Лисипп

Творчество Лисиппа приходится на грань между эпохами поздней классики и эллинизма. Уроженец Сикиона, скульптор сдержанного  и сильного темперамента, он начинал свою деятельность простым подмастерьем у медника, но уже очень скоро пробил дорогу к поистине всеэллинской славе. Придворный мастер Александра Македонского, он открыл путь искусству нового типа, не связанному с гражданственными идеями города-полиса. От изображения типического Лисипп перешел к передаче характерного, интересуясь уже не устойчивым состоянием явления, но, скорее,  его своеобразием. В его творческой манере объединились художественные тенденции, намеченные Скопасом и Праксителем. При этом Лисипп, несомненно, был самым разносторонним из всех известных нам греческих мастеров. Ему были одинаково подвластны и движение, и покой, и драма, и лирика, и сила, и грация.

http://www.proza.ru/2012/08/22/365
http://www.proza.ru/2012/08/22/361
http://www.proza.ru/2012/08/22/354

Творил он с удивительной легкостью. Пишут, что Лисипп имел обыкновение после окончания каждой статуи класть в копилку золотую монету, и после его смерти  в копилке нашли свыше полутора тысяч монет. Тем не менее, ни одной его подлинной работы не сохранилось.

Расцвет творчества Лисиппа пришелся на драматичный и чрезвычайно богатый событиями период греческой истории. Первые его работы относят к 340-м гг. до Р.Х., а умер он не ранее 300 г. до Р.Х. Скульптор стал свидетелем стремительного подъема Македонии и завоевания ею Греции, беспримерного восточного похода Александра Македонского и ожесточенных войн между его наследниками-диадохами.

 Александр Македонский, как пишут древние, ценил Лисиппа и согласился ему позировать. Дошедшая до нас ранняя копия эллинистических времен передает запечатленный Лисиппом образ великого завоевателя (http://www.proza.ru/2012/08/22/368).

Лисипп далеко прославился уже при жизни. Его посмертная слава, особенно в эпоху Римской империи, также была необычайно велика.

Античность  http://proza.ru/2010/12/19/444

Цивилизация и культура Древней Греции http://www.proza.ru/2012/06/14/273


Рецензии