рассказ не показался. Что на это можно возразить? Когда что-то «кажется» верующему христианину, то он обычно крестится. А вот что в таких случаях делают люди, не верующие во Христа - сие нам, грешным, неведомо.

Слава Господу Богу за все! 

ПРИЛОЖЕНИЕ

Подпись к фотографии, помещенной нами, в качестве иллюстрации, в заголовке настоящей миниатюры: Вооруженный автоматом Калашникова мусульманский "борец за свободу" из числа противников режима Асада, сразу же после разграбления им и его бандой храма сирийской Православной церкви Антиохийской Патриархии, напяливший на себя епитрахиль православного священника, издевательски "благословляющий" погромщиков украденным из церкви православным напрестольным Крестом (фотография православного монаха брата Брауна, Fr. Brown). 

Сообщения средств массовой информации о насилии в Сирии частично не соответствуют действительности, утверждает монахиня.

ПЭТСИ МакГЭРРИ, корреспондент по религиозным вопросам газеты "Айриш Таймс".

МОНАХИНЯ, являвшаяся настоятельницей одного из сирийских монастырей на протяжении последних 18 лет, заявила, что сообщения средств массовой информации об эскалации насилия в Сирии "частично не соответствуют действительности". По словам матушки Агнессы Мариам, имеют место "фальсификации", призванные "скрыть злодеяния, творимые во имя свободы и демократии".

Агнесса Мариам, настоятельница мелькитского (православного) греко-католического монастыря Святого Иакова Рассеченного (Персянина - В.А.) в Каре, расположенного в Хомской епархии (Сирия) и состоящего в полном евхаристическом общении с Римом, вчера покинула Ирландию, где в ходе своего трехдневного визита встречалась с представителями Конференции ирландских католических епископов в Мэйнуте.

В интервью корреспонденту газеты "Айриш Таймс" она рассказала, что прибыла в Ирландию "не для защиты режима (Асада), а для изложения фактов". Большинство сообщений информационных агентств, касающихся Сирии, она назвала "искаженными, пристрастными и односторонними". По ее словам, это относится и к докладам наблюдателей ООН, "односторонним и не достойным этой организации".

Наблюдатели ООН в Сирии, по ее словам, "весьма мягко относились к мятежникам и прикрывали их при повторном захвате ими прежних позиций после отвода военной техники (сирийской армии - В.А.), что привело в Хомсе к весьма трагическим последствиям".

На замечание, что, если это так, то, выходит, весь мир, кроме Сирии, России и Китая, "идет не в ногу", она возразила: "Нет, нет, 20 государств, в том числе несколько латиноамериканских", разделяют эту точку зрения.

По ее словам, причина, по которой представителям средств массовой информации в настоящее время затруднен доступ в Сирию, заключается в том, что в ходе конфликта в Ливии журналисты размещали электронную аппаратуру, облегчавшую авиационные налеты ВВС стран НАТО, в помещениях, использовавшихся для пресс-конференций в этой стране. "Поэтому Сирия и не желает видеть у себя журналистов", заявила монахиня.

По ее словам, христиане, составляющие около 10 процентов населения Сирии, живут в рассеянии по всей стране. Режим Асада "не отдает предпочтения христианам", сказала она. "Это светский режим, основанное на принципе равноправия всех граждан, хотя в Конституции и сказано, что основой законодательства страны служит Коран".

Однако "к христианам [в Сирии] относятся с меньшим пренебрежением, чем в других исламских государствах - например, в Саудовской Аравии", сказала она. "Структура сирийского общества весьма многогранна, и потому христиане живут в мире".

В "арабской инсуррекции", разрастающейся в этой стране, входят и "сектантские фракции сторонников исламского фундаментализма", не являющегося, по ее словам, "истинным исламом".

Большинство сирийских мусульман придерживается умеренных взглядов и открыто по отношению к иным культурным и религиозным элементам, сказала она. "Ваххабизм (ветвь исламского фундаментализма", по ее утверждению, "открытым не является".

Она подчеркнула, что "христиане в Сирии опасаются за свое будущее в случае, если проект свержения (существующего - В.А.) режима увенчается успехом". Альтернативой ему, по ее словам, в этом случае стало бы "государство религиозных сектантов, в котором все меньшинства будут испытывать чувство опасности и подвергаться дискриминации".

По ее словам, "необходимо покончить с насилием". "Западные державы и (арабские - В.А.) государства Залива не должны финансировать вооруженных инсургентов - сектантов-террористов -, большинство из которых, согласно докладу, представленному в германский парламент (бундестаг - В.А.) состоят в "Аль-Каиде".

"Мы не хотим стать, подобно жителям Алеппо (Халеба - В.А.), жертвами вторжения наемников, некоторые из которых думают, что воюют против Израиля. Они несут с собой террор, разрушения, страх, и никто из них не защищает гражданских лиц", сказала она. По ее словам, "среди мятежников очень немного сирийцев", "наемники должны возвратиться к себе домой".

Она и другие граждане Сирии нуждаются в "реформах, а не в насилии и не в иностранной интервенции". Она выразила надежду на то, что будет найден "новый, третий путь" и заключен "новый общественный договор, в котором уважалось бы право на самостоятельный выбор без какого бы то ни было влияния извне".

(Перевод с английского языка Вольфганга Акунова)

Текст английского оригинала заметки:

Media coverage of Syrian violence partial and untrue, says nun

PATSY McGARRY, Religious Affairs Correspondent

A NUN who has been superior at a Syrian monastery for the past 18 years has warned that media coverage of ongoing violence in that country has been “partial and untrue”. It is “a fake”, Mother Agnes Mariam said, which “hides atrocities committed in the name of liberty and democracy”.

Superior of the Melkite Greek Catholic monastery of St James the Mutilated in Qara, in Syria’s diocese of Homs, which is in full communion with Rome, she left Ireland yesterday after a three-day visit during which she met representatives of the Irish Catholic Bishops’ Conference in Maynooth.

She told The Irish Times she was in Ireland “not to advocate for the (Assad) regime but for the facts”. Most news reports from Syria were “forged, with only one side emphasised”, she said. This also applied to the UN, whose reports were “one-sided and not worthy of that organisation”.

UN observers in Syria had been “moderate with the rebels and covered for them in taking back positions after the withdrawal of heavy equipment, as seen so tragically in Homs”, she said.

When it was put to her this suggested the whole world was out of step except for Syria, Russia and China, she protested: “No, no, there are 20 countries, including some in Latin America” of the same view.

The reason the media was being denied easy access to Syria currently was because in the Libyan conflict journalists placed electronic devices for Nato in rooms used at press conferences in that country, she said. “So Syria didn’t want journalists,” she said.

Christians make up about 10 per cent of Syria’s population, dispersed throughout the country, she said. The Assad regime “does not favour Christians”, she said. “It is a secular regime based on equality for all, even though in the constitution it says the Koran is the source of legislation.”

But “Christians are less put aside [in Syria] than in other Islamic countries, for example Saudi Arabia,” she said. “The social fabric of Syria is very diverse, so Christians live in peace.”

The “Arab insurrection” under way in that country included “sectarian factions which promote fundamentalist Islam, which is not genuine Islam”, she said.

The majority of Muslims in Syria are moderate and open to other cultural and interfaith elements, she said. “Wahhabism (a fundamentalist branch of Islam) is not open,” she added.

Christians in Syria were “doubtful about the future if the project to topple the regime succeeded”. The alternative was “a religious sectarian state where all minorities would feel threatened and discriminated against”, she said.

There was “a need to end the violence”, she said. “The West and Gulf states must not give finance to armed insurrectionists who are sectarian terrorists, most of whom are from al-Qaeda, according to a report presented to the German parliament,” she said.

“We don’t want to be invaded, as in Aleppo, by mercenaries, some of whom think they are fighting Israel. They bring terror, destruction, fear and nobody protects the civilians,” she said. There were “very few Syrians among the rebels”, she said. “Mercenaries should go home,” she said.

What she and others sought in Syria was “reform, no violence, no foreign intervention.” She hoped for “a new, third way, a new social pact where the right to autodetermination without outside interference” would be respected.


Рецензии
Вчера как раз вернулся из Болгарии. Так вот там очень хорошо помнят 400-летнюю власть такого рода "борцов".
А по поводу разграбленного храма, вспоминается одна книга, где был материал про разграбление готами Алариха Рима, так вот согласно нему даже "официальные", скажем так, варвары до такого не докатились.

Александр Курчанов 2   21.08.2012 21:05     Заявить о нарушении
Совершенно верно! Готы, кстати, были христианами (правда - не православными-кафоликами, арианами, как и вандалы) и потому не тронули ни римских христианских храмов, ни тех, кто укрывался в них. Кстати, Аларих был выосокпоставленным военачальником Восточной Римской Империи, чьим императором и был направлен в Италию (последние лет 200 "с гаком") истории двуединой Римской Империи римляне сражались не столько с вторгавшимися в империю извне варварами, сколько между собой, используя в этой междоусобной борьбе войска варварских вождей (так же, как в эпоху феодальной раздрпобленности русские князья в своих усобицах "наводили" друг на друга войска союзных с ними или нанятых за деньги половецких хакнов (кстати, своих родственников, на чьих дочерях женились и за чьих сыновей выдавали своих князей - такие же отношения связывали и поздних римских императоров с варварскими вождями, крещеными и носившими звучные римские титулы). Всех Вам благ!

Вольфганг Акунов   25.08.2012 16:15   Заявить о нарушении
Хотел, кстати, спросить по поводу одного, описанного там эпизода, на предмет того легенда это или факт, зафиксированный в документах той поры.
А именно следующее - когда один из его воинов, спросил некую старуху, где есть золото и серебро, то она вынесла ему икону апостолов Петра и Павла, сказав "Теперь ты смотри за ними, ибо я уже не могу". Узнав об этом, Аларих приказал устроить большой крестный ход через весть город, в ходе котрого во главе несли эту самую икону. Если это факт, то НИ ФИГА СЕБЕ разграбление!

Александр Курчанов 2   29.08.2012 16:41   Заявить о нарушении
Дорогой Александр, Вы не должны забывать, что все наши сведения о "варварских вторжениях" мы имеем от весьма пристрастных "ромейских" историков (Иордан был, правда, наполовину гот, но все равно подданный ромейского императора).

Вольфганг Акунов   29.08.2012 22:00   Заявить о нарушении
Я отдаю себе в этом отчет и нередко для тех времен отсутствие источников от другой стороны конфликта, стало быть история зачастую не то, что "было", а то, что "написали". Но тем не менее просто хотелось прояснить этот момент у Вас, как человека более сведущего.
С неизменным уважением.

Александр Курчанов 2   29.08.2012 22:20   Заявить о нарушении
Взаимно. Прочтите, при случае, на этой же страничке "О правопреемстве византийского наследия" и "Крестовый поход христиан против христиан" - они затрагивают ту же самую тему. Храни Вас Бог!

Вольфганг Акунов   30.09.2012 00:35   Заявить о нарушении
См. об Аларихе и вообще готах и "ромеях" здесь: http://proza.ru/2018/01/04/1255

Вольфганг Акунов   01.06.2019 16:10   Заявить о нарушении