Эпоха Киевской Руси

АВТОРСКИЙ ВАРИАНТ ЛЕКЦИИ. ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ В ШАХТИНСКОМ ИНСТИТУТЕ (ФИЛИАЛЕ) ЮРГТУ (НПИ)

I. Славяне и их восточноевропейские соседи в I тысячелетии н.э. Становление древнерусской народности (этноса).
II. Образование древнерусского государства, роль варягов в этом процессе. Норманнская теория и аргументы ее противников.
III. Социально-экономические отношения и общественный строй в Киевской Руси:
а) становление феодальных отношений на Руси; роль городов, основные категории населения;
б) великокняжеская власть как форма раннефеодальной монархии; общественные отношения в Киевской Руси в зеркале “Русской Правды”;
в) становление христианства на Руси;
г) дипломатия и международные отношения Киевской Руси.

I. В наше время восточные славяне (русские, украинцы, белорусы) составляют около 85% населения России, 96% – Украины, 98% – Белоруссии. Даже в Казахстане около половины населения – славяне.  Но такое положение сложилось относительно недавно. Процесс расширения территории сначала древних русов (восточных славян), а затем трех народов (их потомков) охватил многие столетия исторического развития. Фактом является то, что вплоть до первых столетий н.э. не было даже упоминания имени славян (в древнейших описаниях нашей страны). И это не удивительно, потому что восточные славяне возникли в результате слияния так называемых праславян, носителей славянской речи, с различными другими этносами Восточной Европы (так же, как южные славяне образовались в результате славянизации ряда балканских народов – фракийцев, иллирийцев и др.). Этим объясняется тот факт, что при всей схожести языка и элементов культуры, с ним связанных, в остальном между славянскими народами существуют серьезные различия (даже по антропологическому типу). Это касается не только южных и западных славян. Такие различия есть внутри отдельных групп тех или иных восточнославянских народов. Не менее существенные различия в сфере материальной культуры, поскольку славянизируемые этносы, ставшие составной частью тех или иных славянских народов, имели неодинаковую материальную культуру, черты которой сохранились у их потомков. Именно в сфере материальной культуры, а также в музыке имелись значительные различия между близкородственными народами (например, русскими и украинцами).

Но в глубокой древности был некий этнос, говоривший на праславянском языке (предке нынешних славянских языков).  Территория его обитания не была обширной (вопреки мнению некоторых исследователей). Из ареала расселения праславян приходится исключить большую часть территории современной Украины, кроме ее северо-запада. Основной территорией расселения было Северное Причерноморье. Именно отсюда исходили первые источники.

Первые упоминания о венедах (так называли ранние информаторы праславян) появились тогда, когда римляне в своей экспансии в Европе достигли среднего Дуная, Паннонии, Норика (современные Венгрия и Австрия). Первые упоминания о венедах мы находим в произведениях Плиния Старшего и Тацита (вторая половина I в. н.э.). Очевидно, что только из этих областей поступали первые известия о венедах. Но эти известия крайне смутны и неточны, поскольку римские и греческие писатели не могли точно определить, относить ли венедов к германцам или к сарматам (но склонялись к большей близости венедов по их нравам и быту к германцам).

Паннония в I – II вв.н.э. была заселена разными народами, преимущественно германцами и сарматами. Вызывает интерес и Богемия (современная Чехия), получившая такое название от кельтского племени бойев, но во времена Тацита и позже здесь жили германцы, а где-то за ними венеды (скорее всего на северо-востоке). До настоящего времени существует историческая область Галиция, западную часть которой заселяют поляки, а восточную – украинцы. Само название области наводит на мысль, что здесь некогда обитали галлы, т.е. кельты (ряд ученых это оспаривает). Предполагать наличие кельтов в этом районе (учитывая кельтскую принадлежность бойев) вполне возможно. В таком случае получается, что область древнего расселения славян находится к северу от Чехословакии и Карпатских гор. Но славянской не была и территория современной Западной Польши (на средней Висле, включая Поморье, жили восточногерманские племена готов, бургундцев, вандалов). Этнические изменения в Центральной Европе показывают, что германские племена некогда занимали какую-то весьма ограниченную территорию современной Восточной Германии и Западной Польши. Даже на запад современной Германии они пришли сравнительно поздно, накануне проникновения туда римлян. Ранее там жили кельты и какие-то иные народы.

Тацит, рассказывая о венедах, упоминает рядом с ними эстов и фенов (предков балтских народов). Венеды в ту пору занимали территории современных Юго-Восточной Польши, Юго-Западной Белоруссии, Северо-Западной Украины (Волынь, Полесье). Данные Птолемея (II в. н.э.) говорят о расширении пределов обитания славян. Они заняли еще и Северное Прикарпатье и часть побережья Балтийского моря. На протяжении II в. н.э. славяне оттеснили или ассимилировали какую-то часть других этносов (скорее всего германцев и аборигенов Прикарпатья). Данные Птолемея говорят об уходе готов с побережья Балтийского моря и продвижении на их место славян. В III – IV вв. н.э. происходит какое-то расширение этнической территории славян, хотя источников для этого времени почти нет.

С IV в. н.э. начинается “Великое переселение народов”, фактически начавшееся еще до н.э. (движение сарматов). Среди всех этих миграций особое место занимает гуннское нашествие. Их воинственный кочевой союз сложился на северных рубежах Китая в V – III вв. до н.э. В 70-е гг. IV в. н.э. гунны разгромили Аланский племенной союз, затем перешли Волгу, Дон. Гуннское нашествие привело к значительным перемещениям населения, в том числе из степной и частично лесостепной полосы Юга. Старое иранское население лесостепи современной Украины и Северного Кавказа стало постепенно подвергаться воздействию двигавшихся на восток славян. В V в. н.э. славяне подошли к среднему Днепру, где ассимилировали местных иранцев. Затем славяне пошли за Днепр, в бассейн реки Десны. При этом отмечается сохранение на этой территории старых (иранских) названий, например, Дон – просто река, Днепр – глубокая река, Рось – светлая река, Прут – река. А названия рек на северо-западе Украины и на большей части Белоруссии уже славянские, например, Березина, Тетерев, Горынь. Это является свидетельством древнего обитания там славян. Именно гуннское нашествие стимулировало расширение территории славян. Главными врагами гуннов оказались германцы (готы и др.) и иранцы (аланы). Славяне выступили в качестве естественных союзников гуннов (для этого есть определенные основания). Некоторые историки считают, что славяне просто использовали сложившуюся ситуацию в свою пользу. В V в. н.э. славяне продолжили движение на запад, в результате чего оттеснили германцев к Эльбе, а затем за эту реку. В V в. н.э. началась славянская колонизация Балканского полуострова, где славяне довольно быстро ассимилировали местные племена иллирийцев, фракийцев, далматов. При этом славяне первоначально воспринимались как жители лесов (именно так рисуют славян византийские историки VI в. н.э.). В этот период они активно продвигались и расселялись вдоль больших рек, которые были единственными в ту пору транспортными артериями. Местное население (иранское, балтское, финское) легко ассимилировалось славянами (в основном мирным путем).

С VI в. н.э. огромную роль в описании славян играют византийские источники. Особое внимание к славянам объясняется тем, что они начинают активно внедряться на Балканский полуостров, овладев в конечном счете большей его частью. В византийских источниках мы находим упоминания о славянских вождях. Это не цари или князья, а скорее предводители военных дружин стадии военной демократии. Дружины всегда шли впереди своего народа, углубляясь в своих походах во вражескую территорию, готовя ее тем самым к славянской колонизации. Византийские писатели VI в. н.э. делили славян на две группы. Западная (или северо-западная) часть славян (или собственно славяне) обозначались как славяне (склавины, склавии). К ним относили и балканских славян. Восточную группу славян составляли так называемые анты. Они обитали от низовьев Дуная на восток то ли до Днепра, то ли до Дона. Эта локализация вызывает ряд вопросов (известно, что до VI в. н.э. славян в этом районе не было). Можно предположить, что славяне очень быстро заняли эти огромные лесостепные пространства, быстро ассимилировались и куда-то вытеснили старое местное население. Но археологи отрицательно относятся к подобному предположению. Любопытна новая лингвистическая расшифровка самого термина “ант” (в иранских языках это слово означало “конец”, “край”). Можно предположить, что страна антов – Украина, т.е. окраинная область. Это значит, что в VI в. н.э. на обширных пространствах лесостепи современной Украины существовало какое-то раннее политическое объединение, в котором доминировали именно славяне, но в состав которого входило и иранское население, постепенно слившееся со славянами. Византийские писатели рисуют антов как храбрейших из славян. Обитали анты на запад от нижнего Дуная до берегов Азовского моря. Анты и склавины враждовали друг с другом, этим умело пользовались византийцы, сталкивая своих северных соседей. Но сведений об антах немного. Хронологические рамки существования Антского союза – с 30-х гг. VI в. н.э. до начала VII в. н.э. Союз был сокрушен аварами. С этого момента имя “антов” исчезает. Это свидетельствует о том, что термин “анты” вряд ли употреблялся среди самих славян, не имел этнического смысла. Он имел чисто территориально-политический смысл. Авары к тому времени установили господство над славянами Паннонии, Норика. Существование Аварского каганата как политического объединения продлилось до конца VIII в. н.э.

Важным фактом является то, что к VIII в. н.э. славяне продвинулись далеко на восток, вплоть до Северского Донца и Дона. Они там еще не были в большинстве, но факт существования славянского населения на Дону в первой половине VIII в. н.э. подтверждается наименованием Дона Славянской рекой и наличием там славянских поселений.

Кроме Антского союза в VI – VII вв. н.э. существовало еще какое-то политическое объединение славян в районе Прикарпатья. Название этого политического объединения – Валинана. Прежде ученые связывали это объединение со славянами-волынянами, жившими на северо-востоке Прикарпатья (современный северо-запад Украины). Но несколько десятилетий назад была выдвинута точка зрения, согласно которой Валинана – город Волин в Поморье. Но Волина в IX в. (и раньше) не было, поэтому произошел возврат к старой гипотезе, по которой речь идет именно о части территории современной Украины. Наличие здесь какого-то союза славянских племен допустимо, имея в виду само географическое положение этой области (перепутье тех маршрутов, что вели славян на восток). Волынь – область исконного расселения славян (и здесь где-то в VI в. н.э. могло сложиться объединение). Возможно Валинана погибла в результате аварского нашествия еще до крушения Антского союза.

Все эти ранние известия о славянах VI – VII вв. н.э. во многом неясны и не поддаются точной географической и хронологической идентификации. Более точную и достоверную картину дает древнерусская летопись, известия которой дополняются византийскими, арабскими и другими источниками. Но летописные известия были записаны не ранее XI в. (в период, когда память о первоначальных славянских объединениях начинала стираться).

С VIII в. н.э. славяне делятся на три большие группы (восточные, западные, южные). В “Повести временных лет” дается картина расселения восточных славян к VIII – IX вв. В ПВЛ речь идет не о племенах, а о союзах племен. Но перед нами еще объединения догосударственного или предгосударственного порядка. В этих союзах наблюдались переходные черты к политическим объединениям типа раннеклассового общества. В этом плане поляне, древляне и др. были идентичны таким германским племенам, как франки, саксы, бавары, которые на деле были уже союзами племен, хотя и сохраняли наименование одного (господствующего) племени. В ПВЛ упоминаются следующие восточнославянские объединения: поляне, северяне, древляне, радимичи, вятичи, кривичи, дреговичи, волыняне, словене ильменские, белые хорваты, тиверцы, уличи. Из них тиверцев и уличей во времена составления летописи уже не существовало, они были разгромлены печенегами во второй половине X в. До этого тиверцы и уличи были весьма многочисленны.

По данным ПВЛ восточные славяне пришли в Восточную Европу с Дуная. Но это спорная точка зрения. ПВЛ опиралась на византийские известия VI в. н.э.

Территория, занятая славянскими племенами (по ПВЛ), – большая часть современной Западной Украины, некоторые области Восточной Украины, большая часть современной Белоруссии, ряд областей России (Курская, Брянская, Белгородская, Орловская, Тульская, Московская, Новгородская, Тверская, Псковская).

II. В VI – VIII вв. н.э. у восточных славян происходил интенсивный процесс разложения родоплеменного строя. Возникли племенные союзы (у полян, дреговичей, кривичей и др.). У этих союзов появилось свое “княженье”. Первоначально князья были племенными вождями. Появление князей-вождей ознаменовал переход к военной демократии.

Основу экономической жизни восточных славян составляло земледелие, которое первоначально носило экстенсивный характер. Была распространена залежная система земледелия (в лесных и лесостепных районах выжигали траву, удобряли почву золой и использовали землю до ее истощения; затем участок забрасывали, пока на нем не восстанавливался полностью естественный травяной покров). В лесах была подсечная (подсечно-огневая) система земледелия. Деревья рубили и оставляли до следующего года сохнуть, затем сжигали; полученный удобренный участок использовали до истощения. Среди сельскохозяйственных культур преобладала пшеница. Были также известны просо, гречиха, ячмень, рожь. Славяне разводили крупный рогатый скот, свиней, лошадей. Были распространены лесные и речные промыслы. Славяне занимались бортничеством (сбором меда диких пчел). Большую роль в экономической жизни восточных славян играла военная добыча (в результате набегов на Византию славяне захватывали рабов и предметы роскоши).

Вокруг князей образовывались дружины (группы постоянных боевых соратников, друзей). Появление дружины не привело к ликвидации всеобщего вооружения народа, ополчения, но предпосылки для этого процесса уже сложились. Выделение дружины – существенный этап в создании классового общества и в превращении власти князя из родоплеменной в государственную.

К началу IX в. полностью сложились предпосылки формирования государственности у восточных славян. Выделяют несколько групп предпосылок: экономические, политические, социальные, духовные.

К экономическим относятся:
- переход к пашенному земледелию;
- отделение ремесла от земледелия;
- сосредоточение ремесла в градах (погостах);
- начало торговых отношений;
- преобладание свободного труда над рабским.

К политическим относятся:
- потребность родоплеменной знати в аппарате защиты своих привилегий и захвата новых земель;
- формирование славянских племенных союзов;
- достаточно высокий уровень военной организации;
- угроза нападения внешних врагов.

К социальным относятся:
- смена родовой общины на соседскую;
- возникновение социального неравенства людей;
- складывание древнерусской народности.

К духовным относятся:
- общая языческая религия;
- схожие обычаи, обряды, общественная психология.

Возникновение государства у восточных славян связывают с призванием варягов с берегов Балтики в 862 г. Согласно летописи, они были призваны племенами, проживавшими на севере Восточной Европы – словенами, кривичами, чудью, весью. Во главе варягов стоял Рюрик, обосновавшийся в Ладоге. В 882 г. родственник Рюрика Олег захватил Киев. С этого момента начинается история Руси как единого государства.

Немецкие историки XVIII в. (Миллер, Байер, Шлецер), жившие в это время в России, на основании данного летописного рассказа утверждали, что государственность на Русь была привнесена скандинавами. Труды этих историков положили начало норманнской теории возникновения Древнерусского государства. Кто такие варяги? С точки зрения норманнистов, варяги – это скандинавы, русское название викингов (варяги Рюрика были шведами).

Против норманнистов резко выступил М. Ломоносов, доказывавший, что варяги являлись выходцами с южного и восточного берегов Балтики и принадлежали к славянской языковой группе. Если учесть, что такое представление было распространено в источниках XV – XVII вв., причем не только славянских, то говорить о М. Ломоносове как о родоначальнике антинорманнизма можно условно. Конечно, среди варягов могли быть скандинавы, но не следует упускать из вида то обстоятельство, что все южные берега Балтики были заселены славянами, зачастую не менее хищными, чем викинги. Поэтому не стоит удивляться, что славяне севера Восточной Европы пригласили княжить балтийских славян. Также известно, что часть словен, проживавших на Ильмене, была сформирована переселенцами с берегов Балтики.

Необходимо отметить, что у норманнской теории происхождения государства на Руси в настоящее время не меньше сторонников, чем противников, что можно объяснить устойчивой традицией норманнизма в отечественной историографии и многочисленными ответными доводами ученых, придерживающихся этой точки зрения.

Сторонники норманнской теории обычно ссылаются на то, что первые киевские князья носили скандинавские имена: Олег, Ольга, Игорь. В византийских источниках сохранились скандинавские имена дружинников Олега, участвовавших в заключении договора с Византией. Византийский император Константин Багрянородный перечисляет названия Днепровских порогов на славянском и скандинавском языках. Сказанное свидетельствует о наличии варяжского элемента в верхушке славянского общества в период образования Древнерусского государства. Но известно также, что варяги не оказали никакого влияния на внутренние процессы развития славянских народов. Все исторические исследования подтверждают, что в VIII – IX вв. восточные славяне находились на стадии образования классового общества и государства. Варяжские князья и их дружины, которые интегрировались в славянское общество, включались в ход становления государственности у славянских племен. Но в этих сложных исторических событиях они не играли самостоятельной роли и не оказывали на них решающего влияния.

Кем бы ни были варяги – славянами или скандинавами, или и теми и другими сразу, – они, несомненно, пришли на подготовленную почву. Государство создается не столько волей верхушки, сколько внутренними законами развития общества. Какие же общественные органы, упомянутые в легенде о призвании варягов, можно рассматривать в качестве прообразов государственных институтов?

Во-первых, это какое-то собрание представителей племен, пригласивших варягов. Можно предположить, что оно было непосредственным предшественником более позднего вече.

Во-вторых, это князь. Именно он “владеет и судит”. При этом должность его была, судя по всему, выборной.

В-третьих, это дружина – вооруженный отряд, сопровождавший приглашенного князя и помогающий ему выполнять свои новые обязанности.

Необходимость призвания иноплеменников в качестве главы государства – насущная потребность, возникающая в условиях межплеменного общения, доросшего до осознания общих интересов. При решении сложных вопросов, затрагивающих интересы всего сообщества, вечевой порядок был чреват серьезными межплеменными конфликтами. Многое зависело от того, представитель какого племени станет руководить “народным” собранием. В таких ситуациях предпочитали обращаться за помощью к иноплеменникам, решения которых в меньшей степени определялись интересами того или другого племени, а следовательно, были в равной степени удобны или неудобны всем субъектам такого союза. Показательно, что во главе подавляющего большинства ранних государственных образований стоят представители других этносов.

III. Во главе Древнерусского государства стоял великий киевский князь из династии Рюриковичей. Князь опирался на войсковые подразделения – дружину. Дружинники не только выполняли военные функции, но также могли выступать в качестве посадников – наместников князя в городах, воевод – предводителей отрядов, исполнять обязанности сборщиков податей и торговых пошлин, судебных чиновников.

Наиболее уважаемые старшие дружинники, составлявшие постоянный совет, “Думу” князя, стали именоваться боярами. У некоторых из них могла быть своя дружина. Для обозначения младшей дружины применялись термины “отроки”, “гриди”. Если бояре выступали в роли воевод, то младшие дружинники исполняли обязанности административных агентов: мечников (судебных исполнителей), вирников (сборщиков штрафов). Княжеская дружина, оторвавшаяся от общины, делившая между собой дань, представляла собой нарождавшийся класс феодалов.

Появление дружины как постоянной военной силы было шагом на пути изживания характерного для периода родоплеменного строя всеобщего вооружения народа. Однако незрелость феодальных отношений проявлялась в том, что народные ополчения продолжали играть важную роль. Княжеская власть была ограничена и элементами сохранявшегося народного самоуправления. Народное собрание – вече – действовало активно в IX – XI вв. и позднее. Народные старейшины – “старцы градские” участвовали в княжеской Думе и без их согласия трудно было принять то или иное важное решение. Летописи отразили падение роли вече в политической жизни: его упоминание обычно связано с экстраординарными ситуациями, когда ослабевшая княжеская администрация или нуждалась в дополнительной опоре или утрачивала власть. Однако были и исключения: сильные позиции сохранило народное собрание в Новгороде и ряде других городов.

Структурно Русь делилась на волости, которыми правили представители правящей династии. По завещанию Ярослава Мудрого киевский престол – престол великого князя переходил самому старшему Рюриковичу. На деле между сыновьями великого князя и его братьями часто возникали конфликты по поводу прав на великокняжеский престол. После смерти Ярослава Русь распалась на несколько больших удельных княжеств, которыми правили князья, постоянно враждовавшие между собой.

При Ярославе Мудром начинается создание “Русской Правды” – важнейшего памятника древнерусского права эпохи Киевской Руси и феодальной раздробленности на Руси.

Основной общественной единицей, о которой говорится в “Русской Правде”, является не род, а “мир”, то есть сельская община.

Отражено и четкое разделение общества на различные группы. Основное внимание уделено защите интересов “мужей”. “Муж” – это военный человек, который противопоставлен рядовым общинникам-земледельцам. Он живет в хоромах, окруженный многочисленной челядью.

В “Русской Правде” впервые отменен такой распространенный обычай родового общества, как кровная месть. Вместо этого определены размеры виры, то есть возмещения за убитого, а также наказание, которому подвергался убийца. Величина этого наказания зависела от социального положения убитого. Самый высокий штраф накладывался за убийство огнищанина, главы общины. Жизнь смерда или холопа ценилась в 16 раз дешевле.

В “Русской Правде” также предусматривались наказания за побои, нанесение увечий, укрывательство беглых холопов, порчу оружия или одежды. Самыми тяжкими преступлениями считались разбой, поджог, конокрадство. За них предусматривались наказания в виде потери всего имущества, изгнания из общины или лишения свободы.

“Русская Правда” во всех ее редакциях и списках является памятником громадного исторического значения. Она настолько полно удовлетворяла потребности княжеских судов, что ее включали в юридические сборники вплоть до XV в.

Экономическое развитие Киевской Руси характеризовалось тем, что основная масса населения – свободные общинники – жила в селах и была обязана платить дань князю. Князь со своей дружиной каждый год обходил свои земли, собирая дань, которая именовалась полюдьем.

Постепенно формируется княжеский домен – земли, которыми владеет князь. Из этих земель составлялись вотчины – наследственные земельные владения, которые князь давал за службу своим дружинникам. Княжеская власть также предоставляла местным правителям право на кормления – сбор дани с земель и городов. Со временем князья даровали крупным землевладельцам – боярам и церкви – право суда и другие важные полномочия в своем вотчинном хозяйстве. Так на Руси формируется феодальное землевладение. Появляется феодально-зависимое население, обязанное платить подати за землю своему господину. Возникает новая форма зависимости – личная.

Набирают силу и растут города, которые были политическими, административными, торговыми, ремесленными центрами княжеств. Город делился на две части – детинец (крепость) и посад, расположенный возле детинца. В посаде жили торговцы и ремесленники, в детинце – князь или наместник с дружиной.

Русь была огромным по территории, но малонаселенным государством, связанным только княжеской властью. Князь Владимир решил объединить страну под властью единой религии. Попытка использовать для этого язычество себя не оправдала. Христианство для этих целей подходило гораздо больше.

К этому времени христианство принимают Венгрия и Польша; князья и правители этих стран использовали данную религию как средство усиления своего влияния, а также в целях сплочения общества. Владимир учел опыт Европы и стал готовиться к христианизации. Он остановил свой выбор на византийской церкви, поскольку Русь и Византию соединяли давние торговые и культурные связи. В свою очередь, Византия стремилась использовать христианизацию Руси для подчинения ее своим интересам.

Крещение Руси принято датировать 988 г. На самом деле христианизация затянулась на века и во многих местах (особенно в Новгороде, Ростове) встречала упорное сопротивление. Реально христианство коснулось только верхушки русского общества и жителей городов. На Руси возникло двоеверие – причудливая смесь христианства и язычества.

Но со временем христианству удалось проникнуть во все слои общества, а сама церковь стала мощной и влиятельной в обществе организацией, хотя некоторые элементы язычества сохранились на Руси вплоть до настоящего времени.

Утверждение христианства на Руси в качестве государственной религии – событие большого исторического значения. Древнерусское государство упрочило свои экономические, политические, династические, культурные связи с Византией и Западной Европой, преодолело изоляционизм, вызванный вероисповедальными различиями. Киевская Русь стала христианской державой, интегрирующейся в семью христианских народов и государств.

Еще большее значение христианство имело для утверждения новой общественной системы. Ускорилось изживание местных племенных различий, что способствовало этнической консолидации. Православные институты оказались в тесной связи с раннефеодальным государством и монархией, придав им характер богоустановленности, сакральности. Страна оказалась приобщена к христианским ценностям, на основе которых стали формироваться принципиально новые отношения, развиваться культурная и духовная жизнь. Вместе с тем христианство было принято в его византийском, будущем православном варианте, что в последствии привело к возникновению и противоположных тенденций – политическому и культурному отчуждению от латинской Европы, утверждению иной модели исторического развития.

С принятием христианства начала выстраиваться церковь и церковная иерархия, занявшая важное место в древнерусском обществе. Начальная история церкви плохо известна. Высшей властью, объединяющей всю христианскую Русь, был митрополит Киевский и всея Руси, который в свою очередь назначался и подчинялся константинопольскому патриарху. Вскоре его митрополия стала делиться на епархии, число которых постепенно увеличивалось. Среди них были Новгородская, Ростовская, Черниговская, Переяславская, Полоцкая. Митрополиты и епископы с древнейших времен получали от князей различные подарки и земельные владения. Наряду с белым духовенством появляется и черное – монахи, обживающие пустыни и монастыри. Число последних в XI – XIII вв. достигает 70. Характерно, что расположены они были главным образом в городах или близ городов – затянувшийся процесс христианизации побуждал монашество “жаться” к городским православным центрам. Возникает и монастырское землевладение.

Важное место в становлении и развитии древнерусского государства занимала его внешняя политика. Основными внешнеполитическими задачами были:
- обеспечение безопасности торговли и торговых путей (торговля была важнейшим источником доходов);
- безопасность южных рубежей (на юге Русь граничила с кочевниками).

В 907 г. Олег, а в 941 и 944 гг. Игорь предпринимают походы на Константинополь. В результате Русью и Византией был принят пакет соглашений, в которых обговаривались условия торговли и отношения между государствами.

Сын Игоря Святослав развил обширную внешнеполитическую деятельность, проведя всю свою жизнь в походах. Он присоединил земли вятичей к Руси, разгромил Волжскую Булгарию (мусульманское государство на Волге) и Хазарский каганат. При Святославе Русь контролировала огромные территории от Карпат до Северного Кавказа.

Затем Святослав переключил свое внимание на Византию. После нескольких удачных сражений с византийскими войсками Святослав потерпел крупное поражение. Возвращаясь на Русь, он был убит в стычке с печенегами.

Его преемник Владимир основное внимание стал уделять внутреннему устройству Руси, а не завоеваниям. Но во внешней политике ему также сопутствовал успех: Русь отвоевала у Польши земли Червенской Руси, кроме того, Владимиру удалось дать достойный отпор печенегам. Укрепилась власть князя над непокорными славянскими племенами вятичей и радимичей.

Позже Русь начинает борьбу с половцами, которые в X в. жили на территории Северо-Западного Казахстана, а затем в степях Северного Причерноморья и Кавказа. Половцы впервые упоминаются в русских летописях в 1054 г. В 1061 г. происходит первое столкновение русских с ними. Вторая половина XI – XII вв. – время борьбы Руси с половцами. Владимир Мономах выступил руководителем многих удачных походов против половцев.      


Рецензии
ВЕЛИКОЛЕПНАЯ НАУЧНАЯ РАБОТА /ЛЕКЦИЯ ДЛЯ ВУЗОВ/ ЗАМЕЧАТЕЛЬНОГО РОССИЙСКОГО УЧЁНОГО-ИСТОРИКА, ФИЛОСОФА И СОЦИОЛОГА АНДРЕЯ БОРИСОВИЧА ВОРОЖЕЙКИНА!!!
А.Б. Ворожейкин даёт высокопрофессиональный, совершенно качественный научно-исторический аналитический обзор, базирующийся на глубоком лингво-историко-этнологическом и семантико-антропологическом нарративно-структуральном и сопоставительном анализе множества первоисточников /хорошо зная Андрея Борисовича, его высочайший уровень научно-исследовательского и методико-методологического мастерства, хочу особо подчеркнуть: все первоисточники прочитаны автором лекции на языках оригиналов-латинском, {древне}греческом, старо{церковно}славянском, немецком и арабском!!!/. Работа не вызывает никаких сомнений и замечаний.
Г.Г. ЛАРИН, АКАДЕМИК АКАДЕМИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ И СОЦИАЛЬНЫХ НАУК.

Георгий Георгиевич Ларин   08.04.2022 23:53     Заявить о нарушении
На это произведение написано 11 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.