О Посте и вере

   Мне хочется поразмышлять здесь о внешней стороне Поста, то есть о том, какое значение христианский Пост имеет для окружающих нас неверующих людей. Не то чтобы христиане стремились произвести какое-то впечатление, но от этого никуда не деться. Всякий духовный смысл облекается в форму и вплетается в жизнь человеческого общества. И если мы постимся искренно, избегаем лукавства и ханжества, тогда в нашей жизни воплощаются христианские заповеди.
   Думаю, внутренний смысл Поста для самих постящихся очевиден. Всякий настоящий христианин устремлён на спасение путём восприятия Божьей благодати. Это и является внутренним назначением Поста: воспитание воли, подчинение плоти духу, очищение души и тела, создание возможности для сильной молитвы. Что же касается внешней стороны, то поститься надо радостно и  незаметно для посторонних. Так заповедал нам Сам Господь (Матф. 6,16). Такой Пост является лучшим примером для окружающих и побуждает их к размышлениям.
   Ведь не блажь это, если человек не напоказ, а совершенно искренне вдруг начинает ограничивать себя в самом необходимом, отказывается от удовольствий и увеселений? Не похоже это на помешательство или внушение, потому что большинство верующих производит впечатление уравновешенных и спокойных людей. Сейчас в каждой церкви можно увидеть интеллигентных и образованных прихожан. Значит, вера даёт некий глубокий потаённый смысл, оправдывающий эти жертвы. Значит, верующие приобретают в Пост больше, чем теряют.
   Если перед неверующим человеком встанут эти вопросы, то он неизбежно задумается о смысле веры вообще. Внимательно присмотревшись к своим верующим собратьям, он обнаружит, что жизнь верующих полна лишений. Так повелось с апостольских времён, и в православной церкви сейчас изменилось не много. Они и бедные, и такие же несчастные, как большинство окружающих их людей, и болеют не реже атеистов. Да ещё и ограничивают себя в житейских радостях.
    Почему же так часто лица верующих людей озаряются добрыми улыбками, почему так много тихой радости в церковных собраниях и службах? Ведь слова, что там произносятся, по большей части совсем невесёлые? Все молятся на каждой службе о каком-то спасении, как будто над всеми нами нависла страшная угроза, просят прощения за свои грехи. В чём же находят опору эти люди? Что всё это значит, в чём смысл и загадка их веры?
   Задумавшись над этим, внимательный и непредубеждённый человек неизбежно придёт к выводу, что в храме есть какая-то тайна, что там, помимо прихожан и священника, присутствует ещё Кто-то. И этот Кто-то оправдывает лишения и страдания этих людей, вселяет мир и радость в их души, приносит утешение в скорбях, даёт надежду на спасение и обещает (а вдруг это правда?) жизнь вечную!
   Конечно, картина церковной жизни сейчас далеко не так впечатляюща, как в первые века христианства. Тогда языческому миру был явлен зажигающий души жертвенный пример мучеников за веру. Это был пример небывалой, неимоверной духовной силы, самопожертвования и преданности Христу. Христиане тысячами гибли в страшных мучениях на аренах, провозглашая хвалу Господу. Что могло быть более убедительным доказательством истинности веры, чем сама непоколебимая вера святых мучеников?
   Убеждающий пример святых великомучеников был так силен, что некоторые из зрителей этих кровавых зрелищ бросались на арену, чтобы принять смерть вместе с ними, славя Христа. Так произошло, например, со святым Бонифацием и со святым Уаром. Неописуемая стойкость и самопожертвование христиан так поражали свидетелей, что после массовых казней люди тысячами обращались ко Христу. Удивительно ли, что после таких весомых доказательств истинности веры, Церковь Христова восторжествовала на всей территории огромной Римской Империи?
   Однако торжество христианства в государственном масштабе принесло новые большие опасности. Главная из них – это обмирщение церкви, понижение духовного смысла и накала веры. Церковь могла превратиться в почётную ступень сословной иерархии, в государственный институт и в один из формальных устоев государства. Но она, как  живой организм, боролась против окостенения и выхолащивания своей сути. В эти века пример подлинной, живой веры подавали всем монахи, святые подвижники и схимники.
   С тех пор много воды утекло, много великих подвижников и молитвенников явили миру Славу Божью. Но люди по-прежнему озабочены мирскими делами, они как всегда выбирают путь полегче, жизнь посытнее, поинтереснее, поприятней. Именно эти соблазны Спаситель назвал «широкими вратами». Увлекшись приятным устройством этой, привременной жизни, люди забывают о спасении. Церковь земная начинает хиреть и загнивать, если большинство прихожан исповедуют мирские ценности. Она превращается в формальное ведомство или в клуб приятного времяпрепровождения.
   Когда безверие захватило большинство людей в нашей стране, начались социальные катаклизмы и новые гонения на христиан. Причём, масштабы преследований, мучений и убийств намного превзошли всё, что знала прежде история. Только новые гонители оказались похитрее прежних, а может быть, они учли опыт сгинувших язычников. Они не стали казнить и мучить христиан на аренах, а делали своё палаческое дело в подвалах и застенках. Они убивали людей за глухими заборами. И неумолчно клеветали на Церковь во всю мощь массовой пропаганды, отвращая людей от Господа.
   Тяжкое наследие осталось от тех времён в душах нынешних поколений. Внешние обстоятельства можно исправить быстрее. Казалось бы, сейчас Церковь возрождается. Открылись тысячи храмов, сотни монастырей. Церковь, наконец-то, стала независима от государства. Но сильна ли наша вера? Восприняли ли мы урок минувших страшных гонений, осознали ли мерзость и запустение наших душ, покаялись ли? Не зря ли пролилась кровь сотен тысяч мучеников за веру в безбожные годы?
   Горько признавать это, но страна наша находится сейчас в лапах жёлтого дьявола. Лучшая, мыслящая, часть общества служит не Богу а Мамоне. А простой люд, в большинстве прозябает в затхлой атмосфере бездуховного ТВ, гибнет от пьянства и от насаждаемых дьяволом современных «развлечений»: наркомании, игромании, разврата. Что же делать нам, христианам? – Как всегда – уповать на Господа, поступать по заповедям, и неустанно молиться о всеобщем спасении. Ведь Бог – это Любовь! Чтобы придти к спасению, нужно воплотить эту Любовь в нашу жизнь! Это и есть главный смысл нашей жизни и пример для окружающего мира.

Май 2010. Нюрнберг.


Рецензии