Казанова

Из записок практикующей медсестры.

 Когда я захожу в комнату этого обитателя нашего необычного дома, то уже с порога улыбаюсь.  Ему нельзя не улыбнуться светлой улыбкой. Он - наш любимец, кумир, почти единственный мужчина в отделении. Как сказала одна пациентка: «Конкуренция велика, нужно следить за собой».  Тогда я посмеялась над её словами, но потом понаблюдала за ним и отметила, что наш "Казанова" действительно  пользуется большим успехом у женщин.

 Когда он впервые поступил к нам  лет восемь назад, он спросил меня:

- Откуда Вы?
- Из Кенцингена, - ответила я ему.
 
 Его не удовлетворило название немецкого местечка, где я сейчас проживаю. Он хотел услышать о моих корнях. Акцент выдал меня, как всегда, с головой. Пришлось признаться ему, что  родом я  из России. Тогда он написал мне несколько слов на бумаге. Рука его тряслась, буквы располагались на бумаге неровно, но всё же можно было прочесть. Я была удивлена, когда мужчина написал латинскими буквами русские слова - весна,  цветы, лето...

 Оказалась, что его соседка по прежнему месту жительства была из России. От неё он узнал о нашей стране, к которой проявил большой интерес. Он был счастлив тем, что доставил мне удовольствие своими знаниями.
 
 Так действовал Казанова, видимо, всегда. Он умел и  до сих пор умеет найти подход к женщинам. Его все уважают и любят, несмотря на крутой нрав и с годами пришедшую немощность.

 Пока он мог самостоятельно преодолевать небольшие расстояния, он был постоянным посетителем кафетерия. Позже мы привозили его туда  на коляске  на три-четыре часа в день после обеда.  Когда он уставал и хотел вернуться в отделение, нам сообщали по телефону, и мы его забирали.

 В настоящее время он может передвигаться один метров до ста, поэтому  находится под постоянным присмотром персонала.

 Его жизненной энергии позавидуешь.  Дважды был оперирован, то есть падать ему не привыкать. Оба раза ломал тазобедренный сустав. Он имеет проблемы и с приёмом пищи: на всякий случай предусмотрена возможность для искусственного питания, к которой медицинский персонал прибегает, например,  во время жаркого лета или при высокой температуре тела. Кстати, по его виду и поведению сразу не определишь, что температура у него сорок два  градуса. Он переносит подобного рода мелочи жизни с только ему одному присущим  хладнокровием.

 Наш герой родился в тысяча девятьсот сорок втором году. Дитя войны. Об отце в архивных документах сведений нет. Сам он эту  сторону жизни  в разговорах никогда не затрагивает.  Детские годы провёл с матерью и сестрой, которых, к нашему общему сожалению, нет больше в живых.
 
 По окончании  гимназию, юноша мечтал посвятить себя медицине, даже  два семестра проучился в университете.  Примерно в двадцать лет появились первые галлюцинации и мания преследования. Он обратился с этой проблемой к врачу.  Никто не мог ему помочь избавиться от голосов и видений.  По этой причине пришлось бросить учёбу в высшем учебном заведении. Он переехал опять к матери, но не стал сидеть сложа руки, окончил техникум и получил специальность механика. Позже, к великой его радости, нашлось  и место работы в мастерских для инвалидов.

 Психика не на шутку давала сбой. Он понимал сам, что серьёзно болен, и вновь обратился теперь уже к психиатру, а  в двадцать два года впервые был определён в нервологическую клинику.

 После первого лечения начались хождения по психиатрическим учреждениям. Впоследствии после более сорока амбулаторных лечений и после смерти матери,  он был по собственному желанию определён в нашу клинику.  Мужчине тогда было  около шестидесяти лет.

 Наш пациент часто слышит голоса умерших родных и знакомых. Он пытается отгородиться от них темнотой: закрывается в комнате, не кричит, не плачет, просто весь сжимается в кресле в комок, натягивает на голову одеяло, таким образом  защищаясь от тёмных сил.   Его потом долго нельзя  вывести из этого состояния. Он боится один оставаться в помещении, всегда просит прийти через полчаса.

 От длительного лечения медикаментами у пациента развился синдром Паркинсона.  Отсюда все последующие психические и физические недомогания.

 Самое страшное для него – проблема  с речью. Он говорит невнятно, часто абсолютно непонятно, но - может петь. Если мы не понимаем, о чём он просит, он  возбуждается, доводит себя до приступа. Спасением является предложение персонала - пропеть важное слово. И он поёт.  У него прекрасный голос, слова звучат как отлитые из музыкального металла. Это нужно слышать.

 - Полчаса, - бросает он в пространство, в надежде, что сестра поймёт его страх перед тем, что его ожидает в одиночестве. Его голос звучит громко, но невнятно.

- Что Вы говорите? Вы в чём-нибудь нуждаетесь?

- Полчаса, - кричит он возбуждаясь всё больше и больше...

  Я вбегаю в комнату на голос. Объясняю начинающему практиканту значение просьбы пациента. Провожу рукой по плечу, успокаиваю тихими интонациями своего голоса и прошу  что-нибудь спеть. В ответ слышу  мощное пение всегда одной и той же строки из песни:

- Junge, komm wieder nach Haus... что в переводе значит: Юноша, прийди же домой...

 Мы понимаем его без слов. С годами уже знаешь, что и в какой момент он говорит.  Он только рукой поведёт, а ты уже понимаешь, что нужно шкаф закрыть на ключ или что ему неудобно сидеть на одном месте. В таком случае  нужно  взять его  руки в свои, немного приподнять в кресле, и вовремя подложить подушечку под правую руку, чтобы он мог сидеть прямо. Всего-то несколько движений с обеих сторон, и проблема дискомфорта решена. Всего-то несколько слов и движений, и он считает себя понятым и не одиноким.

 Мужчина верит в своё возрождение в новой жизни. Он знает, что умрёт, но потом родится в виде какого-нибудь живого существа. Я ему как-то сказала, что в другой жизни мы обязательно  встретимся, так как хорошо понимаем друг друга. Он до сих пор повторяет эти слова как пароль, как знак будущей счастливой жизни.

Однажды он был у меня в гостях. Это была экскурсия в домашнюю обстановку. Сейчас, когда ему бывает очень плохо, я называю только имя моей собаки, передаю ему от неё или от моего сына привет, и он уже улыбается. Светлая сторона его существа открывается для меня снова и снова, и страхи отпускают его, агрессия отступает, психическая атака отменяется.

Да, к каждому человеку необходим свой подход.  Каждое живое существо на этой  планете ищет тепла и внимания, любви и ласки. Это не так-то  много, но в то же время – такой дефицит,  без которого порой уходят люди в мир иной, если  вовремя не протянуть им  руку.

Наш герой сейчас находится в хороших руках. Пожелаем же ему в этой атмосфере добра и заботы  прожить ещё много лет и достойно встретить свою старость.

2012


Рецензии
Ирене!Спасибо за рецензию.Письмо получил.Да, очень нужны Ваши рассказы.Такие.Помогают, заставляют,по - хорошему, смотреть, приглядываться к окружающим людям.
У Лили,что живет в Нюртингене - она мне помогала связаться с Вами, есть подруга с начавшимися признаками шизофрении. Рекомендую ей и другим заглядывать к Вам.Ооооочень нужно, полезно знать, как надо себя с ними вести.Думаю,моя последняя публикация немного и об этом.

Да, забыл.Сегодня налаживаю воцап. А какой у Вас?

Вадим Егоров   18.01.2020 08:20     Заявить о нарушении
Зжравствуйте, Вадим. На меня можно перейти по номеру моего телефона, позвонив, и я переведу Вас в вацап. Спасибо за рецензию к "Казанова". Закончила перевод книги медсестры на немецкий. С сегодняшнего дня вплотную занимаюсь романом.

Ирене Крекер   18.01.2020 11:19   Заявить о нарушении
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.