Размышляя об ангелах

                Часть первая.
     «Зачем  человеку каникулы, спросите кого-нибудь, а человеку каникулы, затем, что б отдохнуть» .  Это песенка такая из фильма для детей. Хороший фильм, кстати сказать.  А зачем человеку крылья, спросите кого-нибудь, а человеку крылья, затем, что бы летать. А зачем человеку летать? А затем, что бы легче преодолевать расстояния.
    На поверхности, вот такие бесхитростные ответы. Но всякие размышления, они чередуются в соответствии со знаниями. И вот, пускаясь в путь исследования, начну с того, что каникулы, это , конечно же время отдыха для детей, но изначально это время определялось восходом звезды Каникулы. Её почитали в Древнем Риме. Звучит это конечно абстрактно: - «Почитали в Древнем Риме». Так же можно сказать, что почитали во времена  владычества языческих богов, или «до нашей эры», или «до Рождества Христова». И все эти «или» они абсолютно равнозначны для определения времени или, точнее, периода истории, в котором почитали «звезду Каникулу». Но интересно, то, что словосочетание «Древний Рим» - это устоявшийся речевой оборот и некая единица измерения в исторической науке. Если посмотреть чуть шире на эту «Древность» , то окажется она вполне «молодой» по сравнению с историей Китая или Еврейской историей. Поэтому, если быть более точным в определениях,  то звезда «Каникула» почиталась в эпоху, когда часть человеческого сообщества была настроена  на восприятие  и обожествление энергии от природных стихий. От воздуха, света, воды, ветра, земли. Для меня, носителя иудео-христианских ценностей, этот способ взаимодействия с миром является древним, то есть забытым и заброшенным, и даже не реальным. В отличие от китайцев, которые были, есть и остаются частью природных стихий непрерывно во всей истории своего развития. Или же иудеи, которые на протяжении  всего своего исторического существования несут идею невидимого Б-га.
       Из этого следует, что непрерывность и последовательность движения во времени  исключает возможность трансформации  прошлого в «нереальность» или  же, говоря общепринятыми нормами, трансформации прошлого в «древность». По ощущениям, все эти замечания имеют весьма и весьма далёкое отношение к размышлениям об ангелах. Но эта косвенность, она обманчива, так как, рассуждая об ангелах надо обозначить метод рассуждений, и вот, на примере «Древнего Рима» он себя проявил.
     Расшифрую. При более пристальном внимании к вопросу изучения открывается  явная необходимость расширения угла зрения. Эти два действия взаимосвязаны и неразрывны на уровне практики, так как, в теории, всегда принято рассматривать вопросы под разными углами зрения, но здесь, (в этом тексте), получается, что пристальное внимание расширяет границу познания. Ну вот,  - объяснил,  как мог. Приблизился к звезде «Каникула»,  или «Каникул». Она, эта звезда, уж очень перекликается с именем Калигула.
       Не знаю, почитал ли этот правитель Древнего Рима звезду «Каникулу», скажу только, что до нашего времени дошли, благодаря выходкам этого человека, весьма яркие картины жизни античного,(древнего), мира. Здесь хочется поделиться  впечатлением, которое я получил от прочтения пьесы Альбера Камю «Калигула». Я проникся этой пьесой до глубины души. Лично я думаю, что всё, что историки называют Иудео-Христианской цивилизацией, суть – Калигулианская цивилизация. Иудеи остались иудеями, Китайцы также не отступили от своих принципов, а вот почему античные (древние) люди, адепты языческого мировосприятия «сменили вывеску», мне не совсем понятно…  То есть, мне-то всё вполне понятно. Мне не ясно,  зачем и кому это было нужно, обращать язычников в монотеистов.  Если ещё точнее, мне очень жаль,  что прекрасные и рациональные и весьма передовые идеи неоплатонизма «почили в бозе» на арене истории, а видоизменённый иудаизм произвёл глубочайшие изменения в социальной структуре античного мира, оставаясь при этом искусственным имплантатом для языческих народов населяющих территорию нынешней иудео-христианской ойкумены (не убоимся этого античного термина). И вот она «звезда Каникул». Господи, откуда же я про неё знаю? Сейчас я не смогу вспомнить. Что-то, где-то, читал когда-то… Можно залезть в интернет и посмотреть внимательно об этой теме, но не стану я этого делать. Не стану. Зачем?
       Звезда Каникул сейчас в разгаре. Самая середина лета. Я у моря и бокал прохладного вина изредка приятно вжимает свои округлости в мою ладонь. Я делаю несколько маленьких глотков и продолжаю свои размышления об ангелах. Кто они. Из какого «Древнего»  или «Последовательного» мира пришли в наши дни, или мы пришли к ним?  Ангелы или ангел? Самое простое – это человек с крыльями. С крыльями за спиной. Это словосочетание о котором  мы, (я так точно), раньше особо не задумывались. Мне всегда казалось, что ангелы, они из «Древнего» мира, из мира несуществующего ныне…  Это где-то и когда-то, это ни здесь, и уж точно ни сейчас. Все амурчики Фальконе и малыши с крылышками у Рафаэля и Микеланджело – это всё, стало таким нарочитым, практически мещанским, или даже «лубочным». Это стало таким народным и общедоступным, как кофточка с люрексом для «супруги». И этот уровень есть и он именно такой, но вот даже имя самого Микеланджело включает в себя слово Ангел.

                Часть вторая.
     И настал вечер, и липкое летнее небо улеглось на вековые изгибы синих гор, и на фоне самой синей горы взлетал маленький светящийся шар. Он летел, ничего не озаряя вокруг, он поднимался в знойном  безветрии. Кто-то запустил его с одной мыслью,(я не берусь гадать с какой),  я же, глядя на этот шар вспомнил Б. Пастернака.  Дело в том, что я не знаток поэзии, я не запоминаю стихи, не увлекаюсь новыми рифмами, и, собственно, как и все остальные, не люблю читать чужие стихи. Пастернак не исключение. Но    всё- таки, «Свеча горела на столе, свеча горела…». По сути дела, сколько людей произносили эти слова до него и сколько людей произносят эти слова после жизни самого Б. Пастернака. Да великое множество таких людей, а вот у Пастернака она горела так, что мир раскрыл свои самые тонкие чувства для поэта, и вот уже через него для всех тех, кто способен воспринимать свет. Но это всё лирика. Если же говорить о том, что обыденность при более  близком и внимательном рассмотрении есть ни что иное как, ворота в безграничное пространство  великой бесконечности, (назову это так), иначе как обозначить словами то, что скрыто за фразой: - «Свеча горела на столе, свеча горела»…
      Вот и я размышляя об ангелах стараюсь сосредоточить своё внимание на самое близкое и детальное рассмотрение ангелов. Но, где они? Если свеча горела на столе, то это понятно. Стол, свеча и так далее. А ангелы, где они и откуда Они?
     Чаще всего ангелы встречаются в религиозных сочинениях. В религии они имеют свою структуру, свой, как бы сказать, армейский уклад… В Православии они являются «воинством божьим», их много, но есть среди них вожаки – Архангелы. А вот у прекрасного поэта Лермонтова  есть строка:-«Летают сны мучители над грешными людьми, и ангелы хранители беседуют с детьми». Так же надо отметить вопросы об ангелах поверженных, об изгнанниках небесных. И вот, я задаю себе вопрос: - «Что же это, я собираюсь выйти на охоту за ангелами? Я желаю , разве пройти тропой Данте, Врубеля или того же Лермонтова, или я просто взялся размышлять об ангелах?» Да, я взялся, просто размышлять об ангелах. Да, я взялся просто поразмыслить над вопросом летающих существ. В целом, меня интересует гипотеза о том, что вот если бы у человека были крылья, как бы он ими пользовался? Но самое интересное, как мне думается, что видимо были люди с крыльями. Иначе откуда этот  такой чёткий и невероятно могучий образ человеческой фигуры с крыльями. Откуда все эти фразы типа: - « У меня как крылья за спиной выросли», или такое слово как, «окрылённый».
       В общем, слово «крылья» имеет очень богатую смысловую палитру в русском языке. От этого слова происходит слово «крыльцо» - (вход в дом). Крылья они укрывают и защищают.  Даже слово «крыша» происходит от слова «крылья». А сколько «ангельских» слов типа «укрылся», «открылся», «закрылся». Есть ещё, наверное,  и другие интерпретации этого слова, но оно слово изначально принадлежит птицам. В природе, в мире нас окружающем, есть крылья, и они у птиц. И вот, приближаясь к ангелам, я упираюсь в птиц. Ибо только птицы имеют крылья и умеют летать.
      «Свеча горела на столе, свеча горела…»
То есть птицы они из реальности и через птиц можно выйти в великую бесконечность «свечи Пастернака»
       Я умею рисовать, и, признаюсь, достаточно хорошо разбираюсь в рисовании. Мне, как  занудному преподавателю начертательной геометрии видно, где и как сделаны ошибки в рисунке.  От банальных  конусов и кубиков, когда они «съезжают со стола» или «вмяты друг в друга», до весьма сложных композиций с человеческой натурой. Хороший рисунок он как сольфеджио, не терпит ошибочных звуков-линий. И вот – людей рисуют многие. Очень многие преуспели в этом настолько, что фигуры из-под руки этих мастеров звучат как симфонии. Но вот я смотрю на изображения ангелов. Я смотрю и задаюсь вопросом: - «Как они крепятся?»  Как крылья крепятся к человеческому телу?  Я смотрю и вижу, что крылья есть, а вот к телу они не прикреплены. Нет анатомической связки. Вот птица. Вот она летит. Стремительно или расслабленно – не важно. Но у птицы всё убедительно, а у ангелов крылья есть, но как они крепятся – нет, в драпировках скрыто.
       На сегодня я оставлю этот вопрос открытым, но думаю, что в ближайшее время я смогу дополнить свои размышления об ангелах.
        Всё-таки существует грань, или граница, а может  быть различие, (но не разница), между бесконечно малым и великим бесконечным, (или великой бесконечностью).
      Я представляю себя сидящим на коленях. Мои руки расположены вдоль тела и ладони направлены к небу. Между большим и указательным пальцами обоих рук я сжимаю умозрительные жемчужины. Это так важно. Сохранить спокойствие и уменьшать диаметр этих жемчужин. Признаюсь, есть предел в этом упражнении. Для меня это примерно 5 миллиметров между пальцами. Это  та малая величина, которую я могу сохранить на время, пока медленно, через эти самые жемчужины выхожу в Великую бесконечность.
      Всегда, когда рациональный ум «европейца» доходит до предела, или как говорят масоны, до «ландмарки», на помощь призывают «Восток» . Не избежал этого и я. И думаю, что если всё же великая круглая печать Инь и Ян,  вполне явственно перекликается с геометрией Пифагора, то образный ряд , умозрительные картины «Востока» и «Запада», «Востока»  и  Европы, совершенно различны. А именно. «Восток», (я, имею в виду,  Индию, Китай, и отчасти Японию) – свободен от образа крылатых людей. Это просто факт. Я не задаюсь целью сделать культурологический анализ Древних Культур, но от чего-то я знаю, что и Индия и Китай, живут без крылатых людей. В целом, сами эти культуры создали в своей среде весьма своеобразное, (на взгляд европейца), понимание собственно Человека. Знакомясь с трудами китайцев по Тайцзи  Цюань, я очень удивился тому, что через внимание на ничтожно малое и едва ощутимое, выходя в Великое бесконечное, надо обязательно осознавать себя человеком на земле, ( на грунте). Выходя в Великое бесконечное надо всенепременно быть «здесь и сейчас», и что самое главное – не «улетать» в своих фантазиях за химерами, которые могут настигнуть  человеческий мир в пространстве Великой бесконечности.  В целом– весь «Восток» -  это как раз и есть Рациональность, ибо нигде так высоко не развилось искусство управлять Своим  Умом. Именно «Восток» ставит на вершину своей культуры Силу Человеческого Ума. И это оттого, что во всех состояниях надо, согласно Восточному рационализму, быть в Своём Уме, и вот тогда можно уже работать над качеством собственного Ума, (а это уже Тайцзи Цюань). Я знаю это не понаслышке. Пять лет я посещаю  занятия  в Школе Тайцзи. У меня есть успехи. Я научился делать первый шаг в комплексе из Сорока форм. Это большой успех. Это, если серьёзно, много. Я человек. Я сделал осознанный шаг. Это как бы объяснить. Это как у Пастернака. Миллионы людей говорили фразу «Свеча горела на столе», а у поэта получилась осознанная фраза. Простая, самая что ни на есть «затасканная» фраза, (точнее, словосочетание).  А вот -  Прозвучала. Так и первый шаг в Тайцзи. Их много – этих шагов.  Да, люди, считают, что первый шаг они делают в возрасте от 8 до 15 месяцев, (при нормальном развитии). Но нет. Шаг то делают, а вот осознания шага – нет. Причём ни кого-нибудь, а себя самого осознать делающим шаг, и такой шаг, с которого все остальные сорок форм комплекса Тайцзи, являются строго логической закономерностью, всплеском ясного мыслительного процесса. Но так было не сразу. Размышляя об ангелах, я экспериментировал. Движения из Тайцзи, которые я заучивал как школьник, но ещё не осознавал, так вот эти движения я пытался выполнить так, как будто у меня за спиной крылья. Я не особо задавался вопросом, – какие это крылья, я просто ощущал их присутствие, (как бы присутствие  за спиной), и выполнял заученные движения. Надолго погрузиться в это ощущение мне не удавалось. Колоссальное напряжение испытывало всё моё воображение. Я быстро выдыхался. Но всё же то, что получалось, было  интересно. Упражнения с крыльями вызывали у меня азарт. Вызывали у меня желание вновь и вновь работать. Мне это нравилось, до поры до времени.
        Крылья за спиной. Что это? Персональный миф. Вид шизофрении.  Некий духовный эксперимент, или чудачества  художника. Не находя ответа, на эти, резонные, в общем-то вопросы, я сфокусировал своё  внимание на том, что они За Спиной. Это очень и очень принципиально. Потому, что даже если проникновение культур сделает «Восток» прагматичным, а «Запад» станет духовным, то отношение к тому, что у человека За Спиной будет весьма и весьма консервативным и стандартным. А именно, за нашей спиной есть то, что не доступно  нашим глазам, нашему (человеческому), зрению. И это верно как, в общем, так и в частном случае, (я говорю о том, что сам у себя посмотреть за спину не смогу, если нет большого зеркала), а в общем, люди так и не смогли рассмотреть, как крылья крепятся к спине.
        Итак, продолжу. Крылья  - они за спиной. Сама тема «За Спиной», это огромная и сложная тема. Она, на мой взгляд, включает в себя всё неизведанное и непостижимое. Чаще всего к тому, что у нас за спиной, мы относимся как к тёмной или теневой  своей стороне. Так  это или нет, я судить не берусь, но за спиной – это за спиной. Это сзади. Это в прошлом. Вполне возможно, что это так, если на эту сентенцию не посмотреть с боку, то есть  - со стороны. И вот я стою перед зеркалом. Я рассматриваю свою руку. Я  смотрю, как она крепится к телу. Какие мышцы участвуют в работе руки. И я смотрю на лопатку. Признаюсь, странное    название у этой части скелета. Но всё же лопатка. Я смотрю. Я трогаю её форму. Я задаюсь очередным вопросом: - «Что, вот сюда крепятся крылья?», и рассуждаю дальше таким образом: - «Да, сюда крепятся крылья. Не важно, два, четыре, шесть крыльев, важен  вопрос, – а летать-то как?». Я двигаю лопатками вперёд-назад. Так птица делает крыльями, когда летит над землёй. Но у птицы нет рук. Чего с руками делать во время полёта? По швам расположить? Или может на груди скрестить? Я представил себе птицу с руками – смешно. А человек с крыльями. Ангел? Вот странно здесь всё происходит.  Странно. Двигал я лопатками, двигал и понял простую вещь, что птицы, люди с крыльями и ангелы – это совершенно разные явления, или как говорят философы – феномены. Хотя относительно ангелов, это, скорее всего, ноумены.
        Я где-то читал, что шар это непроявленная сущность совершенства. И вот разделяя такие понятия как птица, человек с крыльями и  ангел я всё же прихожу к весьма условному выводу, что ангелы – это такие шары, точнее, непроявленная сущность совершенства.
       Две «жемчужины» в моих руках – это и есть способ осязать неосязаемое. А человек с крыльями, это, скорее всего, просто Образ, или архетип как говорил К.Г. Юнг, (хотя я могу и ошибаться в вопросах  психоанализа). Я вообще могу ошибаться в каждой букве этих размышлений, так как я человек, а это, вполне, может быть, сущность проявленного несовершенства.
                Часть третья.
       Среди ночи поднялся ветер.  Ветви деревьев в лучах уличных фонарей создали на стене спальни весьма причудливый театр теней. Я стал зрителем. Я не спал. Все силуэты, которые двигались на стене , просили меня встать с кровати. И вот я здесь. «Свеча горела на столе, свеча горела…» Я знаю, что взялся за тему, с которой надо быть очень осторожным. И вот я задаюсь прекрасным вопросом: - «А как  огонь крепится к фитилю свечи, где точка соприкосновения огня и материи, где начинается огонь, и где он заканчивается?»  Если просто смотреть. Смотреть расслабив веки начитанных глаз и раскрыв крылья своей души, которые крепятся к телу, как огонь к фитилю свечи, и сделать взмах своими крылами для того, что бы продолжить путешествие такого неизъяснимого чуда как душа человеческая.


       Мело, мело по всей земле, во все пределы,
       Свеча горела на столе, свеча горела…
Я осознанно заканчиваю здесь свои размышления об Ангелах и произношу слова благодарности моему миру за подаренные мне строки.


Константин Евменёв.                Ялта 18 июля 2012 год.


Рецензии
Познавательно, несмотря на грамматику и орфографию. Удачна зарисовка в начале 2й части. Чувствуется художник.

Альберт Горошко   22.08.2012 14:28     Заявить о нарушении
Альберт, спасибо! Да уж, программа Word, не самый лучший редактор))) Исправим!

Константин Евменёв   22.08.2012 16:50   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.