Миряне и Царственное священство

Меня всегда смущало, уже в самом начале воцерковления, когда и крещена–то не была, почему в храме существует асимметрия: разделение на клир и мирян, почему отношение к мирянам со стороны клира носит оттенок второсортности.


Почему миряне чувствуют себя здесь неуютно, за исключением постоянных прихожан (которые, чаще всего, и становятся самыми опасными фарисеями), хотя и крещенные, и посвященные, но ... непросвященные.  Но тогда эта мысль была, скорее, на краю сознания и воспринималась как дьявольский прилог, возникший из-за незнания церковной жизни.


Но позднее, по мере вхождения в новую реальность, поняла, что вопрос далеко не случайный и не праздный, что состояние разделённости и разноудаленности от алтаря складывалось постепенно и не одномоментно, окончательно оформившись в более поздний период. Но именно оно получило, в конце концов, догматическое обоснование, а сейчас  видны только его последствия: прихожан стали называть мирянами и захожанами, а священниками стала  группа, поставляемая особым чином. И любой, зашедший в храм, безошибочно скажет, кто священник, а кто прихожанин.


Замечательный русский богослов отец Николай (Афанасьев) много десятилетий изучал историю вопроса, посвятив ему не одну книгу. И главный вывод, сделанный им: в православной церкви никто и никогда не действовал и не должен действововать в одиночку, но всегда и везде вместе, потому что Церковь  - соборна и в ней ВСЕ священники.


И это неотменяемо! Неотменяемо никакими человеческими установлениями, потому что Церковь есть установление Божие. Неотменяемо и зафиксировано в православном богослужении. И понимаешь это, только когда начинаешь погружаться в богослужение и литургическое богословие, понимать, изучать историю его становления. Тогда ясно видишь, что в православном богослужении память о тех временах сохранилась навсегда, зареплена во всех действиях, деталях, словах, формулах, совершаемых в момент посвящения мирянина  в священники в чине крещения.


Да-да. Мы, после крещения, уже не миряне, а священники, лаИки. Мы даем в крещении согласие на служение Церкви. Это позднее крещенные - лаИки - из священников превратились в прихожан, а потом и вовсе - в мирян.


В таинстве Крещения мы получаем (по чину наречения имени «во осьмый день рождения») имя «христианина» (а не Ивана, Людмилы или Надежды), мы постригаемся и принимаем рукоположение первосвященника, принимаем помазАние на царственное священство елеем, облачаемся в белые одежды - ризу правды, помазАемся святым миром, как цари, и обходим с зажженной свечой аналой, как священники престол. И когда некоторые  по незнанию обращаются к батюшкам, что он назвал не то имя, когда крестил (перепутал или еще по какой другой случайности), надо знать, что крестят не в то или иное имя, а во имя «христианина».


Все эти действия совершаются и почти полностью повторяют чинопоследование поставления в священнический сан пастырей. И как пастыри, после поставления,  служат в храме 40 дней (свой личный сорокоуст), так каждый посвященный в крещении лик должен в течение восьми дней пребывать в храме, принимая причастие. К сожалению, все это сегодня забыто, незнакомо и звучит как откровение, но в богослужении  сохранено.


Сегодня мы, крещенные в Царственное священство, низведены до уровня мирян, которыми раньше называли людей, не принявших таинство присоединения к народу Божьему, тех, кто не стал священником и не присоединился к Церкви. Корни всех вопросов, что так активно в связи с делом "Пусси Райт" обсуждается сегодня, лежат в этой плоскости: кто мы, народ Божий, имеем ли мы право голоса в Церкви или мы только миряне, и, в лучшем случае, статисты, материал для участия в богослужении и не более того. 


Отсюда и многие другие проблемы, возникшие,  как бы неоткуда, но вдруг снова стали актуальными и снова поставили на повестку дня вопрос об Уставе прихода, где прихожан и нет,есть епископ, все решающий за народ Божий. Давно ушли времена богословских споров, в которых активно участвовали все христиане. Но это благолепие кажущееся, чему все мы свидетели. Лава закипает, уже снова пахнет расколом.


И потому  на сакраментальный для многих вопрос, все ли в храме являются священниками, и все ли имеют право голоса, уверенно отвечаю: «Все. В Церкви все, принявшие крещение, являются священниками, а потому имеют право выражать свое мнение, в том числе и о священниках-возглавителях церкви». Христианство устранило разделение на первосвященников и мирян: завеса святая святых разодралась надвое, открыв каждому путь к царственному священству.


Автор публикуется на сайте:
http://sotvori-sebia-sam.ru


Рецензии