Люди Книги

Фрагмент  моей книги из серии "Люди, которыми людбуюсь. Бен Цион Давид"

Йемениты – Люди принадлежащие Книге. Их судьбы, сердца, мысли и дущи слиты с Книгой так, что невозможно провести черту - где начинается Книга и заканчивается Человек, где начинается Человек и заканчивается Книга...

Мне много приходилось слышать о том, что «Книга» занимает в жизни йеменитов центральное место, недаром  потомков Авраама называют «Народом Книги». Интересно, но эта тема от меня словно ускользала куда-то. То Бенци сильно занят, то срочно надо бежать мне, то важный звонок… Пока я  наконец не поняла - видимо нужен какой-то особый настрой струн души. Нужна мелодия, которая вызовет внутри резонанс и сделает возможным поймать наидревнейшую  волну в  душе  этого удивительного народа. И вот, наконец-то такой день настал. Я отправилась к мастеру в гости в тихий город Рамат Ашарон. Был конец субботы,  тепло и очень тихо, словно вся природа была погружена в послеобеденный сон. Поднимаюсь по лестнице на второй этаж. Обмениваемся  приветствиями «шаббат шалом». Бенци сделал нам душистый кофе. Мы сели на балконе  глядя на небольшую пальмовую рощицу, мы словно слились с этим субботним покоем и светом и сама собой  потекла наша неспешная беседа…
- Бенци,  я обратила внимание, что среди архивных фотографий есть очень много таких, где запечатлены мужчины и дети за изучением книг. Среди рассказов и преданий йеменитов львиная доля  таких, которые   связанны  со святыми текстами. Ты можешь сказать несколько слов о месте, которое занимает  «Книга» в жизни йеменитов?
- О! Это главная тема! – ответил мастер. Сефер Тора – наиважнейший  аспект   в жизни моего народа. Свиток Торы -  священная и весьма дорогая вещь. Внешне это  просто полоса специально обработанной шкуры чистого (кашерного) животного, скрученной  в свиток,  на которую вручную нанесены тексты Пятикнижия Торы.  Все просто, но далеко не каждый мог позволить себе купить его.  Это то, что  мечтали сделать все  мужчины в общине, если только у них появится достаточно денег. Иметь свой свиток в молитвенном доме было огромной честью. Владелец свитка был на особом положении в общине – имел свое   персональное место в синагоге, все  его  уважали   и считались с его мнением. Однако, кроме уважения и преференций -   это была и огромная ответственность и смелость, ведь   он был совершенно «прозрачен», чувственно  обнажен  для других членов общины , у всех была возможность видеть то, что происходит у него в душе!
- Что ты имеешь в виду? Как свиток мог показать -  что происходит в душе  его владельца? – изумилась я.
- Дело в том, что  каждую  субботу (шаббат) в молитвенном доме всегда  должны были  читать определенную недельную главу Торы. Каждый раз в порядке живой  очереди для чтения извлекали  один из свитков. На кануне субботы весь текст свитка  обязательно проверяли, чтобы он был без повреждений, ведь бывает  всякое - стираются буквы или возникают другие повреждения. Бывает  так, что повреждение можно исправить, но бывает и так, что это  уже не возможно и такой свиток считался не пригодным для чтения,  на иврите его называли   «пасуль». Его или хранили в специальном месте, либо хоронили, словно это живое существо.
- Я все еще не понимаю, как именно это связано с душой владельца, - напомнила я.
- А ты не спеши и слушай! – сказал Бенци с улыбкой. Так вот, на кануне субботы свиток извлекался для проверки.  Если  владелец был человеком чистым  праведным и жил в мире с ближними,  его свиток словно зеркало  отражал состояние  души и   был без повреждений,  считался особенно священным, приносящим благословение всей общине.
- А что происходило если этот  человек не был праведным?
 - Если же человек грешил, его мысли были не чисты, он  конфликтовал, испытывал ненависть и тому подобное – его свиток тоже стремительно портился, причем в определенных местах текста. Старейшины, которые проверяли свитки перед субботой сразу видели,  что  именно не  исправно в душе владельца. Проверка была крайне важна! Ведь йемениты свято  верили,  что  если прочитать в субботу поврежденный свиток, то  это  причинит   огромный вред  всей общине.
- Интересно, как же возможно было изготавливать подобные свитки!? – поразилась я.- Они словно живые существа!?
-  Да. Ты совершенно права, и  сам процесс написания свитка Торы заслуживает отдельного внимания – это тончайшая ручная работа. В свитке не могло  быть  ни одной ошибки и помарки. Если  же ошибка была – то свиток считался непригодным.
  Люди изготавливающие  их были  совершенно особой категории. Они должны были быть   абсолютно «прозрачны» для света Торы -  словно стекло, через которое без препятствий и искажений проникают лучи солнца. Важна была их  чистота на всех уровнях. Физически – перед тем как приступить к написанию святого текста они делали  ритуальное омовение  в проточной воде(«микве» - ивр). В мыслях – они должны были быть в душевном спокойствии и принимать и оправдывать  все действия Творца.  Действия    - они должны были быть скромными,  милосердными, добрыми, благородными, уважать и любить людей, никогда и ни с кем не конфликтовать.  Они были словно ангелы, сквозь руки и сердца которых беспрепятственно протекал Божественный Свет.
Как известно,  все книги которыми пользовались йемениты были рукописными, ведь  у них  не было типографий. Испокон веков  среди людей общины были такие, которые занимались написанием святых текстов.  Это «ремесло» как правило,   было семейным и передавалось от отца к сыну из поколения в поколение. Такая профессия называлась   «Софер СТАМ»  ((СТАМ)( «С» – «сефер» книга, « Т»  - свиток Торы, «М» -  «мезузот», маленькие свитки , которые вешают на косяке входной двери справа)
 Каждая такая  семья хранила свои секреты. Отец мне рассказывал, что когда в Йемен приехали  религиозные евреи из  Америки они стали скупать у йеменитов их бесценные книги или менять их на те, которые были напечатаны в типографии. Йемениты были наивными и посмотрев на печатные книги, отметив их красоту  и качество, спокойно соглашались на обмен.
- Для чего же  гостям понадобились  рукописные книги? – спросила я.
- Дело в том, что среди соферов были люди  настоящие  святые-мудрецы  («цадиким»), которым в процессе написания священных  текстов открывались  великие   тайны и   глубинные смыслы. Они записывали  постижения и прятали свои тексты в обложке  книг. Видимо кто-то однажды обнаружил это, и по сей день есть люди, которые буквально «охотятся» за рукописными книгами из Йемена.
- Бенци,  есть  ли в твоей семье истории связанные с подобными свитками?
-  Мой отец рассказал однажды  такую  историю. Они уже  были женаты с моей мамой, а  у ее отца – моего дедушки по материнской линии был свой свиток Торы написанный великим праведником.  Сам дед был человеком чистым  и уважаемым. Его свиток обладал огромной силой и приносил защиту и благодать всей общине.
Отец рассказывал,  что однажды  в  тяжелые для общины йеменитов   времена был подожжен их  молитвенный дом, где хранились свитки всей общины.  «Арон акодеш» (;;;;;; ;;;;;;;)
-  шкаф для  их хранения   сгорел дотла со всем содержимым. Но  когда причитающие от горя мужчины собрались на пепелище, они  с удивлением обнаружили, что свиток моего деда  который был вместе со всеми другими, лежит себе спокойно возле соседней постройки. Он был целым и невредимым. И тогда они поняли, что он каким-то образом «выпрыгнул» из горящего здания, словно живое существо.
- Поразительно! А что же было с этим живым свитком дальше? – спросила я.
- Его судьба очень  похожа на судьбу человека. После смерти моего деда свиток перешел по наследству  сыновьям, родным братьям моей мамы, их звали Йосеф и Масъуд. Йосеф был человеком очень набожным и чистым, а Масъуд довольно  конфликтным и не мог поладить ни с кем. Он так не взлюбил своего брата, что ушел молиться в другую синагогу. Дело в том, что у йеменитов это способ выразить свое плохое отношение –  уйти молиться в другое место. Он ушел, а свиток отца остался у Йосефа. Шли годы, но сколько бы раз не использовали для чтения этот свиток – он был без единой царапинки и помарки, абсолютно безупречный. Масъуд не мог успокоиться и стал судиться со своим братом, чтобы забрать свиток отца себе. Разрешить этот конфликт не представлялось возможным, так как братья ходили в разные молитвенные дома. И старейшины предложили им воспользоваться старинным обычаем – кинуть жребий («аграла» - от слова «гораль» - судьба). В результате  свиток достался Масъуду. Он ликовал и праздновал победу. «Видишь, Всевышний на моей стороне!» -  сказал он брату и забрал свиток. Масъуд принес его в свою синагогу и было решено, что в ближайшую субботу по нему  будут читать недельную главу.  Все очень радовались так как  знали какой силой он  обладал, люди были уверены, что это принесет им благословение. Но когда  на кануне  шаббата его открыли для проверки,  и он  вдруг оказался весь поврежден (пасуль) до такой степени, что не возможно было исправить его, часть букв в нем была стерта. И тогда было принято решение, что его нужно похоронить…
- Господи! Какая грустная история! – я почувствовала как у меня неприятно заныло в груди. – Скажи Бенци, а ты веришь в то, что рукописный свиток Торы  и правда может обладать собственной волей?
- Я не знаю что тебе сказать. Не могу сказать что не верю и не могу сказать что верю. Я не был свидетелем этого события. Мой отец рассказал мне это, но мой отец никогда не говорил неправды.
-  Если все же допустить, что этот свиток такой особенный, почему же он по жребию выпал именно Масъуду? Ведь Йосеф был чистым человеком, достойным чести обладать такой уникальной святыней. Как –то не укладывается в голове.
- Самый тяжкий грех для йеменитов, самое грубое  нарушение заповедей – это вражда и ненависть друг к другу. Наверное Всевышний понял,  что ненависть Масъуда не закончится на этом. Если предположить, что этот свиток был живой и обладал собственной волей, то для него было невыносимо быть причиной вражды и он решил просто уйти…
Мы молчали. Тишина была везде и внутри и снаружи. Мне казалось, что мы соприкоснулись с чем-то самым важным. Приблизились к  тайне, к пониманию того, что же это такое «Народ Книги» и что это значит -  «учить Тору».  Получается, что «Учить Тору»  – это как смотреться в Зеркало  - Дарованное  Всевышним, которое отражает твою душу и не дает тебе сбиться с Пути, не дает исчезнуть из твоей души ни единому состоянию, ни единой частичке. Это было удивительно.
- Скажи Бенци, - нарушила я наше молчание – а у твоего отца был свой свиток Сефер Тора?
- Мой отец… - мастер замолчал. – Он был удивительно скромным человеком. Я как – то задал ему этот вопрос, и он ответил мне, что всегда считал себя не достойным такого святого Дара, что не готов брать на себя такую огромную ответственность. Он говорил, что его братья тоже так думали и они все вместе  приняли решение, что не осмелятся иметь собственный свиток.
-  А что об этом думаешь ты? – спросила я глядя в глаза мастера.
-  Я думаю,  что именно он то и   был достоин быть владельцем свитка, и именно  потому, что он так думал.  Ведь у него был  подлинный трепет перед Святыней. Сказано: «Где есть ты, там нет Меня». Отец был очень скромен пред Всевышним,  потому  и Свет  Торы  проходил через его душу без препятствий…


Рецензии