И настанет эра справедливости?

    «Вам, слабым, нужна опора в этом качающемся мире…» - эта зомбирующая заунывным рефреном фраза из фильма «Султан Бейбарс» - по сути, квинтэссенция религиозного чувства миллионов. Разочаровавшись в светлых идеалах юности, столкнувшись с вопиющей несправедливостью или страшным горем, тяжело заболев или потеряв близких, не начинаем ли мы все судорожно метаться, в надежде обрести хоть какую-то точку опоры? И кому незнакомо ощущение непоправимости собственных ошибок, мучительное осознание неправедности прошлой жизни, порождающее желание начать все с нуля, с девственно-чистого листа? Тотальное одиночество и отсутствие единомышленников – еще один из «трамплинов» для прыжка в совершенно новую, непохожую на обыденную реальность жизнь. Так «заблудшая овца»  начинает искать своего пастыря, духовного отца, учителя. Того, что утешит, успокоит, распутает клубок, разложит все по полочкам, доходчиво объяснив, как надо жить, во что верить, к чему стремиться. Иногда и искать не приходится, ведь к услугам современного человека – буйное разноцветье всевозможных религиозных общин.
    Одна из них получила распространение в нашем городе уже в начале 90-х прошлого века. Ничего принципиально нового по сравнению с другими религиями она не предлагает. Особая привлекательность ее для молодежи и людей среднего возраста – в сугубом интернационализме: именно поэтому в общину Бахаи охотно вступают так называемые «асфальтные» казахи, находящиеся в противоречии с «родным» исламом, прежде всего по причине европеизированного воспитания, языкового и культурного барьера.
     Алматинка Гульзада – член континентальной вспомогательной коллегии советников общины Бахаи. В Кокшетау она – по долгу «службы». Ее задача, равно как и всей коллегии, лежит в сфере вопросов обучения, духовного образования и распространения веры. «Мы – те, кто изучают писание Бахауллы и объясняют его. Но мы не проповедники. В нашей вере нет духовенства, священнослужительства. Все имеют профессию».
      Центральный храм Бахаи – «Всемирный Дом справедливости», расположенный в Хайфе (Израиль), имеет свои «дипмиссии» в разных уголках мира. Национальное собрание Бахаи Казахстана базируется в нашей южной столице. Встречи с представителями кокшетауской общины происходят в обычной квартире, в  семье, все члены которой исповедуют учение Бахауллы. В отсутствие хозяев с гостьей беседуют молодые бахаи – Эльмира, Аягоз и Айдар. Человеку сугубо мирскому не может не броситься в глаза особое выражение их лиц. Чувствуется, что это люди, увлеченные общей идеей. И они – другие. Говорят приглушенно и мягко, в горящем взгляде – если не блаженность, то какое-то тихое просветление. Эльмира – симпатичная стройная длинноволосая девушка, дизайнер, занимающийся наружной рекламой. Аягоз – воспитатель детского сада. 24-хлетний Айдар – продавец, и родственники юноши пока не в курсе его религиозных убеждений. Слушая гладкие гипнотизирующие фразы о грядущем торжестве справедливости, коими почти наизусть передаются постулаты веры, невольно начинаешь ощущать собственную греховность.
    Девушки смотрят на Гульзаду, словно на великого гуру. Однако за пределами насущных забот общины Гульзада, как выяснилось, – вполне адекватная современной действительности преуспевающая бизнесвумен, директор алматинского книжного издательства. Пришла к вере в 1994 году, а до той поры была абсолютно нерелигиозным человеком. Как все, сдавала в институте научный коммунизм, была обычной девушкой, довольно вспыльчивой и несдержанной.
- Но в глубине души я всегда верила, – утверждает Гульзада. – У меня было такое мнение: если я обращаюсь к Богу, то должна это делать на казахском языке. А если обращаюсь на русском, то это уже связано с образом Христа. Однажды настал момент, когда накопилось много жизненных вопросов. И ответ я получила в один вечер. Друзья, пришедшие в гости, были бахаи. Концепции, которые они мне раскрыли, оказались настолько близки мне, что я тут же спросила: «Что я должна сделать, чтобы стать бахаи?» Они ответили: у нас нет никаких ритуалов, если хотите, то вы уже бахаи.
- Почитав «Ежедневник бахаи», хочу спросить о стремлении  общины выработать  единый для всех язык.
- Абдул-Баха сказал, что это будет один из ныне существующих или вновь созданный язык. Сегодня мы общаемся на русском – с представителями общин СНГ, и английском – с бахаи дальнего зарубежья. Занятия наши проводятся на казахском или русском языке, наши книги также выпускаются на двух языках.
-  А нет противоречия с официальными религиями, например, в сфере обрядности?
- Вообще, мы принимаем и Коран, и Библию. И представители духовенства относятся к нам лояльно. Законы, которые меняются с течением времени, не являются обязательными. Самое важное – чистота сердца. Мы знаем, например, что в будущем будут хоронить в хрустальных гробах или в гробах из дорогих пород дерева, завернутыми в пять полотен из хорошей натуральной материи. Но допускается захоронение бахаи и в соответствии с мусульманской или православной обрядностью. Один из нерушимых законов – ежедневная молитва. Бахаи вправе выбрать одну из трех. Наша вера налагает абсолютный запрет на употребление алкоголя. Перед Наурызом – обязательный пост. А в остальном – никакого особого аскетизма.
- Законом бахаи запрещено подавать милостыню, но должно помогать нуждающимся... Как вы объясните этот постулат?
- Человек, которому вы подаете,  никогда не будет работать. Так общество теряет еще одного гражданина. Да, эти 20 тенге ничего не значат для нас, но мы должны помочь просящему иным способом. Выяснить причину, найти для него работу. При необходимости, в какой-то трудной ситуации община может помочь деньгами из фонда, который складывается из тайных и добровольных пожертвований.
- Как и другие религии, ваша вера проповедует принцип «не укради». Я же знаю пример, когда бахаи благополучно пользуется тем, что досталось ему не совсем праведным путем. И прекрасно себя чувствует, не ожидая, вероятно, никакой кары свыше. Нестыковочка получается?
- Хороший вопрос (смеется). Но каждый самостоятельно делает свой выбор. И тот, кто протянул руку к чужому, должен осознавать, где теперь его место.
- Расскажите о программе духовного образования детей.
- Существует определенная программа для каждого возраста. В программе для подростков первым этапом является развитие красноречия. Второй шаг - научиться дружить. Третий – делать добрые дела. Каждый урок развивает одно какое-либо качество. Подключаются песни, игры, определенные истории, связанные с этим. Занятия проводятся в удобное время, в  основном, по воскресеньям. У нас нет миссионерской службы, нет учителей. Каждый из нас изучает писание. Чтобы стать ведущим, нужно освоить все семь книг. Вот Эльмира с Айдаром, например, изучают третью книгу. Они готовятся стать ведущими этой книги. Дети, которые посещают наши занятия, начинают с первых уроков применять наши концепции в жизни. Даже если они просто подметут в подъезде, они уже служат своим соседям. Нас еще мало. Но семена посажены, и учение распространяется. Если человек очень занят, то хотя бы один вечер он посвящает друзьям, делает угощение. Вместе они читают молитву. Обычно сами Бахаи сочиняют мелодии к молитвам. Я раньше просто любила музыку. А сейчас понимаю, что это один из способов развития духовности. Недавно была на международной конференции по проекту «Наделение подростков духовной силой». Эти подростки точно знают, что могут изменить мир. Что любая брошенная бумажка  - шаг к засорению всего мира.
- В чем  же состоит конечная цель тех, кто включается в эту систему?
- План божий – установление царства божия, объединение человечества. По данным энциклопедии «Британика», уже в  1998 году в мире насчитывалось 6 миллионов бахаи. Пророчества разных религий говорят о пришествии того часа, когда все будут жить счастливо. И мы верим, что этот час уже наступил. Именно учение Бахауллы поможет построить новый мир. Высшим лекарством, могущественным средством исцеления всего мира  Господь избрал союз всех его народов в одном всеобщем деле, в единой вере.
-  Каким образом одновременно счастливыми могут стать жители и хижин, и дворцов?
- Думаю, человек должен быть доволен своей жизнью. Жалующийся всегда обделяем, а довольный всегда счастлив. Ведь каждый сам выбирает образование, профессию, в которой  может продвигаться. Нам от рождения даются, образно говоря, рамка и нити. И что ты выткешь на данной свыше основе – зависит не от бога, а только от самого тебя.

«Степной маяк», 13.03.2008.


Рецензии