Радист без имени. Часть 6

Шерлок метался по кабинету Лейстреда, даже не пытаясь изобразить спокойствие. Он был в бешенстве – больше, кажется, не из-за самого побега, а из-за того, что не предусмотрел такой возможности сразу. Его нервозность постепенно передалась всем присутствующим.
- Грэгори, вы предупредили уже всех потенциальных жертв?
Лейстред взглянул на Джона с возмущением и чуть ли не обидой, и тот смутился. Действительно, нахватался от Шерлока… Можно подумать, Лейстред сам не знает…
- Он не пойдет пока на убийства, - Шерлок резко обернулся к ним. – Нет, у него должно быть подготовлено место, где он сможет отсидеться. Лейстред, мне нужны все вещи, которые были у Эмри при задержании.
Инспектор на этот раз даже возражать не стал. Устало набрал номер, переговорил несколько минут, и наконец повернулся к сыщику:
- Сейчас принесут, только, Шерлок, это вещдоки, ясно? Мне нужны гарантии, что ты вернешь всё в сохранности, а не потеряешь, как в прошлый раз.
Шерлок хмыкнул и, не отвечая, выхватил из рук вошедшего сержанта пакет с личными вещами беглеца. Высыпал всё на стол и окликнул друга:
- Джон, иди сюда. Не кажется странным набор?
Уотсон задумчиво осмотрел россыпь предметов – часы, телефон, тонкий, металлического плетения шнур вроде того, каким прочищают трубы, только тоньше; серебряный кулон в форме сердца, явно женский; два обручальных кольца и несколько пачек денег.
- Да вроде бы нет…
Холмс поморщился:
- Посмотри, сколько денег. Все – в крупных купюрах, даже банковская упаковка не снята. Мелочи совсем мало. Он носил все свои вещи с собой. В Лондоне у него или нет укрытия, или он не решался там оставлять ценных вещей. В любом случае, у него должна быть запасная квартира. Место, где он сможет переждать первые дни поисков – скорее всего, за городом или где-то на окраинах, куда долго добираться.
- Шерлок, - Джон неуверенно помялся, - а что, если он не собирается бежать? Если он решил потом просто покончить с собой, как Роллингс?
- Не решил. Иначе зачем снял со счета деньги? Сумма была немаленькая, да, Лейстред?
Инспектор кивнул в ответ, и Холмс продолжил.
- Кроме того, ты что, не видел, как он одет?  Его одежда новая, не слишком роскошная, но качественная и удобная. Он собирался жить дальше, у него были планы на будущее. Кроме того, он не уйдет, пока не убьет всех, кто, по его мнению, может быть виновником смерти его жены. У него должно быть укрытие. Что-то очень личное, возможно, он ездил туда с женой, он ведь очень сентиментален… Хранит кольца, кулон жены… - Шерлок уже бормотал себе под нос, словно забыв о Джоне и Лейстреде.  Он перебирал вещи Колина, рассмартивал кольца, поскреб ногтем внутреннюю поверхность более крупного кольца. Джон следил за ним, затаив дыхание. По выражению лица Шерлока он понимал, что детектив не может найти ни одной зацепки. Джон видел, как Холмс с разочарованным видом бросил кольцо обратно на стол, взял медальон – и тут же напрягся, в его глазах мелькнул хищный огонек азарта. Он поднес его вплотную к глазам, разглядывая что-то на боковой части, потом нажал на какое-то еле заметное углубление – и цельный на вид кулон внезапно раскрылся на две половины. Шерлок издал радостное восклицание, и Джон с Лейстредом  поспешно придвинулись ближе, разглядывая содержимое украшения.
В одной половине лежал плоский не то янтарь, не то просто кусок пластмассы теплого медового цвета, внутри которого можно было разглядеть скрученную кольцом прядь волос – светло-каштановых, насколько можно было судить. «Банально» - презрительно прокомментировал Шерлок. Во вторую половину была вклеена сильно уменьшенная фотография – Колин Эмри, сидящий в кресле и обнимающий за талию молодую не слишком красивую девушку на фоне пылающего закатом окна.
Шерлока кулон неожиданно привел в настоящий восторг, и, прошептав свое «гениально!» он вылетел из кабинета.
- Куда он? – растерянный голос инспектора идеально отражал состояние самого Джона.
- Не знаю. Грэг, извините, пойду-ка я за ним… - Лейстред поспешно кивнул, отвечая, и Уотсон поспешил за другом. Впрочем, он всё равно опоздал. Шерлока нигде не было видно, если Джон правильно оценил его взгляд и интонацию, то он поймал первое же такси и сейчас ехал непонятно куда. Джон мрачно вздохнул, прикрыл на секунду глаза и вскинул руку, подзывая такси. Не искать же теперь этого авантюриста… Да и вообще, не так уж и часто Шерлок попадает в беду. Джон отдавал себе отчет, что те дела, в которых он участвовал – только малая – очень малая – часть приключений Холмса. А действительно опасность ему угрожала всего несколько раз. Просто Джон сильно напугался в сентябре – наверное, не меньше самого Шерлока. Осознание, что всего несколько дюймов отделяли Шерлока от пули в груди, заставили Джона ощутить, что он в любой момент может потерять своего лучшего друга. А события менее чем недельной давности только подлили масла в огонь – те минуты, когда Холмс лежал на полу, и Джон не знал, жив ли он, кажется, стоили ему новой седины – и потрепанных нервов. И теперь он, как напуганная мамаша, пытается оберегать Шерлока от всех опасностей. Просто он слишком часто терял людей, которые были ему дороги. Намного более дороги, чем жизнь. И Джон чувствовал, что потерю Шерлока он уже не сможет пережить.
***
Шерлок вернулся уже почти ночью. Ворвался в квартиру, на ходу стягивая пальто, и, вытащил из кармана черную пластиковую коробочку, в которой Джон с изумлением опознал снятый с Эмили МакКинон радиопередатчик.  Что-то в нем заинтересовало детектива, он разглядывал его чуть ли не под микроскопом с невероятно довольным лицом. Вообще, детектив выглядел до неприличия довольным. Побег Колина Эмри вызвал его раздражение, но не более. А вот новая интересная загадка радовала его необычайно.
- Шерлок, это что, сажа? – Джон наконец понял, что показалось ему странным – на пальто виднелись жирные черные пятна, да и на лице ещё можно было рассмотреть тщательно стертые следы.
- Естественно, - Шерлок удивленно поднял на него взгляд. – А что?
В его голосе звучало такое недоумении, что Джон сразу почувствовал себя неловко, и следующий, напрашивающийся вопрос – «где ты был» так и не задал. В самом деле, Шерлок взрослый человек, и так трястись за него просто неприлично.
Детектив не замечал ничего вокруг, увлекшись исследованием передатчика. Джон наконец понял, что отвлекаться Шерлок не собирается, и, вздохнув, полез в холодильник. Сегодня Шерлок не ел, и, учитывая, что он с головой погрузился в расследование, он вполне рискует умереть голодной смертью.
- Шерлок.
Никакой реакции.
- Шерлок.
- Ну что? – детектив недовольно вскинул голову и недоуменно уставился на протянутый ему бутерброд. – Я не хочу есть.
- Ты сегодня вообще ничего не ел, а вчера изображал из себя вегетарианца.
- И что с того? – детектив недоуменно изогнул бровь. Другого это, возможно, смутило бы, но Джон давно уже выучил все(ну, почти все) оттенки его настроения, и только качнул головой.
- С того то, что скоро ты свалишься в голодный обморок. Да-да, я всё помню. Ты не хочешь тратить энергию на пищеварения. Но ты зависишь от своего тела, тебе не кажется, что его стоит поберечь, если ты надеешься и дальше продолжать расследования.
- Ты о чем? – вот теперь Шерлок действительно растерялся.
- Я о том, что, если будешь так питаться, через пару лет заработаешь язву желудка, астению и пособие по инвалидности. Хочешь?
- Не хочу! – он возмущенно взглянул на доктора, пытаясь понять, говорит он серьезно или просто пугает. – Ты все выдумываешь. Я не голоден. И я не собираюсь тратить энергию на пищеварение, ты прав. Кислород нужен моему мозгу, а не желудку.
- А что думает на этот счет твой желудок?
Вопрос озадачил Шерлока, и Джон улыбнулся растерянному выражению его лица. Несколько секунд консультирующий детектив сверлил компаньона взглядом, потом отвернулся и вновь вернулся к изучению хитросплетения проводов.
Джон устало покачал головой – переспорить Шерлока было практически невозможно, но и оставить всё как есть Джону совесть не позволяла. Он задумчиво оглядел «химический уголок» Шерлока, мазнул взглядом по микроскопу и вновь перевел взгляд на передатчик. Интересно, Шерлок его сразу убьет или сначала выскажет всё, что думает о приставучем соседе? Есть только одна возможность проверить.
- Шерлок, как ты думаешь, что это? – он указал рукой в сторону каминной полки, заставив детектива на мгновение отвести взгляд от приборчика, и в тот же момент схватил его.
- Что это значит?!
Так, похоже, развивается второй вариант.
- Ничего особенного. Обычный шантаж, Шерлок. Я не отдам тебе передатчик, пока ты не съешь этот бутерброд.
Шерлок обжег его взбешенным взглядом, и Джон против воли поёжился. Порой Шерлок его действительно пугал, хотя Джон умом и понимал, что детектив не станет его убивать, но смотреть спокойно в ставшие очень холодными и злыми серые глаза было жутковато.
Прошла минута. Шерлок не отводил взгляд, и Джон почувствовал нарастающую панику. Как вдруг взгляд Шерлока внезапно потеплел, в нем мелькнуло что-то, подозрительно похожее на затаенную улыбку, и он резко кивнул.
- Хорошо. Я съем твой бутерброд, а ты не будешь мне больше мешать.
- Согласен, - Джон облегченно вздохнул, стараясь, чтобы это было не слишком заметно, и положил передатчик обратно на стол. Шерлок поспешно, почти не жуя, заглотил бутерброд, как удав добычу, с торжествующей улыбкой показал Джону пустые руки и вновь нагнулся над передатчиком. Уголок его губ, видный Джону, едва заметно подрагивал в намечающейся улыбке, и Джон улыбнулся в ответ. В следующий раз Шерлок будет настороже и не даст себя поймать так легко. Что ж, значит, Джону придется придумывать более хитрые комбинации, чтобы не дать другу умереть голодной смертью. Это будет интересно…
***
Шерлок не отрывался от передатчика уже почти час. Джон время от времени поднимал голову от ноутбука и косился на него. Его так и подмывало спросить, что делал детектив, когда уехал из Скотланд-Ярда, и где он ухитрился вымазаться в саже. Впрочем, он понимал, что ответа сейчас не получит. Оставалось только терзаться любопытством и пытаться применить на практике дедуктивный метод самого Холмса. Как назло, единственное, что приходило голову – это мысль о трубочистах. Вот черт! Ну почему у Шерлока получается, а у него нет? Холмс как-то говорил, что он смотрит, но не видит. Что он просто не понимает, на что нужно смотреть. А на что нужно смотреть здесь?!Наконец , он понял, что сейчас просто заснет прямо в кресле, и, зевнув, встал.
- Шерлок, ты как хочешь, а я пошел спать. Шерлок, ты меня слышишь?
- Слышу, и что? – недовольно буркнул детектив, не отрываясь от работы. – Тебе обязательно надо, чтобы я ответил что-нибудь, что требуется по этикету? А, ну да – спокойной ночи.
- Нет, Шерлок, мне не обязательно надо, чтобы ты ответил по этикету! Хотя это и было бы приятно. Просто будь добр, не ори на весь дом, если я тебе понадоблюсь. Ты знаешь, где моя спальня – так что буди, пожалуйста, меня, а не миссис Хадсон и два соседних дома!
Холмс наконец поднял голову и посмотрел на него с интересом. Улыбнулся какой-то странной, не обещающей ничего хорошего улыбкой.
- Хорошо, я буду будить тебя.
Джон кивнул и пошел наверх, чувствуя спиной взгляд Шерлока и терзаясь смутным предчувствием, что Шерлок действительно его разбудит – и способ побудки ему  точно не понравится…
***
Ночью Шерлок, похоже, даже не ложился – по крайней мере, просыпаясь несколько раз, Уотсон слышал в гостиной перестук клавиш и время от времени – шаги. Однако в целом, к его удивлению, ночь прошла спокойно, и проснулся Джон сам, в полвосьмого утра. Проснулся – и тотчас беспокойно вскинулся – обычно спокойный сон в разгар расследования говорил о том, что Шерлок делает что-то, о чем не хочет рассказывать своему блоггеру. Уотсон подскочил с постели и бросился в гостиную, ожидая увидеть что угодно.
 Но, как ни странно, всё было спокойно. Мебель была цела, на ковре не валялся труп незнакомого киллера, даже Шерлок никуда не делся – сидел в кресле и что-то рассматривал в компьютере Джона.
Увидев друга, он поднял голову, коротко улыбнулся – прогресс, скоро он научится желать доброго утра! – и вновь уткнулся в экран.
Через несколько минут, когда умывшийся и заранее одевшийся как для улицы Джон вновь спустился в гостиную, Шерлок сидел в той же позе, и всё то время, что Джон готовил завтрак – на двоих, естественно, вряд ли это чудо природы вспомнило о необходимости питаться – ни разу не пошевелился. Однако, когда доктор поставил перед ним тарелку с тостами, машинально протянул руку и захрустел поджаренным хлебом.
- Нашел что-нибудь интересное? – не то, чтобы Джон всерьез рассчитывал на ответ, но попробовать стоило. Холмс проигнорировал его слова, продолжал увлеченно печатать. Однако через пару минут, когда Джон уже не ждал ответа, внезапно резко захлопнул крышку ноутбука, заставив соседа вздрогнуть от неожиданности, и порывисто поднялся. Сунул ему под нос  радиопередатчик, унесенный вчера из зоопарка:
- В этом передатчике есть кое-что очень странное. Джон, ты заметил?
- Эээ, - Уотсон принял из рук сыщика маленькую пластиковую коробочку с разноцветными проводками, покрутил в руках и с сожалением вернул ее Холмсу.
- Я ничего необычного в нем не заметил.
- Это самоделка, Джон. Причем довольно топорная самоделка. Я не специалист в радиотехнике, но даже я вижу, что вот здесь провода можно было соединить более рационально.
- Шерлок, знаешь, это нормально.  Детонаторы для бомб не продаются в канцтоварах, их всегда делают самостоятельно.
- Гениально, - съязвил сыщик. – Джон, их делают самостоятельно, но обычно все-таки они должны работать.  А этот предмет может быть чем угодно, только не детонатором.
- И что это…
- Джон, ты можешь подумать, прежде чем спрашивать? По-моему, наше знакомство плохо сказывается на твоих мыслительных способностях. Ты привык, что я всегда знаю ответ, и совершенно не желаешь думать самостоятельно!
- Не кричи. Чего ты так распсиховался? Все вокруг по сравнению с тобой умственно отсталые, и все ждут твоих откровений. И, знаешь, мне кажется, что это тебе нравится. В таком случае, почему ты так злишься на меня?
- Потому что ты – не все! – рявкнул Холмс. – Ладно, черт с тобой! Это значит…
- Это значит, что Эмили не собирались убивать. Она была только приманкой.
- Я это еще вчера днем  сказал! Не то, смотри глубже.
- Хорошо, - Джон медленно выдохнул и досчитал про себя до десяти. Определенно, сегодня Шерлок злил его сильнее обычного. И доктор не мог понять, почему – то ли из-за того, что вчера опять полез в драку без оружия, то ли потому, что вновь пытался продемонстрировать соседу его тупость. – Объясни, пожалуйста, что ты еще заметил в этом не-детонаторе.
- Это не дилетантская работа. Кое-что говорит, что человек, собиравший передатчик, хорошо разбирался в этом деле. Однако он поленился соеденить провода через двойной ключ – это качественней, но дольше. Он не придавал значения надежности аппарата. И еще, - Шерлок сунул почти под нос Джону какую-то крошечную деталь и поднес к его глазам лупу. – Видишь? – В его голосе звучало торжество, как у орнитолога, обнаружившего голубя со вкусовыми рецепторами.
- Ничего не вижу, - Джон устало покачал головой. – Он взял кисть Шерлока и немного повернул ее, чтобы лупа изменила угол наклона – Шерлок, естественно, даже не подумал просто дать ее в руки Джону. – А что я должен был увидеть?
- Профессионалы так не соединяют провода – так делают только студенты радиотехнических колледжей, потому что так легче – чтобы спаять вот эти два проводка напрямую, нужна большая практика, а новичок просто сожжет тонкую проволоку. Понятно?
- Что именно? То, что собирал передатчик не профессионал? Шерлок, но ты ведь только что сказал, что подрывник хорошо знал свое дело!
- Джоон! – Шерлок сердито подскочил и уставился на него чуть ли не с обидой. – Это значит, что передатчик делал студент  какого-то радиотехнического колледжа! Подрывник поручил сборку своему подручному, студенту, но тот не смог довести дело до конца – знаний не хватило. И подрывнику пришлось доделывать всё самостоятельно.  Одевайся, поехали!
- Куда?!
- В радиотехнический колледж, Джон! Их в Лондоне не так уж много. Ну не притворяйся глупее, чем ты есть! Надо узнать, где именно учился подрывник, пока он не взорвал еще одну бомбу – теперь уже настоящую.
- Ты не позвонишь Лейстреду?
- Зачем? – В голосе детектива проскользнуло брезгливое недоумение. Можно подумать, что Джон предложил что-то очень глупое. Внутри опять всколыхнулось раздражение. – Ах, ну да. Нет, это не тот парень, которому ты чуть не сломал вчера руку. Он вообще тут человек случайный. Готов поспорить, что ничего интересного он не знает. Нам нужен другой человек – тот, кто стоит за всем этим. Я пока не знаю его мотива, но…  Ладно, пошли. – Шерлок вскочил, и, на ходу наматывая на шею шарф, оглянулся на Джона. – Ты со мной?
- А что, у меня есть выбор? – скептически уточнил тот.
- Конечно, есть, - Шерлок лукаво улыбнулся. – Ты можешь остаться дома и спокойно лечь спать.
- Ага, и пропустить все самое интересное. И потом, если ты опять получишь по голове, кто  будет тебя домой тащить?
Если совсем уж честно, Джон надеялся, что Шерлок хоть как-то отреагирует на его выпад. Позавчера(да и вчера тоже) Холмс здорово потрепал ему нервы, и он рассчитывал если не на извинения(это же Холмс!), то хотя бы на какое-то раскаяние. Впрочем, он давно уже понял, что это чувство Шерлок никогда не демонстрирует. Даже в том случае, если он действительно виноват, ты можешь рассчитывать только на едва заметную улыбку да на чашку горячего кофе. Впрочем, даже в тот единственный раз, когда Шерлок изволил попросить прощения, он ухитрился втянуть Джона в свой эксперимент, насыпав ему в чашку «галлюциногенного» сахара. Иногда Джон спрашивал себя – а надо ли это ему? Не легче ли будет съехать с этой квартиры, найти себе нормальную работу и забыть о Шерлоке Холмсе, как о весенней простуде? И понимал – нет, не легче. Шерлок Холмс «подсел» на расследования, а он, Джон Уотсон, полевой хирург с очень высокой квалификацией, «подсел», похоже, на Шерлока. И обходиться без него он не сможет. Да и, откровенно говоря, не хочет.
- Шерлок, можно было бы и подождать меня!
Входная дверь громко хлопает – и в квартире на Бейкер-стрит на время воцаряется такая редкая здесь тишина…


Рецензии