Ах, какие вкусные были пряники... 1955 год

               
   
                Моим родителям, царство им небесное.


        Ура!!! Я уже первоклассник. И мне здорово повезло со школой. Старый поповский дом, вольготно расположившийся,над высоким обрывом,после войны спешно переоборудованный под школу, находился в центре села. С одной стороны его окна смотрели на ряды яблонь, груш, слив,  что само по себе было исключительно хорошо, поскольку всю осень, на переменках, гурьба ребятни прочёсывая сад, всегда находила чем поживиться, с другой – на центральную площадь, где были магазины, сельсовет и библиотека.
  Сегодня учительница объявила, что последнего урока не будет, и все свободны. Домой ещё идти было вроде рановато, и я решил сходить в сельскую библиотеку, где работал мой отец. Там всегда было полно сельчан, кто-то книгу поменять, кто-то газеты полистать, а некоторым так, язык почесать да среди людей потолкаться. Вот и сегодня тоже было много посетителей, и чтоб я не путался под ногами, отец усадил меня за шкафами и дал мне несколько книг с рисунками.
     В библиотеку постоянно заходили новые люди, поэтому и красивая, полная и лицом и телом молодуха, ничем не привлекла моего внимания. Она же, увидев меня с книгами, очень любезно  ко мне отнеслась, погладила по голове, сказала, что я очень хороший мальчик и угостила толстыми, покрытыми глазурью, пряниками.
     Как раз начался обеденный перерыв, отец закрыл дверь в библиотеку,  и они с молодкой о чём-то  шушукались. Я сидел за стеллажами,  грыз свои пряники,а так как читать умел ещё плохо, то в основном рассматривал рисунки.  Особенно понравилась мне книга «Витязь в тигровой шкуре»… Правда, написана она была  в стихах, странные рыцари на каждой странице заливались горячими слезами, но вот рисунки были исключительно красивые. Прекрасные лошади, замки с вратами на крепких запорах, тигровые и леопардовые шкуры на плечах стройных витязей, одухотворённые лица принцесс...
     Всё хорошее когда-нибудь  кончается, кончились и пряники, а потом и обеденный перерыв. Отец открыл дверь, стали заходить новые посетители. Та барышня тоже тихонько ушла, так и не выбрав себе никакой книжки – странно, как в такой большущей библиотеке, и за столько времени  книгу себе не подобрать, возможно не оказалось именно той, нужной… Я тоже побежал домой, пряники – пряниками, а поесть  горяченького  супчика - тоже не мешает.
     Отец пришёл с работы поздно, уставший, но весёлый, принёс  ещё несколько книг  с рисунками. Мы  с  Леной их долго рассматривали. Потом я рассказывал маме, как ходил в библиотеку, и какими вкусными пряниками меня угощали…
      Мама сразу же пошла в комнату к отцу, и  вспыхнула ссора. Может, мне не надо было в библиотеку ходить, или пряники самому есть, а поделиться с  сестричкой?  Их так мало было, что  там  делить? А мама, хлопнув дверью, ещё и  прокричала:
   - Если ещё узнаю, что та лахудра к тебе ходит, все патлы ей повыдергаю…
Странно, а почему ей нельзя ходить. Библиотека – она  же  для всех...
   Пришла зима с лютыми морозами и метелями. Жизнь шла своим чередом. Как-то, на большой перемене, я с дружбаном Колькой,  отправились в магазин, имея заветные  15 копеек ( на то время для нас – целое богатство) чтоб купить что-нибудь вкусненькое. Народу было не густо, и уже через несколько минут мы с Колей стояли возле прилавка, и высчитывали, что можно заказать на наши деньги. Вон сколько есть всего в ящиках и коробках : и леденцы-сосалочки, и карамельки в цветастых фантиках, и печенье, и пряники в глазури… Пока Коля выбирал, что за наши деньги можно купить, я вертел головой по сторонам. И вдруг узнал в продавщице ту женщину, которой я так понравился в библиотеке. А вот я подойду поближе, она меня  тоже узнает и опять угостит чем-то вкусненьким. Что ей стоит, его всего столько  у  неё много …
  Пока Коля расплачивался, я пробрался ближе и встал на цыпочки, чтоб меня можно было увидеть, и очень мило ей улыбался. Но она на меня и не глянула, взяла деньги у следующего покупателя, снова что-то  взвесила, снова взяла. Торговля шла весело, постепенно меня оттеснили от прилавка…
        Перемена окончилась, техничка тётя Дуся уже ходила вокруг школы и звонила колокольчиком, ну и ми с Колькой тоже рванули в  класс, на бегу дожёвывая печенье.
   - Ничего,- подумалось мне, – после уроков людей точно будет меньше, зайду ещё. Она меня узнает, не может не узнать, ведь я так ей понравился, она так ласково гладила меня по голове и улыбалась… Вот и даст мне печенья или конфет.
   Уроки окончились, в животе уже урчало, можно было бы и домой бежать, там мама, дожидаясь нашего прихода,  всегда в тёплом месте держит что-то съестное.  Начиналась метель, тропинки заметал  мелкий,  колючий снег. Ничего, забегу в магазин на несколько минут.
    В магазине было тепло, какие-то дядьки в углу, на бочке из-под пива, вымазывали кусками хлеба остатки из консервной банки с надписью « Кильки в томатном соусе», и громко кого-то костерили нехорошими словами.               
    Я стоял в очереди, а поскольку из-за прилавка меня было еле видно, всё время подскакивал, постепенно продвигаясь в очереди… Ну вот я и возле неё.
 - Тебе что, мальчик? – спрашивает.
  - Хочу конфет, или печенья, - смотрю ей в глаза,- или пряников, как тогда…
    Она блеснула в ответ улыбкой: - А деньги у тебя есть? Чтоб купить - нужны деньги. Скажи маме, пусть даст.
   Странно, тогда я никаких денег не платил, да и пряников не просил, сама принесла.
     - Отойди, не мешай другим… видишь – очередь собралась…
        Слёзы обиды совсем закрывали дорогу и примерзали прямо на щеках…
   - А ведь права была мама, пусть бы она   ей, той «лахудре», лохмы повыдёргивала, раз такая память короткая…
    Снег валил, тропинку уже еле видно, ну ещё, ещё немного, через улицу  Вал, огородами – и я уже дома…
   Мама взяла мой потрёпанный портфель, доставшийся по наследству от старшей сестры, помогла снять пальто и стянуть загрубевшие на морозе сапоги… Подышала на мои замёрзшие руки, полила их тёплой водичкой и вытерла мягеньким полотенцем. Борщ уже исходил благоуханием в тарелке на столе, хлеб и ложка лежали рядом…
   А ведь права была бабушка Вера: моя мама – самая лучшая мама на свете…
 


Рецензии