Гримасы педагогики

В первый класс мальчика привёл отец, невзрачный малорослый мужчина, лет тридцати. Мальчик выглядел маленьким оборванцем: застиранная старая грязная рубашонка, драные шорты, сбитые сандалии, нестриженые рыжие вихры. Воспитательница, Мария Петровна, за пятнадцать лет работы в школе-интернате впервые столкнулась с таким неухоженным ребёнком. Родители, какие бы они ни были неимущими, отправляя в школу своих детей, старались вымыть, причесать своих чад, привести их, как говорится, в божеский вид.
-Расскажите о своей семье,- обратилась она к папаше.
-Ну,- замялся тот, - я один  воспитываю двух детей. Старшая дочка учится в четвёртом классе обычной школы. Я целый день на работе. Денег не хватает, за Сашей дома смотреть некому. Вот и привёл его в интернат. Здесь он будет присмотрен и накормлен. А это сейчас для меня самое главное.
-Простите, а где мама Саши?
 Отец потупился и выдавил:
-Понимаете, мне очень неудобно об этом говорить, но моя жена...она сбежала из дому с морским офицером. Оставила,- он всхлипнул, - и детей и меня!
-Господи,- подумала воспитательница, - как это можно своих собственных детей бросать? Этого даже животные не делают!
-Вам надо принести справку о своей зарплате, справку о составе семьи и написать заявление о бесплатном содержании ребёнка в нашем учреждении, - сочувственно посоветовала она «брошенному» отцу.
Мария Петровна развила бурную деятельность: опросила всех учителей и воспитателей, у которых были свои дети, чуть постарше или покрупнее её нового воспитанника - обычно, родители не сразу расстаются с одеждой своих детей, когда те вырастают из неё - бегала к кастелянше, выпрашивая одежду и обувь для мальчика. Надо было как можно скорее пристойно одеть и обуть ребёнка, ведь даже если отца признают неимущим, то новую школьную форму и всё остальное выдадут только в середине, а, может быть, и в конце октября. Вскоре Саша был нормально одет и обут. Ребёнку - сироте при живой сбежавшей мамаше - все сочувствовали. В столовой никогда не отказывали в добавке, учителя и воспитатели приносили из дома разные вкусности. Вначале Саша держался отчуждённо от всех, испуганно реагируя на любое обращение к нему. Но постепенно дружелюбная обстановка в классе принесла успокоение в душу ребёнка. Марии Петровне было жаль этого мальчика, лишённого материнской любви, и она всячески старалась ему помочь во всём. Отец забирал его по субботам, привозил по понедельникам, а на вопросы воспитателя, слышно ли что-нибудь о матери Саши, отвечал отрицательно. Мальчик не отличался откровенностью. Как только заходила речь о доме и семье, испуганно замолкал.
У воспитательницы, кроме Саши, было ещё огромное количество текущих дел: посещение прогульщиков, выполнение домашних заданий с воспитанниками, подготовка праздников, собрания, совещания, малые и большие педсоветы. Воспитанники жили в разных частях близлежащего города и других весях и городах республики. По субботам, когда всех детей, кроме иногородних, разбирали по семьям, нужно было отчистить, погладить школьную форму двенадцати ребятам, которые были из разных городов и селений. Уставала на работе так, что, придя домой, отстраняла от себя маленькую дочь, говоря:"Лапочка, дай мне полчаса времени посидеть спокойно и помолчать".
Саша успешно закончил второй класс. Воспитательница гордилась учёбой мальчика, так как этот успех был и её. Прошла торжественная линейка, посвящённая окончанию учебного года. На родительское собрание отец Саши не приехал. Дождавшись праздничного обеда, родители забрали своих детей. Только за Сашей никто не явился. Мальчик сидел на лавочке против ворот интерната и тоскливо высматривал родное лицо. Мария Петровна решила: "Отвезу сама. Заодно узнаю, как там у них обстоят дела". Дорога к дому Саши заняла полтора часа. Жильё, надо сказать, поразило Марию Петровну: высокий двухэтажный дом внушительных размеров, двухметровый забор с массивной металлической дверью. На дом бедного несчастного одинокого мужчины он не был похож. Может, от родителей достался? На звонок никто не отзывался. Что делать? Может быть, она ошиблась адресом? Но ребёнок-то рядом, уж он-то знает свой дом?
-Саша, это точно ваш дом?
-Да, - едва слышно прошептал мальчик.
Мимо проходила пожилая женщина. Как оказалось, соседка.
-Женщина, Вы кого-то ищете? - обратилась она к Марии Петровне. - А ты, Саша, чего один на улице скучаешь?
-Да, вот, я  Сашу привезла, а у них никого нет дома. Не знаю, что делать. Боюсь опоздать на последний автобус, - объяснила воспитательница.
-Да Вы оставляйте его на меня. Скоро мать придёт. Я видела,что она в магазин ушла.
-Саша, ты знаешь эту женщину? - спросила Мария Петровна.
-Да, - услышала тихий ответ Саши.
Почему он так испуганно смотрит на эту соседку? Ещё раз переспросив, убедившись в том, что оба говорят правду, воспитательница отозвала соседку и тихо попеняла:
-Зачем Вы при ребёнке говорите "мать"? Отец, что, женился второй раз?
-Да Бог с Вами! - отмахнулась соседка,- Он всю жизнь живёт рядом со мной и женат уже давно на матери Саши и Тони. Это его старшая сестрёнка,- кивнула она в сторону мальчика.
-И его жена никуда не уезжала? (Версию о сбежавшей жене с морским офицером Мария Петровна не озвучила.)
-Нет, куда ей от хозяйства уезжать? Видите, какой у них дом? Это такие куркули!
Ошеломлённая увиденным и услышанным воспитательница не стала дожидаться матери мальчика. Дома её ждала голодная и одинокая родная дочь, и нельзя было опоздать на последний автобус. Срамить это охамевшее семейство - без толку.
 Прошло лето и закончился отпуск у Марии Петровны. Случай с Сашей не выходил из головы воспитательницы. Она не могла представить себе, как ей в глаза будет смотреть отец этого мальчика. Но всё оказалось проще. За два дня до начала учебного года за документами приехала мать ребёнка. Случайно Мария Петровна зашла в школьную канцелярию в то самое время.
-Саша, а что ты здесь делаешь? - обратилась она к мальчику, сидевшему в коридорчике перед канцелярией.- Какие-то справки нужны?
-Нет, мама приехала забрать меня насовсем из интерната.
Войдя в секретарскую, воспитательница увидела "сбежавшую с офицером" такую же неказистую и неприятную особу, как и отец мальчика.
-Вы хотите забрать Сашу? Но он не  "потянет" в обычной школе. С ним постоянно надо заниматься, индивидуально, - пыталась объяснить воспитательница женщине, но мать была непреклонна.
-У вас здесь отвратительная школа. Мой сын стал очень скрытным и лживым,-  заявила мать, поджав и без того узкие губы.
Мария Ивановна едва не задохнулась от возмущения. Каждую неделю, на протяжении двух лет ,родители наставляли сына, как обмануть учителей и воспитателей, как скрывать правду! Это было колоссальное давление на психику ребёнка! И из-за чего? Чтобы не платить "лишних" 10-15 рублей! Шрамы от такого воспитания остаются на всю жизнь. Теперь оказывается, что "лживым и скрытным" мальчик стал по вине школы и лично ее,воспитательницы! Но какой толк высказывать  своё негодование этой бесчувственной женщине? Её хамское поведение... Воспитательница круто развернулась и вышла. Скандал с этой "мамашей" ни к чему хорошему не мог привести. Воспитывать эту женщину - напрасный труд!
Но нравственная травма у Марии Петровны, хоть и зарубцевалась, но до сих пор напоминает о себе.
Такие "гримасы" воспитания не раз ещё встречались в школьной практике учительницы.
 А Саша пребывает "в местах не столь отдаленных" за мошенничество.


Рецензии