Лисипп. Апоксиомен

Лисипп. «Апоксиомен». Мраморная римская копия с бронзового оригинала. Ватикан.

Статуя изображает юношу, счищающего с себя скребком-стриглем песок арены. Здесь мы видим, как по-новому толкуется тема юного атлета. В классическом искусстве он выступал в напряжении всех сил или в состоянии гармонического величия. Лисипп показывает своего героя уже после борьбы, но еще полного нервной напряженности. Апоксиомен легче, подвижней, свободнее и индивидуальнее Дорифора (http://www.proza.ru/2011/11/04/335). Кроме того, Поликлет изображал атлета вообще, Лисипп же показал какого-то определенного атлета. Начиная с поступи и жестов и кончая забавным непокорным хохолком на макушке – все в его статуе  служит выражением индивидуализированного героя. У него маленькая голова, короткое туловище, длинные ноги и тонкие руки. Рот приоткрыт в тяжелом дыхании, лоб прорезала морщина, глубоко запали глаза с запечатленной в них усталостью. Фигура юноши вся как будто пронизана  зыбким и изменчивым движением. В изваянии нет ни одной спокойной части тела: торс, ноги, руки, шея не могут долго оставаться в том положении, в каком показал их скульптор. Кажется, что Апоксиомен вот-вот сменит позу. Именно эта мимолетность, переменчивость, это «подвижное равновесие» составляет главное завоевание Лисиппа.

Лисипп  http://www.proza.ru/2012/08/22/371


Рецензии