У меня зацвели сентябрины...

Когда на дворе конец августа, волей-неволей чувствуешь приближение сентября. Я не о той поре, которая тянет за собой бабье лето, а о том времени, которое наполняет школы детскими голосами. Новый отсчёт времени начат, и нет ему ни конца, ни края.
Уроки, звонки, перемены и «…девочка, которой нёс портфель…»

Как-то странно осознавать, что такое же было и с нами. Белые гольфы и фартушки, коричневая форма, пионерско-комсомольские значки. Мы тогда были главными гражданами своей страны, название которой состояло из трёх С. и одной Р..

Бог с ней, с этой формой… Что с нами-то сталось?

За высотой своих лет вдруг подумалось, что теперь мы сами можем поставить однозначные оценки своим учителям. Чему они нас научили, какими воспитали - вкупе с родителями?

Теперь-то, выходит, и настало самое время получать цветы или шишки нашим любимым…


БУРЕВЕСТНИКИ

Поводом к такому раздумью послужили недавняя встреча «Б»-уревестников», в основном широких дядей и тётей, которые когда-то были мальчишками и девчонками одного класса.

Печальное событие, если вдуматься, хотя место встречи сотрясалось от хохота. Всё вспомнилось, что помнилось. Все вспомянулись, которые нет. Остальные все, или почти все, снова в «Одноклассниках».

Но я - писательница, привыкшая видеть в любом маленьком сообществе маленькую эволюцию Большой Страны, пусть даже она поменяла свои буквы в названии.

И вот что интересно, с точки зрения этого самого поступательного развития вперёд.

Из выпускников 10-го «Б» 1978-го выпуска нашей школы добротно, благополучно, с детьми, согласно с супругами, живут только три Николая и две Надежды. Все остальные – или в разводе, или в бобылях, или с пьяным угаром на глазах, или в могилах, или бездетны. Или сломались иначе.


ВОРОНЫ

1
 «Буревестники» познакомились с Людмилой Николаевной Рыковской только в 8-м, когда в школьной программе добавился предмет «черчение». В других классах она вела ещё и уроки математики и алгебры. Человек она - с ярко выраженной логикой – и в характере, и в одежде, и в сдержанности, и в стиле работы.

Насте, лирический характер которой проступал явно для всех преподавателей, строгие параметры линий, чёткость графики давались не очень. Но почему-то запали в душу шахматы.

Вела факультатив Людмила Николаевна, обзорно увлекшая все свои классы в своё хобби. Сколько новых интересных знакомств и жизненных коллизий дало это ровесникам неведомо. Но точно знаю одно: это расширило кругозор и раздвинуло логику мысли всех тех, кто посещал тогда школьные факультативы. 

Сейчас, издали, через инет-Вселенную, окидывая взглядом мальчишек из всех параллельных классов, видятся и офицер, и инженер,  и оперативник, и педагоги именно из класса ВОРОНОВ, где классным руководителем была эта женщина.

Наверное, я спешу с выводами… Не в этом суть.  Суть в том, что именно Людмила Николаевна, как шепчутся «одноклассники», собирает в будущем году все выпускные классы на параллели…

Давно бы так!

Мы же вместе играли в свои «Зарницы» и «Орлёнки», ездили в одних и тех же автобусах на сбор овощей и прополку, дружили и классами, и улицами, и пустырями…

… «Ворон» Александр и «Буревестник» Настя сидели на двух разных  ветвях одной черешни. Мягкие, шёлковые, податливые, в янтарно-земной пыли ягоды летели то в подростковые рты, то в кузовок.  Кисло-сладкий сок вперемешку с паутиной разливался по футболкам и шортам… Ветки царапались о коленки и руки, но было весело…

Накануне по телевизору показывали очередной хоккейным матч с ошеломляющей победой команды Большой Страны. Тема была для мальчишек ещё свежа, и как-то сам по себе у них возник спор: кто из них больше всех назовёт имён именитых хоккеистов… 
Когда все смолкали, пытаясь вспомнить не названную фамилию, её произносила Настя. Так продолжалось до тех пор, пока мальчишки из параллельного класса не ретировались на другие дерева, подальше от азартной поклонницы Александра Мальцева.
 
Но суть не в этом… Суть в том, что…

2.
Николай с Полиной были погодками. И пост-факультативные занятия брата и сестры продолжались  допоздна дома. Брат, проигрывая, хотел отыграться, а Полина  сдавалась только после 8-й партии, всегда ведя в счёте. Переломный момент наступал, когда было уже близко к полуночи, а сон тянул к подушке. В этих домашних баталиях она, казалось, сама превращалась в азартного мальчишку-нахалёнка…

Однажды на районных соревнованиях ситуация повторилась. Полина – с её-то запасом сыгранных партий! – выигрывала очередную, заключительную. Преимущество было очевидным – в несколько фигур, в т.ч. королева, и несколько пешек. В таких случаях сдаются на милость победителя, но соперница этого не делала. А Полина не смела ни торопить противника, ни пригласить арбитров. Партия тянулась уже второй час, потому что организаторам соревнований на этот столик часов не хватило. Соперница нагло тянула время.

Полина, изнывая от скуки, от нечего делать наблюдая по сторонам в период хода своей визави, отметила про себя, что за соседним столиком сменилось уже три пары игроков...

И только тут кто-то из ждущих очередного тура участников обратил внимание, что девушки играют очень долго. На их столике сразу же появились часы с ограничителем  «15 минут» на эндшпиль.

Полина в спешке делала ошибку за ошибкой, просто подставляла фигуры под бой!, растеряла всё своё преимущество, проиграв, в нокауте получив ещё один удар: «Вы неплохо играете, но я сильнее!».

Она сдержала и возмущение, и слёзы, и несправедливость судей, захлебнулась своим поражением на долгие годы вперёд…

Странно-неправильно, но жизненная программа, как оказывается, повторяет одну и ту же игру в шахматы. Выигрывает в жизни не тот, кто более умён или грамотен, или более трудолюбив, или находчив, а  тот, кто более стоек психологически.

Жизнь умеет бить сильно, но, как правило, учит и держать удар.

3.

Паралитично-гипнотически Полина проиграет ещё дважды: в памятной партии с Людмилой Николаевной, и на районных соревнованиях, в которых она заменяла своего педагога.

Взяли её в команду не просто так, а по прямому приглашению перворазрядников Бориса Зайцева и Алексея Куцеволова. Полина тогда работала в районной организации, в которую оба нередко заглядывали по своей служебной деятельности. Схватываясь с асами шахмат в обеденный перерыв, Полина азартно защищалась за шахматной доской. Всегда проигрывала, но всегда достойно. И тот и другой недоумевали: «почему?» она панически не могла противостоять Людмиле Николаевне.
У асов были свои ранжиры.

Но когда у Л.Н. не получилась очередная шахматная командировка, помнится, в г.Азов, выбор перворазрядников пал на Полину. Законы команд и законы законов действуют железно - везде и всюду.

Баллов она своей команде почти не добавила, но без неё команду бы не допустили к участию.

Почему? - снова задаю себе этот вопрос.

И ответ выплывает на поверхность: в игре, как и в жизни, выигрывает та, кто более грамотна и психологически более стойко держит удар.

Как жаль, что именно этому нас не учили в школе...


БУРЕВЕСТНИКИ

В числе сильнейших в классе "Буревестников" были шесть девчонок. Таисия Петровна Долгополова, занимаясь с остальными, на этих шестерых, сидящих на партах рядом, почти не обращала внимания.

Помню, однажды мы так увлекались каким-то неподдающимися уравнениями по алгебре, сравнивая свои результаты друг с дружкой, что опомнились только после фразы любимой учительницы:

- Девочки, тише… Если я вам разрешила работать самостоятельно, это не значит, что вы должны мне мешать в работе с остальными...

А потом было это восхитительное время после уроков, под музыку ностальжи. Таисия Петровна учила нас бальным танцам…  Раз-два-три, раз-два-три, раз-два-три...
 
- Главное, держать спинку, и чувствовать музыку… Девчонки! Вы у меня будете самыми красивыми, самыми умными, самыми счастливыми! Будете ходить по жизни гордо и смело…

Это она – обо всех нас, кто был у неё на параллельном факультативе, а не только об этаком автономном математическом ядре в классе.

…Отчего только мальчишки из нашего и параллельных классов параллельно ушли в свои взрослые жизни, забыв про «...девочку, которой нёс портфель…», а самые красивые, самые умные самыми счастливыми так и не стали.

И только ещё учатся ходить по жизни гордо и смело…

...Зато нежные неброские фиолетовые сентябринки, перекликаясь с шикарными астрами цвета весёлой вишни и наших белоснежных фартушков, растут в моём саду для новых воспоминаний о самых главных жизненных коллизиях.

И любви...

**************************
ЛЯПС= Литературно-Языковедческий Писательский Словарь:

"Сентябрины" = школьные праздники в школах РФ, начиная от 01 сентября 2006 г.
"ИрЛинг" = связующая нить между лирико-прозаическими и исследовательскими произведениями автора.


Рецензии