Рейхсфрейгерр Хунд и тамплиерское подполье

Нашим ветеранам

Мы восстанем Фениксом из пепла.
Идольским лже-храмам не спастись.
С кличем боевым Christus et Templum!
Фениксом повержен будет Сфинкс.
Пали знамена земного ада,
Их спалит подземный райский огнь.
Громом с Небеси: Christ ist erstanden!
Тамплиерам возгласит Тевтон.

И.Р.Б.


Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

Возрождение тамплиерской идеологии на территории «Священной Римской империи (германской нации)», то есть, в первую очередь, на территории Германии и Австрии, в XVIII веке было связано, прежде всего, с именем рейхсфрейгерра (имперского барона) Карла Готтгельфа фон Хунда (Гунда) унд Альтенгротткау (Karl Gotthelf Reichsfreiherr von Hund und Altengrottkau), основателя «Строгого (тамплиерского) Послушания» (Strictе Observanz, Strict Observance. Stricta Observantia). Рейхсфрейгерр фон Хунд  на протяжении второй половины своей жизни заявлял о себе как о «посвященном тамплиере» и законном преемнике глав продолжавшего существовать (с 1314 года – в подполье) Ордена рыцарей Храма.

Согласно утверждениям имперского барона фон Хунда, он был, в период своего пребывания в 1743 году при находившемся в Париже дворе жившего в изгнании во Франции вождя якобитов - претендента на королевский престол Англии и Шотландии – принца Карла (Чарльза) Эдуарда из династии Стюартов (вошедшего в историю под прозвищем «Красавчика Принца Чарли» или «Бонни Чарли» - Bonnie Prince Charlie) /1/ -, в присутствии ближайших приближенных претендента – лорда Уильяма Килмарнока (Lord William Kilmarnock) и лорда Клиффорда (Lord Clifford) – посвящен неким «Рыцарем Красного Пера» (Еques a penna rubra) в таинства исконного древнего, основанного в эпоху Крестовых походов бургундским рыцарем Гуго де Пэйном Ордена бедных спутников Христа и Храма Соломонова (pauperes commilitones Christi templique Salomonici), продолжавшего по-прежнему существовать в Шотландии, несмотря на все преследования, которым он подвергался со стороны духовных и светских властей других государств.

Далее, рейхсфрейгерр фон Хунд утверждал, что высшее тамплиерское руководство («Высшие Неизвестные», die Geheimen Oberen) назначили его «Высшим (Главой) Ордена» (Орденсобером, Ordensober) с титулом Великого Магистра (нем.: Гроссмейстера, Grossmeister, франц.: Гран-Мэтра, Grand Maitre) в VII орденской провинции (Германии), с поручением учредить там структуры тамплиерского Ордена. В качестве доказательства истинности своего назначения он демонстрировал врученный ему патент Воинского (Войскового) Магистра (нем.: Геересмейстера, Heeresmeister, или Геермейстера, Heermeister).

По возвращении от двора претендента из Франции в Германию, имперский барон фон Хунд восстановил там Орден Храма на основе устава (статутов), объявленных им исконно тамплиерскими. Согласно утверждениям (а, вполне возможно, и искреннему убеждению) фон Хунда, «Рыцарь Красного Пера» (в литературе встречается и название «Рыцарь Красного Плюмажа»), как наиболее авторитетный представитель «Высших Неизвестных», поведал и передал ему все «секреты Ордена», «тайные Статуты», «сокровища тамплиеров», все правила тамплиерской «магии и алхимии» и всю историю Ордена Храма «вплоть до сегодняшнего дня, безо всяких пропусков и ничего не утаив».

Точно установить, кто именно скрывался под маской таинственного «Рыцаря Красного Пера», не удалось по сей день, хотя некоторые историки предполагают, что это мог быть видный якобит, шотландский кавалер Эндрю Майкл Рамзай (Рэмси, Ramsay - любопытно, что в 30-40-х годах XX века под псевдонимом «Рамзай» скрывался и действовал советский разведчик в Германии и Японии доктор Рихард Зорге). Во всяком случае, его подлинное лицо (как, по мнению некоторых историков, и было задумано рейхсфрейгерром фон Хундом) осталось скрытым под покровом тайны, оставив открытой возможность для бесчисленных фантазий и спекуляций.

Создание фон Хундом тамплиерского Ордена Строгого Послушания (Строгого Чина) в 50-х годах XVIII века стало прямым выполнением полученного им задания.

История учрежденного имперским бароном фон Хундом Ордена тамплиеров оказалась - начиная с создания его первого капитула в 1751 году, после чего наступил период быстрой экспансии тамплиерских структур в годы Семилетней войны (1754-1763), до  его окончательного упразднения в 1782 году, весьма краткой, но богатой разного рода событиями. Снова и снова высказывались сомнения в истинности рассказанной фон Хундом истории о его приеме в Орден тамплиеров в Париже, равно как и в существовании «Рыцаря Красного Пера». Попытки включить в свой состав другую ссылавшуюся на свою преемственность от средневекового Ордена Храма инициатическую организацию - Тамплиерский Клерикат, учрежденный в 1767 году близким к многим германским дворам тайным иезуитом доктором Штарком, учителем нескольких наследных принцев (утверждавшим, в отличие от рейхсфрейхерра фон Хунда, что тайные знания Ордена тамплиеров были в действительности унаследованы не рыцарями-мирянами, а католическими клириками, и стремившимся к восстановление власти духовенства над мирянами) - оказались, в конечном итоге, обреченными на провал. В 1772 году один из крупнейших владетельных германских князей, герцог Карл Вильгельм Фердинанд Браунвшейгский (Karl Wilhelm Ferdinand von Brаunschwеig), был избран »Великим Высшим Ордена» (Grosser Ordensoberer, Magnus Superior Ordinis) в Нижней Германии, a через три года рейхсфрейгерр фон Хунд (не вовсе отстраненный от дел, а сохранивший за собой должность Геермейстера орденских провинций Саксония, Дания и Курляндия) утратил всякое влияние в созданном им же Ордене Храма. На следующий год (1776), он умер, не дожив и до 55 лет. По прошествии еще шести лет учрежденный фон Хундом Орден тамплиеров был официально упразднен Вильгельмсбадским конвентом 1782 года.

Не только многие современники фон Хунда в Германии считали рассказанную им историю недостоверной. До недавних пор не были о нем слишком уж высокого мнения и историки. К тому же они считали, что не только один фон Хунд пал жертвой «тамплиерской мистификации». В 1782 году на Конвенте в Вильгельмсбаде Жан-Батист Виллермоз (Jean-Baptiste Willermoz) объявил, что возводил в степень рыцаря Храма членов своего Ордена в Лионе в течение десяти лет, когда он, начиная с 1752 года, являлся Магистром этого Ордена. В степень, в которую сам он был возведен своим предшественником на посту Магистра Ордена! И все это безо всякой связи с фон Хундом! Мало того! В 1767 году гауптман (Hauptmann, капитан) Оранско-Нассауского полка голландской армии барон Фридрих фон Фегезак (Friedrich von Vegesack), уроженец вольного ганзейского города Гамбурга, утверждал в одном из своих писем, что в 1749 году был посвящен во Франции в рыцари Ордена Храма французским графом де Латур дю Пеном (Count de la Tour du Pin). Тем не менее, историки, ошибочно приняв отсутствие доказательств за доказательство отсутствия, пришли к ложному выводу, что, ввиду недостатка документальных свидетельств в пользу существования в описываемое время такого Ордена, документы, содержащие утверждения Виллермоза и Фегезака, могут быть только подделками или просто плодом необузданного воображения соответствующих авторов. История, однако, доказала, что эти ученые ошибались в своих оценках.

В 1997 году французские историки Андре Кервелла (Andrе Kervella) и Филипп Лестьен (Philippe Lestienne) опубликовали коллекцию рукописей, однозначно свидетельствовавших о реальном существовании в 1750 году, по крайней мере, двух тамплиерских Капитулов, входящих в тайный «Верховный Орден Избранных Рыцарей» (Ordre Sublime des Chevaliers Elus). Историки разыскали эти документы в архивах гг. Кимпера (Бретань) и Пуатье (Пуату-Шарант). Все эти манускрипты были составлены в 1750 году и служат документальными свидетельствами существования активно действовавшего тайного рыцарского Ордена – Ордена, существовавшего как минимум за год до того, как рейхсфрейгерр фон Хунд учредил  в 1751 году первый капитул своего Ордена Храма в Германии. Причем в списках членов этого французского тамплиерского Ордена значилось не только имя его тогдашнего Великого Магистра, графа де Латур дю Пена (!), но и имя барона фон Фегезака, капитана Оранско-Нассауского полка голландской армии, родом из Гамбурга, в качестве рыцаря этого тамплиерского Ордена!

Мало того! В 1761 году  Виллермоз написал манускрипт катехизиса, оказавшегося, при его сравнении с опубликованными рукописями, сокращенной версией катехизиса, найденного в архивах «Верховного Ордена Избранных Рыцарей».

Tаким образом, нам теперь точно известно, что как Фегезак, так и Виллермоз говорили правду, когда утверждали, что в 50-е годы XVIII века во Франции существовал тайный Орден тамплиеров. Мало того, из устава этого тайного Ордена явствует со всей очевидностью, что в то время существовал не один Капитул этого Ордена, поскольку двадцать два внесенных в членский список рыцаря Ордена были  представителями всех областей Франции, Швейцарии, Пьемонта (Сардинского королевства), Пруссии, Гамбурга, Франкфурта, Эдинбурга (Шотландия), острова Мартиники (французской колонии) и двух армейских полков. Данный факт служит убедительным свидетельством того, что к моменту составления членского списка Орден должен был уже какое-то время просуществовать. И действительно, Кервелла и Лестьен указали, со ссылкой на немецкого историка Георга Клосса (Georg Kloss), что в лионском тайном Ордене Виллермоза в 1743 году (в тот год рейхсфрейгерр фон Хунд пребывал в Париже и был, по его собственному утверждению, посвящен в рыцари Храма) существовала степень под названием «Малый Избранный» (Petit Elu). Сам Клосс утверждал, что почерпнул эту информацию из записок тайных рыцарей-тамплиеров - французского историка эпохи Первой империи, Реставрации и Июльской монархии Клода-Антуана Тори (Claude-Antoine Thory) и барона Теодора-Анри де Чуди (Baron Theodore-Henri de Tschoudy — записки последнего датируются временем не позднее 1765 года) /2/.

Кроме того, Кервелла и Лестьен также указывали, что, согласно Рене Ле Форестье (Renе Le Forestier), капитан Фегезак утверждал, что тайный Орден Рыцарей-Тамплиеров, членом которого он являлся, был основан между 1728 и 1733 годом.

Между тем, именно в это время, в 1730 году,  упоминавшийся выше якобит Эндрю Майкл Рамзай, которому еще предстояло выступить в 1736 году со своим знаменитым «Дискурсом», в котором он объявил средневековых рыцарей-крестоносцев предшественниками франкмасонов, был наставником сына принца Тюренна (Turenne) и его жены, Марии-Шарлотты Собесской (Marie-Charlotte Sobieska), из рода польских королей. Согласно Кервелла и Лестьену, как Мария-Шарлотта, так и ее сестра Мария-Клементина (Marie-Clеmentine) — которая в 1718 году вышла замуж за жившего во Франции в изгнании претендента на престол Англии и Шотландии Иакова (Якова или Джеймса, James) III Стюарта  — были кавалерственными дамами женского Ордена Рыцарей Креста или Крестового Похода (Chevaliеres de la Croix or de la Croisade), учрежденного в 1709 году в Вене вдовой австрийского Императора.
 
Иными словами, кавалер Рамзай мог позаимствовать идею учреждения такого Ордена в 1730 году от матери своего подопечного и, со своей стороны, учредить примерно в то же время аналогичный мужской Орден - вышеупомянутый  «Верховный Орден Избранных Рыцарей». Следовательно, выступая  в 1736 году со своим «Дискурсом», он имел в виду – в отличие от часто высказывавшихся впоследствии утверждений – не какой-то гипотетический Орден, который еще только намеревался учредить, а вполне реальный Орден, который к тому времени уже учредил.

В свете изложенных фактов также становится понятным, почему в протоколе заседания парижской ложи «Кусто-Вильруа» (Coustos-Villeroy), в которой состояли сторонники Ганноверской династии (пришедшей к власти в Англии и Шотландии после свержения династии Стюартов) от 12 марта 1737 года сохранилась запись о решительном протесте, выраженном ее членами против некоторых новшеств, введенных в ней ее Гроссмейстером – например, необходимости, в ходе обряда посвящения, держать в руке меч (шпагу), поскольку, с точки зрения членов ложи, они были франкмасонами («вольными каменщиками»), а не членами рыцарского Ордена - в отличие от их политических противников - якобитов, считавших себя именно рыцарями Ордена тамплиеров (хотя и тайного).

Таким образом, сегодня, в свете этих новых находок, рассказанная имперским бароном фон Хундом история о его приеме в Орден тамплиеров в Париже (или под Парижем) в 1743 году начинает представляться вполне правдоподобной. Конечно, по-прежнему существуют пробелы в наших знаниях о предыдущем периоде, который необходимо углубленно изучать, но в настоящий момент данная теория кажется соответствующей известным нам ныне фактам, вследствие чего не представляется возможным по-прежнему отвергать сообщения рейхсфрейгерра фон Хунда как пустые фантазии.

Сам имперский барон фон Хунд руководил своим Орденом Храма по образцу древнего Ордена тамплиеров, внеся в практику нового братства некоторые важные понятия и символы, заимствованные им из сферы вассально-сеньориальных отношений эпохи позднего феодализма – например, само понятие «Строгое послушание» (нем.: Strikte Observanz, нередко в соответствующей русскоязычной литературе встречается неправильный, на наш взгляд, перевод «Строгое наблюдение»).

Этот немецкий Орден тамплиеров XVIII века снискал себе известность среди «профанов» («непосвященных»), прежде всего, благодаря излюбленным имперским бароном фон Хундом внешним эффектам – многочасовым религиозным и светским церемониям (нередко проводившимся в подземельях, заброшенных рудниках и развалинах старинных замков), стилизованным под Средневековье пирам при свете факелов и смоляных плошек (чем увлекались и масоны, именовавшие свои пирушки, как в Евангелиях, «агапами» - «трапезами братской любви»), пышным одеяниям и доспехам, а также (заимствованному, вероятно, у тех же франкмасонов) обычаю давать посвященным в рыцари Ордена Храма новичкам рыцарские титулы и имена. Впрочем, обычай давать неофиту новое имя при инициации (посвящении) издавна практиковался христианским монашеством как Запада, так и Востока (а в Православии монах, принимая «сугубый постриг», или «схиму», получает даже третье имя).

О каких-то оригинальных духовных идеях нового Ордена Храма, выдвинутых Геересмейстером фон Хундом, сведений до нас не дошло. Известно только, что, после первоначальных успехов и притока в ряды его Ордена тамплиеров немалого числа «ищущих Света и Истины» - в 1776 году в рядах «Строгого послушания» Войскового Магистра фон Хунда числилось, ни много ни мало, 26 владетельных германских государей (в том числе упомянутый выше и сменивший Хунда на посту «Орденсобера» тамплиеров герцог Карл Вильгельм Фердинанд Брауншвейгский – будущий Главнокомандующий объединенной австро-прусской армией в войне Первой Коалиции монархических держав старой Европы против революционной Франции, неожиданно отступивший после «канонады при Вальми», что привело к обвинению герцога в измене делу Коалиции, якобы совершенной сановным «тамплиером» в порядке «франкмасонской дисциплины»!/3/), вскоре наступил неудержимый спад.

После смерти Геересмейстера фон Хунда его Орден тамплиеров (возможно, не без влияния вездесущих иезуитов!) очень быстро раскололся на враждующие группировки. В тому же после успешного начала Французской революции и революционных войн, после нашествия французских оккупационных войск на германские государства и установления там  революционных порядков (а также прихода на германские земли, вместе с оккупантами, французских масонских лож «республиканско-атеистического», а затем – «наполеоновского» образца) такой «пережиток Средневековья» (достаточно подробно описанный в «масонско-декабристско-розенкрейцерском» романе известного советского писателя и - по совместительству - секретного сотрудника советских спецслужб А. К. Виноградова «Братья Тургеневы») лишился всякой опоры и оказался явно «не ко двору».

Возвращаясь к загадочной фигуре  «Рыцаря Красного Пера», заметим, что мнение, согласно которому под его маской скрывался кавалер Рамзай (окончивший, вместе с другими видными якобитскими рыцарями Храма, свою жизнь на эшафоте в 1746 г., после неудачной вооруженной попытки силой оружия восстановить власть династии Стюартов в Англии и Шотландии,оставив тем самым, по мнению ряда историков, без руководства барона фон Хунда, что и привело к утрате последним авторитета в глазах немецких новых тамплиеров, тщетно ожидавших новых указаний от «Высших Неизвестных»), не является единственным. Хотя его истинное имя официально не было сообщено рейхсфрейгерру фон Хунду, последний, встречавшийся с «Eques a penna rubra» лично и уверенный, что именно сей таинственный рыцарь и был верховным Великим Магистром всего Ордена Храма, постепенно пришел к убеждению, что эта таинственная фигура в действительности была старшим сыном претендента (в скором времени ставшим претендентом) на престол Англии и Шотландии Карлом Эдуардом Стюартом. Об этом принце совершенно точно известно, что он планировал, в качестве Великого Магистра тамплиеров, утвердиться в Шотландии, но потерпел неудачу. Возможно, последний законный наследник династии Стюартов, рьяный католик, скончавшийся в изгнании в Риме, под сенью папского престола Святого Петра, в 1788 году (всего за год до начала Французской революции), до последнего вздоха мечтал (очевидно, с одобрения приютившего его папского престола, что доказывает неверие последнего в истинность выдвинутых им в свое время против Ордена Храма обвинений в ереси!) об основании новой «державы храмовников» на древней, овеянной тамплиерскими традициями шотландской земле... Впрочем... Кто его знает?

Здесь конец и Господу нашему слава!

ПРИМЕЧАНИЯ

/1/ В 1688-1689 гг. в Англии произошла так называемая Славная Революция. В ноябре 1688 года голландский экспедиционный корпус во главе с правителем (штатгальтером, или, точнее говоря, статхоудером) Голландии (официально: Нидерландской республики, или Нидерландских Соединенных Штатов) Вильгельмом III Оранским по призыву английского парламента, недовольного деспотичным правлением тестя (и одновременно - дяди) Вильгельма - короля Иакова (Якова, Джеймса) II из шотландской по происхождению династии Стюартов (склонного к католицизму, к союзу с Францией, миру с Испанией и подозреваемому английскими протестантами в намерении вернуть Англию с Шотландией в лоно римско-католической церкви) - высадился в Англии. Король Иаков II бежал с новорождённым сыном, принцем Уэльским Джеймсом Фрэнсисом Эдуардом, во Францию. В январе 1689 года английский парламент, закрепив совершенный де-факто государственный переворот, объявил короля Иакова II Стюарта низложенным и возвел на престол протестанта Вильгельма III Оранского, правившего Англией и Шотландией под именем короля Уильяма (William of Orange) совместно со своей супругой, дочерью свергнутого короля Иакова II Стюарта, Марией II Стюарт (ярой протестанткой, известной также под именем Марии Стюарт- Младшей, умершей в 1694 году), с 1689 по 1702 год. Все это время Англия (и Шотландия) была объединена с Голландией в рамках унитарного государства. Именно в этот период Петр Великий инкогнито посетил Голландию и Англию (фактически являвшиеся двуединым государством). После его бездетной смерти Вильгельма-Уильяма Оранского в 1702 году  престол унаследовала младшая дочь свергнутого им короля Иакова II Стюарта, также протестантка, королева Анна. Ещё при жизни Вильгельма III в 1701 году был принят действующий до сих пор «Акт об устроении», согласно которому католики навечно исключались из английского престолонаследия, и после Анны корону должны были унаследовать потомки внучки Иакова Стюарта - Софии Ганноверской. С кончиной королевы Анны в 1714 году на британский престол вступил сын Софии курфюрст (князь-электор) Брауншвейг-Люнебургский Георг I, основатель Ганноверского дома.

Многие из приверженцев свергнутого короля Иакова II Стюарта последовали за ним во Францию, где основали французские ветви знатных шотландских (преимаущественно католических) фамилий Макдональд, Бервик, Диллон, Макмагон и других. Они вошли в историю под именем "якобитов" (как сторонники восстановления на престоле короля Якоба-Якова-Иакова-Джеймса и его отпрысков. Потомками якобитов были прославившиеся впоследствии маршалы Франции Этьен Макдональд и Патрис Мак-Магон (Мак-Магон также был президентом Французской республики).

Несравненно опаснее этих якобитов-эмигрантов для новой английской Ганноверской династии были якобиты, оставшиеся на родине. К их числу принадлежали многие тори Англии и Шотландии и почти всё дворянство горной Шотландии. Они противились слиянию Шотландии с Англией, которое официально состоялось лишь в 1707 году. В Шотландии движение якобитов приобрело характер национальной борьбы за независимость против гегемонии англичан.

Якобитов поддерживала римско-католическая церковь, Франция (до смерти давшего убежище якобитам французского короля Людовика XIV в 1715 году) и ряд других католических стран; эта внешняя поддержка, однако, играла в борьбе якобитово достаточно граниченную роль. Внутри самой Британии (кроме Ирландии) католики составляли незначительное меньшинство и не могли служить серьёзной базой якобитского движения.

     Якобитство было важной политической картой в руках Франции во время общеевропейской войны за Испанское наследство. Сторонники протестантских королей (легалисты) Британии выдвинули лозунг: «Против папы, дьявола и претендента» (англ.: Against the Pope, the Devil and the Pretender).

     Якобитскими претендентами на английский и шотландский престолы были:

     1. Свергнутый и изгнанный король Иаков II Стюарт (умерший 1701 году).

     2. «Старый претендент» (Джеймс, принц Уэльский, сын свергнутого короля Иакова II Стюарта, живший во Франции под именем шевалье де Сент-Джордж), претендовавший с 1701 по 1766 год на английский престол как Иаков III и на шотландский как Иаков VIII Стюарт.

    3. «Молодой претендент» Карл (Чарльз) Эдуард Стюарт , старший сын предыдущего, известный как «Красавчик принц Чарли» (англ.: Bonnie Princie Charlie), претендовавший с 1766 по 1788 год на престол Англии и Шотландии как Карл III Стюарт. Он встал во главе шотландского восстания 1745 года против Ганноверской династии, действуя как «принц Уэльский» от имени отца, но потерпел поражения и бежал во Францию.

    4. Генрих Бенедикт Стюарт, младший брат предыдущего. Кардинал римско-католической церкви, епископ Остии, в последние годы декан Коллегии кардиналов, провёл всю жизнь в Италии. Среди приверженцев пользовался титулом «герцог Йоркский». После смерти брата стал претендентом на английский престол как Генрих IX Стюарт, а на шотландский как Генрих I Стюарт.

    Дважды (в 1715 и 1745 гг.) якобиты, воспользовавшись высадкой своих претендентолв на престол Англии и Штоландии в Британии, предпринимали открытые вооруженные восстания против власти Ганноверской династии. Базой обеих восстаний служила горная Шотландия. Однако оба восстания завершились поражением сторонников Стюартов.

После подавления восстания 1745 года, завершившегося разгромом якобитов в битве при Куллодене, британские власти провели в Шотландии серьёзные репрессии, приняли законы о разоружении всех шотландских горных кланов, а также о запрете (под страхом шестимесячного тюремного заключения) на ношение гражданскими лицами клановых тартанов (пледов), килтов (мужских юбок) и другой традиционной одежды (повторно нарушившим этот запрет лицам грозила семилетняя ссылки в заморские британские колонии). Традиционная структура общества горной Шотландии на протяжении жизни нескольких последующих поколений подверглась основательному разрушению.

При короле Георге III из Ганноверской династии партия якобитов перестала существовать сколько-либо серьёзная угроза. После смерти «Старого претендента» Джеймса Фрэнсиса Стюарта в 1766 году Ватикан признал законными королями Великобритании королей Ганноверского Дома. В 1788 году, после смерти сына «Старого претендента», вождя восстания 1745 года «Красавчика Чарли», шотландское католическое меньшинство также признало центральную власть и с 1790 года стало молиться за короля Георга по имени. Ещё в 1782 году был отменён запрет на ношение традиционной шотландской одежды.

Якобитские идеалы надолго сохранялись в шотландской литературе и фольклоре, встречаясь, в частности, в творчестве национального поэта Шотландии Роьерта Бёрнса (инвектива «Якобиты на словах»). Связь якобитского движения с последними битвами горных шотландских кланов против английских королевских войск способствует романтическому ореолу вокруг него и в наши дни.


/2/ Барон Теодор-Анри (в России его называли Федор Генрих) де Чуди (Шуди) — родился около 1724 года в Меце, где занимал должность городского советника (conseiller). Около 1753 года Чуди появился в России в числе придворных актеров императрицы Елисаветы Петровны. Способности Чуди и легкость, с которою он говорил на нескольких языках, обратили на него внимание И. И. Шувалова, который сделал его своим частным секретарем, под именем графа Пютланжа (Puttelange), и доставил ему место секретаря Московского университета. В 1754 году барон Чуди, под  тем же псевдонимом, издал в Амстердаме свое сочинение, озаглавленное «Le philosophe au Parnasse franсais, ou le moraliste enjouе. Lettres du chevalier de L. et de M-r de M., dеdiсes а S. Excellence le Comte Ivan Ivanitche Chevaloff (sic!) chambellan actuel de S. M. Impеriale de toutes les Russies».«Философ на французском Парнасе, или веселый моралист. Письма кавалера де Л. и г-на де М., адресованные Е. Превосходительству графу Ивану Иваниче Шевалоффу (так!), действительному камергеру Е. В. Императрицы Всероссийской». Книжка барона де Чуди состоит из посвящения в предисловии и 13 писем о различных материях: о добродетели, о самолюбии, о браке, о комедии и пр. Сочинение это представляет собою от первой до последней страницы беседы о всевозможных предметах, щедро пересыпанные цитатами из древних классиков и современных автору писателей. В 1755 году, под тем же псевдонимом, Чуди издавал первый в России журнал на французском языке под заглавием «Le camеlеon littеraire» («Литературный Хамелеон») Журнал этот выходил еженедельно. Всего вышло 49 номеров (первый — 5 января, последний — 14 декабря 1755 года). Кроме этого журнала, из печатных трудов Чуди в России известен перевод на французский язык похвального слова Петру Великому Ломоносова, появившийся в печати в июле 1759 года. Этот перевод был издан под полной фамилией барона де Чуди. В конце 1755 года Чуди уехал во Францию, где был, неизвестно по какой причине, арестован и посажен в Бастилию. Слух об этом дошел до И. И. Шувалова, и, благодаря влиянию последнего, русскому поверенному в делах в Париже, Ф. Д. Бехтееву, было поручено добиваться освобождении Чуди. Вследствие этого заступничества Чуди в июле 1756 года получил свободу и возвратился в Санкт-Петербург. 30-го сентября 1759 года, Высочайшим Указом Придворной Конторе, Чуди с чином полковника артиллерии, был назначен на место Вильгельма Франца де Фолиньи, гофмейстером пажей. Назначение это состоялось по выбору тогдашнего гофмаршала барона К. Е. Сиверса, который, пораженный крайнею распущенностью и вообще неудовлетворительным положением пажей, задумал устроить это учреждение на тех же началах, что и при Версальском дворе, и искал для выполнения этого плана человека, знакомого с тамошними порядками. Тотчас по вступлении в свою новую должность, Чуди деятельно принялся за порученное ему дело и в начале следующего месяца представил гофмаршалу мемориал (памятную записку) из 12 пунктов, в котором изложил свой взгляд на воспитание и обучение пажей. Мемориал этот замечателен, как памятник гуманной, в духе Франке и Базедова, педагогики, шедшей совершенно вразрез с практиковавшимися тогда в России воспитательными мерами. Гораздо важнее, однако, историческая роль этого мемориала: он был положен в основание Высочайшей инструкции 25 октября 1759 года — акта, учредившего Пажеский двора Ее Императорского Величества корпус. Гофмейстером пажей барон Чуди пробыл недолго. В начале 1760 года он уехал в заграничный отпуск, из которого уже в Россию не возвратился. Под конец жизни Чуди переселился в Париж, где и умер 28 мая 1769 года, за 20 лет до начала Французской революции.

/3/ Сражение при Вальми (фр. bataille de Valmy) — битва у деревушки Вальми в Северной Франции - произошло 20 сентября 1792 года в ходе Войны Первой Коалиции, ставшей частью Французских революционных войн. Силы французской Армии Север под командованием генерала Франсуа Дюмурье и французской Армии Центр под командованием генерала Франсуа Кристофа Келлермана остановили наступление объединенной австро-прусской армии под командованием герцога Брауншвейгского Карла Вильгельма Фердинанда на революционный Париж. Вошедшее в историю, как «канонада при Вальми» (нем.: Kanonade von Valmy, фр.: canonade de Valmy), это чисто артиллерийское сражение оказалось тактически безрезультатным. Несмотря на минимальные потери (менее 500 человек с обеих сторон) и неубедительные тактические последствия, битва при Вальми считается одним из наиболее значимых сражений Французских революционных войн, прославленное как первый триумф новых, революционных армий Франции и ознаменовав собой начало возрождения военного могущества французов, продлившееся почти четверть века, вплоть до окончательного разгрома Наполеона I Бонапарта при Ватерлоо в 1815 году. Непонятно вялые действия герцога Брауншвейгского при Вальми, граничившие, по мнению многих современников, с изменой, вызвали к жизни упомянутую выше версию о том, что герцог действовал в духе «масонской солидарности и дисциплины», сознательно упустив возможность разгромить армию французских революционеров, уступавшую его войскам во всех отношениях.


Рецензии
Неисповедимы пути Господни!

Владимир Багаев   10.03.2015 18:54     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.