В чём Милосердие Божье?

Дополнение к многомировой модели спасения.


   После опубликования статьи «Многомировая модель спасения», я предложил ознакомиться с ней одному своему другу, замечательному богослову. Он сказал мне, что не верит в реализацию спасительного покаянного варианта судьбы преступников и негодяев. Поэтому я продолжил свои раздумья и поиски аргументов в поддержку предложенной версии. Мне хотелось представить себе, как третья модель спасения может реализоваться в жизни многомировой души. С результатами этих поисков я и хочу ознакомить сейчас читателей.
   Для начала подчеркну одно различие между простым и сложным вариантами рассечения душ, предложенными мной в указанной выше статье (2). Напомню, что простой (второй) вариант рассечения душ кратко сформулирован так: «Каждый спасётся в меру приобщения его к благодати». Недостатком этой версии является то, что дело спасения здесь представляется как реализация своеобразного закона природы, индифферентного к человеку. Как я уже указывал, здесь не присутствует аспект синергии человеческого стремления к спасению с Божьей благодатью. Добавлю ещё, что и Милосердие Божье показано в этой модели, по-моему, недостаточным образом.
   Задумавшись над тем, как может проявиться Милосердие Господа по отношению к каждому погибающему в грехах человеку, я пришёл к некоторым интересным выводам. Но, изложу всё по порядку:
   В контексте моих многомировых представлений, я полагаю, что каждый человек заканчивает своё земное существование самым длительным вариантом своей жизни. Думаю, почти каждый человек проходит на своём жизненном пути смертельные развилки, при которых, объективно, он умирает в своей актуальной реальности, но субъективно, переходит от смерти к продолжению существования в другом, более длительном варианте собственной жизни. Конечно же, никто из нас не замечает этих переходов, они мгновенны. Каждому последующему варианту жизни соответствует прежняя память, существовавшая до развилки. Новая же память и новая жизнь отражают и реализуют благополучный исход из смертельно опасной ситуации.
   Переход из одной осознаваемой реальности в другую является совершенно обычным и естественным элементом бытия многомировой личности. Они не замечаются нами, поскольку такие переходы имеют характер квантового скачка. Выбор сознательной реакции в повседневной жизни всегда происходит из нескольких альтернатив. В соответствии с этим, сознательная реальность в каждом такте выбора флуктуирует, т.е. как бы, «гуляет» в некотором коридоре (пучке) альтернатив. В дальнейшем, альтернативные линии жизни могут расходиться. Каждым актом сознания человек выбирает очередной квант своего осознанного существования из вселенской суперпозиции. Желающим получить аргументированное описание этого положения я направлю к работам известного физика М.Б. Менского (3) и к материалам сайта МЦЭИ (4).
   То есть, в каждое мгновение осознанной жизни мы переходим из одной реальности в другую. Содержание такого перехода состоит в том, что вместо одного актуального состояния сознания мы переходим к другому актуальному состоянию. Я хочу подчеркнуть, что никакого солипсизма или мистики тут нет. Этот переход являет собой лишь «верхушку айсберга», а точнее, иерархической пирамиды выбора каждым человеком своей реальности. Все этажи иерархического выбора человеческой реальности заполнены психической, биологической и физической действительностью, которая формируется составляющими элементами нашего организма и психики. Все они также выбирают свою реальность из всеобщей суперпозиции, хотя, подчёркиваю, выбор этот неосознанный. Душа, под водительством сознающего разума, связывает все частные реальности биологической и психической жизни в единое целое – в психофизическую действительность.

   Из сказанного выше следует, что когда мы говорим о переходе смертельной развилки, речь не идёт о каком-то «переселении душ». Все квантовые переходы при выборе человеком сознаваемой реальности происходят в рамках его собственной, единственной души. Напомню, что в моей трактовке, душа представляет собой мультивидуум, т.е. совокупность всех возможных вариантов психического существования человека, из которых лишь один, наиболее вероятный вариант воспринимается нами, как сознательная реальность. Все остальные варианты пребывают в бессознательной области психики и исподволь влияют на жизнь личности, в меру их актуальности. Об этом я довольно подробно писал в статье (5).
      Эти варианты рассматриваются мной как частичные личности, со своей памятью, ценностной ориентацией и доминантами. (В психологии такие частичные личности известны под названием комплексов.) Поэтому, нет ничего сверхъестественного в том, что после прекращения жизни, как сознательного выбора реальности, это свойство выбора переходит к «запасному», наиболее актуальному комплексу бессознательного. В жизни это выглядит так, будто вы благополучно миновали смертельную опасность. Например, в знаменитой гипотезе Тегмарка, поднеся пистолет к виску и нажав курок, вы получили осечку, после чего раздумали стреляться.(6)

   Но, пора, наконец, от пояснений перейти к сути вопроса. Моё предположение состоит в том, что Милосердие Божье, желание Господа спасти грешников, заключается в том, что Он многократно даёт нам возможность в течение земного существования придти к благому выбору. Если существует в нашей душе (мультивидууме) хотя бы маловероятный вариант покаянного завершения жизни, то именно в нём мы и умираем. Бог даёт нам шанс оправдания на Страшном Суде, Он неизменно стремится привести всех хотя бы к посмертному покаянию и просветлению. В результате, завершающее испытание и рассечение души для каждого человека имеет наибольшую возможную вероятность благого исхода. Вот в чём, по-моему, может проявляться желание Господа спасти всех нас!
   Высказанная версия, по-моему, логично вытекает из христианского понимания роли и значения Бога в созданном Им мире. Бог является единственным и уникальным источником жизни, Создателем всего живого. Мало того, Он является единственным гарантом жизни вечной. Исходя из этого, я и устанавливаю критерий устойчивости и жизнеспособности выбираемых человеком реальностей. – Чем ближе эти реальности к Промыслу Божьему, тем они жизнеспособней, устойчивей, стабильней. Исходя из этого, я и полагаю, что спасительные для человека реальности являются самыми продолжительными в его земном существовании. Отсюда следует совершенно естественный вывод, что спасительные варианты земного существования должны завершать человеческую жизнь.
   Из приведённой выше трактовки 3-его варианта  выходит, что верующие, покаявшиеся в своих прегрешениях люди, проживают завершающий вариант своей жизни. А жизнь грешника, стало быть, может продлеваться без конца, пока он не покаялся? Что же, кто меньше кается, тот дольше живёт? – Нет, думать так было бы ошибкой. Речь выше шла не только о продолжительности жизни, а об её устойчивости, которая выражается в прохождении различных опасных и смертельных развилок. Чем грешнее человек, тем более ему попускается испытаний, критических ситуаций, даже и смертельных, которые должны побудить его задуматься над своей судьбой. Жизнь его может при этом выглядеть как сплошная полоса неудач, несчастных случаев, болезней и скорбей. Не дай нам Бог такого! Всему есть предел, не стоит искушать Господа...
   В то же время, праведники, нашедшие окончательный вариант своей жизни могут проживать мафусаилов век на радость людям, во Славу Божью! Хотя, обращение может произойти и перед самой смертью, как у Благоразумного Разбойника. Впрочем, всё в Воле Божьей, и наши ограниченные суждения никогда не смогут исчерпать загадку жизни и смерти…

Заключение.

   Предложенная выше гипотеза, или мечта о спасении может показаться кому-то безосновательной. Можем ли мы, исходя из искренней веры и опираясь на своё понимание Евангельской Истины, всё-таки ошибаться? – Конечно, можем! Я вполне отдаю себе отчёт, что разум мой слаб и поражён грехом, а вера моя несовершенна. И, тем не менее, я дерзаю представлять читателю свои модели. Уповаю лишь на то, что Милосердный Господь судит наши дела не по ничтожным плодам их, а по благим намерениям. Истина дана нам в Слове Божьем для того, чтобы мы, в меру слабости своей, но неотступно, с верой, надеждой и любовью пытались постигнуть её. А задуматься тут есть над чем…

"Воля же Пославшего Меня Отца есть та, чтобы из того, что Он Мне дал, ничего не погубить, но всё то воскресить в последний день" (Ин. 6:39)

 И сказал сию притчу: некто имел в винограднике своем посаженную смоковницу, и пришел искать плода на ней, и не нашел;
 и сказал виноградарю: вот, я третий год прихожу искать плода на этой смоковнице и не нахожу; сруби ее: на что она и землю занимает?
 Но он сказал ему в ответ: господин! оставь ее и на этот год, пока я окопаю ее и обложу навозом, -
 не принесет ли плода; если же нет, то в следующий год срубишь ее. (Лк. 13:6-9)

 Да не смущается сердце ваше; веруйте в Бога, и в Меня веруйте.
 В доме Отца Моего обителей много. А если бы не так, Я сказал бы вам: Я иду приготовить место вам.
 И когда пойду и приготовлю вам место, приду опять и возьму вас к Себе, чтобы и вы были, где Я. ( Ин. 14:1-3)

Иисус сказал ей: Я есмь воскресение и жизнь; верующий в меня, если и умрет, оживет. (Ин. 11:21)
 
Нюрнберг. Август 2012.


Использованные источники.

1. Библия.
2. Опыт научной апологетики. Многомировая модель спасения. http://a-m-kosterin.narod2.ru/
3. Менсккий М.Б. Странности квантового мира и тайна сознания. http://fiz.1september.ru/article.php?ID=200700616
4. Сайт Международного центра эвереттических исследований. http://www.everettica.org/index.html
5. Костерин А.М. Опыт научной апологетики. Продолжение: душа в многомирии. http://a-m-kosterin.narod2.ru/
6. Костерин А.М. О гипотезе Тегмарка. http://www.everettica.org/article.php3?ind=78


Рецензии
Милосердие Божие состоит в том, что Он с нечеловеческим терпением позволяет нам вытворять всё противное природе вещей - в надежде на то, что мы, наконец, станем людьми, какими изначально и задуманы.

Влад Матин   21.08.2012 19:29     Заявить о нарушении
Да, уж - ДОЛГОТЕРПЕЛИВ И МНОГОМИЛОСТИВ, непостижимо. Спасибо за понимание!

Аркадий Костерин   22.08.2012 13:46   Заявить о нарушении
О, согласен, Влад, спасибо!

Вячеслав Володин   30.08.2012 21:59   Заявить о нарушении
милосердие Божие не подтверждено реальностью. какой создатель, такое и создание - человек по образу и подобию Божию. Если человек злой и недоразвитый, значит и Бог такой.

Виктор Кузьмин   25.03.2022 12:08   Заявить о нарушении