Француз

 
               
               
               
  Демид Иванович Упоров был ярым патриотом  своей страны, своей области и райцентра Александрово, где имел счастье родиться. Работал  в средней школе  учителем физкультуры. Имел мощное тело, крепкую голову, короткую причёску, тёмные волосы с проседью. Его серые глаза с прищуром смотрели на мир то серьёзно, то с лёгкой насмешкой. Всем было известно, что он очень не любил иностранцев и «учёные разговоры». На заседаниях педагогического совета, когда преподавательницы  выступали с докладами о  передовом опыте, инновационных подходах и технологиях, ему приходилось тяжело. Он вздыхал, кряхтел. Ворчал: «И что она тараторит? Говорила бы по-простому, по-нашему…» Бывало, не выдержав, высказывался: «Да ладно, хватит уже!» Или отпрашивался у директора выйти.

 В лексиконе Демида Ивановича важное место занимало словцо «нерусь», которым он частенько пользовался. Но с некоторых пор вместо него Упоров стал применять слово «француз». А точнее,  после того, как новый учитель французского языка в своём сообщении поделился  передовым опытом. Если, заходя в учительскую, физрук слышал, как пять преподавательниц – казашек говорили на родном наречии, то требовал: «Ну-ко, давайте по-русски  говорите! Французы!»
Во время празднования педколлективом Нового года он уговаривал учителя французского:  «Ну-ко, давай  выпьем! Ален Делон не пьёт одеколон? И ты его не пей, а водку потребляй! Ты что – не русский?»
 
  Как-то к физрукам зашёл учитель истории Сергей Павлович Воронов. Упоров встретил его вопросом:
  -Ты что вчера долго на педсовете выступал? И всё слова какие-то иностранные… Француз!
  - Что ж ты, Демид Иванович, так слова иностранного происхождения  не любишь? А у самого вон на стенах портреты иностранцев… - показал рукой историк на фотографии.
  - Ну, так это же – Чак  Норрис, Ояма! – весомо, со вкусом произнёс ярый патриот, – То – другое дело…
 
 Надо заметить, что Демид Иванович в пору студенчества поступил в секцию карате,  которое в то время триумфально шествовало по стране. После окончания института он стал обучать в родном посёлке юное поколение премудростям заморского единоборства. Почти ни одно праздничное мероприятие не обходилось без показательных выступлений каратистов. В День Победы  наплыв народа наблюдался во многом из-за них. Зрители с восторгом смотрели, как ловкие парни во главе со своим наставником демонстрировали базовые движения – ката, потом переходили к поединкам, и – (восторг собравшихся  доходил до экстаза) – лихо ломали кирпичи.
 
 Поселковый   сенсей не стремился налаживать связи с  клубами, секциями в областном городе. Варился в собственном соку. Однажды Сергей Павлович пришёл на встречу Нового года в школу вместе с двоюродным братом Виталием, приехавшим в гости из города. Виталий очень обрадовался, когда познакомился с учителем физкультуры. Ведь он сам был тренером. И тоже обучал детей и подростков стилю кёкусинкай. В тот вечер у них оказалось много тем для разговора. Горожанин приглашал Демида на соревнования. В ответ тот заносчиво сказал: «Мои ребята твоих  побьют». Гость не обиделся. Пригласил на ближайший турнир. Упоров принял приглашение. На соревнования он взял с собой троих учеников. Двое проиграли  в  первых  же боях, хотя старались вовсю. Третий же набросился на соперника как тигр на добычу. Со вторым соперником  он тоже бился  не покладая рук и ног. Дальше стало потруднее. В полуфинале поселковый представитель лишь немного проиграл по очкам. Демид Иванович возмущался решением судей – но тут уж ничего поделать нельзя. Назвав в беседе с Виталием  судей французами, Демид Иванович уехал и больше на турнирах по карате не бывал. Однако он вёл и другие секции. Его ученики хорошо выступали на других разнообразных соревнованиях, в том числе областного масштаба.
За это его ценили в районном отделе образования. Впрочем, в школе работали ещё двое его коллег, которые тоже добивались неплохих результатов. Постепенно основатель поселкового карате отошёл от своего «детища». Как-то, вспоминая свои успехи, в разговоре с Сергеем Павловичем он  шутя назвал любимый вид единоборства «корытом». Когда Виталий услышал это, то был оскорблён до глубины души.
 
  Шли годы. Демид Иванович всё так же ворчал на педсоветах, возмущался временами инновациями. В споре с директрисой школы он как-то заявил:
 - А я считаю так: учителю нужны опыт и интуиция! А не ваши дифференциация – интеграция, фигли-мигли.
 
   Спортивный наставник яростно отстаивал равноправие уроков физкультуры с другими учебными предметами. При подведении итогов четверти на педсовете нередко завуч укоряла  Упорова за то, что тот  не идёт навстречу ни ученикам, ни просьбам классных руководителей.
  - Демид Иванович, ну как вы могли поставить этой девочке «тройку», ведь у неё по другим предметам – пятёрки?!
  На что физрук отвечал:
  - Ну она же не может нормативы выполнить! Вот вы – географ. Вы же не поставите хорошую оценку, если, допустим, на уроке географии ученик не знает, где находится река Сена, а где – река Мицубиси?
 
  Дружный смех учителей не смущал упрямого правдолюбца, и он продолжал отстаивать свои права. За это ему попадало от директора.
 
   А тут ещё нововведение придумали. В области учителям раздали ноутбуки. Вначале давали только тем, кто написал заявление. Упоров посмеивался над ними. Затем стали выдавать всем. Демид решительно воспротивился:
  - Я что,  с ноутбуком под мышкой по полю буду бегать?!
 

   Вдобавок  младшего сына Демида Ивановича записали в группу по обучению французскому языку. Тот с увлечением стал постигать его азы. Из-за чего меньше времени оставалось на спорт. Отец его, слыша иногда, как сын декламирует стишки, проникнутые галльским  задором и юмором, ворчал про себя: «Ну-у, Бельмондо…». Но вслух ничего не говорил.
   
  Отношения с директором и завучами  у спорщика всё осложнялись. Ему настоятельно рекомендовали  получить ноутбук, чему тот яростно сопротивлялся. Обрывать докладчиков на педсоветах и заседаниях  упрямцу уже не позволяли. Многие коллеги всё чаще стали осуждать его поведение. Количество «французов» вокруг  Демида Ивановича  возрастало. Как-то сияющий Сергей Павлович поздравил его с победой нашей сборной по футболу в прошедшем накануне матче. И получил неожиданный ответ:
  - А-а-а, я не смотрел… Соревнования какие-нибудь, где  выступала бы команда из нашей области или из района - это интересно. А на этих  что   глядеть – многие  играют за рубежом, получают огромные деньги… Французы…         
 
  Это прозвище он применил и  к  Игорю Владимировичу, тоже  учителю физкультуры, когда тот стал заниматься у ноутбука в свободное от уроков время. Завуч ставила его в пример: мол, человеку 55 лет, на 3 года старше Упорова, однако к инновациям относится положительно. Сам Демид Иванович  даже близко не хотел подходить к компьютеру.
 
  Но однажды, проведя урок  в спортзале, Упоров зашёл в кабинет физкультуры  и вдруг увидел на своём столе новый ноутбук.  Игорь Владимирович с улыбкой повернулся к нему и сказал:
  - Ну, теперь ты,  Демид Иванович, тоже   француз!
  - Кто?? – ошарашенно воскликнул  Упоров, вытаращив глаза. Затем схватил клюшку, положил на край стола и  спинку стула и, набрав воздуха, резко ударил, сломав её с криком:
 -Я-а-а-а!!!         


Рецензии
Люди все разные, иначе мы бы умерли от скуки и прекратилось равитие человека и духовное, и интеллектуальное, и физическое. Вы замечательно это показали в небольшом, но емком рассказе.

Наталья Габринас   18.05.2025 11:48     Заявить о нарушении
Благодарю, Наталья, за интересный отзыв.

Фёдор Киприянович Чернов   18.05.2025 17:04   Заявить о нарушении
На это произведение написано 15 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.