Транспортная поэзия
Звучит и юмор и сатира».
«В салоне городской маршрутки
Есть место юмору и шутке».
Общественный транспорт – это не вся наша жизнь, но весьма интересный её фрагмент. Сказать только, какая тут поэзия, когда в далёкие годы добирались на работу в переполненных двухсекционных венгерских Икарусах (их прозвали тогда «скотовозами»), готовыми развалиться на две части из-за внутреннего давления народной массы. Ну а о посадке и говорить нечего: никакой очереди – все первые! Кто угадал, где будет дверь – того первым и затолкают вовнутрь и все сидячие места его. Кто-то при посадке с издёвкой успокаивает народ: «Товарищи, не толкайтесь, места много, ДАЖЕ женщины сядут!» (смех сквозь слёзы). А что было внутри? Тут юмористам была хорошая тема для творчества, типа: «Молодой человек, вы своими очками колготки мне порвете !». Или: «Граждане, только одного осталось посадить! Нуу-кка, дружно выдохнули воздух! (Он то влез, но после этого больше никто не смог вдохнуть!)».
Да, весёлые были времена…А проезд стоил всего 5 копеек. Такая мелочь! Народ у нас не мелочный, поэтому многие и не утруждались брать билет. Поскольку рентабельность была никакая, то и кондукторов поувольняли и поставили кассы, где каждый бросал деньги и сам отрывал билет. Те кондукторы, которые удержались на работе, превратились в грозных контролёров. Поначалу народ, окрыленный доверием партии и вдохновлённый коммунистическими принципами, с удовольствием платил и сам отрывал билеты. Некоторые отрывали даже целые ленточки и вешали себе на шею (бумага ничего не стоила). Вот здесь и надо искать первые истоки транспортной прозы и поэзии.
Появились надписи типа «Троллейбус без кондуктора» и грозные предупреждения: «За безбилетный проезд штраф 3 рубля, за безбилетный провоз багажа – 10 рублей» Был даже анекдот, в котором Василий Иванович, увидев контролера, сказал: «Петька вылезай из мешка, а то штрафу не оберёшься!» Водители в безкондукторных трамваях и троллейбусах всем давили на мозги микрофоном с усилителем. Помимо этого транспортники также заигрывали перед народом, например, была надпись: «Лучший контролер – твоя совесть!». И вот пошли первые поэтические шедевры-плакаты, типа:
«Зайцы бывают серые,
Зайцы бывают белые!
А ТЫ КАКОГО ЦВЕТА,
ТОВАРИЩ БЕЗ БИЛЕТА?» Ну и картинка с указательным пальцем типа: «Что ТЫ сделал для фронта!»
Не отставало и устное творчество. Владея микрофоном остряки-водители с удовольствием декламировали свои произведения. Было такое («Вечерний Киев»):
«Товариші киянє! Потрусіть свої кармани!
Не гайте марно часу та кидайте гроші в касу!
Відривайте квиточок та ставайте у куточок!”
Думать не надо – делай как просят. Одесские же контролеры просто заклинали:„Шоб ты так доехав, как узяв билет!”
В период перестройки с общественным транспортом возникли большие проблемы. Упустим этот период. Было не до прозы и тем более не до поэзии.
Но вот период стихийного накопления капитала завершился (скажем, весьма успешно для тех, кто вооружился лозунгом: „Куй железо пока Горбачёв!”) и транспорт и все выгодные маршруты оказались в руках кузнецов. Иностранцы также заметили, что население как-то куёт монеты (зарплаты то нет). Они своими ушами слышали. Один мужит просит другого: „Дай, Витя, червонец на бутылку”, а тот в ответ: „Пойди наКУЙ!”. В общем транспорт оказался в надёжных руках и лицензионное дело так же. Цены стали кусаться, но сервис становился лучше и лучше (не на всех маршрутах, но тем не менее). Цены повышались постепенно. Водители были ни при чем! При повышении платы за проезд они, вместо хозяев, оправдывались перед народом и писали вроде этого:
„Не повышаем цены без напасти –
Вопросы задавайте власти!”
До всех все больше доходила мысль, что транспорт коллективного пользования – это общественное место! А народу в общем было всё равно. Привыкли все быть хозяевами страны – чё хочу то и делаю! Слава богу в транспорте не курили. Но на стоянках пускали бесплатно дым дорогих сигарет в лица стоявшим в очереди – не все же могут позволить себе курить такие сигареты. Сейчас, когда принято постановление о поведении в общественных местах...Всё осталось абсолютно таким, как и было до этого. Уже не хочется вспоминать о культуре речи и распитии различных напитков.
Но водители маршруток – народ крутой. Многие навели идеальный порядок в своем салоне, подчёркивая важность приоритета общественного места. Прежде всего водителей раздражало неправильное применение усилий пассажирами при закрытии дверей. „Не хлопАЙ дверью!” висело везде предупреждение. Те водители, которых хлопание дверью крайне раздражало предупреждали:
„Если хлопнешь ещё раз,
От водителя получишь в глаз!”;
или же такое:
„Если хлопнешь, друг, ещё
В лоб получишь – вот и всё...”;
или покруче:
„Хлопнешь дверью – станешь льготником!”;
Или очень вежливо:
„Купи себе холодильник и хлопай дверью!”; „Дверь закрывай душевно, а не от души!”; „Вы уже опоздали на конкурс: Кто громче всех хлопнет дверью!”
„Не хлопай ресницами, красавица, а то улетишь!” – что-то вроде такого ласкового комплимента-предостережения.
Самым главным вопросом после того, как пассажир тихо закрыл дверь, был вопрос правильной и своевременной оплаты проезда:
„Жену ты можешь не любить,
Детей не видеть много лет,
Но чтоб проезд не оплатить –
Страшней греха на свете нет!”
Или плакат с изображением Маркса, Энгельса и Ленина с надписью:
„Землю – крестьянам,
Заводы – рабочим,
Деньги – водителю!”
Тут же надпись „Водитель не Мазай, зайцев не перевозит!”. Ну и другое, касающееся оплаты за проезд: „Проезд 10 рублей. Первые 10 секунд – бесплатно!”; „Водитель не осьминог. Всем сразу сдачу не даст”; тут же: „Сдачу не клянчить!”.
Водители, конечно, чтут ветеранов, инвалидов ВОВ, участников боевых действий. Государство тоже их уважает (особенно перед выборами), но только за чужой счет. Нет бы доплатить этим людям деньгами, а все льготы отменить, чтобы ветераны-льготники не унижались в привелигированных видах транспорта. Водители маршруток чтут их, конечно, но не любят, когда к ним просится такой пассажир. Одного видно сильно достали, написал: „Участникам Куликовской битвы – проезд бесплатный!”.
Что ещё не устраивало водителей? Прежде всего распитие напитков в салоне, особенно пива (некоторые ещё по ходу движения умудрялись и закусывать, чавкая при этом). Запах пива, если оно не в твоём бокале, крайне неприятен, особенно в общественном месте. Водители пишут вежливо „Салон – не пивной бар” и не пускают молодежь в салон с открытыми бутылками. Другие, ещё раз подчёркивая значимость салона, пишут: „Спрячь бутылку. Дома пей. Здесь маршрутка – не бордель!”. Ну и конечно о мусоре: „Что оставил здесь – найдёшь в другой маршрутке”; „Просьба семечки, орешки и бананы есть вместе с кожурой!”
Ещё не нравилось водителям, когда пассажиры нарекали, что водитель не остановился, где они хотели. „Уши у водителя – не локаторы. Остановку объявляй громко!” или „Хочешь выйти – кричи!” или „Тише скажешь – дальше выйдешь”. Ну и не нравилось не точная просьба места остановки. „Нет таких остановок: Здеся, тута и возле столба”; „Остановка: Где-нибудь здесь – будет: Где-нибудь там!”. И ещё „Не могу я останавливаться ...ля возле каждого дорожного столба”.
Ну и достали всех многочисленные габаритные клунки пассажиров, мешающие пройти по салону: „Здесь маршрутка, не такси – багаж сюда не заноси!”; „Нельзя сюда впихнуть невпихуемое!”; „Сидячих мест – сколько сядет, стоячих – сколько влезет”.
Масса юморных, саркастичных, пошлых, не уважающих пассажиров надписей и надписей, касающихся безопасности движения, лично водителя и других тем: „Девушки, держите коленки вместе: вам будет не холодно и водителю не будет жарко”; „Водителя не щекотать!”; „Просьба водителю в зеркало рожи не корчить”; „Спасибо мэру за хорошие дороги!”; „Пассажир всегда прав (пока жив)”; „Проезд стоя категорически запрещён! ГИБДД требует чтобы количество трупов не превышало количество сидячих мест”; „Место для удара головой или рогами!”; „Пассажиры, можете садить на коленки детей до пяти лет, а не 16-летних придурков”; „Я – не Шумахер, я – его учитель!”; „Завещание в бардачке”; „Если бабульке никто не уступит место, то это сделаю я – водитель!”; «Водитель справок не дает. Ответ на вопрос "Когда поедем, шеф?" смотри на сайте www.segodnya-tochno.ru»; «Пьяных не беру! (Пьяным считается пассажир, не попавший в дверь маршрутки с трех раз)»; «Держитесь крепче — я раньше дрова возил!»; «Залезай, садись, держись, заткнись».
Раньше домашние телефоны были привилегией не многих, а о мобильной связи и не мечталось. Сидя в троллейбусе можно было расслабиться и подремать. Теперь – другое дело. Можно все домашние, производственные, личные, сердечные и другие проблемы решать безотлагательно по ходу движения транспорта. Экономия личного времени! Ну а каково другим пассажирам, когда одновременно громко ведут разговоры (я свидетель следующего, а ехать с центра на левобережный массив города 25 минут): 1) дед, маленький с лысинкой, : „ ...я тобі от і кажу що поросят треба кормити...” (довго розїяснює як кормити... слухаю, дуже ж цікаво...;2) молодой парень программист даёт кому-то указания: „ ...браузер Google Chrome и никаких персональных данных…я этих ;даров знаю…”; 3) красивая блондинка, не совсем довольная какими-то событиями личной жизни, изливает свои эмоции подружке: „..оно то бы конечно, если б было так...но вероятно врядли...а если коснется дела – я валяюсь...”; и, наконец, 4) жена грузит мужа, который уже дома: „ Петя, смотайся в магазин и возьми шампиньонов, но не тех..., а вот тех...”. Не всякий может отрешиться от всего и не слушать (лично не могу не воспринимать внешнюю информацию). Какофония – не расслабишься. А маршрутка у водителя изобиловала надписями. Вроде как бы агитационная. Мне пришла мысль написать этот рассказ и я набросал несколько строчек относительно мобилок, чего не касались надписи в салоне, и при выходе отдал водителю стишок. Может быть ему и пригодится. Через какое-то время я увидел в его маршрутке надпись, которая отдаленно напоминала то, что я ему написал. Талант нашего народа безграничен! А транспортная поэзия бесконечна! Это я понял, когда прочёл:
„Хотя ты – шикарная блондинка,
Не 3,14...ди так громко по мобилке!
Если каждый здесь начнёт „трандеть”,
По дороге можно ох...ть!”
Вот и всё о прозе и поэзии на транспорте, отражающих городской фольклор. Мы становимся более культурными и цивилизованными. Все понимают, где они находятся. Все меньше плакатов и лозунгов. Творчество на транспорте постепенно сходит на нет. Его вытесняет банальная реклама, о которой отдельный разговор. Но прошлое было поучительно для всех и даже в какой-то мере забавно.
Свидетельство о публикации №212082101030