1. Эрмитаж - уединение. От лат. eremita - отшельни
Встретились, как договорились у Казанского Собора, прошли сотню-другую шагов по Невскому проспекту, перешли Дворцовую площадь, прошли ажурные ворота с двуглавыми орлами, вошли во двор.
А там, у входа к парадному подъезду, - очереди из желающих, и с левой и с правой стороны. Да к тому же, как всегда по летнему времени, довольно большие. Встали... Стоим, ревниво наблюдая за параллельной очередью с другой стороны крыльца. Как всегда кажется, что та, другая очередь, движется быстрее…
Подходят следом трое мужчин, жгуче черноволосых и женщина, еще брюнетистей. Они быстро и почти непрерывно говорят, по звучанию кажется по-испански. Затем подходят ещё люди. И за нами стремительно вырастает «хвост»…
Перед нами стоит в очереди мама и трое светловолосых мальчишек лет 8-10 – двое голубоглазых и один с карими глазами. Вертелись и крутились они беспрерывно. Скучно ведь … Молодая женщина явно не справлялась с их темпераментом - не могла успокоить своих чад.
После получаса такого стояния, когда они стали буквально изнывать от безделья, я решил занять их, сказав – «Парни, смотрите внимательно по сторонам – здесь можно увидеть знаменитых на весь мир котов Эрмитажа, если какой-нибудь из них вылезет из подвального окна ... Как заметите - надо успеть загадать желание, раньше, чем кошки убегут».
Появилось дело - мальчишки буквально замерли от внимания... Один (кареглазый, более шустрый) даже пошёл с другой стороны крыльца глянуть - вдруг кто-то там вылезет! Так простояли мы ещё минут 10-15… И вот, когда нас уже пропустила входить в вертящиеся двери вестибюля дежурная девушка-полицейский (с дубинкой и рацией на поясе), один из наших юных сотоварищей по очереди вдруг завопил "Смотри!!!"
И точно - на радость всем (к нашему разговору все окружающие прислушивались - что ещё в очереди делать...) вылез и пытается пристроиться полежать на солнцепёке большой кот чёрный сверху и белый снизу ! Восторгу не было предела! Мальчишки даже не спешили войти в здание: побежали к подвальному окну - поближе рассмотреть кота.
Но он, почуяв неладное, высокомерно, не спеша, поднялся и торжественно, как это умеют делать только уважающие себя коты, проследовал обратно в окно подвала: видимо обязанности срочно позвали его обратно на службу…
Вообще-то, коты во Дворце – отдельная история… Еще Екатерина II повелела завести «мохнатых» охранников от грызунов и поставить их на соответствующее довольствие «за счёт казны». Говорят что тогда в подарок Императрице каких-то особых кошек привезли из Казани… Сейчас в Эрмитаже проживает примерно 60 кошек.
Здесь ежегодно отмечается "День Мартовского кота", посвящённый кошкам, живущим в музее. В этот день можно даже получить «насовсем» котика из излишков «охранного персонала». Но необходимо представить доказательства, что он попадет «в хорошие руки».
Коты вновь появились в Эрмитаже в 1943 году, после снятия Блокады… Кошек тогда в Городе не осталось совсем, и крыс развелось столько, что они угрожали самому существованию! Вопрос решали на высочайшем уровне – Москва дала команду немедленно привести кошек из «тыловых районов»!
Для этой важнейшей операции были выбраны (не просто так, а по рекомендации виднейших «кошковедов» страны) Ярославские и Нижегородские коты и кошки. Беспородные, но закалённые в битвах с грызунами, они ещё до татарского нашествия доблестно защищали зерновые лабазы в этих важнейших торговых городах России.
Так и доставили в Ленинград четыре (!) вагона кошек. Очевидцы рассказывают, что когда мяукающих крысоловов привезли, то "для получения кошки надо было отстоять огромную очередь. Расхватывали моментально, и многим не хватило".
Кому тогда не досталось, за кошку отдавали самое дорогое, что было - хлеб. Пережившая Блокаду женщина рассказывала, что оставляла понемногу от своей крошечной хлебной пайки, чтобы потом отдать этот хлеб за котенка женщине у которой окотилась кошка!
Сейчас в Петербурге большинство котов и кошек потомки того самого «мяукающего дивизиона». По особому распоряжению несколько кошек получил тогда же и Эрмитаж - были случаи повреждения грызунами бесценных шедевров. Коты в Музее, да и во всём Городе, взялись за работу с энтузиазмом – тогда было кого ловить по подвалам….
С 60-х годов в Музее не видели повреждений ни от крыс ни от мышей, но бдительность терять нельзя – город портовый! Кошачье подразделение и сейчас считается важной службой охраны: директоры Эрмитажа от легендарного Иосифа Орбели до сегодняшнего Михаила Пиотровского по традиции лично занимаются «делами кошек».
Ну, наконец-то…прошли!!! Быстро теперь в очередь за билетами…
После суеты приобретения билетов и толчеи гардероба-подвала оказываемся в галерее первого этажа. Если немного замедлить шаг, то увидим стоящие здесь скульптуры – замечательно исполненные мраморные копии известных в мире статуй.
Вся публика торопливо проскакивает дальше – за впечатлениями. А ведь Эрмитаж начинается не с Посольской лестницы – гораздо раньше…
Лишь иногда, после осмотра Дворца-Музея, уже отдыхая на скамеечках-банкетках, вдруг обнаруживают эти шедевры. Но сил, осмотреть их как следует и запомнить, увы, уже нет. Да и галерею эту запоминают немногие… Не заглядываются на ритмическую симфонию её тройных арок, не рассматривают лепнину потолков-сводов.
А ведь эту галерею создал сам В. В. Растрелли и она одна из немногих помещений Дворца оставшаяся без переделок и изменений с того времени. Проходим не спеша: рассмотрим великолепные мраморные статуи. Да действительно, чаще это копии, но выполненные изумительно!
Гляньте хоть на группу из трёх девушек – «Танцующие грации» или стоящую несколько дальше «Танцовщицу», да вот на эту, слева от прохода, и ещё раз восхититесь каменными драпировками их одежд, буквально текущих по телам. А «Лаокоон», а «Спящая Ариадна», а бюсты-портреты на лепных консолях колонн!
Это и называется русским словом мастерство - знание и мрамора-камня и тела человека и ритма движений... Не пожалейте времени – посмотрите все, другие шедевры Музея успеете увидеть…
Продвигаемся по галерее от одной арки к другой и подходим к лестнице органично продолжающей наше движение. Здесь, как бы не торопил ритм заданный галереей по воле архитектора, не пропустите в нишах с двух сторон промежуточной площадки мраморные фигуры девушки и юноши – олицетворение юности. Их тоже не глядя «проскакивают» озабоченные туристы…
И вдруг, именно вдруг, как и задумал Бартоломео Франческо или Варфоломей Варфоломеевич, как его прекрестили здесь на русский манер, неожиданно открывается - возникает - вспыхивает огромный объём – светлое пространство четырёхпролётной, двусторонней Посольской Лестницы. Это всегда неожиданно и непостижимо, сколько бы ни приходилось бывать здесь…
И – забавная деталь, проявляющая чувство юмора, известное озорство автора – все мраморные лестницы вдоль перил соединены забегающими по углам на следующий марш закруглёнными ступеньками так, что они не оканчиваются на площадках. Мои ребятишки – дети, а позже и внуки всегда раза по три-четыре проходили эти ступеньки чтоб «без перерыва» оказаться на следующей лестнице…
Только здесь, на Лестнице, и начинается осмотр Эрмитажа-Музея – кручение головами, сверкание вспышек: фотоаппараты работают с повышенной нагрузкой – посетители спешат запечатлеть факт своего пребывания здесь. Движение сразу замедляется, образуются даже заторы-пробки: кто-то снимает, кто-то ждёт, когда освободится «эффектная» точка.
Причём, по моему наблюдению, среди посетителей-туристов во всём мире есть два вида фотографов: одним (большинство) важно запечатлеть себя или подругу (друга) на фоне великих произведений. Другие же, стремятся запечатлеть собственно эти творения.
Проходим клубящуюся толпу, поднимаемся выше к сдвоенным, тёмного мрамора, колоннам второго этажа. Именно здесь парадные залы Дворца – самые роскошные и богато отделанные.
Проходим далее мимо малахитовых колонн беседки аванзала, через танцевальный зал и зал официальных приёмов, где сейчас сверкает серебром чудом спасённая от продажи в 20-30 годы гробница князя Александра Невского и ещё дальше: к самой, пожалуй, запоминающейся комнате – Малахитовой Гостиной. Войдем… Да….… Тут лучше немного помолчать…
Внезапно понимаешь замысел великого итальянца-архитектора: ведь мы прошли путь приготовленный для уважаемых послов других держав. Сначала, в сопровождении дворцовых слуг-скороходов, они следовали почти четверть версты вдоль Невского фасада, затем по галерее первого этажа, через роскошь Лестницы и ещё сколько-то по великолепным залам приёмов…
Этот путь по залам, лестницам, комнатам и переходам для послов, привыкших к европейской тесноте, казался бесконечным, особенно при первом посещении. Сам собой напрашивался вывод: если у русской царицы – такой огромный и роскошный дворец, то Россия воистину великая и непобедимая страна. Её силы и богатства неисчислимы!
И ещё уважаемых послов, возможно, как завершающий этап затем приглашали в Малахитовую гостиную, для малых приёмов. Малахит!!!! Целые монолитные колонны этого редчайшего в Европе поделочного камня…
Тогда это был камень с которым работали только русские мастера. Иностранцы были уверены, что по приказу русского царя в недрах России, где-то на Урале, отыскали, вырубили из скалы и доставили сюда это чудо! И колонны и вазы и мелкую поделку – украшения! Да ещё и в Исаакиевском Соборе иконостас украшен малахитовыми и лазуритовыми колоннами!!! Необъятны недра России!
И невдомёк было, что это не сплошной камень, а искусными руками умелых русских мастеров-камнерезов с остроумием и смекалкой составленный из малых кусочков рисунок! Величайшим терпением подбирались по цвету и фактуре камешки, создавался новый, невиданный в природе узор… Думаю, почему-то, что послов наверное не разочаровывали в их мнении о монолитном камне…
А вот моим спутникам я показал вблизи как подобраны и отполированы малахитовые мозаики… Обнаружив это спутники и, особенно, спутницы были явно огорчены. Они тоже были уверены, что это – изделия из целого камня…
Пойдём, ребята, дальше… Не пойдём мы смотреть, где арестовывали перепуганных министров во время Октябрьского переворота, а войдем в дверь у стены, что на стороне набережной.
Войдём и… удивимся. Нет сияющей роскоши, но есть вкус в отделке небольших комнат, обставленных обычной, жилой, непарадной мебелью.
Вот в этих комнатах и жили люди. Неспроста они на тёплой западной стороне Дворца. Сюда редко кто приходит – тут нет картин, скульптуры. Тут мебель и быт людей прошедшей эпохи. Но по глазам немногих посетителей-женщин понимаешь, что они прикидывают, как бы смотрелся этот «гарнитурчик» в её квартире…
Мебель тут подобрана от официального неудобного, хоть и прекрасного ампира, уютного и по-немецки обстоятельного бидермейера до растительных текущих линий русского модерна. Немного разбавлено стилизацией под французский рокайль и почти средневековую готику – в каждой комнате по-своему. В окна видно Адмиралтейство и Исаакиевский собор.
Угловая, музыкальная комната даёт великолепное эхо – чутко отзывается на любой звук. Это так понравилось, что мы даже вернулись и «пошумели» немного – эхо тут же отозвалось.
Дежурная, невозмутимо дремавшая до этого в уголке, даже рассмеялась нашему ребячеству! Она и не знала такого свойства этой комнаты. А мы, счастливые как дети, пошли дальше и дошли до великолепного дубового кабинета-библиотеки. Тут «застряли» надолго.
Один из нас стал изучать стоявшие на полках книги в тяжелых кожаных переплётах и обнаружил свод Законов Российской Империи. Это замечательный труд начатый ещё Михаилом Михайловичем Сперанским в 1809 году и продолжавшийся вплоть до 1917 года.
Это был человек выдающейся работоспособности, ума и таланта. Не зря высокомерный Наполеон пообещал государю Александру Павловичу любое из завоёванных им королевств Европы за М. М. Сперанского… Наверное было за что…
Признаюсь, все мои проекты кабинетов и библиотек сделаны под влиянием, а иногда и в подражание дубовой обшивке и галереи вдоль книжных шкафов этой красивейшей комнаты…
Говорят, эту комнату, в небольшое время своей власти, любил А.Ф Керенский, видимо она прибавляла ему значимости в собственных глазах.
Дальше: несколько комнат обставленных стилем конца XIX века – ранним модерном, «восточная-курительная» с коллекцией холодного оружия на ковре и, наконец, совсем небольшая комнатка обставленная оригинальной мебелью в «неорусском стиле» производства мастерских княгини Марии Клавдиевны Тенишевой в селе Талашкино Смоленской губернии...
Выходим в коридор-галерею правителей России из дома Романовых. Тут мои спутники взмолились, просят отдохнуть – переизбыток «информации».
22.08.2012 г. День Российского Флага.
Свидетельство о публикации №212082301676
Галина Степанова 25.12.2013 13:03 Заявить о нарушении
Владимир Горев 26.12.2013 01:38 Заявить о нарушении