В чем каяться?

   Прошу у читателей прощения за то, что начну с философии. Дело в том, что каждый человек знает, в общем-то, чем он согрешил. Некоторые, правда, склонны оправдывать себя и «прятать голову в песок» от гнева Божьего, но это уже другой вопрос. Я же хочу предложить немножко необычную позицию для рассмотрения своих согрешений, да и вообще, для осмысления жизни. А для начала, давайте зададимся вопросом: за что человек отвечает в своей жизни, где находится область его свободной ответственности? Как он может быть свободен, если ничто не происходит помимо Воли Божьей? Если Господь предвидит все мои поступки, и всё, что я делаю, предопределено Им, то за что же меня судить\1\?
   На мой взгляд, есть только один подход, который позволяет совместить всеведение и всемогущество Господа со свободой и личной ответственностью человека. Нужно допустить, что Бог создал все возможные варианты действительности, в которые укладываются все возможные свободные волеизъявления человека. То есть, Бог сотворил все случаи человеческого выбора, но человек сам выбирает подходящий ему вариант жизни и сам отвечает за него. Такой философский подход не является чисто умозрительной моделью, но подкрепляется существующей в физике многомировой концепцией мироздания, которая утверждает новое понимание реальности.
   Итак, человек видит, чувствует и разумеет в этом мире то, что сам хочет (или может, по своим свойствам) видеть, чувствовать и разуметь. Он сам выбирает мир, в котором существует. В этом мире он лично отвечает за все творящееся зло, за всю боль и несправедливость, окружающую его. Ведь все это является отражением состояния его души. И хотя большая часть этой душевной омрачённости передана ему по наследству, но, если он не осознаёт окружающее его зло, не пытается изгнать его из своей души и выбросить прочь из общей нашей жизни, то он отвечает и за него. Поэтому, равнодушие ко злу и к чужим страданиям – это грех. Трусость, молчаливое потакание несправедливости и приспособленчество – это тоже грех.
   В моём мире, я – самый главный грешник. То, что произносится мной в покаянных молитвах о моих грехах, это не поэтическое преувеличение, а истинная правда. Потому что я – центр моего мира, его законодатель. Все остальные грешники моего мира вошли в него по моим грехам. Ведь люди многогранны, и те, кого я считаю грешниками к кому-то, может быть, явились лучшей своей стороной. Мрак моей души соответствует тому грешному миру, в котором я оказался. Это произошло оттого, что я во зло использую свободу, данную мне Господом: возношу себя, унижаю ближних; добиваюсь тленного богатства, гонюсь за призрачными плотскими наслаждениями.
   Кто-то скажет: Так это же всё бесовские происки! На это я спрошу: А бесы-то где? Не под столом же они сидят, а в моей собственной душе гнездятся, потому что я своими грехами их туда впустил. У меня в душе нашли они тёплое местечко и меня же заключают в оковы греха. Потому что один грех приводит к другому и маленький грешок влечёт за собой больший. Мой долг перед Богом и перед людьми состоит в том, чтобы разделить добро и зло в моей душе и перестать потакать бесам! Иначе я никогда не перестану грешить.
   Большая часть жизненных обстоятельств, действительно, существует для меня как данность. Но в этой, навязанной мне жизни, возможен широкий диапазон моих реакций: от безусловно нравственных, до абсолютно безнравственных и губительных. То есть каждый миг жизни содержит набор альтернатив, приводящих меня или в рай, или в ад. И для этого нет нужды дожидаться посмертного воздаяния. Рай или ад подступает неприметно и окружает меня уже в этой моей земной жизни. Нужно только понять и увидеть это.

   Мы выбираем наш мир не только делами, но и помыслами. Греховные мысли вменяются нам во грех потому, что помысел – это тоже выбор реальности, в которой мы живём. Раз помыслил, значит, и согрешил, т.е. вызвал из небытия непотребный образ своей жизни. Помыслы – это тоже область свободы человека. Правда, Бог милостив! – По тому же закону, надеюсь, искренние благие мысли и добрые чувства послужат нам в оправдание, как дела. Впрочем, это только моя вера, а как там Бог решит, не мне судить.
   Своим выбором, т.е. принятием или отвержением Божьей благодати мы выбираем и своё посмертное существование. Как сказано в Покаянном Каноне: «никтоже возможет помощи нам, но дела наша осудят нас». Отвергая благодать, мы отвергаем и милосердие Божьего Суда. Окованные «пленИцами грехопадений» мы лишаем себя не только возможности улучшения нашей жизни, но и самой возможности спасения. Именно в этом смысле я понимаю слова Господа: «…ибо кто имеет, тому дано будет и приумножится, а кто не имеет, у того отнимется и то, что имеет» (Мф.13:12)
   Путь, указанный Христом, ведёт нас к безгрешной, вечной жизни, а мы продолжаем по неверию и ленности губить свои и чужие души. Возможность спасения может быть нами приближена неустанным духовным трудом для возрастания в вере. Только через труд души, через благой выбор, можем мы получать спасительную Божью благодать. Веруя в возможность спасения, работая для него, мы отвергаемся греховного мира и следуем за Христом, который преподал нам спасительный пример. Если же мы, зная истину, не следуем ей, то спрос с нас по всей строгости. С избранных строже спрашивается.

Январь – февраль 2010. Нюрнберг.






\1\ Например, вера в полную предопределённость характерна для ислама. Но такая позиция может привести к безответственности за совершаемые поступки и к очень опасным последствиям, как в случае фанатиков-террористов.


Рецензии