Дикая розга. Святая земля. 2 мая-Великий Четверг-3

                ХРАМ ВОСКРЕСЕНИЯ

     Проехать к храму Воскресения нельзя - можно лишь пройти. Узкие улочки не позволяют развернуться движению. Никто гордо не подъедет к величайшим святыням, но всякий будет пешим паломником, каких бы почестей ни достиг он на земле. Все равны перед Голгофой и Гробом Господним. Мы идем к Гробу Господню... Так волнительно, что никого уже не замечаю. Через несколько шагов я буду в священном храме. Сердце забилось, охватывая всю мою душу. Снаружи Иерусалимский храм Воскресения не отличается красотой или величественностью постройки. Он кругом застроен жилыми зданиями. Эти дома вплотную примыкают к храму, и только перед самым входом в храм мы прошли в небольшой двор - площадь.
     Храм Воскресения в руках православных греков, они первыми совершают Литургию на Святом Гробе, и им принадлежит главный алтарь Воскресения Христова. Войдя в Храм Воскресения Господня, меня пронзило чувство неописуемое. Это был не просто храм, а целый большой архитектурный комплекс, включающий Голгофу с местом Распятия, ротонду с часовней Гроба (Кувуклией), кафедральный храм Патриарха Иерусалимского, храм святой равноапостольной Елены, принадлежащий армянам и подземный храм Обретения Животворящего Креста.
     Храм Воскресения огромен и величествен, весь из огромных каменных плит: камень на полу, камень - стены и замыкают купол каменные своды. Он основан царицей Еленой в IV веке. Пройдя чуть вперед, мы оказались перед большой мраморной плитой. Это Камень миропомазания. Справа и слева от плиты стоят громадные подсвечники, а над желто-розовым благоухающим Камнем висят большие лампады со множеством подсвечников. Здесь, на этом месте праведный Иосиф с Никодимом положили бездыханное тело Иисуса по снятии с Креста и с великим плачем и рыданиями помазали Его благоуханными маслами. Обвили пеленами тело Спасителя, самое совершенное из совершеннейших человеческих тел, красота которого была неописуема, потому что это было тело Богочеловека. Каждый, кто входит в храм, преклоняет колени и с глубоким благоговением целует этот камень. Рядом с Камнем миропомазания слева изображен огражденный мраморный круг на полу. Здесь стояла Божия Матерь, когда Христа сняли с Креста и обвили плащаницей. Мы прошли в Ротонду, которая представляет высокий круглый зал и своими восемнадцатью столбами окружает Кувуклию, и вошли под своды величественного храма.
    
     Под высоким куполом храма Воскресения устроена святая КУВУКЛИЯ (мраморная часовня) из камня, хранящая внутри себя самую великую святыню, безценное сокровище человечества - ГРОБ ГОСПОДЕНЬ. Кувуклия облицована снаружи и внутри желтовато-розовым мрамором с разнообразными украшениями по стенам и куполом посередине. Высота ее около 6 м, длина - около 8 м и ширина - около 6 м. Слово "кувуклия" (греч."кувуклион") означает  «ложница, царская опочивальня». Для обозначения гробницы это слово употребляется в единственном месте на земле - в храме Гроба Господня, где Царь царствующих и Господь господствующих был положен для трехдневного сна. Здесь Он воскрес, первенец из мертвых, открывая всем нам путь к воскресению. Над входом в Кувуклию в четыре ряда висят лампады. Перед иконой Воскресения, расположенной над входом в Кувуклию, висит серебряная лампада великой княгини Елизаветы Федоровны в память об убиенном великом князе Сергее Александровиче, председателе Императорского Православного Палестинского общества. Перед Кувуклией громадные подсвечники, достигающие ее высоты. По карнизам установлены драгоценные старинные иконы. Слева вдоль стены Кувуклии горит море свечей, и мы вливаемся в это море.      
     Внутри Кувуклия разделяется на две части: западную, где заключается Святой Гроб, и восточную - придела Ангела. Обе части облицованы мрамором. В Кувуклию ведет дверь в  придел Ангела (3,4х3,9 кв.м.).
     По прошествии же субботы, на рассвете первого дня недели, пришла Мария Магдалина и другая Мария посмотреть гроб. И вот сделалось великое землетрясение, ибо Ангел Господень, сошедший с небес приступив, отвалил камень от двери Гроба и сидел на нем; вид его был как молния, и одежда его бела как снег (Мф.28,1-4). В центре придела стоит ваза, в которую вложена часть священного камня, отваленного в ту ночь ангелом. Во время служения Литургии на этот камень возлагается доска, служащая вместо престола. В северной и южной стенах придела Ангела видны овальные отверстия - оконца для передачи Святого Огня в Великую Субботу. В северное оконце - для православных, в южное - для армян. Придел Ангела соединяется  довольно узким и низким проходом с внутренней пещерой Кувуклии (высота этого прохода 1,4 м, ширина 0,7 м.).    
    
     Внутри пещеры Гроба с правой стороны, каменное ложе, покрытое мраморной плитой. Три стороны его прислонены к скале, а четвертая открыта и обложена мрамором. Это и есть ГРОБ СПАСИТЕЛЯ, Который здесь  почи от всех дел Своих... как поет Церковь в Великую Субботу. Иисус, не имевший места, где главу подклонити, нашел ложе лишь в холодной гранитной погребальной пещере, явившейся свидетельницей славного Его Воскресения.
     Последний человек, который видел в 1810 году при ремонте Кувуклии подлинное непокрытое ложе Спасителя, Максим  Симеос, свидетельствовал, что оно было сильно повреждено неразумной ревностью безчисленных "боголюбцев", норовивших отломить, откусить, любой ценой унести с собой кусочек реликвии. На мраморной полочке, идущей по сторонам ложа, помещены три иконы  «Воскресение" - по одной от каждого из христианских исповедований, которые совместно владеют святыней: православного, католического, армянского. Под средней из икон надпись на греческом языке, возвещающая самые радостные слова в мире: "Христос анести!" - "Христос Воскресе!". Это единственное на земле место, где всегда Пасха, где во все дни года звучит, не смолкая, на всех языках гимн Воскресению: "Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ, и сущим во гробех живот даровав".
     В гробнице могут поместиться  три человека. К Гробу Господню нескончаемый людской поток. Наступила минута и с замиранием сердца вхожу в придел Ангела: тусклое освещение лампад и розовый теплый свет от них падает на мраморные стены. Здесь находились минут пять-семь кто на коленях, кто стоит. Стоя на коленях, меня охватило чувство страха, стыда, раскаяния. Такое чувство даже и невозможно описать. Господь по Своей огромной любви допускает самую недостойную из грешниц во Святая Святых. Душа моя пришла в страшный трепет. Со слезами и  непрестанной молитвой "Господи, помилуй!" оказалась пред Ложе Господним…
    
     Гроб Его - не гроб величия земного; это гроб, облеченный величием Божественным. Над Гробом много лампад, подсвечников, цветов. Эта маленькая пещера временно была вместилищем Необъятного! Здесь бездыханным лежал Тот, Кто дает жизнь всякой твари, Кто был создателем всего мира! Здесь совершилось то, что составляет нашу славу, здесь произошла победа Христа над дьяволом, торжество добра над злом, здесь воскрес Христос... Не счесть сколько лобзаний оставлено и море слез пролито на Гробе Господнем! При входе в Гробницу напротив икона Божией Матери, укрепленная на петлях. Открыв икону, с замиранием прикасаюсь к природной скале и выходим на коленях лицом к Гробу. 
     Во время Литургии мраморная доска на Гробе служит жертвенником. На Гробе, как и на Голгофе, ежедневно совершаются подряд три Литургии. Греки начинают в полночь, после них армяне и под утро - католики.
     28 ступеней по лестнице вверх привели нас на Святую Гору Голгофу. В те времена гора эта была местом казни преступников, которых здесь предавали распятию, считавшемуся позорной смертью. В одном из утесов Голгофы было углубление в виде пещеры: там стерегли преступников. В этой пещере был и Христос. С западной стороны примыкали сады и упоминаемый в Евангелии вертоград, принадлежащий Иосифу Аримофейскому.
    
     ГОЛГОФА (6мх6м) - каменная гора. Она обнесена стенами и как бы представляет трехэтажное здание, находящееся под одной кровлей с другими святыми местами храма.
     Здесь расположены два алтаря: слева - православный греческий алтарь Распятия и справа от него – католический, Пригвождения к Кресту. Голгофский алтарь, как и все православные алтари храма Господня, за исключением главного алтаря в честь Воскресения Христова, не имеют иконостаса. Престол Голгофского алтаря представляет небольшую мраморную доску, поддерживаемую четырьмя столбиками. Никакими пеленами он не закрыт. Колонки престола стоят на помосте, которым отделяется алтарь от прочей площади Голгофской, но под самим престолом этого помоста нет. Под алтарем находится отверстие, оправленное серебром, в точности изображающее место, где стоял Крест Спасителя и где Он претерпел предсмертные муки за род человеческий, где было совершено Искупление.
     За престолом стоит Распятие и висят иконы, перед которыми горит множество лампад. Алтарь и Престол Голгофы открыты, как бы призывая весь мир в Церковь Христову.
     На возвышенном мраморном помосте стоит величественный во весь рост Распятие Христово. Животворящая кровь Господня как бы струится из Его язв на Голгофу. Кресту предстоят, пораженные глубокой скорбью, Пречистая Его Матерь и возлюбленный ученик Иоанн. Казнь распятия на кресте была самой позорной, самой мучительной и самой жестокой. Такою смертью римляне казнили только самых отверженных злодеев: разбойников, убийц, бунтовщиков и преступных рабов. И вот в число таких людей был включен Иисус Христос в глазах языческого мира! У иудеев висеть на дереве значило то же, что быть проклятым, исключенным из общества гражданского и религиозного (Втор.21,23). Это страшная Голгофа!
     Привели Тебя, Господи, сюда Божественного Страдальца, и Матерь Милосердия должна была увидеть это безчеловечное мучение на Сыне Своем! Господи Иисусе Христе, вот где закончился Твой земной путь! Что только могло придумать человечество, творение Любви Божией для своего Создателя, Владыки всех и вся – страшную казнь как для преступного раба! Приняв на Себя лицо человека грешника, пострадал за грешника. Можно ли представить себе любовь выше этой любви? Распятый Иисусе, Сын Божий, смиривший Себя до креста! покланяюсь Тебе, Спасителю нашему.
     Слезы покаяния переполняют мою душу, преклоняюсь перед мраморным алтарем - местом величайших страданий Спасителя, целую края отверстия и с замиранием опускаю руку в него, дотрагиваясь до самого святого места на земле. Слева и справа от алтаря под стеклом видны скалы, оставшиеся в неприкосновенности при постройке церкви, тот самый Голгофский холм, который послужил эшафотом для казни Сына Божия. Место это день и ночь освещено лампадами и свечами. В правой стороне от Креста Голгофского видна расщелина - та расщелина (она под стеклом), образовавшаяся во время землетрясения, произошедшего в тот момент, когда Богочеловек испустил Свой Дух. По трещине в Голгофской скале кровь Спасителя стекала вниз до черепа Адама, омывая его. Поэтому изображают на Голгофе внизу Распятия череп. Эта трещина просматривается донизу. Смотришь на эту расщелину в горе и содрогаешься от того, что даже бездушная природа не выдержала, а сердце человеческое становится крепче камня. Какого страшного наказания мы заслуживаем.
   
     Кресты разбойников, стоявшие несколько позади Креста Христа Спасителя, обозначены черными кругами на мраморном помосте Голгофы. Кресты эти очень поучительны: оба разбойника страдали одинаково, но один из них, осознав свои грехи и уверовав во Христа, назван благоразумным разбойником и сделался наследником Царства Небесного. Другой же за богохульство попал в ад.               
     Справа от Распятия - католический придел, на стене изображено Пригвождение к Кресту, которое произошло именно здесь, в нескольких шагах от места распятия.
     Спустившись с Голгофы, попадаем в пещеру Адама, где по преданию, он был похоронен. За железной решеткой видно продолжение Голгофской трещины со следами крови Господа.               
     Идем от Кувуклии по галерее в восточном направлении. На стене справа - старинная потемневшая картина, изображающая явление Воскресшего Марии Магдалине, сначала принявшей Христа за садовника. Неузнанный Марией Магдалиной, Господь спросил у нее: "Жена, что ты плачешь? Кого ищешь?" Слыша в этих словах сострадательное участие, Мария ответила просьбой: "Господин, если ты вынес Его, скажи мне, где ты положил Его, и я возьму Его". Тогда Господь сказал ей: "Мария!" И тут открылись духовные очи Марии Магдалины, она поняла, Кто стоит перед ней, и воскликнула: "Раввуни!" что значит Учитель. От радости она не могла ничего сказать больше и бросилась к ногам своего Учителя, но Господь сказал ей: "Не прикасайся ко Мне, ибо Я еще не восшел к Отцу Моему. Встреча произошла именно здесь на этом месте, в нескольких шагах от Гроба, оно обозначено мраморным кругом, над которым горят неугасимые лампады.
     По Преданию Церкви прежде всех людей, восстав из гроба, Христос явился Своей Матери. Но из всех апостолов и мироносиц первой сподобилась увидеть воскресшего Господа именно Мария Магдалина. Воскресший Христос послал святую Марию к ученикам, и Мария Магдалина стала первой благовестницей Воскресения. Апостолы должны были благовествовать миру, а Мария благовествовала самим апостолам. И тогда, когда апостолы все еще сомневались, Мария Магдалина и прочие мироносицы, презирая все опасности, переходили из дома в дом, от одних учеников Христовых к другим и восторженно повторяли: "Христос воскрес! Воистину воскрес!" Сейчас в этом месте находится католический придел с современным стилизованным скульптурным изображением события.
    
     Дальше у стены за массивными колоннами виднеется придел Заключения во узы Спасителя - маленькая каменная «Темница Христова». Потолок представляет собой камни, вдавленные в бетон. Ранее она являлась караулкой для римских солдат. Пред входом находится камень, который называют "узы Спасителя". В два отверстия этого камня были заключены пресвятые ноги Спасителя во время мучений Его в претории, откуда этот камень принесен.
     От этого места ниже в самой темнице входим в придел Богоматери "Всех скорбящих Радость". За решеткой смотрю на древнюю икону Скорбящей Божией Матери, от которой сохранился лик Богородицы. В этой пещере Христа стерегли воины во время приготовления на Голгофе орудий Его казни. Когда Христа повели на распятие, на этом месте осталась Матерь Божия со святыми женами и взирала на пригвождение Сына Божия к Кресту.
     Нет слов на языке человеческом, чтобы точно выразить душевное состояние Пречистой Богоматери, описать ее душевную скорбь и сердечную тяжесть в то страшное время, когда она видела безчеловечные муки и истязания Своего безгрешного Сына. Никто из людей никогда не терпел столько горя и страданий от людской злобы, сколько Пречистая Богоматерь. Сердце сжалось при виде образа Пречистой Богоматери. Сколько скорби, мучений, переживаний  на лике Богородицы... Богородица временами открывает и закрывает глаза и плачет... Плачет за нас грешных. Мы, Ее непослушные дети, не видим Ее вразумлений и предупреждений и продолжаем творить неправедные дела. Мы открываем перед Ней и свое горе, и свои страдания – они для Нее понятны. Она всем  скорбящим – Радость, болящим – Исцеление, обидимым и сиротам – Заступница, неимущим – Подательница, грешным и одержимым страстями – покаяния - Дверь.
     Западнее Кувуклии за колоннами - сирийский придел яковитов, в стене которого небольшая пещера. В ней два продолговатых ложа, высеченных в скале и находятся так близко от Гроба Господня, что, очевидно, были в одной целой скале, и в последствие разъединены были при устройстве храма. Это гробницы Иосифа Аримофейского и Никодима. Иисус был погребен богатыми и влиятельными иудеями - Иосифом из Аримофеи и Никодимом.    
    
     Далее - греческий придел святого мученика Лонгина Сотника, который командовал солдатами, совершавшими казнь, и уверовавшего во время смерти Богочеловека при виде дивных знамений. По преданию, записанному в V веке святым Исихием Иерусалимским, Лонгин будучи слеп на один глаз, прозрел, когда несколько капель крови и воды, истекших из пронзенного ребра Спасителя, брызнули на больной глаз. Сотник, пораженный свершившимся, уверовал и в последствии был обезглавлен (Мф.27,54). Над алтарем иконы показывают основные события из жизни мученика Лонгина: Распятие Господне в центре, слева - изображение сотника, произносящего свои знаменитые слова «Истинно Человек Сей был Сын Божий» (Мк.15,39), а справа - его мученическая кончина. Предание говорит, что придел этот устроен на месте обретения слепой женщиной головы святого Лонгина-мученика, пострадавшего за Христа. Женщина эта прозрела. Здесь же находится часть камня от Голгофы.
     Еще несколько шагов - греческий придел Поругания и Тернового венца. Под алтарем находится часть камня из претории. На этом камне сидел Господь во время возложения на него багряницы и тернового венца. Его называют "камень бичевания". К нему Иисуса Христа привязали в темнице во время Его мучений. Бичеваниям подвергались у римлян рабы, свободные наказывались розгами. У иудеев бичевание было довольно сносное: по закону евреев больше 40 ударов наносить нельзя. Но Иисус Христос предан был на бичевание римским воинам. Это бичевание, соответствовавшее жестокости языческой, было наказанием столь жестоким, сколько и позорным. Обычно осуждаемого привязывали к столбу, и число ударов бичами не было определено законом: закон языческий давал простор жестокости и произволу.
     Приложив ухо к мраморной доске алтаря, меня парализовал страх, я содрогнулась, услышав глухой равномерный отзвук бичевания - бичевания Господа. Как ужасна и ненасытна злоба человеческая!
     Вот и армянский придел Разделения Риз. Именно на этом месте исполнилось пророчество Давидово: "Разделиша ризы Мои о себе и об одежде Моей меташа жребий!" (Пс.21). Это пророческое указание буквально исполнили воины у Креста Господня. Они разделили между собою, по обычаю того времени, одежды распятого Богочеловека, разорвав их на четыре части. Хитон (рубашка), истканный руками Богоматери, был без шва и они пожалели рвать его, а, оставив целиком, согласились передать тому из них, кому он достанется по жребию.
     Хитон, эта единая неразделимая одежда, изображает собою Церковь Христову как единую, неразделимую духом, верою. Как хитон, Церковь Божия должна оставаться одним обществом людей, проникнутых одинаково живою верою и любовью к Богу.
    
     Между приделами  Ризы Господней и Тернового венца сходим по двадцати восьми ступеням вниз в подземную армянскую церковь святых Константина и Елены, дошедший до нашего времени таким, как его перестроили крестоносцы в середине 12 века. Северный престол посвящен благоразумному разбойнику, а южный - самой равноапостольной Елене.
     Из церкви спускаемся еще ниже по двенадцати ступеням  в подземелье - пещеру Обретения Животворящего Креста, куда повергали тела и кресты распинаемых. Вот сюда и был повергнут Крест Господень. Гонители христианства - цари римские, чтобы истребить в народе самую память о Христе и скрыть это сокровище, засыпали Его землей, забросали камнями и на этом месте построили капище языческой богине Венере и осквернили идольскими жертвами. Но когда император Константин в IV веке принял христианство, мать его, царица Елена в 326 году отправилась в паломничество на Святую Землю, желая посетить места, освященные событиями жизни Спасителя. Она обратилась к жителям с просьбой указать место, где скрыт Крест Господень. Ей помог некто Иуда, приведший царицу к большому холму из земли с идольским храмом наверху. Когда храм разрушили, разбросали мусор и раскопали землю, были обретены Гроб Христов, а также Лобное место – место распятия Спасителя.
     Вблизи Лобного места нашли три креста, гвозди и ту дощечку с надписью на трех языках, которая была прибита над головой распятого Спасителя. Она лежала отдельно от крестов и  поэтому невозможно было определить, на котором из трех крестов, был распят Христос. Случилось, что в то время вынесли мертвеца для погребения. Тогда патриарх Макарий приказал носильщикам остановиться, и кресты были возлагаемы по очереди на мертвеца. Когда был возложен на него Крест Христов, мертвец тотчас воскрес. Около этого места собралось множество народа.
     Не все могли поклониться честному древу Креста Господня и даже не все могли видеть Его. Поэтому патриарх Макарий, встав на высоком месте, воздвигая святой Крест, показывал Его народу. А народ восклицал: "Господи, помилуй!" Отсюда и получил свое начало праздник Воздвижения Честного Креста Господня.
     Обретение Креста Господня и чудеса, сопровождавшие его, произвели большое впечатление не только на христиан, но и на иудеев. Иуда, указавший нахождение святых мест, вместе со многими иудеями уверовал во Христа и крестился, получив в святом крещении имя Кириаке. Впоследствии он был патриархом Иерусалимским и претерпел мученическую кончину при императоре Юлиане Отступнике.
     Здесь, в подземелье видны огромные камни природных скал в том виде, в каком они остались после землетрясения во время распятия Христа. На месте обретения Креста, в самом углублении пещеры в правой ее части устроен греческий престол - на полу находится изображение Креста, обозначающее место, где он и был найден. Здесь же слева - католический престол со статуей царицы Елены с крестом. Под потолком слева - небольшое окошечко, из которого, по преданию, царица Елена наблюдала за работами при откапывании Креста Господня и бросала монеты землекопам.
     С тех пор Крест Христов и стал в Церкви величайшей святыней, драгоценным украшением храмов Божиих, частных лиц и домов как символ победы Христа над дьяволом, как знак торжества добра над злом.
     Поднявшись вверх из подземелья обретения Честного Креста, мы пошли в храм Воскресения. Храм просторный вытянутой прямоугольной формы, здесь только при входе стоит единственный подсвечник в виде низкой тумбы с песком. На стенах висят картины больших размеров и две лампады висят только по обеим сторонам алтаря.               
         
                ПО БИБЛЕЙСКИМ МЕСТАМ ИЕРУСАЛИМА          
       
     Мы снова в Гефсимании. Спустились к Кедронской долине, это глубокий овраг, усеянный могилами: плиты, плиты - это еврейское кладбище, ему более 3000 лет. Здесь могилы Иосафата, Авесалома, Захарии, пророков. Слово Иосафат на еврейском языке значит "Иегова судит", и потому имя этой долины и означает Страшный суд. Христиане, евреи и даже магометане глядят на эту долину, как на торжественное место будущего великого события. А в глубине долины изрытое безводное русло потока Кедрона. Прах несметных человеческих поколений и столько раз разрушенного Иерусалима, засыпая ее с крутых высот, иссушил стремившийся по ней поток Кедронский.            
     Вот церковь первомученика Стефана на месте, где его побили камнями. Он был первым среди избранных апостолами семи дьяконов в Церкви Христовой и именем Христовым совершал много чудес. За проповедование слова Божия по клевете иудеев осужден был на смерть. И побивали камнями Стефана, который молился и говорил: "Господи Иисусе! Приими дух мой". И преклонив колена, воскликнул громким голосом: "Господи! Не вмени им греха сего". И сказав сие, почил (Деян.7,59-60). Он был первым христианским мучеником около 34 года по Р.Х, А в это время, когда побивали камнями св. Стефана, Пречистая Дева с апостолом Иоанном Богословом стояла по ту сторону Кедронского потока и молилась Господу, чтобы укрепил Он первомученика в терпении и принял душу его в руки Свои. Мы же помолились перед закрытой железной дверью. Первомученик Стефане, моли Бога о нас.
     Далее через Стефановы ворота вошли в старый Иерусалим. За воротами  находится греческий монастырь с подземной церковью святой Анны. Эта подземная церковь устроена в пещере, в которой, по преданию, жили родители Святой Девы Марии - Иоаким и Анна. Смотритель ведет нас вниз под лестницу, в древние комнаты, сохранившиеся после двух тысячелетий разрушений, набегов и пожаров. В первой комнате у праведных Иоакима и Анны родилась Дочь, Которую нарекли Марией. Комнатка эта совсем маленькая, без окон, ибо она находится под землей. Однако величие и святость происшедшего здесь превращает ее в сияющий чертог. Древние стены украшены иконами, в песочном подсвечнике горят несколько свечей. На полу - остатки византийской мозаики. В глубочайшей тишине с замиранием  пытаюсь представить то далекое время. Пресвятая Богородице, спаси нас. Далее лестница ведет еще ниже, в горницу Иоакима и Анны, где они и преставились. Какое скромное жилище... Святые Богоотцы Иоаким и Анна, молите Бога о нас.   
   
     Рядом с домом Иоакима и Анны находится купальня Вифезда, что в переводе с древнееврейского означает "дом милосердия". Сюда в известное время сходил Ангел Господень и возмущал воду, а кто первый по возмущении воды входил в купель, тот получал совершенное исцеление от всех болезней, какими бы недугами одержим он не был. Здесь Спаситель совершил знаменитое чудо исцеления расслабленного, тридцать восемь лет страдавшего от своего недуга (Иоан.5,2-9). Место это называлось также "Овчая купель", ибо здесь, вблизи от храма, омывали и приготовляли к закланию жертвенных агнцев. Сейчас сама купель загрязненная и там моется все, что необходимо городу.            
     В Овчей купели иудеи нашли самое тяжелое мокнующее триединое дерево для распятия Спасителя. Предание этого древа таково. Авраам дал три росточка деревьев Лоту и тот посадил их и растил за послушание. Воду для деревьев он носил издалека. По дороге бес выпивал воду и часто Лот привозил пустые кувшины и снова отправлялся по жаре за водой. Произросло дерево, имеющее один ствол и три кроны - певка, кедра и кипариса. Когда строили Соломонов храм, хотели это большое дерево пустить в строительство. Но, как его ни резали, ни строгали оно все не подходило по размеру - то больше, то меньше станет. Наконец, так и не приладив его к строительству, дерево бросили в Овчую купель. Сюда-то раз в год потому и спускался ангел, чтобы обмыть это древо, тогда первый по возмущении воды исцелялся. После, как был сделан Крест из дерева и Спаситель распят, ангел уже не опускался в Овчую купель. Место, где выросло это дерево, находится в Крестном монастыре недалеко от Горненского женского монастыря.
     Далее улица ведет, поднимаясь вверх. Слева видны остатки крепости Антония. Вдоль этой самой святой дороги расположены часовни для размышлений, монастыри и мемориальная священная базилика. Выйдя из монастыря святой Анны обратно на улицу и следуя по ней в сторону города, мы скоро увидели над дорогой арку, бросающуюся в глаза своей неправильной формой, так как высшая точка окружности ее не соответствует центру улицы, над которой сооружена эта арка. Эта арка называется  "Ecce Homo" ("Се Человек"). Небольшая арка соединяет поверх улицы дворец Пилата с другими зданиями по ту сторону.


Рецензии
Галочка! Пишу тебе рецензию на главу: " Ищите прежде Царствие Божие", так как там есть уже моя рецензия, но прочла то, что ты добавила, о душе.
Ты пишешь истину, так как всё. что связано с Божьей Волей- это Истина.
А Господь говорит: "Ищите прежде Царствие Божие!"
Увы! Человек прежде ищет благ. Материальны все его поиски в этой жизни, и не думает он,что душа вечна.
Очень нужная вставка - дополнение.
Храни тебя ГОСПОДЬ!
С любовью,
Нина.

Нина Богдан   23.12.2012 13:41     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.