Отрывок из книги Овидий, или правдивая история о к

                Глава 10

- Тысяча чертей на мою дряную голову! - воскликнул Джон, отдавая подзорную трубу капитану. - Похоже, испанец не знает манер. Надо его научить быть вежливым.
- Подожди кипятиться, старый пройдоха! - улыбнулся Дауд. - Мы найдем способ привлечь его внимание.
- Но как?
Боцман был в растерянности. Вот уже двое суток они сидели на мели, близ мыса Портленд, и не было ничего, что бы напоминало им о спасении. Единственную шлюпку — и то смыла штормовая волна. «Овидий» не подлежал ремонту. Хотя форштевень кое-как удалось прикрепить,  не было никакой надежды на то, что фрегат выйдет в открытое море.  И вот на горизонте показалось испанское двухмачтовое судно. Капитан испанской бригантины видел корабль, потерпевший кораблекрушение, но, видимо, чего-то опасался, раз решил пройти мимо.
- Выкатить вертлюжные пушки! - скомандовал Дауд.
Моряки, пожимая плечами, стали исполнять приказ командира. Зачем пушки, если они не собираются сражаться?! И разве они могут сражаться?  И с кем им сражаться? Представить, что капитан испанской бригантины захочет вернуться и добить их?
Между тем Шахбар думал о другом. Он расчитывал на  щепетильность испанцев. «Я буду особенно осторожен в исполнении королевских приказов, которые определенно предписывают мне не салютовать ни крепости, ни флагу иностранному до тех пор, пока не буду уверен, что получу ответ выстрелом на выстрел», - вспомнил Дауд содержание одной записки, обнаруженной им на испанском судне. Сейчас идет война, и испанцу естественно было опасаться нападения вражеского судна.
-  Огонь! - скомандовал Шахбар.
Салют на случай войны был возможен, а особенно сейчас, у Дауда и его людей был крайний случай. Отсалютовав испанцу семь раз, пираты стали ждать, отреагирует ли испанец на их огонь, или нет.
- Да! - воскликнул Джон.
Испанская бригантина сделала поворот оверштаг и пошла полным курсом на сближение.  Теперь сражения было не миновать. Но, к величайшему удивлению боцмана, испанец замедлил ход и, остановившись в нескольких милях от них, отсалютовал фрегату тем же нечетным количеством выстрелов.
- Что это? - удивился боцман.
-  А это секреты ведения боевых действий, - сказал, улыбаясь, Дауд. А потом громко скомандовал: - Огонь!
Пираты трижды отсалютовали испанцу. Тогда капитан испанской бригантины, словно удостоверившись в чем-то, снова пошел на сближение. Теперь стало видно и название судна - «Кассандра». В названии судна Дауд прочел не древнегреческое пророчество, а пророчество в отношении себя.
- Что ж, был «Овидий», станет «Кассандра», - подумал Дауд.
Пока испанец шел на сближение, Шахбар кратко объяснил маронам, что нужно делать. Сражаться в их случае  -  лихачество. А им было нужно судно, целым и невредимым. Дауд решил попасть на борт «Кассандры», чтобы оценить обстановку, а потом дать сигнал своим людям. Если испанцев слишком много, то для этого следовало помигать три раза фонарем на корме, если мало, то один раз, а если дело плохо и нужно действовать немедленно — то два раза.
Не теряя времени, Шахбар привел себя в порядок, переоделся в роскошный костюм, отделанный серебряными нитями и мелкими сапфирами, гладко причесался и отправился покорять командира «Кассандры» обольстительной улыбкой и великолепным знанием испанского языка.
Капитан испанского судна дон Эстабан Хорхе Альварес встретил незваного гостя вполне дружелюбно. Его поразило аристократическое обаяние незнакомца. Дауд поклонился и выразил сожаление, что он (по своей забывчивости) не захватил шляпы, чтобы снять ее перед капитаном «Кассандры». На самом деле, Дауд сделал это нарочно.
- Что ж, - улыбнулся дон Эстабан, отметив про себя чистую испанскую речь незнакомца. - Это бывает. Как вы верно заметили, я — капитан «Кассандры». Мое имя дон Эстабан Хорхе Альварес. Хотелось бы знать ваше имя.
- Мое имя, - Дауд на секунду замешкался, - Эдельмар... Диас.
- Вот как? - удивился дон Алехандро, и по выражению его небритого мужественного лица можно было понять, что он над чем-то серьезно задумался. - Уж не сын ли вы?.. Хотя, впрочем, нет. У Ролана, насколько мне известно, не было сына... Ну да, совпадение... Так вы - Эдельмар Диас. И вы...
- Я — капитан судна, потерпевшего крушение, как вы уже успели в этом убедиться.
- В этом, молодой человек, я как раз не убежден. Хотя не думайте, что я так подозрителен. Просто мне рассказывали о пиратах.
-  О пиратах?
- Ну да. В этих водах неизвестно чего больше, акул или пиратов.
Видя искреннее недоумение гостя, дон Эстабан улыбнулся и сказал:
-  Вы, по всей видимости, никогда не сталкивались с пиратами?! К счастью для вас. Но надо быть очень осмотрительным. Так как ваше имя?
-  Эдельмар Диас. И Вы правы, к счастью для меня, я еще ни разу не сталкивался с пиратами.
- Пойдемте, молодой человек. Я сейчас иду обедать, и вы составите мне компанию.
- Я не знаю, удобно ли это.
- А почему нет?! Вас приглашает отобедать сам капитан «Кассандры», и это, поверьте, дорогого стоит.
Похлопав по плечу оторопевшего  Эдельмара, дон Эстабан, улыбаясь сквозь усы, направился в кают-компанию...
В кают-компании уже стоял накрытый стол со множеством закусок, вин, заправок к мясным блюдам. Видя удивление гостя, дон Эстабан улыбнулся и сказал:
- Признаться, люблю вкусно покушать. Это моя слабость.
Комплекция дона Эстабана была внушительной, однако не до такой степени, чтобы можно было заподозрить в нем страсти чревоугодия. Но Дауда интересовало  не это. Один вопрос не давал ему покоя с того самого момента, как он вступил на борт «Кассандры».
Между тем дон Эстабан принялся уплетать обед с завидной жадностью.
- Скажите, дон Эстабан, куда вы следуете? - спросил Дауд.
-  А, собственно, почему вы интересуетесь?
- Вы же сами сказали, что в этих краях много пиратов. Тем более, я хотел бы... надеюсь, что вы не оставите нас погибать здесь. Как вы уже успели убедиться, мы очень уязвимы и можем стать легкой добычей для пиратов.
- А... да, да, конечно. Боитесь?! Хотя, разумеется, в Вашем плачевном положении следовало бы бояться. Но так и быть. Раскрою наши планы. Мы следуем за каравеллой «Санта Мария дель Плазза».
- Но кроме вашего судна не видели никаких кораблей…
- Да, конечно. Мы отстали от «Санта Марии» из-за разразившегося шторма. А я вижу, Вас шторм хорошенько потрепал...
- Истинно так.
- Истинно так? Что за странный оборот… хм…
-Странный оборот?
- Вы слишком любопытны, молодой человек, - и дон Эстабан усмехнулся сквозь усы.
 Дауд же, напротив, посерьезнел. Если каравелла отстала, то она скоро появится, а на это вовсе  не рассчитывал капитан.
В середине обеда капитан испанского корабля, не прекращая жевать, неожиданно спросил:
- Скажите, молодой человек, как вы относитесь к войне?
- К войне?
-  Да, к войне. Англо-испанской войне.
- Разве англичане воюют с испанцами? - Дауд попытался на лице отобразить удивление.
- О, не смешите меня. Англичане воюют с испанцами с того самого момента, как увидели в лице Испании своего соперника. Испания - сильнейшая морская держава мира, и никто не может с ней сравниться по мощи.
- Вы так полагаете?
- Конечно.
- Но, насколько мне известно, сейчас Испания переживает не лучшие времена.
- Глупости. Голландцы одерживают победу за победой, и да будет вам известно всё потому, что в войну вступила Испания. Мы разбили флот англичан.
- Не уверен.
- Как я вижу, вы мало осведомлены о последних событиях, дон Эдельмар. Наши союзники выиграли очередное сражение. Сначала мы в августе взяли Тексель, а теперь Мессина скоро тоже будет наша. Спрагге пошел ко дну вместе со своими командирами и чертовым флотом. Слава адмиралу де Рюйтеру! Слава адмиралу Брандесу! Слава Испании! Да здравствует Испания! Да здравствует король Карл!
 Дауд подумал: «Ну да, слабоумный король и невротичка-мать — вот та мощь Испании, которая приведет страну к краху», и с натянутой улыбкой поднял бокал вина. Но только прикоснулся губами к бокалу. Это не осталось не замеченным капитаном «Кассандры».
-  Хм, - произнес недовольно дон Эстабан. - Вы не желаете пить за здоровье короля? За Испанию? За победы нашего флота? За славу испанского оружия?
- Я не пью.
- Вот как? Любой уважающий себя идальго пьет вино.
- Но только не я.
- Вы хотите нанести мне оскорбление?
- Нет. Я просто никогда не пью.
- Почему?
- Я врач, и знаю, к чему может привести пагубное пристрастие к алкоголю.
- Бросьте. Я не верю, чтобы врачи отказывали себе в праве пропустить один-два бокальчика великолепного кастильского вина.
- Возможно, но если бы я даже пил, я бы не стал пить за Карла. Дон Хуан Эберхард Нейгард внушает мне большее уважение.
- Вот как? Вы принадлежите к числу мятежников?
- Нет, просто дон Хуан производит впечатление разумного человека, не витающего в облаках и действительно знающего, что нужно Испании. Когда у корабля отсутствует руль, остается дождаться, когда он опрокинется.
 Помолчав немного, дон Эстабан, почесывая свою клинообразную бородку, сказал:
- Вы совершенно не похожи на испанца, молодой человек.
Дауд уловил на себе волчий взгляд испанца и, прямо глядя в глаза дона Эстабана, спокойно изрек:
- Это ваше заблуждение.
- Что?! А...  - дон Эстабан позвонил в колокольчик, и тут же влетели вооруженные морские офицеры. Потом выпрямился на своем высоком стуле и важно заявил:
-  Я всегда умел отличить англичанина от испанца. Вы, молодой человек, никакой не Эдельмар Диас. Вы — английский агент. Я не скрою, что вы хорошо знаете язык и хорошо воспитаны. Но этого мало.
 Дауд рассмеялся.
- Вам кажется смешным, что вас скоро повесят? - удивился дон Эстабан.
- Нет. Меня всегда поражала человеческая глупость. Скажите, как вы определили, что я английский шпион?
- Очень просто. Во-первых, ваша внешность. Потом … у вас чисто английские манеры, и вы отказались пить за Испанию. В-третьих, у Ролана никогда не было и не могло быть сына..., - и капитан «Кассандры» довольно улыбнулся.
Дауд вдруг вспомнил, что когда-то его уже обвиняли в шпионаже. Это было давно, очень давно… Молчание Дауда  дон Эстабан расценил как согласие. Довольно улыбаясь  и поглаживая себя по сытому чреву, испанский капитан сказал:
- Я всегда умел отличить англичанина от испанца. Вы, молодой человек,  - английский шпион, и я рад оказать услугу моей доблестной родине. Вы умрете, а ваше судно достанется нам.
- Вы делаете слишком поспешные выводы, - хмуро сказал Дауд. – Я в очередной раз убеждаюсь в том, что рыба гниет с головы. У Испании нет будущего.
- Вот как? Почему?
- Будущее принадлежит Востоку, и ни одна европейская держава не устоит перед мощью сынов Муххамеда.
Испанский капитан был несколько озадачен подобной репликой приговоренного, однако   у него не было ни сил, ни времени вдумываться в бредовые речи шпиона. Тем более, после сытного обеда он собирался прикорнуть часок- другой. 
- Уведите этого, ха-ха, Эдельмара, - сказал испанский капитан. - Между прочим, жаль... жаль. Вы  еще довольно молоды. Но что делать? Война есть война. И не волнуйтесь, с вашими людьми и вашим, ха-ха, тонущим, хм, дрейфующим, судном мы тоже разберемся.
 Но как только испанцы подступили к Дауду, у них округлились глаза, а лица скисли.
- Не спишите, дорогой дон Эстабан. Я пока на тот свет не собираюсь, - произнес, усмехнувшись, Дауд.
- Что-о-о? 
Дон Эстабан почувствовал у себя между ног что-то твердое и холодное.
- Это, да будет вам известно, отличнейший револьвер, который когда-либо создавала Англия, - сказал, улыбаясь, Дауд. - Вы можете мне не верить, но при первой же вашей попытке подняться револьвер выстрелит и вы сами знаете куда. Можете убедиться в этом сами. Загляните под стол.
- Это... неслыханная дерзость! - воскликнул, поперхнувшись, дон Эстабан, однако не стал рисковать и только чуть-чуть скосил глаза в сторону своего правого колена.
- Попробуйте только встать, - предупредил Дауд. - И скажите, пожалуйста, вашим людям, чтобы они так не пялились на ваши почтеннейшие ноги, дон Эстабан.
 Дон Эстабан посмотрел на бледные лица своих офицеров и осипшим голосом спросил:
-  Что вы хотите?
-  Что я хочу? Разумеется, ваше судно! 
- Это немыслимо! Вы больной человек! Нас много, а вы один.
- Нет, не один.
Дауд отчетливо слышал беготню и поднявшуюся суматоху на палубе. Крики, выстрелы. Ему удалось  незаметно подать сигнал своим людям, когда дон Эстабан с завидной жадностью поедал кусок говядины.
- Не волнуйтесь, дон Эстабан. Я позволю вам  дообедать, а потом возьму на себя полномочия капитана «Кассандры».
- У вас ничего не выйдет! - закричал испанец.
- Ошибаетесь, уже вышло, - обворожительно улыбаясь, тихо произнес Дауд.
Дверь в кают-компанию распахнулась, и влетел Джон с маронами. Напуганные испанские офицеры побросали оружие и, как по команде, подняли руки вверх.
- Вот видите, дон Эстабан, как все просто. И смею вас уверить, что если вы сейчас не подниметесь и не отдадите распоряжение всем сдаться на нашу милость, то всех (заметьте, речь идет только об испанцах!)  порежут мои... хм... пираты.
 Дон Эстабан  глотал ртом воздух, словно рыба, выброшенная на берег, и ничего не мог вымолвить в ответ.
- А... вы, наверное, хотели спросить, как меня зовут... Мое полное имя Дауд-аль-Йусуф-ибн-Рашид-бен-Фади. Я – мусульманин. А теперь живо поднимайтесь и вперед, на встречу славе и мощи Испании!
 Грузно и неохотно поднявшись из-за стола, дон Эстабан медленно направился к двери. Потом обернулся и процедил сквозь зубы:
- Капитан Дауд, значит. Хм... Не слышал о таком.
- И больше не услышишь, если не пошевелишься, - весело сообщил ему Джон...
Капитана «Кассандры» подтолкнули к выходу абордажные сабли...


Рецензии