Педагог по воле Божьей

Преподаватель композиции


Раскроем Святое писание.

Псалтырь – это сборник духовных песнопений, прославляющих Бога. В Псалтыре 150 псалмов, 72 из которых принадлежит иудейскому царю Давиду. Символично, что последний, 150-й псалом, непосредственно связан с музыкой. Вот он :

«Хвалите Бога по святыне Его. Хвалите Его по могуществу Его. Хвалите Его по множеству величия Его, хвалите Его со звуком трубным. Хвалите Его на Псалтыре и гуслях, хвалите Его с тимпанами и ликами. Хвалите Его на струнах и органе, хвалите Его на звучных кимвалах. Хвалите Его на кимвалах громогласных, все дышащее да хвалит Бога! Аллилуйя!»

Нет на свете более могущественных владык над нашим сердцем, чем музыка и Бог! Раскрыв перед молодым композитором внутреннюю связь между душой и духом, музыкой и Богом, педагог значительно расширит его представления о мире.

Имея «сердечные намерения», о которых пишет апостол Павел, преподаватель композиции и его ученики обретут духовную близость.

Апостол Павел высказывает пожелание христианам, чтобы они «соединены были одним духом и одними мыслями».

Связующей нитью между педагогом и творчески одаренной молодежью будет их общее стремление создавать духовно богатую музыку.

Апостол Павел говорит, что руководители христианской общины должны отличаться «чистотой, степенностью, неповредимостью», высказывать «слово здравое, неукоризненное, чтобы противник был посрамлен, не имея ничего сказать о нас худое». Верующим он советует сохранять «целомудрие», оставаться с «неоскверненным и умом их, и совестью».

Эти мысли Павла актуальны для современных преподавателей композиции и их воспитанников. Если душа преподавателя не согласуется с душой ученика, то между ними не возникнут узы духовного родства, какие существовали на основе Завета между Богом и Авраамом, Богом и Ноем.

Апостол Павел утверждает, что «любящим Бога все содействует ко благу» - искренне верующим людям гарантирован успех.

Если преподаватель сочинения музыки христианин, человек с высокими духовными запросами, он не почувствует трудности в деле воспитания и обучения молодых талантов.

Апостол Павел советует, как надо относиться к делу: «Кто пашет, должен пахать с надеждой. Кто молотит, должен молотить с надеждой получить ожидаемое».

У молодого композитора и его старшего коллеги есть одно общее желание: быть полезным народу.

Иудейский царь Соломон дает целый ряд наставлений сыну: «Нет мудрости и нет разума и нет совести вопреки Господа», «приобретай мудрость, приобретай разум», «высоко цени ее и она возвысит тебя», «я указываю тебе путь мудрости, веду по путям прямым».

В приведенном тексте Соломона важны следующие аспекты:
- в один ряд поставлены Бог, мудрость и разум;
- дан кратчайший путь к истине.

Положив в основу своей педагогической работы мысли Соломона, преподаватель добьется наилучших результатов в воспитании творчески одарённых юношей и девушек.

Духовно развитый педагог обратит внимание ученика на кротость Моисея, выведшего израильский народ из египетского плена, и на кротость Иисуса Христа, Сына Божьего, открывшего людям путь к спасению – то христианское качество, которое делает человека всесильным.

Иисус Христос учит: «Поступающий по правде идет к свету».

Педагог стремится разъяснить младшему поколению, что духовная правда – это вера в Бога, любовь к ближнему, сострадание к людям.

Принимая во внимание слова Моисея о том, что «Бог учит тебя, как человек учит сына своего», педагог видит в воспитаннике родственное существо.

Талант – это Божий дар. Педагог должен уметь распознавать талант в ученике. Этим качеством он имеет некоторое подобие с Иосифом Прекрасным, разгадывавшем значение непонятных снов. Так или иначе, но сверхчувственным видением того, что скрыто от глаз, обладают умные и тонко организованные люди.

Порой мало толку в исключительно талантливых или до блеска вышколенных учениках. Опытный педагог не отказывается обучать композиции молодых людей с негладкими, корявыми дарованиями, но выказывающих усердие и порядочность, и не строит иллюзий насчет взбалмошных «гениев».

Вспомните, как Иаков отбирал для себя, овец с крапинками и пятнами, которые принесли ему неисчислимые богатства. Нечто подобное происходит с истинно талантливыми людьми. Они непонятны, неудобны, в них клокочет неуемная энергия, бурлят весенние потоки, ночное небо пронзают ослепительные молнии… И все это, как правило, при внутренней сдержанности, скрытым самолюбии и огромных амбициях! Ни один педагог с ними не справится! Это под силу только творческому человеку!

Педагогическое мастерство приходит с опытом, с пониманием общечеловеческих задач и целей, с обретением духовности и веры в Бога. Это тернистый путь! Это стезя испытаний и жертвенности!

Разве она не подобна страданиям Иакова и его жены Рахиль, долго ждавших первенца, пока Всевышний не вознаградил их Иосифом Прекрасным?

Точно так же педагогу предстоит преодолеть немало препятствий прежде, чем появится у него свой Иосиф Прекрасный!

Иногда трудно, чрезвычайно трудно бывает педагогу, как, скажем, Моисею. На пути к Земле обетованной пророк неоднократно обращается к Богу с горькими словами, что ему не по силам нести сию ношу.

Педагогическая работа сродни подвигу Моисея: она не ограничивается преподаванием композиции, она напрямик обращена к обществу, ибо воспитывает новое поколение деятелей культуры и искусства.

«И кого изберу, - восклицает Моисей, - того жезл расцветет».

Кого опытный педагог выделит из своих учеников, тому выпадет жребий стать выдающимся композитором.

Пророки и апостолы не устают говорить о «Божьей благодати».

Как она проявляется в композиторском творчестве молодых людей? Во-первых, это увлеченность ученика сочинением музыки, во-вторых, это вдохновение, озаряющее его душу, в-третьих, это радость от удачно сочиненной пьесы. Но все это невозможно без направляющей руки педагога: он вникает в замысел ученического произведения, поощряет и воодушевляет воспитанника. Одновременно педагог сам испытывает восторг от творческих свершений ученика. Педагог чувствует, что по воле Неба предназначен быть наставником юношества, а не композитором! Он понимает, что его смысл жизни предопределён свыше, Отцом Небесным! Таким образом, и талант молодого человека, и его творческое вдохновение, и призвание педагога освящены Божьим Духом!

Случается так, что первый ученик педагога – самый любимый и самый неблагодарный: это, скорее, необузданный Исаф, нежели покорный Иаков. Благодаря ученику-первенцу педагог стал педагогом-отцом и благодаря ему же испил чашу горечи и отчаяния!

Пожелав сделать из каждого мало-мальски одаренного музыканта композитора, преподаватель уподобляется человеку, который заслуживает гневных слов Моисея: «Проклят тот, кто слепого сбивает с пути».

Апостол Павел советует верующим «быть мудрым в добре и простым во зле».

Педагогу не нужно излишне философствовать, кому преподавать композицию, а кому отказать. Здесь логика проста: всякий человек – и добрый, и злой – имеет законное право на творческое самовыражение!

«Кто разумеет делать добро и не делает, тому – грех», - пишет апостол Иаков.

Пренебрегая этой истиной, преподаватель композиции перестанет быть гуманным человеком.

Дав молодому композитору неограниченную творческую свободу, педагог будет действовать в духе патриарха Авраама, предоставившего племяннику Лоту первому выбирать для себя местожительство. Это разумно и благородно!

Иисус Христос предостерегает своих учеников: «Берегитесь закваски фарисеев, которая есть лицемерие».

И начинающим композиторам надо бежать от преподавателей-формалистов и крючкотворов, у которых за душой нет ничего святого.

Каин убил младшего брата Авеля.

Подавляя в ученике творческую инициативу, преподаватель убивает в нем самобытную личность, делаясь, тем самым, преподавателем-Каином, губящим младшего брата. Это явное злодеяние!

Нет идеальных отношений между Богом и верующими, нет их и между преподавателем и учениками. Даже праведный педагог-Давид не застрахован от предосудительных поступков по отношению к своим воспитанникам.

Не сделаешься истинным педагогом, не подавив в себе самолюбие и желание прославиться. И это будет не борьба Иакова с Богом, а поединок с дьяволом!

Излишне ретивый преподаватель из своих многочисленных учеников-композиторов строит Вавилонскую башню, которая неизбежно рухнет: так не раз случалось с честолюбивыми учителями.

Трагизм преподавателя сочинения музыки состоит в том, что его ученики, став самостоятельными композиторами, отходят от бывшего наставника, не выказывают ему должного почтения и благодарности – в лучшем случае, делают вид, будто по-прежнему уважают и любят. Ситуация усугубляется тем, что педагогу приходится видеть, как его некогда талантливые и перспективные воспитанники постепенно сереют, выхолащиваются, превращаясь в посредственностей. Идут годы, и у него наступает полное разочарование результатами педагогической деятельности.

В такие минуты на память приходят мудрые слова Иисуса Христа: «Нет доброго дерева, которое приносило бы худой плод, и нет худого дерева, которое приносило бы плод добрый».

Печально осознавать, что являешься причиной гибели композиторских талантов, хотя не вся вина лежит на тебе. К тому же у педагога есть одна спасительная мысль: нет, ты не зря работал, если хоть в ком-то пробудил благородные чувства и помыслы.


Молодые композиторы

«Не паши на воле и осле вместе», - предостерегает нас Иисус Христос.

Нередко молодой композитор с неразвитым эстетическим вкусом принимает одновременно классику и джаз, высокое искусство и дешевые подделки.

Мудрый Соломон совершенно справедливо говорит: «Упорство глупцов убьет их».

Упрямство ученика парализует его фантазию.

Соломон утверждает: «Трудолюбивые приобретают богатство».

Усердие молодого таланта будет вознаграждено славой и материальными благами.

Соломон учит: «Славе предшествует смирение».

Не прислушиваясь к советам мудрейшего из мудрых, юный композитор поставит под вопрос свое будущее.

Вернув слепому зрение, Иисус Христос говорит: «Вера твоя спасла тебя».

Чтобы стать гением, молодой талант должен верить в Бога и в свои силы!

К тем композиторам, которые находятся в начале творческого пути, применимы слова Иисуса Христа: «Ищите – и найдете, стучите – и откроют вам двери».

Иисус Христос восклицает: «Много званых, мало избранных».

Не всякий композитор допускается в алтарь храма музыки!

Иисус Христос предупреждает: «Есть последние, и будут первыми, есть первые, и будут последними».

Знать бы молодым людям, насколько превратна судьба композитора при его жизни и после смерти!

Апостол Павел затрагивает вопрос о «лицемерной любви». Известно ли чувство любви современному молодому человеку? Что вкладывает он в прекраснейшее из наших чувств? Любовь к ближнему? Любовь к самому себе? Любовь к музыке, через которую происходит его композиторское самоутверждение? Любовь к человечеству? Возможен любой из этих вариантов, но в них нет места для любви к конкретному человеку – близкому, дорогому существу. Вот, почему такая абстрактная любовь поверхностна!

Если бы молодой композитор испытал хотя бы крупицу страданий, пережитых праведником Иовом, создаваемая им музыка была бы искренней и глубокой.

«Много замыслов в сердце человека, но состоится только определенное Господом», – заповедует Соломон.

Без веры в Бога никому, в том числе молодому композитору, не удастся создать истинно прекрасную музыку.

В 31-ом псалме Давид произносит слова любви и признательности Господу Богу: «Кто обращал взор к Нему, те просвещались».

Эта мысль Давида более чем актуальна для современной творческой молодежи!


Выводы

Педагог – это гуманист и просветитель.

Педагог ведет ученика к нравственной чистоте и духовному свету.

Педагог видит в каждом ученике самобытную творческую личность.

Педагог воспитывает в ученике сердечного, отзывчивого человека.

Педагог воспринимает ученика как родственное, близкое по духу существо.

Педагог проявляет к ученику отеческую или братскую заботу.

Педагог внушает ученику мысль, что надо служить не искусству, а людям посредством искусства.

Педагог обнаруживает и развивает талант в ученике.

Педагог прививает ученику потребность в ежедневном труде.

Педагог поддерживает в ученике творческое горение и готовность создавать прекрасную музыку.

Педагог требует от ученика изучать художественный опыт гениев прошлого и настоящего.

Педагог помогает ученику донести до людей созданное им произведение искусства.

Педагог участвует в личной и творческой судьбе ученика.

Педагог и ученик создают неразрывный творческий союз.


Рецензии