О Добре и Зле
«Очень короткая сказка»
Анатолий Гусев 2
http://proza.ru/2012/08/11/1439
• «Два мира властвуют от века,
Два равноправных бытия…»
А. Фет
• Бог — есть Любовь.
Следовательно, Он не создавал Зла.
Твердь и суша, день и ночь, мужчина и женщина, «каждой твари по паре», душа и разум.
Инь и Янь…
Бог творил земной мир по образу мира Божьего, как царство любви и добра.
Но почему коварный Змий до поры до времени влачил свое существование, и не где-нибудь, а в раю?
И почему однажды именно он сыграл знаменитую роль Искусителя, открыв «правду» Адаму и Еве?
Какие же слова нашептал он им в райских кущах, что они, вмиг помрачившись разумом, оба рискнули ослушаться самого Бога? Вездесущего?
Какой силой обладало его Слово, что повлекло столь непредсказуемое последствие?
И ведал ли Змий, кто вложил ему в уста слова сии дерзкие?
Не был ли он лишь промежуточным актером в великой драме?
Изгнание из рая – разве Адам и Ева могли предполагать об этом? Они, не знавшие ничего, кроме райской жизни. И вдруг они навсегда, во всех поколениях своих, лишены жизни в раю...
Случайно ли это?
• Что первично добро или зло?
Даже мудрейшие из мудрецов не нашли ответа на этот вопрос.
Случайно ли появилось Зло?
Только ли дело в коварном характере Белого Ангела, который отдавшись своей гордыне, возжелал сравниться в Христом?
Почему Бог, Всемогущий, допустил этот дерзкий проступок?
Почему не стал его «воспитывать» или наказывать своим Божьим судом?
Почему не обратил его в тлен?
Почему, прежде Белый, любимый Богом, Ангел не погиб от гнева Божьего, но стал Падшим?
Тем более, что вместе с ним на землю спустилось и Зло.
Коварное и жестокое, многоликое и многорукое, алчное и себялюбивое, с необузданной гордыней и лишенное всякой добродетели — каждая из этих гримас служила одной из масок, скрывающей лицо Падшего Ангела.
Чем оно привлекло людей? Почему овладело столькими умами и душами?
У него — свои лицедеи, свои слуги, свои законы и правила игры.
У него свой мир, наконец, и свои границы, усердно ним оберегаемые.
• Существовал ли у человека выбор? Или это была необоримая напасть?
Предназначение небес?
Куда вначале были брошены зерна зла: в умы или в души человеческие?
Возможном, рациональный ум принял его из интереса, как нечто новое, данное ему свыше. Призвание ума — познать это новое и вынести свой вердикт.
И ум начал трудиться, и потянулась нить Ариадны…
Возможно, семена зла быстрее прорастали в пустых душах, еще неразвитых, не познавших, не принявших света Добра?
Стало быть, слаб человек, если впустил в душу свою зло...
Но Выбор изначально был дан Человеку. Чему отдать свою душу: Добру (означает, Богу) или Злу (стало быть, Падшему ангелу) — только выбор, извечный выбор каждого.
На Бога надейся, да сам не плошай...
• Бесспорно, зло осуждаемо и человеком, и законом.
Но! Как недостатки — продолжение достоинств, так и само по себе Зло не есть только напасть. Стоит задуматься, возможно ли его искоренение и, более того, необходимы ли столь радикальные стремления?
Задумаемся!
У зла существует, несомненно, и другое назначение: быть вечным антиподом добру! Быть эталоном, с которым невольно сравнивают добро, чтобы убедиться в превосходстве последнего. Именно — Превосходстве, как предпочтительном для нормального человека.
И тем самым, зло, должно «подстегивать» добро.
Не оставляя времени лениться, побуждать к созиданию всего прекрасного, что создается из века в век на земле вопреки злу, — как торжество над злом.
Оно приносит славу именно Добру, и Добру предоставляется право благословлять все, чего касается божья душа.
Зло, само того не желая, по сути, является причиной, которая провоцирует Добро к действию и распространению своего влияния.
Не в этом ли его главное предназначение — пробуждать добро к противодействию злу. Следовательно, добро должно изыскивать новые источники для своей энергии, а источником и являются его посевы, дающие всходы под светом дня.
Не для того ли и существует зло, чтобы мир, Познав Добро, научился ценить его, желать царства Добра на земле?! Не потому ли мы радуемся солнечному рассвету, познав тьму ночи?
Зло – вечное напоминание человеку: не будь злым!
Однако, если отнестись к этим понятиям с позиций морали, то не существует «чистого» добра и зла, как не существует на земле чистого железа.
И добро, и зло — две сути, неразрывные, продолжающие друг друга и стремящиеся уравновесить друг друга. :)
• "Нет человека праведного на земле, который делал бы добро и не грешил бы".***
Может ли победить добро?
Казалось бы, предопределено: в отношении добра и зла действует все тот же закон диалектики: единство и борьба противоположностей.
Так почему в большинстве своем мы подсознательно настроены на победу и торжество добра всегда и во всем?
Причем добра «чистого», без «примеси» зла?
Но, вполне возможно, добро способно само призвать на сцену жизни зло, активизировать его, подобно катализатору.
Как и возможно, что для одних понятие добра — то же, что другой назовет злом по отношению к себе.
Здесь дискуссия не имеет временнОй границы...
Каждая революция, начиная с Великой французской, была двуликой, воплощая собой две крайности: добро и зло.
Девиз горячих потомков галлов: «Свобода, равенство и братство!» — их гордость. Несомненно, осуществление его — Добро, которое должно было послужить интересам народа (хотя "народ" — это Вся масса населения страны, лишенная однородности во Всем).
Но продолжение лозунга: «Или смерть!» — уже явное Зло. Между ними — кровавый террор и «великий страх».
Однако, несмотря на перманентные победы зла, во Франции к концу 19-го века восторжествовала Республика. Таким образом, девиз Добра, провозглашенный в 1789-м году, одолел и террор, и империи двух Наполеонов, и десятилетия слабеющей власти реставрации: все пало навсегда, оставшись под обломками баррикад. Причем, это произошло благодаря усиливающейся, бескомпромиссной борьбе между Добром (большинство) и Злом (меньшинство).
Но проходит время, и зло проявляется уже в других формах, то мутируя, то приспосабливаясь к непрерывно меняющимся условиям общественно-политического устройства общества.
Жив, курилка…
• «Волшебник добрый жил…»*
Добрый Волшебник в короткой сказке Анатолия Гусева 2 неутомим и освящает светом своих деяний все больше душ человеческих. Зло может скрываться в темноте, но освещенное светом, оно бежит, навсегда покидая душу.
Добро незаметно, но оно воистину обладает волшебной силой. Оно скромно, в то время, как зло предстает перед миром в вызывающе-ярмарочных одеждах.
Зло распознаваемо, более выпяченное, потому кажется, на первый взгляд, могущественнее добра.
Так что не стоит придавать ему большего значения и влияния на жизнь, чем оно фактически оказывает. Оно, в большинстве случаев, носит локальный характер. Но поскольку человек инстинктивно настроен на самозащиту, он сразу замечает зло, невольно считая его глобальным. И, увы, глядя через темные очки, не видит красок того доброго, чем успел наполниться мир.
Зло — лишь декорации, на фоне которых Волшебник живет и творит свои добрые дела, разбрасывая над землей радугу, а в ночном небе - россыпи звезд-алмазов, облекая отжившие век «сосуды» добра в новые формы и наполняя их молодым вином доброго Разума.
Добро, олицетворяемое положительным героем сказки не застыло в позе статуи, которой все должны поклоняться. Напротив, чрезвычайно подвижно и деятельно. Устремленное к воплощению «свободы, равенства и братства», оно обречено на успех, занимая все большую площадь «сцены жизни».
С верой в человека, с надеждой на свое «волшебство» неустанно зажигает "святым огнем" пасхальной ночи все новые светильники доброго и вечного Знания.
Кто знает, тот вооружен...
***
Предвижу возражение:
• Добро столь привлекательно для человека, почему же оно далеко не всегда побеждает? Почему неизбежна борьба?
Возможно, добро более эмоционально и бескомпромиссно. Но уж никак не слабее противника. Наоборот, более сильное, заряженное энергией своих почитателей.
Однако технически зло более успешно — оно коварно, используя любые средства ради своей цели, ради большого Приза. Все — ради победы, хотя торжество сиюминутно, и жизнь продолжается.
Зло, конечно, бывает «дисквалифицировано». Но пока ему удается вести нечестную игру.
Долго ли? Это как решит судья.
"— А судьи кто?"
Возможно, число приверженцев Доброго Волшебника не столь активно вступают в армию его поборников? Возможно, они привычно занимают удобное местечко в ряду равнодушных зрителей?
Возможно, в простоте душевной, им кажется: здесь они временно, вот оглядятся и тогда сыграют свою заветную роль. А пока...
Но нет ничего более постоянного, чем временное...
Бойтесь прежде равнодушных, а потом уже злых. Ибо все зло случается в мире из-за плебейского равнодушия.
• «Да и в других окрестностях дела не лучше обстоят ...»
Замечательна заключительная фраза!
Не ищите здесь смирения и покорности судьбе — век вековать при таком устройстве «царства», не противясь насилию зла.
Добро есть, живёт, несмотря на каверзы Зла, — только это и важно.
И авторское "многоточие" — здесь, вероятно, не случайно.
Именно в нем мне видится смысл миниатюры!
Все предшествующие бесстрастные «сетования» рассказчика — лишь преамбула.
• "Многоточие" — вот интрига авторского сюжета. Завязка, которой каждый из читателей даст свое собственное развитие.
Недосказанность автора - в ожидании того, что читатель пойдет дальше последней "точки".
Что это будет? Возможны варианты:
Эмоции.
Аналитика.
Неоднозначность мыслей.
Полисемия.
И т. д.
Короткая сказка удалась! Пробуждая бурный поток мыслей, невольно снова притягивает читателя приглядеться лучше, что еще за тайный смысл она таит в себе.
«Сказка - складка, в ней намек, добрым молодцам урок». Неоспорима народная мудрость.
Нам лишь остается усвоить урок, столь ненавязчиво преподанный коротенькой сказкой одного из любимых автором Прозы.
• «Каждый выбирает для себя…»**
Каждый обитающий в «царстве-государстве» исполняет свою роль.
Не слишком ли много равнодушных созерцателей борьбы между Добрым волшебником и Злом?
Добро — не волшебство, это Действие.
Так что, думайте сами, решайте сами — Ваш выбор, господа читатели!
Известно до банальности: "Театр начинается с вешалки".
Добро и зло начинаются с нас самих, в зависимости от дороги, которой отдаем свое предпочтение.
***
Вместо резюме.
Поэты, известно, намного опережают современников в мудрости.
Афанасий Фет:
• «Не бойся горького сравненья
И различай добро и зло.»
_________________
*/ Путник С. "Добрый волшебник!"
**/ Ю. Левитанский
***/ Царь Соломон. Притчи
Свидетельство о публикации №212082201603
Александр Карелин 23.04.2013 19:43 Заявить о нарушении
И вам всего доброго, и всей семейке.
Растет подкрепление?!
Увидимся.
Мила Логвинова 23.04.2013 20:43 Заявить о нарушении
Александр Карелин 23.04.2013 20:46 Заявить о нарушении
Все снова повторяется, на новом витке.
И хорошее время!
Здоровья, быть счастливой и удачливой!
На радость всем вам.
.
Продолжение рода...
Мила Логвинова 23.04.2013 23:20 Заявить о нарушении