Как развивать ПМ и преодолевать ДПМ

Напоминание. Дефицит панорамного мышления  -- это обусловленное эволюцией несовершенство человека, связанное с тем, что человеческий род, приобретя разум, получил слишком большое эволюционное преимущество перед другими животными и стал круто набирать свою численность. Т.е. ставки разума в эволюционном процессе упали, их снизило социальное наследование знаний и умений совместно с коллективной (племенной) системой безопасности, ослабившей проблему индивидуального выживания вплоть до возраста воспроизводства. Развитие панорамного мышления, т.е. преодоление этого несовершенства, столь важно для выживания цивилизации, что может определять ее императивно-необходимые действия, связанные с разработкой и освоением панорамного мышления.
   
 Имеет смысл очертить круг методик, упражнений, тестов и методических приемов, которые могли бы в принципе способствовать преодолению дефицита панорамного мышления (ПМ) и (после преодоления и в параллель с ним) развитию панорамного мышления (ПМ).

 Поскольку, по определению понятия ПМ, все продуктивные виды ПМ преобладающей массе людей не свойственны, то вся огромная масса методик развития творческого мышления и его разновидностей (изобретательское, прорывное, комбинаторное, интегральное, системное, латеральное, конструктивно-критическое и т.д.) могут и должны использоваться при развитии ПМ – если, конечно, до осознания императивной важности этого дела школьное и вузовское образование дойдет и начнет его реализовать. В таком случае поставленная задача сводится к очерчиванию круга методик, приемов и т.д., которые традиционно среди тех, что развивают «творческость», не упоминаются.

 Учтем, что ДПМ – это не только узость поля сознания, это целый комплекс несовершенств нашей ментальности, которую в процессе эволюции человека не оказалось жизненных стимулов преодолевать: вид Homo sapiens и без того круто набирал свою численность. Потому для совершенствования своего мышления осознание его эволюционно-унаследованного несовершенства очень важно – чтобы знать, чт о преодолевать. Значит, каждый обучающийся должен иметь возможность сам оценить, насколько и как это общечеловеческое несовершенство его ментальности конкретно проявляется. Не исключено, что предварительно придется дать обучающимся навыки критичного и самокритичного мышления. Ведь с признанием несовершенства своего интеллекта «самым умным» смириться особенно трудно.
 Кроме того, в познании себя имеет смысл также и выяснение сильных и слабых сторон своего «родового» мышления, связанного с прямым генетическим наследованием (от родителей).
 Поскольку в течение жизни ментальность человека меняется -- совершенствуется или, увы, деградирует, то текущий статус своей ментальности и его изменения (в плюс или в минус) вновь созданные методики должны дать возможность узнать.

 Все это означает, что предстоит разработать по крайней мере два комплекса методов, методик, тестов, упражнений по выявлению и самовыявлению индивидуальных особенностей интеллекта.

 I – те, что связаны с подготовкой мыслительного процесса, настройкой его, предупреждением ошибок при совершении выводов, и
 II – те, что могут быть названы воспитанием мета-мышления.
 Вот, без претензии на полноту, что могло бы стать стимулом для создания таких методик:

 Ad I :
 1) Кроме мыслей, как известно, существуют интеллектуальные рефлексы, и не просто существуют, а превалируют. Провоцирование поспешных умозаключений с последующим анализов ошибок – это могло бы иметь большую дидактическую ценность в обучении.

2) Способствовать приобретению учащимися общей культуры мышления, в широком понимании включающей не только упорядочение своего рабочего места, но и навыки «высиживания» идей и гипотез.
 3) Упражнения по развитию фантазии: найди необычное в обычном и наоборот – обычное в необычном.

 Ad II :
 1) Разработка упражнений по самонаблюдению мыслительного процесса и его анализа.
 2) Упражнения по критическому анализу текстов и выявлению ошибок всякого рода. Задания по выявлению «массовидных» ошибок (демонстрируемых перед массовой аудиторией) – в рекламе, в теле- и радиопередачах.
 3) Разработка анкет и тестов по выявлению достоинств и дефектов индивидуального мышления.


Рецензии