Лирический этюд в миноре

После того как совершенно неожиданно застрелился заведующий электрофизиологической лабораторией, на должность руководителя поставили Артёма Пахомова, тридцатипятилетнего мужчину с серыми глазами и такой же серой, ничем не примечательной внешностью.

Никто не мог понять, что привело старого руководителя к такому финалу. Построил роскошный дом в пригороде Ростова, прямо на берегу Дона, купил прекрасную машину, женился на молодой красавице, и…

Артёма вызвали к ректору и сказали:

– Вы назначаетесь на должность руководителя лаборатории.

– Отчего застрелился Григорьев? – спросил Артём.

– Идёт следствие, – был ответ. – Скорее всего, от радости… Вы же там, кажется, придумали аппарат, заставляющий радоваться даже тогда, когда хочется плакать?

– Что-то вроде, – растерянно пробормотал Артём. – Мне и в должности старшего научного не плохо. Нужны мне лишние заботы!

– Ты что, старик! – Ректор встал из-за стола, подошёл к Артёму и положил руку на плечо. – Разве лучше будет, если к вам пришлют варяга?! Да и нет таких специалистов, насколько я знаю. А ты доктор наук, да и работаешь уже давно по этой проблеме. Лучше воспользуйся ситуацией и попроси что-то для лаборатории.


Научная работа Артёма была связана с расшифровкой энцефалограмм во время сна. Человек за ночь видит пять-семь снов, но запоминает лишь последний (если запоминает!). И то лишь тогда, когда просыпается в период «быстрого сна»…

Метод позволял расшифровывать мысли испытуемого. Если нашумевший «детектор лжи» был основан на улавливании малейших реакций кровеносных сосудов, мышц, то метод Пахомова основывался на расшифровке биотоков мозга.

Исследования проводились на студентах. Анастасия, аспирантка Артёма, эффектная брюнетка, аккуратно заносила в компьютер паспортные данные, потом на испытуемого цепляли множество электродов и снимали кривые биотоков мозга во время сна…


Однажды в лабораторию пришла стройная русоволосая студентка с большими удивлёнными глазами. Это была пятикурсница филологического факультета Екатерина Воронина.

Артём взглянул на неё и залюбовался.

«Хороша девочка! – мысленно вздохнул он, но тут же одёрнул себя. – Но-но-но, парень! Притормози!».

Они вежливо улыбнулись друг другу, и Артём стал объяснять ей суть исследования.

– И тогда вы будете знать все мои секреты? – удивилась Катя.

– А они есть?

– Конечно…

– Надеюсь, не государственная тайна. А личные нас не интересуют…

– Да-да! Так я вам и поверила!  Впрочем, если и узнаете, так даже лучше!

– Что же за секреты у тебя такие?

– Простые… Я вас, кажется, люблю!

Она сказала это просто, без смущения, несмотря на то, что в лаборатории были и другие сотрудники.

– Что ты говоришь?! Я старше тебя вдвое!

– Положим, не вдвое, а лет на пятнадцать. Ну и что?! Я же ничего не прошу, говорю только о своих чувствах. Вы же их всё равно бы узнали! Это как болезнь.

– И давно ты больна?

– На третьем курсе вы читали нам лекцию.

– Так, может, не будем проводить исследование?

– Почему же? Теперь вы все мои секреты знаете. Мне больше нечего бояться…

Артём прикрепил электроды на голову девушке, закрепил самописец к поясу, и она ушла.


Катя жила в общежитии. Приехала из Сибири, где у неё остались родители и маленький братик. Школу окончила хорошо и решила, что профессия учителя вполне ей подходит. Она любила литературу и в школьные годы, особенно после фильма «Доживём до понедельника», была влюблена в учителя литературы. Катя всегда должна была кого-то любить. В детстве была влюблена в соседского мальчика, который возле их дома выгуливал собаку. Парень уже вернулся из армии, но её это не смущало. В школе сначала любила Колю Новикова, что сидел на последней парте и хорошо играл в баскетбол, но постепенно любовь к нему прошла, и она влюбилась в учителя литературы, высокого стройного мужчину, чем-то напоминавшего ей артиста  Вячеслава Тихонова.

Девушка никогда никому не признавалась в своих чувствах. Даже ближайшая подруга Аня Коновалова, и та ничего не подозревала. Свою влюблённость Катя чувствовала физически, рисовала в своих фантазиях невероятные приключения. И вот сегодня, испугавшись, что все её тайны будут раскрыты, решила рассказать о них заранее, чтобы быть правильно понятой.

Был тихий весенний вечер, подружка, с которой она жила в одной комнате, ушла гулять. У неё был бурный роман с Евгением Долговым, студентом факультета журналистики. Катя потушила свет и легла спать. Нужно было подумать о том, что сегодня произошло. Она впервые рассказала о своих чувствах…


Артём проводил взглядом девушку и улыбнулся: «Стар для такой! Куда мне? Но – симпатяга! Просто очаровашка. Но не для меня этот цветок, ой, не для меня!».

Он пытался сосредоточиться на проблеме, но нить рассуждений ускользала, и он снова и снова возвращался к моменту, когда пересеклись их взгляды.

Потом в течение недели они регулярно встречались в лаборатории.

«Я схожу с ума! Гормоны играют! – думал Артём. – У неё фантазии, а у меня… Я же холостяк со стажем. Неужели – конец моей свободе?!».

Он вышел в туалет и ополоснул лицо холодной водой.

«Совсем сдурел!» – подумал Артём и стал просматривать энцефалограммы.

– Хорошо бы создать программу, чтобы измерения производил компьютер, – сказала Анастасия.

– Хорошо бы, – кивнул Артём. А сам подумал, что их с Катюшей разделяет пропасть в пятнадцать лет и никакой самолёт её не одолеет. Тридцать пять и двадцать! Два поколения. Два разных человека. Две разные жизни. Почему мысли об этой Катюше столь навязчивы? И странное дело, Анастасия Сереброва, его аспирантка, много раз давала понять, что он ей небезразличен, но почему-то его совсем не трогала. Да, красива, умна, диссертацию кандидатскую подготовила к защите, свободна… и папа у неё известный учёный. А об Анастасии он никогда не думал так, как об этой удивительной студентке.

Впрочем, что он о ней знает? Практически ничего. И почему это его так зацепило? Неужели банальная игра гормонов?! Что он может ей дать? Свою любовь? Надолго ли?

Однажды он попытался её обнять, но Катя легонько отстранилась:

– Не торопите события. Я так давно мечтала о вас, что теперь боюсь разочарования. Давайте немного подождём…

– Всё можно отложить на потом, кроме жизни. Мне кажется, я люблю тебя… и это правда.

– Пусть пройдёт время. Не рушьте мою мечту… Я ведь вас не знаю…

– Так узнай. От знаний ещё никто не умирал.

– Боюсь рисковать! Вы – известный учёный, заведуете  такой лабораторией…

–  С возрастом, видимо, глупею. Если бы ты знала, как я жалею, что согласился на эту административную должность. Ничего не успеваю. Бумажки жить не дают.

– У вас ещё всё впереди…

– Лучше бы ты сказала: у нас ещё всё впереди.

– Вы моложе многих моих однокурсников. Вокруг вас столько женщин!

– Женщины, которые строят глазки ножками, меня не волнуют. А у меня возникла идея: что, если тебе присоединиться к нашей группе? Ведь лингвистический анализ энцефалограмм может дать понимание того, в чём мы до сих пор не разобрались. Да-да! Не отказывайся.

– Я должна подумать… Это очень интересно, только какой из меня пока филолог! Вы не должны быть в глазах ваших коллег смешным…

– Всё это ерунда! Я убеждён в том, что ты действительно можешь помочь.

– Может быть, но вам нельзя терять голову.

– Уже поздно об этом говорить!

Артём подошёл к Кате и, обняв, поцеловал в губы.

– Напрасно вы так… – задохнулась Катя. Ей хотелось тоже прижаться к нему. Сколько раз она мечтала об этом. Но что-то её сдерживало, и она опустила голову, повторяя едва слышно: – Напрасно вы так…

– Не напрасно… Я люблю тебя и хочу, чтобы мы были вместе.

– Вы никогда не были женаты?

– Нет. Всегда думал, что успею…

Катя задумалась, потом тихо произнесла:

– В вашей лаборатории работает девушка. Я видела, как она на вас смотрит.

– Это Анастасия, моя аспирантка. Прекрасный работник, но как женщина она меня не интересует…


После того вечера Артём и Катя стали встречаться. Они бродили по городу, надевшему зелёные одежды, смотрели на стоящие у пристани белые пароходы, на Дон, несущий свои серые воды к морю. Что она могла рассказать о себе? Почти ничего. Зато много говорил он.

– Понимаешь, какое наступит время, когда мы научимся расшифровывать биотоки мозга?..

Вскоре Катя поймала себя на мысли, что слишком привыкла к этим прогулкам.

Когда однажды она вернулась в общежитие поздно, на неё набросилась подружка.

– Где тебя носит?

– Гуляла с Артёмом, были в кафе, – честно ответила Катя.

– С Пахомовым? – протянула Алёна недоуменно. – Ну-ну… Мужик взрослый, глупостей делать не должен. Но запомни, сколько мужика ни корми – он все равно на сиськи смотрит.

– Тебе всё совратители мерещатся!

– Ладно, успокойся, – Алёна взяла подругу за плечи и повернула к свету, вглядываясь в её глаза. – Скажи честно: тебе самой это не странно? В университете полно баб, чего он к тебе пристал? Ты же ребенок для него… – Она не выдержала и последнее слово произнесла, подпустив ехидства. – Ты для него такая фешенебельная, что ему это нерентабельно.

– Ладно, острячка, не завидуй, – неожиданно севшим голосом проговорила Катя и резко стряхнула её руки со своих плеч.


Вечером Катя с Артёмом гуляли в парке. На улице было промозгло и сыро. Фонари освещали холодным светом мокрые стволы деревьев. Стая ворон взлетела на вечернюю поверку, оглашая парк своим карканьем.

Катя неожиданно прижалась к Артёму, потом отстранилась и посмотрела в его серые глаза, надеясь увидеть в них огонь желания.

– Зачем ты меня дразнишь? Ты же знаешь, что я тебя люблю. Я ведь не железный…

«Я не железный», – отдалось эхом в душе Кати. В следующий миг она уже приникла к его горячим губам. Мир вздрогнул. Сердце на секунду остановилось. Вечность показалась маленькой и ничтожной.

Потом она оторвалась от его медовых губ, чтобы перевести дух, открыла глаза и рассмеялась, увидев его ошарашенное лицо.

– Артём, всё в порядке?

– Я знал, что женщины бывают стервозные, очень стервозные и ужасно любимые, – хрипло ответил он, нежно обнимая девушку. – Кажется, я начинаю сходить с ума.


В тот вечер Катя осталась у Артёма. Часы, проведённые с ним, показались ей секундами. И в каждой – бездна чувств и событий. Когда утром нужно было вставать, сил у них уже не было.

И тем не менее, Катя встала, когда Артём ещё спал, приготовила завтрак. А когда часы показали восемь, разбудила любимого и позвала завтракать.

– Теперь ты понимаешь, чем холостяцкая жизнь отличается от жизни со мной? – спросила Катя, наливая в чашки ароматный кофе.

– А ты говорила, что я идеалист. Но согласись: трудно быть идеалистом без материальной базы. Вот я и создавал её. Квартира, машина… Теперь можно и помечтать…

– А я – счастлива! В общаге, наверно, Алёна уже всех подняла по тревоге. Вот удивятся, когда я скажу, что ухожу! Но согласись, что трудно быть счастливой, когда никто не завидует!

– Пусть завидуют! Вечером я освобожусь и перевезу твои вещи.

– Да у меня один чемодан…

– Ну и что? Не ехать же с ним в троллейбусе. Часов в шесть я буду у общежития…

А вечером, когда Катя переоделась в халатик, снова были горячие объятия, поцелуи и щебетание:

– Любимый…

– Любимая…


Так прошёл месяц.

Однажды Катя заговорила об оформлении их отношений. Но Артём отмалчивался, а ночью, когда они лежали расслабленные и утомлённые, сказал:

– Катюша, ты моя мечта… Я слишком часто шёл на поводу у своих страстей. А потом минуты наслаждения оборачивались днями и ночами пытки. А ты… Ты удивительна. Ты достойна совершенно другого чувства. Долгого, а не мимолётного. Не могу объяснить тебе, что сейчас происходит со мной. Да, я безумно желаю тебя. Хочу быть вместе. Но – не сейчас. Давай ещё немного проверим свои чувства. Столько лет я был один, и теперь решиться на такой шаг… должно пройти время. Я должен привыкнуть…

Она усмехнулась и провела по его груди кончиками пальцев:
– Ты, Артём, уникум. Даже не знаю, восхищаться тобой или морду расцарапать. – Катя встала с постели и начала спешно одеваться. Потом обернулась через плечо и вымученно улыбнулась: – Возможно, ты прав.

– Не обижайся и не злись.

– Я постараюсь…


Напрасно Артём звонил ей на мобильный телефон. Она его отключила. Он ждал её у входа в учебный корпус, но и там не увидел.

Анастасия сказала ему:

– Просто тошно смотреть, как ты маешься… Хочешь, я её завтра тебе приведу на верёвочке?

– Не нужно… Я сам во всём виноват… Дурак…

– Хоть бы раз ты доверился не голове, а чувствам. Такую девушку обидел! Но и она повела себя как дура. Я на такой финт была бы не способна.

– Утешила… Ты – это ты. К тебе я привык. Ты – часть моя. А с нею было что-то иное…


Прошёл месяц. Однажды случайно Артём встретил Катю и остановил её.

– Катя! Рад тебя видеть. Куда ты исчезла? Телефон отключила. Я не хотел тебя обидеть… Может, был не прав. Но…

– Не стоит извиняться. У меня всё хорошо. Я, наконец, встретила мужчину своей мечты. Влюбилась. Влюбилась серьёзно… Ты же взрослый человек, должен меня понять…

– Поздравляю,  – мрачно произнёс Артём. – Но всё равно я хочу, чтобы ты знала: я любил тебя… Наверное, ты права… Так мне и надо.

– Ты ни в чём не виноват. Просто не судьба. Мы не поняли друг друга. Мне нужен был такой урок, и ты его мне преподал, за что я тебе благодарна.

– И ты для меня была мощным стимулом. А сейчас словно почва ушла из-под ног. Не знаю, для чего живу, для кого? Прости меня и не суди строго…

– Я же сказала, что благодарна тебе за урок… Но мне уже пора. Будь здоров. Я тебя буду вспоминать. И поверь, без укора, без обиды. Если бы не ты, я бы никогда не нашла того, кого искала.

Катя улыбнулась и легко сбежала по лестнице.


Рецензии