Армейские истории

                I
 
       Порвали, как тузик грелка, как мавпа газету, как девочку….
  В учебке ПВО, где я служил говорили, как простынь на подворотнички.
  Не знаю, по какой причине, из института, который я закончил, убрали военную кафедру.
  По этому, в армию пришлось идти рядовым в двадцать три года.
   Командовали мной девятнадцатилетние сержанты, злые, как не знаю кто.
  Питбультэрьеры,  по сравнению с ними, выглядели ласковыми котятами.
  - Так, салабоны, показываю,  как подшивается подворотничок – он снял свою гимнастёрку, оторвал от воротника белую полоску материи и выбросил в урну.
  Потом, принёс из каптёрки новую простынь, и оторвал от неё кусок материи.
  - А ну, дали мне  иголку с ниткой.
  Как потом выяснилось швейные принадлежности сержанты с собой  не носили,  подшивать их, входило в обязанности дневальных ночью.
  Он взял кусок материи и в мгновение ока свернул его в аккуратную полоску, как опытный наркоман косячок.
  - Подворотничок должен выступать на спичечную головку,
стежки должны быть прямые, длинной в один сантиметр,
негде ничего не должно топорщица – объяснял сержант, а пальцы его заработали, как у напёрсточника на базаре.
  Через три минуты подворотничок был пристрочен словно швейной машинкой.
 - Я специально пришивал медленно, что бы всем стало ясно, как это делается – сказал наш командир и надел гимнастёрку.
 - А сейчас, у вас есть десять минут, чтобы подшиться, одеться и построиться.
 Он достал из кармана пачку сигарет и не спеша направился в курилку.
 - Это что такое - заорал сержант, обходя строй, вернувшись из курилки – у вас что, руки из ж…. повыростали.
Я сказал на спичечную головку, а не на пол сантиметра.
А ты почему не подшился?
Ах ты подшился, просто он не выглядывает.
А ты, почему верхнюю пуговичку не застегнул?
Ах после подшивки не застёгивается.
……………………………………………………………
Упор лёжа принять. Сто раз отжаться.
- Сколько!?- выкрикнул кто то из строя.
- Я сказал сто пятьдесят раз. Все расслышали, или ещё раз повторить?
   Целый день мы подшивались и отжимались, подшивались и отжимались.
    В конце дня, после сотен отжиманий, труднее всего было не шить, а попасть ниткой в игольное ушко.
 Мне даже показалось, что существует прямая связь, между защитой воздушных рубежей нашей родины и качеством подшивки подворотничков.
   Через несколько дней, когда прибыли последние новобранцы, уже мы обучали их сложной науке подшивки подворотничков и спрашивали, откуда у них руки выросли.
   
 Много лет спустя, сын опаздывал на выпускной вечер, а импортный костюм подруга жены, должна была привезти с минуты на минуту.
  Наконец то, раздался звонок в дверь.
Сын намерил костюм. Пиджак сидел как влитой, а штаны,
о Боже, сантиметров на пять длиннее.
  Что тут началось. 
- Ты же говорила, он как раз будет – закричал сын на жену.
- Этого не может быть – кричала подруга.
- Дайте сюда штаны, салабоны – сказал я. Взял ножницы и отрезал сколько нужно.
- Ты что с ума сошёл – завизжала жена.
     Но когда увидела, как я подвернул штаны, приложил чёрную тесёмку и заработал иголкой, она потеряла дар речи.
  -Готово, одевай – сказал я через пять минут и бросил штаны сыну.
 - Ничего себе – удивилась подруга жены - да ни один портной не подошьёт так брюки. Ты что, у Юдашкина работал?
- Нет,  служил в ПВО – ответил я.

                II

  - Доцент, ты маленьким был?
  - Был.
  -У тебя папа, мама был?
  - Был.
 - Почему ты такой злой, почему, как собака?
Спрашивал Василий Алибабаевич в культовом фильме “Джентельмены удачи”.
   Так и мне хотелось спросить у наших младших командиров.   
Особенно свирептствовали молодые сержанты, которые сами, ещё пол - года назад, были курсантами в этой же учебке.
  Они целый день находились с курсантами. В шесть утра поднимали и в десять вечера отбивали взвод.
  И в любую минуту готовы были разорвать всех и каждого, по поводу и без него.
 Методы наказания всегда были коллективными, из - за одного или двух, экзекуции подвергался весь взвод.
 Упор лёжа принять! Присесть, руки за голов, шагом марш!
Вспышка справа! Вспышка слева!......
   В девять часов вечера молодые сержанта рассаживали курсантов в проходе казармы смотреть программу
 “Время “, а сами ходили между рядами, и  не дай Бог,  кому то “клюнуть носом”.
    Но когда они разминались в узком проходе, то почему то, на мгновение старались задержаться и прижаться друг к другу.
  Ответ на свой вопрос я получил через пол года, когда меня оставили в учебке – сержантская дедовщина.
   Старослужащие сержанты почти ничерта не делали. За всё отвечали молодые.
    За внешний вид взвода, за учёбу, за физическую подготовку….
   Врагу не пожелаешь, быть молодым сержантом в учебке.
  Спят они по пять часов, их постоянно прессуют старослужащие сержанты и в добавок ко всему, ненавидят курсанты.
     Через два месяца я привык к своей новой роли и даже завёл себе усы, как у всех сержантов.
  На построении, во время обхода, наш комбат, внимательно, с ног до головы осматривал своих сержантов.
  У него была, лучшая батарея в бригаде, по всем показателям.
  Соответственно и сержанты,  должны были быть самыми лучшими, во всех отношениях.
     Когда настала моя очередь, он внимательно осмотрел мои усы и скомандовал:
 - Сбрить.
 - Почему – возмутился я – сержантам разрешено.
 - Разрешено усы. А у тебя, как у лисы.  Сбрить.

               


                III

  Когда к какому ни будь курсанту из взвода приезжала
жена или подруга и снимала комнату на ночь рядом с учебкой, спать молодому сержанту вообще не приходилось.
  За три бутылки водки, которые, естественно доставались черпакам и дедам, нужно было после отбоя, через мёртвую зону в охраняемом периметре учебки, выводить курсанта на встречу с любимой.
  А по возвращении, засылать кого - то из взвода на рыбалку, так как водку, нужно было  закусывать.
 И не дай Бог, если рыбак вернётся без рыбы, или того хуже, поймают его самого….
  Рыбу они ловили в армейской столовой, где её ночью жарили на завтрак.
  Нужно было затаиться у открытого окна, выждать момент и стащить поднос с жареной рыбой.
   А под утро, пока ещё темно, собираться в обратный путь.
Волочить невменяемого, обожравшегося домашней пищей и истрахавшегося до последней степени курсанта в казарму.
   
          Через пол - года, когда дед моего взвода отправился на дембель, черпак занял его место, наклеил себе на погоны вместо трёх узких лычек одну широкую и позвал меня в ленкомнату.
- Вот и всё, ты своё оттрубил, добро пожаловать в элитарный клуб, черпак.
- Спасибо.
-Через три дня отправка курсантов в войска. Кого себе оставим, как думаешь?
- Думаю, молдаван подойдёт.
- Хороший выбор, пойди, обрадуй его.
    
    - Ура - закричал Саша Кистол.
- Рано радуешься – заметил я.
- Почему.
- Первые пол - года для тебя, будут, как свадьба для лошади.
- Это как?
- Голова в цветах, а жопа в мыле.

                IV

 Но, как бы я этого не хотел, стать дедом мне было не суждено.
  Так как дедом становятся после восемнадцати месяцев службы, а с высшим образованием, служат, всего,  полтора года.
  Но я, особо, об этом не сожалел, мне и черпаком было не плохо.
   На дворе был март месяц, начало весны. 
 Шёл мокрый снег с дождём, ветер, грязь, бррр…
   Я отправил своего молодого сержанта со взводом в караул, а сам заступил на двадцать четыре часа дежурным по батарее.
   Взял фантастику Айзика Азимова “Конец вечности“ и устроился  в ленкомнате возле батареи.
 Дневальные закончили драить проход в казарме, и зашли ко мне с ведром и швабрами.
   Чтобы не мешать им, я достал из кармана пачку сигарет и пошёл в курилку.
  - Ну, вот и подходит моя служба к концу – подумал я, пуская дым кольцами.  Осталось, каких ни будь два месяца, а по большому счёту, ничего такого и не было, всё обошлось без происшествий.
 И хоть, я не сказал это вслух, а только подумал, всё равно, нужно было постучать по дереву.
    На лестнице послышался топот сапог.
Это караул, который сменился, шёл сдавать оружие и боеприпасы.
 Я открыл оружейную комнату, курсанты сдали автоматы и начали разряжать рожки. У каждого караульного было по три рожка, один  в автомате, и два в подсумке.
  Патроны из рожков переставляли в деревянные бруски  с дырочками. В рожке тридцать патронов в бруске тридцать дырочек. Если хоть одного патрона не хватает, пустое место сразу бросается в глаза.
  Процедура эта нудная, но я относился к ней очень внимательно, потому, что помнил напутствие комбата молодым сержантам.
  - На три вещи прошу обратить особенное внимание.

Первое.
  Если увижу, что чей - то курсант, стоит и смотрит в окно, я того сержанта порву, как простынь на подворотнички.      Курсант должен учить матчасть, чистить, драить, подшиваться и отжиматься.
  В голове у него должна быть только одна мысль.
  Как поскорее добраться до койки и уснуть.
     Иначе он начнёт себя жалеть, думать о маме, о п…. любимой девушки,  которая, перестала ему писать и неизвестно чем сейчас занимается, пока он тут служит.
  А чем всё это может закончиться, сами знаете.

Второе.
  Рукоприкладства не потерплю. Отмазывать никого не стану. Это прямая дорога в дисбат. 

И третье.
   Очень внимательно с патронами. На строевой подготовке все с  автоматами маршируют. Поэтому, при пропаже хоть одного патрона, немедленно ставить в известность меня лично.
  Только я закончил принимать патроны, услышал крик дневального:
 - Дежурного по батарее к телефону.
  Я закрыл оружейку и пошёл  к телефону.
 О том, что патроны так и остались на столе, а не в опечатанном ящике, я вспомнил только ночью.
  -Пойдём со мной, позвал я своего свободного дневального – патроны в ящик сложить нужно.
     А пока дневальный  работал, начал заполнять журнал выдачи оружия и боеприпасов.
- Товарищ сержант, патрона не хватает.
- Ты что с ума сошёл? Где?!
- Вот, в этом бруске.
 Я схватил его за грудки и начал трясти.
- Куда патрон дел, они все были?
- Ну, товарищ сержант – взмолился дневальный – если б
 я взял патрон, я бы молча, поставил брусок на дно ящика и всё.
- А ну отошёл в сторону и стал в угол.
 Я сам вынул из ящика все бруски и ещё раз всё перепроверил.
  Не хватало только одного патрона.
Потом сложил всё обратно, и закрыл ящик на замок.
- Останешься пока здесь – сказал я дневальному, закрыл его в оружейке и пошёл звонить.
  Комбат примчался через четверть часа.
- Когда и как, обнаружилась пропажа патрона - спросил он.
- Пол - часа назад – я рассказал ему всё, как было.
- Похоже, дневальный говорит правду. Иначе бы он молчал.
А ты бы, опечатал своей печатью ящик и пропажа патрона обнаружилась бы, только, во время следующего караула.
   Я молчал, сказать было нечего.
 - Кто то ещё, заходил  в оружейную комнату, кроме караульных во время сдачи оружия и боеприпасов.
 Я опустил голову.
 - Отвечать.
- Сержант Шкейров, моего призыва, заходил за сигаретой.
- Это нарушение устава караульно - постовой службы.
- Знаю.
- На губу пойдёшь, пять суток ареста.
- Есть.
- А сейчас, буди сержантов и показывай где его койка.
- Слушаюсь.
- Водка есть?
- Нет.
- Тащи бутылку.
  Мы подкрались на цыпочках. Он лежал на животе, уткнувшись лицом в подушку.
- Двое на руки, двое на ноги – прошептал комбат - вперёд!
 Сержант Шкейров был с Чукотки, небольшого роста, но такой сильный, что мы вчетвером ели его удерживали.
- На спину, на спину переворачивайте его – закричал комбат, зажал сержанту двумя пальцами нос и начал заливать водку в рот.
  Шкейров обмяк и прекратил сопротивление, только, когда бутылка опустела.
  -Теперь вяжите его простынями к койке – скомандовал комбат и начал ощупывать, одежду сержанта, которая была сложена на табуретке.
- Вот твой патрон, держи  - сказал он мне, затем вытащил из нагрудного кармана гимнастёрки письмо и начал пробегать строки глазами.
- Так, так, это всё не то…   Ах, вот в чём дело. Даааа, от такого, точно,  можно себе пулю в лоб пустить.
- А что у него случилось? – зашептали сержанты.
- Не хорошо читать чужие письма – заметил комбат и спрятал исписанный лист бумаги себе в карман.
- Ну, ведь всё равно узнаем…
- От сестры письмо. Жена ему братика родила.
-Утром - продолжал комбат – до подъёма, пока он ещё в зюзьку пьяный, сопроводить его в санчасть и сдать лично майору Аникину. А я ему позвоню и ввиду в курс дела.

      Демобилизовался я в мае. Как говорили у нас в учебке, “дембель в маю – всё по … “.
   А своё слово комбат не сдержал, на губе я так и не побывал – извините за каламбур.

 




   


 

 
   
   
   

   
 
 
 
 


Рецензии
Все знакомо. Во многом. Меня удивляло, что отъявленными приверженцами дедовщины были подчас как раз наиболее образованные. Один молодой чел в 76 году пришел ко мне сразу с призывного пункта( у нас в части тогда вместо учебного батальона один период обучали солдат в части, а я был командиром учебного взвода), после трех лет учёбы в институте. Я всем им тогда постоянно объяснял , что через каких-то полтора года вы сами будете уже дедами, не забывайте, как вам сейчас тяжело, не обижайте потом молодых. Но этот парень наоборот стал самым отъявленным нарушителем. Пришлось ему даже характеристику дать крайне негативную. Он хотел восстанавливаться с институте, но я не стал кривить душой, написал, что было на самом деле. Не знаю, восстановили его, или нет. Папа и мама у него в городе были крупными чиновниками. Казалось, бы образованный, культурный, начитанный парень, такие хорошие родители, но сам такой оказался негодяй.

Александр Жданов 2   11.02.2021 21:36     Заявить о нарушении
На это произведение написано 13 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.