По Волгоградской области на велосипеде

 Известный велопутешественник отвечает в этой книге на те вопросы, которые ему чаще всего задают во время поездок, в интервью и на выступлениях. В результате читатель может быстро и в доступной форме ознакомиться с основами велотуризма, с принципами вольных путешествий, со множеством обстоятельств, способствующих этому наиболее дешёвому способу передвижения по миру и препятствущих оному.
  Книга написана легко и остроумно. Она доставит большую пользу тем, кто путешествует или мечтает об этом.
                ВВЕДЕНИЕ
О чём эта книга?

  Уже десять лет с начала одиночных велопоходов мне регулярно приходится отвечать на многочисленные вопросы. Их задают водители, местные жители, начинающие велотуристы, газетные корреспонденты и тележурналисты. Отвечая на все их вопросы, я заметил, что последние имеют свойство повторяться. Чтобы упростить свою жизнь, я решил отобрать наиболее распространённые вопросы и ответить на них в письменном виде. Эта книга пригодится журналистам, начинающим велотуристам, их родителям, друзьям и всем людям, которым интересны вольные путешествия и правила пользования окружающим миром.
  Книга разделена на несколько тематических глав: для упрощения поиска ответов на нужную вам тему вы сможете пользоваться указателем в конце книги.
  Я понимаю, что по прочтении этой книги у читателей возникнут и иные, дополнительные вопросы. Посылайте их электронной почтой по адресу: gavkalo64@mail.ru или звоните по телефонам: (8443) 58-41-08 и 927-535-46-27. Я постараюсь ответить на все наиболее интересующие народ вопросы и внести их в очередное издание.

Как ты начал путешествовать?

  Этот вопрос задают все. Когда мне было 13 лет, отец наконец-то купил мне нормальный велосипед. Это был роскошный по тем временам дорожник «Минск» стоимостью 50 рублей. С этого времени я начал носиться на нём с утра и до вечера, накатывая до 90 километров за день по двум областям (мы жили тогда на границе Ленинградской и Вологодской областей). С переездом в Волжский я продолжал кататься здесь, проезжая иной раз уже до 200 км. за день. Так что в велотуризм, куда меня занесло в 2001 году в возрасте 37 лет, я пришёл уже достаточно подготовленным и физически, и морально.
  А дело было так. Работая на трубном заводе, я попал в лапы доктора-садюги — цехового зубника и по совместительству родного племянника доктора Менгеле, Игоря Смирнова, заядлого велосипедиста. Он-то и пригласил меня поехать в волго-ахтубинскую пойму на празднование дня туриста в конце сентября. Я взвалил на свой старенький «Минск» взятый напрокат тяжеленный ватный спальник и отправился в новую для меня жизнь. Лил ледяной ливень, сползший с багажника на колесо спальник тормозил велосипед  так, что в мешке протёрлась дыра, после чего началась раскисшая грунтовка и наша компания в поисках пути распалась на мелкие группы. Я почему-то увязался за Натальей Недосекиной, которая ломанулась по грудь в холодной воде через камыши вброд... Праздник, конечно удался, особенно мне понравился приготовленный на костре туристический борщ с тушёнкой. «Э, да тут неплохо кормят!»- подумалось мне. И хотя ночь пришлось провести лёжа в луже воды, натёкшей в чужую палатку, где меня приютили, выглянувшее утром солнце рассеяло все сомнения. «Хуже уже не будет»,- решил я.
  С весны следующего года меня стали зазывать в категорийные походы. Так я прошёл свою первую «единичку», но этого мне показалось мало. Хотелось кататься больше и здесь в мою дурную голову пришла мысль -  объехать все райцентры Волгоградской области. Мысль, конечно, была не из лучших, ибо впоследствии меня посетили такие задумки, как, например, объехать все природные достопримечательности области,  все монастыри области или, скажем, все реки и озёра волгоградчины, что несомненно, лучше всего, так как всё-таки вода была бы всегда рядом. Но, коль решено райцентры, значит — райцентры.
  Я начал с ближних районов. Первым моим одиночным походом стал двухдневный 200-километровый вояж по маршруту Волжский-Городище-Ленинск-Волжский.Причём, я сразу же решил провести эксперимент с питанием, захватив в дорогу только мёд и орехи. И, знаете, очень даже ничего! Оно и не весит нисколько и сытно! В первый день я проехал на своём верном «Минске» 160 км., потеряв в лесах атлас дорог и изрядно поплутав в дебрях волжской поймы. Ночевал в лесу под Ленинском. Палатки у меня ещё не было и спать я улёгся прямо на туристическом коврике в спальном мешке и сетчатой шляпе от комаров. Однако последние поспать мне так и не дали. Потому что хоть и не кусали , но всю ночь препротивно гундели над сеткой. «Надо приобретать палатку», - пришёл к выводу я.
  Следующим одиночным походом стали уже другие ближайшие по удалённости райцентры — Светлый Яр и Быково, ну а потом всё понеслось само собой. Таким образом, проезжая в свободное от безделья время, по 2 — 4 района за сезон, я за 10 лет, объездил все 33 района Волгоградской области и стал единственным человеком, побывавшим во всех райцентрах нашего региона, причём на велосипеде!

Как ты не боишься спать один ночью в лесу?

  Это самый распространённый вопрос. А вы что думаете, если я поставлю палатку на городском газоне, я буду там в полной безопасности?

Как относятся к путешествиям твои родители (жёны,родственники и т.д)?

  Как любые нормальные люди — с непониманием и беспокойством. Однако имеется комплекс средств, которые я применяю в общении с близкими, чтобы их беспокойство не переросло в панику. А именно: 1. заранее готовлю народ, сообщаю ему, куда и когда собираюсь. 2. увеличиваю дальность своих путешествий постепенно. 3. регулярно звоню и посылаю смски о том, где нахожусь. 4. за 10 лет одиночных путешествий не попадаю во всякие неприятности.
  Родители всегда будут стараться знать и представлять, где вы и что с вами. И даже краткий период неведения будет вызывать у них беспокойство. Так, в 2005 году, когда у большинства нормальных людей ещё не было сотовых телефонов, я, следуя из Серафимовича домой, повстречал группу велотуристов, которые предложили мне не спеша прокатиться с ними до Волгограда ещё пяток дней. За эти пять дней моего непрогнозируемого отсутствия, матушка и бывшая жена успели войти в ужас!
  Если ваши родственники ещё не так натренированы как мои — ясно, что они могут проявлять ещё большее беспокойство. Поэтому поступайте с ними вежливо, психологически готовьте их заранее, но так, чтобы они осознали неотвратимость ваших путешествий; регулярно звоните им, не напивайтесь и не влипайте в неприятные ситуации, всучите им данную книгу, чтобы  родители в ваше отсутствие отвлекались от беспокойства за вас, читая оную.

                ВЕЩИ В ПУТИ

Что ты берёшь с собой?

  Из наиболее универсальных полезных в дороге вещей следует назвать мозги, язык и рюкзак. Лично я с каждым походом таскаю с собой всё больше вещей: котелок, кружку, топографический атлас, удостоверение личности, пару сотовых телефонов, спальник, палатку, запасную одежду, туристический коврик, складной стул, туристический фильтр для воды «Аквафор», мини-радиоприёмних для фм и средних волн, шляпу-сетку от комаров, баллончик дихлофоса от мух, комаров и клещей в палатке, пару пластиковых бутылок для воды, фонарь, пачку таблеток сухого горючего, аптечку, две запасные велокамеры, набор инструментов, болтов, запасной переключатель скоростей, велокаску, складной нож, тарелку, деревянную ложку, скатерть, подзорную трубу, маленькую треногу для котелка, пластмассовые тапочки. Получается 10—15 килограмм барахла. До прошлого года пользовался армейским полуторалитровым котелком, это отличная вещь для одиночника — в нём можно герметически варить еду и кипятить чай, а крышка служит прекрасной тарелкой для нежидких блюд. Такой котелок можно приобрести у солдатика любой воинской части за пачку «Примы». Однако мой военный котелок недавно сгорел на костре, а мне было в лом доехать до военных и я приобрёл себе стандартный круглый двухлитровый туристический котелок. Проигрывая по некоторым параметрам солдатскому, круглый выигрывает по литражу и времени приготовления пищи. В круглом ужин готовится быстрее!
  Короче, после нескольких походов в вашем рюкзаке будет идеальный комплект вещей, отобранный естественным путём.

 Какой одеждой ты пользуешься?

  Обычной. Ибо, если приехать в село одетым в яркий спортивный наряд, то можно легко выхватить по башке от местных безденежных , озверевших от нищеты местных аборигенов.
В рюкзаке у меня всегда лежат запасные плавки, рубашка, светоотражающий жилет, свитер и трико, в холодное время — куртка. После того, как я начал кататься в велокаске, мне перестали задавать дурацкий вопрос о том, сколько рыбы я наловил. Кстати, велошлём-каска — прекрасно проветривает голову и спасает жизнь при падении. Мне один раз спасла, когда при столкновении с другим велосипедистом, я приложился виском об асфальт в самом неожиданном месте — на главной площади своего города. От каски отлетел кусок, но я не почувствовал ни малейшего удара! На ноги одеваю лёгкие туристические берцы. В них не жарко и они великолепно защищают от колючек, укусов змей и мелких собак.

А оружие для самообороны?

  Лучшее оружие — правильное поведение. Однако на всякий случай таскаю в сапоге большой китайский нож, а в кармане — баллончик кайенского перца. Раньше пользовался газовым пистолетом «Удар», но с практикой пришёл к выводу, что баллончик нисколько не уступает по эффективности и прицельности стрельбы. Перец отрезвляюще действует на дурных псин, да и намного дешевле пистолета. Нож  зачастую использую вместо топора. Он несравненно легче и хорошо режет сучки.

 Сколько нужно брать с собой денег?

  Ваши расходы в путешествии будут равны вашим расходам дома. Если не лакать пиво возле каждого сельпо, то достаточно 100-125 рублей в день. Я таскаю с собой от 1000 до 2000 наличных рублей. Остальные по мере расходования снимаю с карточки, ведь банкоматы Сбербанка присутствуют в любом райцентре. Если же все ваши деньги нежданно-негаданно перейдут в поддержку окружающего мира (вы их потратите или их украдут), вы неожиданно для себя окажетесь в коммунистическом обществе. То, что вы так усердно и долго покупали, вам будет доставаться даром, совершенно незнакомые люди начнут дарить вам деньги и еду, а также бесплатно подвозить на автотранспорте... Порой без вашей на то просьбы.
  Когда же вы вернётесь домой, не забывайте доброту незнакомых людей и изобилие окружающего мира, и помогайте по мере сил тем, кто сейчас в пути, и тем, кто не имеет денег, чтобы и они чувствовали это всемирное братство хороших людей. 

Еду с собой возишь?

  Довольно глупо будет выглядеть человек, отправляющийся в двухнедельное путешествие с полным запасом продуктов, купленных дома. Полярные путешественники обычно таскают с собой по 150-200 кг груза, зная что их путь лежит по ненаселённой местности Арктики или Антарктики и пополниться будет негде. Что же касается велосипедиста, путешествующего по местам населённым, - вряд ли вашему велику понравиться таскать на себе больше припасов, чем требуется на два дня.
  Хотя в начале путешествия мой харч состоит из двух банок консервированной рыбы, двух банок тушёнки, батона, пакетика кетчупа, нескольких стрелок зелёного лука, пяти пакетов супа быстрого приготовления, десятка пакетиков чая «три в одном» и пакетика печенья-соломки.
  Теперь рассказываю, как я питаюсь. Обед: лук, хлеб, рыбные консервы, соломка, вода. Ужин готовлю в котелке. Сначала кипячу воду и пью чай с печеньем. Одновременно, в оставшийся кипяток засыпаю суп из пакета и добавляю пол-банки тушёнки. Получается прекрасное кушанье, особенно, если заправить его чесноком и кетчупом. Оставшиеся пол-банки тушёнки перекладываю в пластмассовую баночку, где она может храниться аж трое суток. Суп покупаю не абы какой, а исключительно русского производства (такой, какой продавался при Советах). «Магги» и прочая зарубежная ерунда для туризма не подходят, ибо после варки представляют собой бурый вонючий бульон, а не суп. Тушёнку беру исключительно двух фирм: саратовской «Дубки» и калининградской «Балтийские луга» - это действително тушёнка а не какие-нибудь потроха. Отличное качество и у белорусской тушёнки. Поскольку она изготовляется на государственных предприятиях, то и вкус у неё соответственно того самого настоящего советского мяса. Как-то пользовался куриной тушёнкой — замечательная вещь! Иногда для разнообразия варю суп с рыбными консервами — тоже очень вкусно. Можно готовить  «Анаком» с тушёнкой или «Ролтон» с рыбой, что по времени ещё быстрее. На завтрак разогреваю остатки настоявшегося за ночь супа, пью чай с кондитерскими.
  По мере поедания продуктов, оные докупаются в придорожных магазинчиках с расчётом, чтобы хватило не менее чем на двое суток. Бесхозные арбузы на бахчах, дикорастущие груши, яблоки, смородина и абрикосы достаются мне бесплатно.

Карта обязательна?

  Непременно и чем подробнее, тем лучше. Даже, если у вас есть GPS-навигатор, который может сломаться или отсыреть. И подзорная труба, разумеется. Дело в том, что наши карты, по-моему мнению, выпускаются исключительно для врагов, чтобы те не нашли дороги. Поэтому, зачастую приходиться искать какие-то ориентиры на местности — линии электропередач, лесополосы и т. п.,  и сличать их с изображениями на карте. И здесь большую помощь оказывает именно подзорная труба, тем более, что она легче и компактнее бинокля.

Возишь ли с собой видеокамеру?

  Нет, ибо тут много технических проблем: её надо где-то заряжать, беречь от воды, от ударов, от воров и ментов, нужно также уметь хорошо снимать, чтобы не было скучно потом смотреть отснятый видеоматериал. Поэтому я пользуюсь сотовым телефоном Nokia с видеокамерой внутри, в который вставлена флэшка на несколько гигабайт, что позволяет снимать всяческие явления довольно долго, а качество, хоть и не супер, но меня устраивает.

                НЕЖЕЛАТЕЛЬНЫЕ СОБЫТИЯ

Часто ли ты попадаешь во всякие нежелательные ситуации?

  Очень точное слово в вопросе — нежелательность. Нежелательность тех или иных событий зависит от вашего отношения к окружающему миру. Один человек сочтёт нежелательным дождь, прокол велокамеры, поломку велосипеда, укус клеща или даже овсяную кашу; для другого, более мудрого человека всё сие — лишь компоненты окружающего мира, которые он восприемлет с радостью.
  Все неприятности живут только в вашей собственной голове. Если у вас с головой всё нормально, то и в окружающем мире будет нормально тоже. Правильное поведение и правильное отношение к миру — и в любой точке вы будете в абсолютной безопасности. Помните, что любая последовательность событий всегда правильна. Если вам кажется что-то неправильным — вы ещё не досмотрели до конца эту последовательность событий. Как-то в тренировочной поездке на меня напали четыре, выскочившие из-за жилого вагончика в степи, немецкие овчарки. Напали и принялись рвать. Потом показались два бородатых и грязных как басмачи отморозка, которые молча разбили мне башку и угнали велик вместе с рюкзаком. Спустя восемь лет, они в течении полугода  выплачивали  деньги, присуждённые мне как пострадавшему, судом. Эти средства позволили   совершить пару великолепных походов. Вот каким образом, я «продал» этим умалишённым безумцам старый ржавый дорожный велосипед за 24 000 рублей. Мне бы советником к Абрамовичу!

А если заболеете в пути?

  Знайте, что вольное путешествие на велосипеде не снижает, а повышает сопротивляемость организма, улучшает настроение и даже лечит многие уже имеющиеся у вас болезни. Правда, в первые два сезона моей велотуристической практики, меня мучил кашель и текли сопли как из ведра. Это выходили болезни. После чего я забыл о прежних недомоганиях, улучшилось зрение и куда-то пропал остеохондроз, жестоко мучивший меня до этого.
  Далее, вы сами не первый день живёте на Земле и знаете свойства своего организма Вы сами знаете, любите ли вы болеть и чем именно, знаете, где ваш организм обычно проявляет слабость и какие лекарства вы любите поглощать. Так, если дома у вас стерильно как в амбулатории, вы по двадцать раз на дню моете руки и пьёте только кипячёную воду — будьте готовы в походе удабривать испражнениями кусты, ибо ваш организм не имеет иммунитета к природной пище. Если вы об этом знаете то запаситесь лоперамидом и с вами ничего необычного не случится.
  Если же даже врачебно-ветеринарная помощь не помогла и вы умерли, - не огорчайтесь. Помните, что всё в руках Божьих и вы получили прекрасную возможность путешествовать  уже без велосипеда — мгновенно и в любую точку вашего или земного мира.

Случались ли у тебя опасные травмы?

  Однажды, на спуске с меловой горы, я грохнулся так, что изорвал в клочья одежду, да и сам был в крови. В Средней Ахтубе, споткнувшись на «лежачем полицейском», едва не пробил головой асфальт. После этого приобрёл велошлем. Крупные мухи и шмели порой так и норовят на полном ходу велосипеда влепиться навстречу в лоб. Скорость полёта большого грузинского муха под названием «шмэл» — 40 км/ч, скорость велосипедиста примерно такая же. Получается удар силою в 80 килограммокилометров. Надевайте очки.

Что должно входить в состав аптечки велотуриста?

  Возьмите пластырь, активированный уголь, йод, вату, бинт и таблетки от болезней, которыми вы любите болеть. В наших южных широтах особо на лекарства не напирайте — путешествие только оздоравливает организм.

Встречались ли тебе опасные дикие животные?

  Собаки встречаются в каждой поездке. Возле хутора Королёв в Ростовской области шесть кавказских овчарок, попарно сменяя друг друга, гнали меня три километра. В Клетском районе в полуметре от моей ноги зашипела и встала в боевую стойку коричневая с белыми пятнами змея, самая опасная змея этих мест. Вообще змеи встречаются на пути в немыслимых количествах, особенно в Иловлинском районе, но стараются уползти в сторону. Правда, двух я всё-таки раздавил — сами бросились под колёса. Не раз попадались следы волков, это во Фроловских лесах. Как-то к палатке подбежал кабанчик. Кусали комары, клещи, слепни и пчёлы. Ну, а прочих встречных, таких как ёжики, орлы, косули, лисы и зайцы, я за опасных зверей не считаю.
  Человек, как царь природы и зверей, так напугал всех остальных представителей животного мира, что в тех местах, где водится человек, опасных животных почти не осталось — человек их попросту съел. Единственным исключением являются, пожалуй клещи. По причине малой массы и низкой питательности человек до сих пор не начал массированный отлов клещей, - и они сами пока довольно активно достают царя природы, особенно в южных районах области .


Инопланетяне, лешие, болотные кикиморы  никогда не нападали?

  Я по ночам сплю и поэтому никаких пролетающих инопланетных тарелок не наблюдал. Ну было раз, видел ночью кружащуюся в небе звезду, спутники так не летают. А вот 1 мая 2004 года, когда Пасха совпала с Вальпургиевой ночью — было дело. Мы остановились возле речки Тишанка. Речка небольшая, шириной от трёх до пяти метров, но в этот раз удивила её особенно чистая вода, даже гуппии, аквариумные рыбки плавали, которые живут лишь в исключительной чистоте. Все разошлись по палаткам, а я засиделся у костра и ровно в полночь решил отлить на берегу речки. Направился туда, как вдруг прямо перед собой, за кустами, услышал зачаровывающий женский смех, как серебряные колокольчики. И тут же  два всплеска от прыжков в воду. И тишина... По силе всплесков прикинул вес тел — примерно по 50 килограммов. Откуда здесь русалки? Мистика. Утром рассказываю туристам — не верят, на смех подняли. Но позже проснулась ещё одна подруга и с ходу: «Ой, что я утром видела!» Оказывется, в пять утра ей тоже приспичило по надобности и она спустилась к реке. Видит — на берегу сидит к ней спиной голый человек. Услышал шаги  - и шасть в воду! Русалка...
  Как-то я гостил у старца-отшельника Сергия в Кременско-Вознесенском монастыре. Сидели на берегу Дона, гутарили. И вдруг вижу, на середине реки, по течению плывут две огромные змеюки, одна длиной в пять метров, другая в два раза поменьше. Головы — размером с собачьи. «Это донские анаконды, они часто тут плавают», - как ни в чём не бывало объяснил старец.
  На последнем слёте туристов, ежегодно проходящим на ерике Верблюд, я в числе трёх сотен присутствующих наблюдал летящий над верхушками деревьев небольшой огненный шар, который вдруг резко без всплеска и шипения нырнул в воду. Время опять-таки было ровно полночь и тут же после этого ливанул проливной дождь.
  В заповеднике Фроловско-Арчединские пески, по которому я тащился пешком с великом два дня (прошёл 50 км), несколько раз посреди леса встречал странные поляны скрученного и как-будто бы моментально высохшего леса. Эти места так и называют «ведьмины поляны».

Часто бывают аварии?

  Попасть в аварию с участием автомобиля — вполне реалное приключение. Оно случается не только с велосипедистами, но и с пешеходами, и с автоводителями, и с обычными пассажирами автотранспорта. Так что авария — вполне распространённое  происшествие.
  Жертвой ДТП может стать любой, оказавшийся вблизи движущегося автотранспорта. К счастью, меня лишь несколько раз выдавливали с трассы на обочину. Из знакомых велосипедистов жертвами автоаварий стали двое — Настя Молчанова, погибла при лобовом столкновении с пьяной иномаркой, и Александр Чернега, сбитый с трассы и переломавший руку. Оба ехали ночью.
  Поэтому меры безопасности таковы: объезжайте дураков и пьяных, сами в дороге не напивайтесь, не ездите по ночам!

Много ли велотуристов гибнет?

  Я таких случаев не знаю. Вышеупомянутая Настя погибла не в велопоходе, а возвращаясь с соревнований велопопрыгушечников. В то же время тысячи и миллионы людей умирают не будучи велосипедистами. Значит так нужно — все мы в руках Бога.

Случается ли врать?

  Как и почти любой человек, я изредка обманываю, или, сказать точнее, оставляю людей в заблуждении. Если подъезжают субъекты явно бандитской наружности и спрашивают: «Ты чё, братан, в натуре, один путешествуешь?», я иногда отвечаю, что вообще-то за мной едут ещё двадцать человек. В случаях же, когда меня уговаривают поступить в рабство на точку, прикидываюсь депутатом городской думы.
  Впрочем, своим поведением я стараюсь не навлекать неприятности и расходы на других людей. При отсутствии вредоносных последствий для себя и для других, это, может быть, и простительно иногда. Думаю, что в нашей земной жизни почти каждый человек время от времени обманывает, оставляет других в заблуждении или в неведении: «правда, да не вся», - но по окончании этой земной жизни каждый из нас понесёт ответственность в той мере, в какой наши обманы привели к каким-либо объективным неприятностям.

Тебя когда-нибудь обкрадывали?

  Редко, но такое бывает. Самым крупным ограблением было похищение старого велика о котором я писал выше, с которым ушли в небытие сумка с инструментами, рюкзак-термос, насос, велокамера, компас, атлас Волгоградской области, ключи от квартиры и 30 рублей денег. Когда мне было 14 лет, местные взрослые хулиганы, настучав мне по роже за городом, отвинтили от моего велика фару. Что касается походов, однажды в селе Малая Ивановка я зашёл в магазин за пряниками. В это время велосипед окружили любопытные пацаны лет десяти от роду, задавали всякие разные вопросы. Я вдохновенно прочёл им лекцию о великой значимости велопутешествий и поехал дальше, а уже на биваке обнаружил отсутствие катафотов. Зачем они им понадобились? Во всяком случае, в Малую Ивановку заезжать не советую — там живут воры.
  Однако мир изобилен и взаимосвязан. Если у вас что-то украли, примите это как должное, и пожелайте, чтобы украденое принесло вору пользу. В последующие дни вам подарят всё, в чём вы будете нуждаться.

Что ты будешь делать, если попадёшь в рабство?

  Что ж, буду считать, что мне очень повезло попасть в чрезвычайно редкую ситуацию, и, если выживу, постараюсь написать об этом книгу. Но вы не бойтесь. Никто вас в рабство не заберёт, если сами не попроситесь. Мне предлагали строить козлятники и пасти коров раз... пять. Кавказцы, казахи, русские. Последнее суперпредложение звучало так: зарплата 2800 рублей в месяц, бесплатная еда с мясом, пачка «Примы» в день и самогон по желанию. В степи безработицы нет, и как только вы  выедете за пределы Волжского,  к вам тотчас подкатит машина потенциального работодателя.
  Если же вы сами будете долго и упорно разыскивать на свою задницу всякие неприятности — есть шанс, что вы действительно найдёте то, что искали, но уже другие будут писать о вас.

Какой процент риска при разработке маршрута ты считаешь допустимым?

  10 процентов.

А ведь говорят, всюду преступность растёт, всюду всех насилуют, берут в заложники, убивают...

  Такая иллюзия предстаёт перед людьми, познающими мир с помощью СМИ. Реально же в мире в тысячу раз больше мест спокойных, чем неспокойных, в сотни тысяч раз больше хороших людей, чем насильников и убийц и чем дальше от больших городов, тем больше хороших людей.

Какой-нибудь оберег от злых людей или происшествий у тебя есть?

  Крестик, иконка Божьей Матери, перед поездкой молитвы читаю, ведь сильнее православных молитв никаких заговоров нет. Рекомендую перед путешествием прочитать несколько молитв идущему в путь. Это молитва пред иконою Пресвятой Богородицы Смоленской (Одигитрии), молитва святителю Николаю Чудотворцу, святым апостолам Клеопе и Луке Евангелисту, святому праведному Иосифу Обручнику, а также молитву всем святым и бесплотным небесным силам.

               
               
                ВОПРОСЫ ТЕХНИКИ

Как люди начинают путешествовать на велосипеде?

  Большинство людей, ныне увлечённых велотуризмом, когда-то давно в один прекрасный день узнали от знакомого, что есть такой метод познания мира, есть велотуристические клубы и решили попробовать. С этого всё и начинается. И только самый ничтожный процент людей приходит к идее вольных путешествий самостоятельно.

А когда и как вы ездите большой кучей?

  Это бывает в массовых велопоходах с участием команд из разных городов. Несколько раз мы ездили кучей достигающей численности в 80 человек. Однако в процессе передвижения по маршруту всякая большая куча распадается на несколько мелких. Рекомендуется ездить разрозненными группами не более чем в 12 человек. 

Сколько времени за день ты проводишь за рулём?

  Примерно по 10 часов в день. До обеда еду без перерыва, затем обедаю и отдыхаю пол-часа, потом двигаюсь в ритме: 50 минут езды, 10 минут ходьбы. Такой способ помогает дать отдых седалищным мышцам и размять ходалищные. Где-то с 18 часов начинаю высматривать по пути место для ночлега , удовлетворяющее таким требованиям, как наличие водного источника, кустов или леса. За день обычно проезжаю по 100-150 км. В последнее время начал лениться и заниматься поисками места ночлега уже после 100 км, а в дождливую погоду устраивать себе суточные днёвки.

Вы всегда ездите бесплатно?

  Есть такое распространённое мнение, что велопутешественник, тем более А. Печёнкин, должен всегда передвигаться исключительно на велосипеде, то есть бесплатно. По сути дела, вольный путешественник (я считаю себя именно вольным путешественником, а не просто туристом) потому и вольный, что он волен выбирать, куда едет и как едет. Нет ничего греховного в том, чтобы провезти велик на электричке или в вагоне пригородного поезда. Например, через 100-километровую килу под названием Волгоград или вдоль перегруженной фурами московской автотрассы М-6.
  Правда, в последнее время железнодорожники оборзели до такой степени, что стали требовать за велосипед большую оплату, чем за пассажира. Скажем, если на городских электричках Волгограда проезд человека в любом направлении весной 2012 года стоил 20 рублей, то за велосипед кассиры просили 50! На сельских направлениях провоз велика составлял уже 75 руб. Однако, если подсаживаться в поезд не на больших с турникетами вокзалах, а на маленьких станциях и полустанках, в 90% случаев мне удавалось договориться с проводниками и кассирами о проезде до места назначения без билета и за пол-цены.

Это кем же надо работать, чтобы путешествовать в своё удовольствие?

  Самим собой. Найдите то, что вам больше всего нравиться делать, и делайте это . Постарайтесь делать это хорошо, чтобы получать за это деньги. Или постарайтесь делать это очень плохо, чтобы вас выгнали с работы и вы могли отправиться в путешествие. Вообще, как утверждает старейший велотурист нашего города, заслуженный путешественник России Владимир Белоусов, которому в 2012 году исполняется 76 лет: «Если работа мешает туризму — брось такую работу!» Здесь для меня примером подражания служит Валерий Осипов, который вместе с заявлением об отпуске по собственному желанию, приносил начальству и заявление об уходе. Если первый вариант не прокатывал, прокатывал второй. В итоге, Осипов, которому сегодня тоже далеко за семьдесят, заработал мизерную пенсию, зато не страдает никакими болезнями и регулярно пользует жену, которая  младше его на 30 лет.
  Большинство велотуристов — люди подневольные и путешествуют один-четыре раза в году. В остальной жизни они притворяются добропорядочными женатиками, примерными работниками или прикрываются иным общественным статусом.
  У каждого из нас своя технология жизни и заработка. Я, например, как участник двух войн, имею право по закону «О ветеранах» взять оплачиваемый отпуск в любой момент года, плюс 35 дней за свой счёт. Участвуйте в войне!

Если я не разу не ездил, как мне начать?

  Для начала лучше примкнуть к какой-нибудь группе велотуристов. Покатавшись с ними несколько походов, вы получите навыки жизни в природе и  ремонте велосипеда. Если же среди ваших знакомых нет имеющих таковой опыт — организовыватесь сами. Непременно следует начинать в тёплое время года. Выберите короткий маршрут — до 200 километров. Предупредите своих родителей и детей. Возьмите рюкзак, еду и всё необходимое, перечисленное выше. Наденьте простую одежду. Захватите паспорт. Утром, часов в шесть -семь, выедете на трассу за городом. Улыбайтесь. Верьте в успех. Никого и ничего не бойтесь.
  Когда вы совершите своё первое 100-200- километровое путешествие — на следующий раз вы будете более уверены. Поезжайте в более дальнюю точку. Помните, что любой человек, пока не умеющий чего-то, может этому научиться.

Можно ли женщинам ездить в одиночку?

  Можно, если женщине за 50, она страшная как атомная война и владеет приёмами каратэ и  дзюдо. Впрочем, я слышал о некоей русской гражданке Канады, проехавшей в одиночку 2000 км по своей стране и вернувшейся домой живой и неизнасилованной. Если же вы сильно беспокоитесь — возьмите в пару другую женщину или мужчину и ездите парно.

Можно ли ездить с детьми?

  Можно. Детям это очень нравится.
  Многие наши велосипедисты таскают за собой детей, стараясь приучить их к поездкам уже с двухлетнего возраста. Помнится, Елена Кифаренко приезжала на туристические слёты, везя вместе с собой на велосипеде, двухлетнюю дочку, кошку и маленькую собачку! Я думаю, что если ребёнок не писается по ходу движения велосипеда, не плачет без видимого повода и может словами выражать свои желания, - его легко можно брать с собой. Однако, не переборщите: у маленьких детей время течёт более длинно, чем у взрослых, и даже недельная поездка будет казаться для них бесконечно долгой.

Зимой тоже путешествуете?

  Нет, потому что холодно и потому что для зимних путешествий нужна шипованая резина, а оная, вкупе со снегом, весьма замедляет скорость продвижения. Однако, мой друг - московский велопутешественник Анатолий Иванченков как-то проехал в 25-градусный мороз от Архангельска до Москвы. Фото этого экстремального вояжа вы можете найти на личной странице Анатолия по адресу: vanch@mail.ru . Но Анатолий — это особый случай, он предпочитает ночевать не в палатке, а в автокемпингах.

Ночуешь в палатке?

  Разумеется, удобнее возить палатку, чтобы не тратить время в поисках для ночлега. Если у вас есть палатка, вы можете ехать сколько можете и докуда можете, а в оставшееся время спать. Если вы хотите ночевать у людей, то тут будет заезд в населённый пункт, затем поиск хаты, затем всякие чаи, пиво, водка и разговоры, суммарно на несколько часов в сутки, за это время можно было бы полста километров проехать. Плюс — вас однозначно разведут на «бабки» местные алкаши. Так что, палатка в самый раз.
  Хотя в дождливую погоду предпочтительней найти сухую ночёвку под крышей. Так, однажды нас приютили в психиатрической больнице села Лозное, причем в палате №6! Не только приютили, но и предложили еду для сумасшедших, от которой мы благоразумно отказались.

А где вы моетесь?

    В целях гигиены, удовольствия и профилактики бомжизма вольный путешественник должен ежедневно мыться, особенно в нашем жарком климате. Помыться можно в речке, ручье или фонтане. Постиранную одёжку наденьте, в тёплом климате она высохнет прямо на организме. Правда, помыться получается не всегда, особенно когда едешь по степи или волокёшь велосипед по пустыне.

Какие качества для напарника вы считаете главными?

  Чувство юмора, оптимизм и спокойствие. Способность иногда ходить пешком. Лёгкость на подъём. Обязательность. Способность идти на компромисс. Неприхотливость. Необидчивость. Интерес к жизни.

Я тоже хочу поехать с вами!

  Поехать с нами несложно. Однако, надо помнить, что маршруты и сроки этих поездок намечаются заранее, за несколько месяцев до старта. Если у вас есть большое желание и много свободного времени, чтобы присоединиться к поездкам, - следует заранее подружиться со мной и другими велотуристами, участниками предстоящей эпопеи. Иначе вам будет трудно некоторое время кататься с нами, с незнакомыми людьми, ведь у каждого из нас есть свои привычки и странности. Появляйтесь на наших тусовках, примите участие в двухдневном походе выходного дня, проверьте свою физическую и психологическую подготовленность. Если мы взаимно понравимся друг другу — что ж, в путь!
  Предостерегаю некоторых лиц о том, что вопросы вхождения в состав экспедиции незнакомых людей не решаются по электронной почте. Если вам так хочется обсудить всё сие, не поленитесь позвонить мне и приехать на одну из покатушек команды «Зубастые колёса».

Что делать в случае крупной поломки велосипеда в пути?
  Не отчаиваться. Если у вас в запасе достаточно ремонтного материала и инструментов, попытайтесь спокойно починиться своими силами. Неисправимыми поломками зачастую могут быть лопнувшие стойки багажника, рамы, осей педалей и руля. В этом случае дотащите велик до ближайшей СТО или найдите в деревне сварщика. Как правило, местные умельцы, если это не алкаши, денег с велотуриста за ремонт не берут. В станице Мелоклетской мне варил багажник сварщик Петров, а в деревне Казарино приваривал педаль  турок Рафик. Денег не взяли ни тот, ни другой.

Какие поломки бывали в твоей практике?

  Самой частой неприятностью является прокол колеса. Замена камеры отнимает 20 минут времени. Мой личный рекорд — 11 дырок в колесе за один раз, это когда наехал на какие-то колючки. Что интересно, проколы начались, когда я пересел с дорожного велосипеда на горный. До этого же за 25 лет езды на  дорожнике у меня не было ни одного прокола!
  Часто вылетают спицы, поэтому десяточек их надо всегда иметь в запасе. Пару раз попадал в спицы и закручивался в штопор переключатель скоростей. Рвалась цепь. Все эти неприятности можно устранить в одиночку. Гораздо хуже, когда требуются услуги сварщика, о чём я только что говорил выше.
  Совершенно уникальная поломка произошла у меня в палласовских степях. Ни с того ни с сего вдруг начало ходить в разные стороны заднее колесо. Никакие подтягивания гаек не помогали. Что  делать — разобрал втулку и обнаружил, что ось колеса сломалась напополам! Собрал втулку заново, прикрутил гайками и, о чудо! - помчался на сломаной оси со скоростью ветра, благо до дома оставалось всего 93 километра. Вообще же, за 10 лет своих путешествий, я «убил» четыре велопокрышки, проколол несчётное количество велокамер и заменил  пуд запчастей.

Как правильно выбрать велосипед для туризма?

  Ориентируйтесь на цену от 10 000 рублей. Если возьмёте односкоростной дорожный велосипед, простой и удобный в ремонте, будете каждый раз ходить вместе с ним в гору пешком. Если спросите: что легче, тащить велосипед на себе в гору или заехать на нём туда, я порекомендую второе.
  Горные велосипеды сплошь и рядом продаются без багажников, поэтому, выбирая железного друга, сразу обратите внимание на наличие отверстий под стойки багажника. Моветоном в велотуристической среде считается езда на «Стелсе». «Стелс», как марка вызывающая массу нареканий, считается признаком вело-лоха. А вообще, скажу так: нет плохих велосипедов, а есть руки, растущие из задницы. Как у меня. 

 

                РАЙОНЫ И ЛЮДИ

  Ты не ездишь в другие регионы и страны из принципа?

  Нет ничего греховного ездить по другим регионам. Просто я реалист и понимаю, что побывать во всех местах мира не удастся. Тем более с такими ограниченными финансовыми возможностями как у меня. Поэтому я выбираю наиболее дешёвые маршруты передвижения по ближайшим местностям, многие из которых до сих пор были обделены вниманием путешественников. Выступая в таких местах первопроходцем, я привлекаю других людей к отклонению от стереотипных маршрутов, стараюсь навести их на мысль о доброте и разнообразии всего окружающего мира, а не только засиженных туристами мест. Ведь совсем рядом есть не менее гостеприимные места, имеющие ряд преимуществ для вольного путешественника, и я стараюсь открыть и показать все эти преимущества.

В каких районах ты был?

 Серьёзно кататься на велосипеде я начал в Бокситогорском и Бабаевском районах Ленинградской и Вологодской областей. К лету 2012 года я объехал все 33 района Волгоградской области, пару районов Ростовской, а также Малодербетовский район Калмыкии. Многие передовые велосипедисты посетили значительно большее количество мест.

Где тебе особенно понравилось?

  В каждом районе есть своя изюминка. Понравились Руднянский и Котовский районы, где имеются места совершенно не тронутые цивилизацией. К таковым можно отнести и заповедник Арчединско-Фроловские пески. Понравилось путешествовать в пойме Хопра и Медведицы с их незабываемыми хвойными лесами. Это другой мир, где многие люди до сих пор не знают, что такое интернет и что такое время, не знают сотовых телефонов и смотрят только два канала телевидения, где не торопятся, живут в доброте, простоте и вере, как во времена вольного казачества. Удивил Старополтавский район с его неожиданно возникшим среди степей оазисом хвойного леса. Приятно порадовал обилием велосипедистов  райцентр Октябрьский. До сих пор не забуду наполненный бобрами и прочей живностью пруд Дубовый в Ольховском районе. Красивейшие места между станицей Кременская и хутором Саушкин. Вообще в Волгоградской области немало мест, где приятно жить и путешествовать. Роскошная природа и вкусные дикорастущие фрукты в Волго-Ахтубинской пойме... Я полюбил, пожалуй, каждый район и каждый — своей особенной любовью, и в каждый из них хочется опять вернуться.



Какие достопримечательности  Волгоградской области ты бы порекомендовал посетить?

  Озёра Булухта и Эльтон, растущий 68-метровый соляной купол недалеко от Эльтона, назваемый иначе священной казахской горой Улаган, великолепный родник близ Эльтона, по вкусу воды напоминающий «Боржоми», запретную зону с центром в заброшенном посёлке Житкур,высочайшую вершину области -  гору Караульную высотой в 360 метров, заповедник Щербаковская балка, называемый волжской Швейцарией, меловые горы Задонья, единственный в области водопад на реке Лиска, синие камни недалеко от Суровикина, аномальная зона в Жирновском районе, лотосовое озеро близ посёлка Лебяжья Поляна, Кременско-Вознесенский и Каменнобродский (пещерный) монастыри, часовню Шукшина в Клетском районе, кладбище советских и немецких солдат возле села Россошка. Кстати, в меловых горах и Щербаковской балке проложены туристические маршруты с местами для отдыха, кострищами, мангалами и готовыми дровами.
  У меня нет цели особо осматривать в процессе путешествия какие-либо места. Для меня главное — ориентация на местности и наслаждение красотами окружающей природы. Однако иногда получается кое-где задерживаться с экскурсионными целями. В этом плане отмечу аномальную зону в районе посёлка Новинка. Там можно наблюдать такие необычные явления как подземные шумы, подобные гулу метрополитена, розовый туман; рекомендую осмотреть рощу обожжёных молниями берёз, остатки машины времени, а если повезёт чуть-чуть, то и  НЛО.
  Каменно-Бродский пещерный монастырь. Здесь ещё сохранились несколько вековых дубов, по-преданию посаженных Степаном Разиным. Система пещер состоит из пяти этажей, которые были засыпаны монахами песком за одну ночь в преддверии большевистской конфискации церковных ценностей. На сегодня полностью очищен верхний этаж и ведутся вялые раскопки второго. Нынешние монахи с удовольствием покажут вам келью в которой молился Александр Невский и проведут экскурсию по лабиринтам пещер температура воздуха в которых остаётся неизменной в течении тысячи лет, а это + 10 градусов. Недавно здесь обнаружили замурованный склеп со скелетом отшельника. Рассказывают, что старинные обитатели монастыря не выходили на белый свет десятилетиями и питались раз в месяц кусочком хлеба и водой! До сих пор по ночам служителям пещер слышится  пение монахов... Нам любезно разрешили полазить по раскопкам и набрать артефактов — кусочков намоленных в течени столетий иконных полочек, а один из наших туристов умудрился отыскать в песке охотничий патрон в котором оказались ржавые крест и кольцо.
  Необыкновенно красив и Кременско-Вознесенский монастырь — старейший из монастырей Волгоградской области. Неподалёку на заброшенном казачьем кладбище, среди поваленных надгробий, я даже отыскал камень с надписью: «Казакъ Иванъ Фроловъ 1805 годъ». Эх, вечная тебе память, казак Фролов! Также здесь, буквально под ногами мы нашли несколько старинных монеток и такую же цепь неизвестного происхождения.
  Кладбище фашистов близ Россошки. По настоятельным просьбам немцев, им, после долгих проволочек, всё-таки было выдано разрешение на сооружение мемориала солдатам вермахта.Но выдано при условии, что они заасфальтируют дорогу к этой деревне и построят кладбище для наших солдат. Немцы исправно выполнили поручение и теперь оба кладбища находятся одно против другого. Правда, могилы советских воинов украшают безликие таблички типа: «Здесь похоронено 1850 человек», «700», «1500» и т. д. На немецком же кладбище все погибшие перечислены персонально.
  Обязательно посетите район донских меловых гор — самых больших меловых гор Европы. Окружающий ландшафт напоминает здесь пейзажи американских вестернов. Между станицами Мелоклетская и Перекопка на крутом берегу Дона стоит часовня Шукшина и открывается красивейший вид на тридцать вёрст окрест. Именно здесь снимался фильм «Они сражались за Родину» ради которого, между прочим, снесли танками целую деревню. Местные жители охотно поделятся с вами воспоминаниями о своём участии в массовых съёмках и о встречах с Василием Макаровичем. Здесь же расположена ещё одна братская могила павших советских воинов. Кстати, этот утёс я частенько вижу на телеэкране в фильмах про деревню или казачество. Каждое лето на этом месте снимают какое-нибудь кино. Так что, если пожелаете, можете попроситься в массовку. Далее, на излучине Дона за хуторами Шохинский и Камышинский располагается вершина с гигантскими причудливыми песчаными фигурами — удивительными творениями ветра, солнца и воды.
  И непременно советую побывать на святом источнике Почаевской Божьей Матери, что на границе Фроловского и Иловлинского районов на московской трассе в пяти километрах к югу от хутора Шляховской. Вкуснейшая родниковая вода источника лечит зрение и ноги. Возле источника расположена церковь и хижина смотрителя — отшельника Сергия. Словоохотливый старец с энтузиазмом насытит вас не только целебной водой, но и духовной пищей. Великое блаженство искупаться в жаркую погоду в купели источника, где вода не прогревается более пяти градусов! Если же пройти по пескам далее вдоль маленькой близлежащей речки, то можно обнаружить ещё немало родников и мест для купания с ещё  более ледяной водой, кстати, до того чистой, что её можно пить без опаски прямо из реки.
   Для любителей острых ощущений могу посоветовать посетить мистические места. Пролёт НЛО чаще всего можно наблюдать над Волго-Ахтубинской поймой между Волгоградом и Волжским. Как правило, это блестящие цилиндрические объекты. Таковые часто появляются и в районе Запретной зоны — в степях Палласовского и Ленинского районов. Близ хутора Филин Кумылженского района должна ещё сохраниться цилиндрическая 10-метровая яма выбранная в начале 2000-х неведомым летательным аппаратом.  Ночью возле ямы, если сфотографировать на цифру окружающую местность, на кадрах появляются орбы — энергетические шары с человечьими лицами. Такие же шары только без лиц проявляются и на ерике Верблюд, близ города Краснослободска. Белые дети, так местные называют призраков, появляющихся на руинах бывшего поселения староверов между посёлками Золотари и Романенко в Палласовском районе. Призраки смеются, бегают и катаются на качелях, а при приближении к ним на 20 метров, исчезают. Лошади не хотят туда идти и сбрасывают всадников. Вообщем, жуть.
      
 

Какова сегодня жизнь на селе?

  Село рарушено, особенно в заволжской части. Въезжаешь, бывало, в деревню — три жилых дома, а кругом руины и ни души. Кое-где на окраинах до сих пор торчат ржавые памятники социализма: серп и молот, облупившиеся портреты Ленина, обветшавшие лозунги «Слава КПСС». И всюду бетонные скелеты бывших ферм и свинокомплексов. Попадалось немало брошенных хуторов. Представьте себе — целые кварталы полуразрушенных домов, а в садах продолжают плодоносить фруктовые деревья, как-будто  всё ещё надеются на возвращение хозяев. Много брошенных домов в Придонье — заселяйся, ремонтируй и живи! Места-то ведь обалденно красивые.
  Однако, попадались и цветущие хозяйства. Например, агрофирма «Сады Придонья» с хутором Краснодонский. Видно, что народ там живёт неплохо — аккуратные домики, на каждом висит спутниковая тарелка, машины в подворьях. Нефтянники северных районов тоже прилично обустроены.

Правда ли, что в Волгоградской области самые плохие дороги?

  Дорог, хуже чем в нашей области, я не видел нигде. От северной границы до Михайловки вообще идёт разбитая бетонка. И это — федеральная трасса М-6! Позорище. Очень часто там, где на карте указан асфальт, на деле наличествует разбитый грейдер. Тащишься по нему, проклиная две российские беды и вдруг... прекрасный асфальт. Промчался по нему с километр — опять грейдер. Ежу понятно, как воровались деньги отпущенные из бюджета на прокладку дорог. Закатали с километр, привезли комиссию, отчитались: вот, мол, построили дорогу, а остальное в карман.
  Правда, иногда бывает совсем наоборот — на карте пунктиром обозначена просёлочная дорога, а на деле встречаешь асфальт. Это, например, такие дороги как Малая Ивановка — Петропавловка и Васильевка — Октябрьский. Вообще же от большевиков осталось ещё немало дорог с хорошо сохранившимся асфальтом там где по ним мало кто ездит. Едешь по такой дороге в тени лесополосы и радуешься, поминая добрым словом строителей коммунизма — дороги прокладывали, лесополосы сажали, а нынешние козлы что сделали? Показательную 20-километровую четырёхполоску Волгоград-Самофаловка? Ну, спасибо!

А если бы в твоём городе стало невозможно жить, в какой район ты бы
перебрался?

  А в нём и так невозможно жить. Наверное, куда-нибудь на берег Хопра или Дона.

Случалось есть что-нибудь экзотическое?
  Возле Кременской меня остановили местные бандиты и под угрозой пистолета заставили тяпнуть стакан самогона. И это при 40-градусной жаре! В хуторе Покручинском местная жительница, армянка Рузанна подарила в дорогу килограммовую буханку домашнего хлеба. Это был чудо что за хлеб — он не крошился и оставался свежим целую неделю. Вообще, предпочитаю покупать в сельских магазинчиках хлеб из местных пекарен — вкус непревзойдённый! Иногда по пути попадаются шампиньоны, варю их и ем.

Как относятся к тебе местные выходцы из Кавказа и Средней Азии?

  Крайне доброжелательно. Чеченцы, живущие в степных кошарах, не раз показывали дорогу, один турок, догнавший нас на колёсном тракторе, угостил дынями, узбек из Ольховского района предложил переночевать в жилом вагончике, казах Аманат из хутора Гонин угостил вкуснейшим самогоном и предложил поселиться у него просто так. Насмешки же и всякого рода «наезды» исходили исключительно от русских.

Много ли нерусских в районах области?

  Полно. Порой целые хутора и посёлки заселены ими. «А русские-то здесь есть?» - спросил я как-то турецких пацанов в хуторе Шохинском. «Три бабки остались», - ответили те. В заволжской части  вообще — сплошной Казахстан. Даже в городе Палласовка русское население составляет всего 40%. В Ростовской области также хутора с русскими названиями полностью заселены чеченцами. Встретить же русского хозяина в степной кошаре или как их принято называть — точке, вообще большая редкость. Русские зачастую встречаются среди чабанов, это или бывшие бомжи, или попавшие в рабство алкаши, что впрочем почти одно и тоже. В Быковском районе я обнаружил целый узбекский город, растянувшийся на два километра и состоящий из дощатых бунгало.
  Конечно, обидно, что исконные казачьи земли теперь сплошь заселены каказцами, но, видимо, на всё воля Божья за безверие и грехи наши! Стада кавказских овец вытаптывают луга и засоряют родники и таких изгаженных мест в нашей области — тьма тьмущая. Однако, есть в этом негативе и совершенно неожиданный момент. Некоторые чеченцы стали спиваться! Причём, пьют по-чёрному вплоть до пропивания имущества и одежды! Так что пьянство — отнюдь не славянская национальная черта.

Можно ли покататься по Чечне?

  Можно, но будьте готовы к неприятностям не от чеченсцев, а от федеральных сил. Вас наверняка задержит ОМОН или ФСБ и станет долго терзать, выявляя причастность к бандформированиям. Поскольку настоящих боевиков никак не могут переловить,  федеральным структурам приходиться , для создания видимости работы, ловить и задерживать простых граждан.
  Кроме того, будьте внимательны при организации лагеря в лесу — можете нарваться на растяжку, оставшуюся с последней войны или установленную недавно. Не жгите костров — появившийся внезапно вертолёт военных, особенно, если он оснащён тепловизором, без предупреждения пальнёт по вашей палатке ракетой и фамилию не спросит.

Можно ли использовать в велопоходе рейсовый автобус, гостиницу, сходить в кафе?

  Можно всё. Это же вольное путешествие, а не упражнение на аскетизм или попытка поставить рекорд экономии денег. Сворачиваете руль, снимаете переднее колесо и легко впихиваете вашего железного друга в багажник или на заднюю площадку автобуса. Пристёгиваете велосипед на велозамок к столбу и отправляетесь пожирать шашлыки в кафе.
  Впрочем, вольные путешественники очень редко используют рейсовый транспорт и гостиницы, и причина этого совсем не денежная.

А не проще ли купить путёвку и отдохнуть как все нормальные люди?

  Начну с сравнения. Если вы посмотрите на состав современной красиво упакованной еды, - то вы можете прочитать там такие вещи, как «натуральные и идентичные натуральным вкусовые и ароматические вещества», или «комплексная пищевая добавка «Сыр»... Так вот, разница между едой, выросшей на грядке и приготовленной на огне, и комплексом из «натуральных и идентичных натуральным вкусовых и ароматических веществ» - это и есть разница между вольным путешествием и поездкой от турфирмы.
  Разница между палаткой в лесу и ночлегом в гостинице. Разница между купанием в лесной речке и хлорированным бассейном. Разница между настоящей жизнью и телевизионным сериалом.
  Поездка от турфирмы — тот же телесериал, та же комплексная добавка «Сыр». Специально для вас по приготовленный транспорт, обслуга и ночлег, экскурсия по специально благоустроенным местам дадут вам совсем не то впечатление о мире, какое получаем мы, вольные путешественники. Мы едем по тем же просёлочным дорогам, по коим двигаются и местные жители, мы вытаскиваем велики из грязи и песка, мы едим пищу, приготовленную на огне, нас зазывают в свои жилища местные бедняки и нувориши, мы ощущаем вкус природной, а не ресторанной пищи, запах полей, лесов и улиц провинциальных городов, мы живём близкой к местным аборигенам жизнью и узнаём о них больше, чем проезжающие мимо на двухэтажных автобусах клиенты туристических фирм.
  Арбузы прямо с бахчи и яблоки с дикой яблони, лесные тропинки и гладкие как стекло автобаны, сотни настоящих закатов и восходов на берегах рек и озёр, злющие болотные комары и тучи безмозглой мошки, изнуряющая степная жара и почти тропические дожди... Аромат настоящей жизни, чувство всемирного братства людей — это то, что никогда ни за какие деньги не даст вам ни одна турфирма в мире. Аромат жизни!   Что может значить по сравнению с этим «смесь натуральных и идентичных натуральным вкусовых и ароматических веществ»?

                ВЕЛОТУРИСТИЧЕСКИЕ КЛУБЫ

Много ли в нашей области велотуристов?

  Это зависит от того, кого считать велотуристом. Одни путешествуют только один раз в жизни, другие — один раз в году, третьи — большую часть жизни. Одних, соответственно, тысячи, других — сотни, третьих — десятки.

Много ли велотуристических организаций?

  Я знаю только три. Это волгоградский велоклуб «Орион», e-mail: orion_vk@volgadmin.ru, тел: (8442) 75-77-70, директор Валерий Анатольевич Комочков, Волжская федерация спортивного велотуризма, тел: (8443) 27-42-27, президент Владимир Иванович Белоусов, велоклуб «Зубастые колёса», тел: (8443) 58-45-69, руководитель Игорь Альбертович Смирнов. Слышал и про другие клубы, но, к сожалению, большинство клубов малодеятельны, а часть существует вообще лишь на бумаге или в интернете.

У тебя какой наезд по километражу?

  С самого начала своих взрослых поездок я обзавёлся велосчётчиком и поэтому скажу с достаточной долей точности — примерно 40 000 километров. Из них 15 000 — в качестве велотуриста. Многие проехали значительно большие расстояния, но не спешите догонять нас. Мудрость путешественника не оценивается исключительно его километражом.

Что из себя представляет велоклуб к которому принадлежишь ты?

  Это — группа здоровых, весёлых и счастливых людей. Первоначально «Зубастые колёса» являлись чем-то напоминающим учебную команду: обучающие обучали, обучаемые проходили практику. Народ приходил и уходил, кто-то задерживался с нами на несколько лет, кто-то исчезал после первой же поездки. Из первоначального состава остались трое: Игорь Смирнов, Андрей Печёнкин и Михаил Кротов. Последний организовал к тому же собственную кинокомпанию «Зубастые колёса». Он снимает, монтирует и озвучивает фильмы о наших поездках, которые пользуются неимоверным успехом в интернете. С Кротовым можно встретиться на форумах StarNet, где он выступает под ником Avrora.
  Но мы по-прежнему организуем совместные поездки для всех желающих покататься с нами. У нас нет фиксированного членства, нет членских билетов и взносов, походы оплачиваются из личного кошелька каждого в равноценных объёмах. Также мы можем помочь в получении спортивных разрядов по велотуризму.
  В наших походах выявляется не столько физическая выносливость людей, но и их терпение, умение долгое время преодолевать мелкие трудности. Если человека меньше чем за сутки достали дождь, снег, болота, мокрые ботинки, комары и другие спутники по походу — ясно, что такому человеку лучше не отправляться в многодневные экспедиции.
  Опыт показывает что люди, прошедшие первый поход, лучше переносят тяготы последующего и уже не считают их тяготами. А нытик и пессимист сразу выявит оные, и ему самому станет ясно, что лучше пока не отправляться в дальний путь в компании столь оптимистичных людей. Главное, что сам человек, впервые в жизни совершив такую прогулку в компании разных других лиц, - может уже решить, насколько он вписывается в нашу компанию и стоит ли ему предпринимать более длительные вылазки в составе наших экспедиций.

Но кто-то же вас финансирует?

 Мы не увлекаемя поиском спонсоров. Все наши путешествия производятся на средства самих путешествующих, а также за счёт изобилия окружающего мира. Мы знаем, что успех путешествия зависит не от количества денег, а от качества подготовки и от отношения к окружащему миру того, кто направляется в путь.
  Впрочем, если вы хотите подарить нам деньги, снаряжение, велосипеды, карты, навигаторы или оказать другую материальную поддержку — мы от этого не отказываемся. Звоните и предлагайте по телефонам: (8443) 58-41-08, 927-535-46-27, e-mail: gavkalo64@mail.ru.

Почему ты не участвуешь в велогонках?

  Потому что у меня нет спортивного велосипеда, а на нынешнем 18-скоростном горном «Минске» шибко не разлетишься. В своё время я промчался на дорожном велике 25 километров за 37 минут, что соответствует бронзовому результату велогонок чемпионата Европы. Ныне же я предпочитаю созерцательно-отдыхательные поездки и не понимаю  какой кайф может быть от бешеной гонки на расстояние 200-400-600-1200 километров, когда люди  крутят педали день и ночь и попадают иногда при этом под колёса машин? Наверное, я вырос из игрового возраста и катаюсь не по приколу, а всерьёз.

Если предлагают выпить, стоит ли отказываться?

  Всегда следует отказываться. Пьянство в дороге — ещё более вредное занятие, чем дома. А предлагают часто. Ещё чаще хотят выпить за твой счёт.
  Поначалу я пил пиво чуть ли не у каждой бензаколонки и у каждого сельпо. Пиво в нашем жарком климате нахлобучивает так, что несколько раз я валился с велосипеда и спал под кустом, а однажды уснул прислонившись к дорожному знаку на обочине. Некоторые утверждают, что пиво восстанавливает солевой баланс в организме и лучше всего утоляет жажду. Ну, не знаю. Хотя в последнем походе, выпив полуторку «Жатецкого гуся», я промчался 40 километров по 40-градусной жаре на одном дыхании. Наверное, пиво такое попалось.
  Вообще же без выпивки в походе как-то не по себе.Всё-таки вы едете отдыхать и получать удовольствие. В результате долгих экспериментов с алкогольными напитками, я стал практиковать следующую систему. В первый вечер возле костра под хорошую закуску съедаю 100 грамм спирта. Это у меня называется — открытие похода. Затем, в каждом райцентре, двух промежуточных точках похода, я выпиваю по полтора литра пива. И в последний вечер, также возле костра, закрываю поход 100 граммами спирта. Всего четыре умеренных возлияния за поход.
  Не рекомендую пить в деревнях — примутся разводить на выпивку местные алкаши. Если уж совсем невмоготу и хочется пива — бегом забегайте в магазин, тут же уезжайте и пейте в ближайших кустах за деревней.
  Отсюда логически вытекает вопрос о курении. Одна выкуренная сигарета за три минуты снимает усталось, которую в некурящем состоянии вы преодолеете за 30 минут. Однако, курение неимоверно увеличивает расход воды и если таковой поблизости нет, лучше не курить. Что касается меня, то в походах я практически не курю или покупаю сигареты поштучно.
  А вообще, поступайте так, как вам хочется поступать.

                ДЕЛА РАЗНЫЕ

  Зачем вообще вы, велотуристы нужны?

  За всех не скажу, скажу за себя. Я изучаю свойства и сущность окружающего мира и законы, действующие в нём. Стараюсь узнать что-то и сообщить об этом людям — научиться самому и научить других. Кто владеет инормацией, тот владеет миром. Кто знает, что есть добро и что есть зло, тот свободен. Кто знает своё место и дело в мире, тот и счастлив. Хочу, чтобы и другие были свободны и счастливы.

Твоё отношение к алкоголю?

  В России не пьют только дураки или больные. «Вино веселит сердце человека», - сказано в Писании. Главное, чтобы это дело не превращалось в пьянство.


Расскажи какой-нибудь прикол из практики.

  Да оно всё прикольно. Как-то раз у меня отвалилась педаль. Двенадцать километров до ближайшей деревни я преодолел методом самоката. Нашёл там нечто типа МТС за высоким забором. В центре этого владения стоял жилой вагончик. Подойдя к нему, я услышал, как двое мужиков, находящихся там, мечтали о выпивке. «Эх, щас бы вмазать!» - говорил один. «Да, хорошо бы вмазать, но денег нет», - отозвался другой. «Мужики! - внезапно возникнув на пороге, воскликнул я. - Выпить хотите?» Надо было видеть, как они встрепенулись и бросились мне на помощь! Педаль они, конечно, приварили, хотя искусством сварщика не обладал из них никто. После чего они попросили 80 рублей на пиво, я дал им сто и они, уже вшестером, взгромоздившись на грузовик, ринулись к бабе Мане за «пивом». Педаль, приваренная этими неумёхами, отвалилась ровно через тридцать километров, но там уже мне её приварили бесплатно братья-мусульмане.
  Или вот ещё. Как-то остановился на ночлег в лесополосе на границе с запретной зоной (зоной бомбометания военных). Пока ставил палатку и разводил костёр, прямо надо мной в небе периодически  пролетали с шипением ракеты в сторону Казахстана. Я как-то не обращал на них особого внимания. И вот, уже укладываясь спать, я вдруг услышал приближение всё нарастающего и стремительно переходящего в грохот шипения, которое надвигалось прямо на меня! Я прямо-таки вжался в дно палатки! Ракета пролетела аккурат над верхушками деревьев и взорвалась в степи. Слава Богу, это была последняя.

Тебе нравится, когда тебя расспрашивают журналисты?

  Большинство из журналистов совершенно не понимают общего смысла всей затеи и составляют кошмарные вариации. Так, писака газеты «Аргументы и факты» не встречаясь со мной, накропал целую полосу «интервью», где утверждал, что я начал заниматься велотуризмом «потому что долго болел»!, что у меня украли велосипед, пока я спал в палатке (!?), что я намерен объехать по кругу всю Россию (!?) и, самое главное, запустил «утку» о том, что я, якобы, объехал всю Волгоградскую область за 30 дней. И эта «утка» тут же принялась гулять по всем газетам. Это же надо такое придумать! Хотя, впрочем, после этого я почувствовал себя звездой и на газетчиков не в обиде. Господа журналисты! Лучше передерите всё, что нужно для ваших статей из этой книги — по крайней мере, не будет серьёзных ошибок.
  Так что, журналисты бывают разные: с некоторыми и общаться интересно, а некоторые не таковы, пусть им будет в подспорье сия книжка. Выбирайте нужное количество вопросов, сокращайте — и интервью готово.

Есть ли у тебя жена, дети?

  Жена была, да сплыла. Не хочу быть прикреплённым к какому-то определённому человеку, когда вокруг — целый мир. Лишние обязанности мне не нужны. А дурацкое слово «брак» говорит само за себя. Есть подруга, которая не разделяет моих увлечений и до поры не понимала смысла моих поездок, пока обо мне не завопили пресса, радио и телевидение. Теперь, кажется, она гордится этим.
  Есть взрослый сын у которого большое желание присоединиться к великому братству вольных путешественников. Надеюсь, с улучшением моего финансового состояния, так оно и будет. 

Какое у тебя образование?
  Ростовская школа военных радиотелеграфистов, истфак Волгоградского Госуниверситета, Московская Академия Астрологии, Московская финансово-юридическая академия, Ростовская школа астрологии «Антарес». Работаю же простым вертухаем на проходной  с зарплатой в 6000 рублей.
  Однако, я не думаю, что для свободной и счастливой жизни необходимо исполнить 15-20-летний обряд образования. Как утверждает мой батёк: «Умному человеку высшее образование ни к чему, ведь он и так умный. Если же он чего-то не допонимает в этой жизни, он идёт получать высшее образование. А тот, кто имеет по два-три высших образования — вообще дурак,  если он после первого института не поумнел».
  Не считаю, что каждому человеку надо проходить многолетнюю процедуру превращения себя в винтик государства. Такие заведения как детский сад, школа,  армия, институт никак не учат быть самим собой, а учат быть похожими на других. А в том, чтобы быть как все, вряд ли заключается смысл жизни человека.

Велотуризм — это увлечение или смысл жизни?

  Надеюсь, внимательный читатель уже понял, что велотуризм — это просто быстрый, дешёвый и безвредный метод передвижения, метод познания мира. Но он не может быть ни стилем, ни исключительным смыслом моей жизни. Он лишь одна из составляющих частей. Один из методов изучить устройство и сущность окружающей Вселенной. Чтобы самому быть правильной частью этой Вселенной.

Чем отличается путешествие от бродяжничества?

  Наличием цели.

  Может ли страсть к путешествиям превратиться в зависимость?

  Конечно. Так же как может превратиться в наркоманию страсть к зарабатыванию денег, или обжорство, привязанность к телевизору, привязанность к вещам вообще. Мудрый же радуется отсутствию привязанностей.

Не являются ли путешествия побегом от реальной жизни?

  Скорее, это шаг навстречу реальной жизни.

                ТАКТИКА ВЫЖИВАНИЯ В ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ УСЛОВИЯХ
  Потеря ориентировки — это, пожалуй, самое распространённое явление в практике вольного путешественника. Если вы попали в такую ситуацию, первым делом попробуйте разглядеть с помощью оптики какой-либо ориентир, говорящий о наличии жилья. Таковыми обычно являются башня-ретранслятор, дымы, группы деревьев. Прислушайтесь, не шумит ли где-нибудь поезд, трактор или автомобиль. Приглядитесь, не проходит ли рядом линия электропередач. Двигаясь вдоль такой линии, как и вдоль водных источников, вы непременно попадёте к жилью. Не всякая накатанная дорога  служит надёжным признаком близкой цивилизации. Такая трасса может оказаться временной дорогой используемой для вывоза урожая с полей и приведёт вас в тупик. В этом случае путешественнику приходится включать интуицию, а если её нет — полагаться на волю Божью. Во всяком случае помните, что вы не в Арктике, а в Волгоградской области и, двигаясь в любом направлении, вы встретите людей, которые вам помогут.
  Жажда - является постоянным спутником человека, путешествующего в условиях жаркой местности нашего региона. В «аварийной» ситуации воду практически без опаски можно поглощать из ручьев и быстротекущих рек, так как они текут быстро и загрязниться практически не успевают. Однако, всё же желательно пить такую воду через тряпочку. Застойную же воду из равнинных рек, озёр и болот рекомендую употреблять только после соответствующей санитарной обработки. Надёжней всего использовать выпускаемые промышленностью таблетки для обеззараживания воды — пантоцид. Хорошим средством являются туристические фильтры типа «Аквафор», накручивающиеся на пластиковую бутылку. Обеззараживание воды в таком фильтре производится с помощью мощных йодосодержащих реагентов. При помощи «Аквафора» я пил чёрную с амёбами болотную воду и, как видите, остался живым и теперь пишу эту книгу.
  Но самым лучшим способом получения чистой воды, конечно же является кипячение. Так, мне приходилось пить чай с растворёнными в нём головастиками, амёбами и рыбьей икрой, а в условиях полного отсутствия воды — готовить суп на минералке, заранее купленной в магазине. Случалось,  в безводных ситуациях довольствоваться жеванием травы и листьев деревьев и — помогало!
  При недостаточности воды лучше отказаться от еды, так как пищеварение значительно усиливает чувство жажды. Тоже самое можно сказать о сигаретах. Табачный дым сушит ротовую полость и носоглотку. В процессе курения, человек, привыкший к сигаретам, может испытать минутное облегчение, очень скоро сменяющееся муками жажды. Поэтому, чтобы не вводить себя в соблазн, порвите и выкиньте сигареты. И ещё: пейте  часто, но маленькими глотками.
  Ночёвка в дождь. Если идёт сильный дождь и вам в лом мокнуть под ним в палатке, найдите  пустующее здание: избу, сарай, руины свинофермы и располагайтесь там.
  Разведение костра. Самым действенным способом зажжения сырых веток являются таблетки сухого горючего. На втором месте — белая (непрозрачная) пластиковая посуда, которую в нашей области можно найти в изобилии практически всюду. На третьем месте — бичпакеты типа «Анаком» или «Ролтон», они отлично горят! Всевозможные продающиеся в магазинах жидкости для розжига костров на практике показали свою полную непригодность.
  В сухую же погоду первым делом следует отгрести от места намеченного костровища траву и сухую листву. Желательно пропахать вокруг большим ножом нечто вроде борозды. Если вы ночуете в лесополосе, старайтесь развести костёр прямо на дороге идущей вдоль этой полосы (если, конечно по ней никто не ездит). Если вы остановились на берегу реки с пологим берегом, делайте костёр на песке возле воды. Не разводите костров в хвойных молодняках и зарослях сухого камыша.
  Жара. Фроловско-Арчединские пески... Настоящая среднеазиатская пустыня с барханами. Я бреду по ней второй день пройдя уже около 40 километров. Вокруг — выбеленный песок, мелкой рябью ползущий по склону бархана. Мне кажется, что я иду. На самом деле это сон. Я лежу на склоне бархана. Поднимаюсь поэтапно, так легче совладать с собственной слабостью. Я продумываю каждое предстоящее движение, готовлюсь к нему. С трудом поднимаюсь, потом отрываю от земли почти центнерную тяжесть велосипеда. Штангистам за такие упражнения выдают бесплатные талоны на еду и медали. Делаю очередной шаг, толкаю вперёд велосипед — левая рука на руле, правая на седле. Взбираюсь на бархан, слабо надеясь с его хребта увидеть твёрдый участок почвы. Человек всегда недеется на лучшее. Но вижу следующий, точно такой же бархан, а за ни ещё один и ещё... Я мечтаю о дожде и воде как о счастье. Солнце высасывает из меня влагу, иссушает тело, сводит с ума, лишает сил.
  Вот что такое жара. Первое желание человека, оказавшегося на жаре — снять с себя одежду. Испытав минутное облегчение, он и не догадывается, что сделал первый шаг навстречу своей гибели. Следует запомнить аксиому: снимать одежду во время жары в походе категорически недопустимо. Надо стремиться укрыть от солнечных лучей даже самый маленький участок кожи.
  Голова также должна быть закрыта. Идеальным для жары надо признать  головной убор арабских кочевников — куфию, представляющую из себя два треуголника из хлопчатобумажной материи со сторонами 120х120 см. На худой конец, вместо каких-либо фуражечек-кепочек предпочтительней использовать шляпу с широкими полями. Встречающуюся по пути непригодную для питья воду рекомендую использовать для смачивания головных уборов и одежды. Это значительно снизит потери воды организмом и водопотребление.
  Многие исследователи практики выживания человека на жаре предлагают днём отдыхать в тени, а двигаться ночью. Для велотуриста это неприемлемо. Благодаря личному опыту, мной разработана и опробована тактика передвижения на велосипеде в условиях, когда раскалённый воздух вокруг подобен воздуху в чреве газовой духовки. Для этого надо выехать в путь часов в 4 - 5 утра. До 10 часов вы сможете проехать 60-70 километров без затруднений. Жара начинает давить где-то после этого времени. Что делать? Проезжаете ещё 10 километров и делаете получасовой привал в тени, затем проезжаете 5 километров и снова привал, затем, в такой же последовательности, 4, 3, 2, 1 километра с получасовыми привалами. Последние этапы дневного маршрута проезжаете однокилометровыми бросками. Таким образом, вы  преодолеете ещё порядка 30 километров и это лучше, чем лежать в бездействии под кустом целый день.
  Я не претендую на засорение читательских мозгов полным описанием всех методов выживания вольного путешественника. Здесь я привёл только типичные для нашей местности трудности, в которые попадал и которые преодолевал сам.

                Памятка велопутешественнику
  Запомните несколько неизбежных реальностей  походной жизни и постарайтесь воспринимать их с юмором.
дым от костра всё время идёт в вашу сторону
комары больше всего кусают именно вас
ветер почти всегда дует вам навстречу
подъёмов в пути всегда больше, чем спусков
ваш велосипед ломается чаще, чем у других
ваши камеры прокалываются чаще, чем у других
тушёнка из общего котла каждый раз оказывается в тарелках других
пролетающие НЛО видят все кроме вас, ибо вы в этот момент всегда спите в палатке.
   
                ВЕЛОСИПЕДНАЯ ЛИРИКА
   
                ПУТЬ
С походов, сетуя, в свой дом спешу обратно.
Отсутствие моё домашним непонятно.
Хотят они, чтоб я всегда был тих
И указанья выполнял от них.
Но зимний плен меня теснит всё боле
И по весне лечу я вновь на волю.

Мне хорошо — отсутствует жена
И потому походом жизнь полна.
Зачем семьи нести мучительное бремя,
Когда в дороге с большей пользой тратишь время?
Быть домоседом век женатик обречён
Доколе в прах не будет обращён.
И мы погибнем все, кто далее, кто вскоре,
Но в путешествиях изгладим это горе.
 
                КРУТИ ПЕДАЛИ, ПОКА НЕ ДАЛИ   
Когда за городом педали я кручу
И километры на спидометре верчу,
Столбы мелькают вдоль дороги верстовые,
Да скачут по бордюру верховые,
А где — авто стеснённые рядком
Как гости жадные за дармовым столом,
Чиновников крутые лимузины
И «Москвичи» с протёртою резиной.
На стёклах надписи и в прозе, и в стихах:
Девизы, шутки юмора и, ах, -
Заметишь вдруг где номер именной
Блистающий бахвальством и ценой...
И мотоциклы, кои тоже тут
Рыча и фыркая наездников несут.
Такую жуть всё скопище наводит,
Что злое на меня уныние находит.
Свернуть бы на тропу...
                Ведь как же любо мне
Вечернею порой в прохладной тишине
Деревни проезжать по тропке незнакомой,
Где всюду тишина, да с пастбища коровы
Идут гуртом мыча, а вкруг — немой простор,
Где ночью тёмной не полезет вор
К кострищу путника. Покрытый жёлтым мохом
Валун прибрежный волн внимает вздохам,
А в котелке уж варево кипит
И льётся на угли, волнуется, шипит
И дуб шумит над нашими главами -
Расстанемся навеки с городами!

                УТРО В ЛЕСУ
Глухая тропка.
                Проступает
Роса у самой колеи
И блещет оловом сияя
Спина свернувшейся змеи.
Гудит
        За лесом полустанок,
А здесь – ладони протяни,
С ветвей как будто из лоханок
Водой наполнятся они.
Какая сырость!
                Дрожь какая!
Но вот, спасение суля,
Волной с поляны долетает
Пушистый дым.
                Дрожит земля.
Туда, к костру!
                Ушла в Европу
Глухая ночь, а здесь за ней
Приятно угли греют жопу,
Огонь сильней,
                Огонь красней!
Скорей!
           В порыве небывалом
Седлать железного коня
И мчаться,
               Мчаться от привала
Туда, неведомо куда!

В связи с тем, что данный текст упорно не хотят выпускать на бумаге, намекаю о том, что всякий труд должен быть оплачен и привожу реквизиты для читательской благодарности. Карта МИР №2202 2003 1611 8262.
Заодно узнаю, насколько читателям нравятся мои потуги на писательском поприще, ну, может, на пару банок тушёнки для очередного похода хватит.И всё сие приближает сроки очередного велопробега и, следовательно, продолжение истории необычайных путешествий.
   
 

          

















 
 



               


Рецензии
Здорово! Буду советовать всем почитать!

Андрей Фирюлин   29.07.2014 21:29     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.