***
Часть первая
МАРИЯ ФЁДОРОВНА
У истоков династических связей Вюртемберга и России стоит Вюртембергская принцесса Софи-Доротея, ставшая великой княгиней, а затем российской царицей Марией Фёдоровной (см. генеалогическое древо). Ей же принадлежит старейший российский корень в Штутгарте - Maриенштрасе. Улица названа ее именем уже в 1811 году.
В счастливой судьбе Софи–Доротеи решающую роль сыграла императрица Екатерина Вторая с её активными поисками невесты для своего сына - великого князя цесаревича Павла Петровича. В этом важном и вместе с тем щекотливом деле посредничал бывший датский посланник, перешедший на русскую службу, дипломат Ассебург. На него императрицей было возложено поручение поближе ознакомиться с семействами германских государей, в которых росли принцессы, возрастом соответствующим Павлу.
В первом же своём донесении Ассебург уже упомянул о ещё совсем молоденькой принцессе Вюртембергской с обстоятельной оценкой всех задатков её будущей женской красоты и достоинств. Он так увлёкся ею, что в течение всего времени, пока длилось поручение, постоянно упоминал о ней в своих донесениях. Похвалы его сыграли свою роль при выборе супруги Павлу Петровичу. Екатерина Вторая остановила своё внимание на принцессе Вюртембергской.
Чтобы ускорить сватовство, императрица организовала знакомство молодых в Берлине с выделением командировочных 40000 рублей.
Павел был очарован семнадцатилетней невестой и сам ей понравился.
Предстояла поездка в Россию. Принцессе не было разрешено привезти с собой кого – либо из близких ей лиц, при этом полагая, что так она быстрее обрусеет. Навстречу Софи–Доротее Екатерина отправила в Мемель своих фрейлин, чтобы дорогой до Петербурга обучать принцессу русскому языку. Встречавший её Павел отправился в Царское Село отдельно. В Мемеле принцесса должна была проститься с сопровождавшими её родителями и покинуть свою родину.
Все это состоялось в 1776 году.
Императрица с нетерпением ожидала свою давнюю любимицу и не ошиблась. Доброе впечатление Софи–Доротея произвела и на весь двор. И принцесса спешила оправдать лестное о себе мнение. Через день по приезду, 2 сентября, она уже занималась изучением православной веры под руководством архиепископа Платона, объяснявшегося со своей царственной ученицей по–французски. А уже 14 сентября совершили переход Софи–Доротеи в православие, она была наречена Марией Фёдоровной. На следующий день было торжественно отпраздновано обручение новой Великой княжны с Цесаревичем, а 26 сентября прошло их бракосочетание.
Жизнь великой княгини Марии Фёдоровны в новом ее отечестве началась под самыми благоприятными предзнаменованиями. Любимая свекровью, мужем и всеми окружающими, будучи надеждой России, ожидавшей от нее продолжения династии, великая княгиня, неожиданно перенесённая из скромного Вюртемберга к пышному петербургскому двору, со своей стороны старалась делать всё возможное, чтобы упрочить за собой это счастливое положение.
С рождением первенца через год был обеспечен престолонаследник и сохранена династия. На радостях Екатерина установила своему свату,
герцогу Вюртембергскому Фридриху Эйгону, годовую пенсию. Молодым родителям был подарен участок земли, который Павел окрестил Павловском и где вскоре был построен импозантный дворец. При закладке парка при дворце сыграли роль воспоминания Марии Фёдоровны о парках Вюртемберга.
Большое значение на формирование прогрессивных взглядов Марии Фёдоровны сыграло её общение со своим дядей герцогом Вюртембергским Карлом Эугоном при посещении Штутгарта во время европейского тура в 1782 году. Она посетила дворец Хоэнхайм, последнее дворцовое сооружение Карла Эугона, воздвигнутого для своей второй жены Франциски фон Хоэнхайм, и осмотрела прекрасный парк у дворца, прозванный Франциской «дорфле» (деревушка). Францска активно участвовала в работах своего супруга в возведении дворца и парка. Современная стелла в парке, а также силуэтные портреты во дворце отражают это.
Мария Фёдоровна посетила Высшее педагогическое училище Карла Эугона во дворце Солитюд, которое вместе с его вниманием к хозяйственным делам Земли, присвоило ему звание Добропорядочного отца земли..
Мария Фёдоровна знакомилась с созданием учебных и воспитательных заведений, включая общедоступные библиотеки, с заботой о сиротах и бедных, с хозяйством и садовым строительством.
Это способствовало внедрению великой княгиней, а затем царицей многих нововведений сначала в Павловске, а затем во многих частях России. Однако, эти идеи долгое время оставались скрытыми, ибо старая царица
Екатерина Вторая еще царствовала, причем еще более строго и волюнтаристически, чем ранее. Двадцать лет Мария была вынуждена быть отстранённой от значительной активной деятельности. Екатерина и на своего сына не возлагала надежд, а престолонаследником хотела видеть своего внука - Александра.
Это являлось основной причиной, по которой она отобрала младенца у молодой матери, чтобы самой его воспитывать. Она отвлекала младенца от воспитанной в либеральном духе матери. Себя видно Екатерина уже считала достаточно обрусевшей.
Для Марии Фёдоровны это было ужасно больно, тем более, что и вновь рождённые дети по возможности от неё отстранялись. Касаясь престолонаследия, то Мария Фёдоровна родила д е с я т е р ы х детей, трое из которых заняли царско–королевские престолы.
В отличие от царивших при российском дворе нравов, историки отмечают сохранение Марией сердечной любви к своему супругу Павлу и постоянные попытки отвлечь детей от жизни двора. Подобно своим родителям в Вюртемберге, Мария Фёдоровна вместе с супругом создает вокруг себя избранный круг образованных людей. В их небольшом дворце в Гатчине находят приём и поддержку учёные, писатели, художники, музыканты.
Накопленные в период пребывания великой княгиней Марией благоразумие и знания после смерти «старухи» и восшествии на престол Павла наконец смогли быть обращены в дело.
Являясь попечителем женских воспитательных и благотворительных учреждений - в них входили лечебные заведения и дома для вдов, подкидышей, сирот, бедняков - она могла помогать лишь находившимся в самом тяжелом состоянии.
Уже спустя 6 дней после смерти Екатерины, Мария Фёдоровна стала руководительницей женских образовательных учреждений и фонда Смольного института благородных девиц в Санкт-Петербурге. Смольный был основан за сорок лет до этих событий на территории женского монастыря - как интернат для девочек знатного дворянского рода. Дополнительно под руководством царицы были созданы высшие женские курсы в Москве и Санкт-Петербурге с широкой программой обучения.
При всех существовавших ограничениях Мария Фёдоровна уделяла много внимания и домам бедного люда. Её высокая требовательность наряду с уважением и популярностью у одних, привела к недоброжелательности других. Одним из недоброжелателей стал августейший монарх - супруг Павел. Вступление на престол и получение права самостоятельно действовать, лишили его поступки обоснованности и его приказания носили характер страшного непостоянства: то, что он только что приказал, он через час отменял и не проявлял способности вести страну в новое столетие.
К императрице Павел относился всё подозрительнее. Он уволил со службы всех прибалтийцев, считая их немцами, состоящими в партии супруги.
Тем не менее, именно в этот период произошло дальнейшее укрепление Вюртембургско–российских связей. Брат Марии Александр, принц Вюртембергский, женится на сестре её невестки – жены сына Александра (внука Екатерины и престолонаследника). Александр Вюртембергский вскоре вступает на российскую военную службу.
Пять лет правления Павла сделали Россию хронически нервной. И вот, лучшие люди своего времени организовали заговор с целью заставить Павла отречься от престола в пользу его сына Александра. Заговорщики открыли свой замысел Александру и испросили его согласия, которое он дал лишь через полгода уговоров.
Исторических данных о том, что и Мария была осведомлена, не имеется.
Операция была назначена на 25 марта 1801 года. Заговорщики проникли во вновь построенный Михайловский дворец у Летнего сада, усадили Павла на стул, прочитали ему заранее приготовленное отречение от престола, сунули в руку перо, вели им по бумаге и царя Павла не стало. Но часть заговорщиков этим не ограничилась и происходит ужасная сцена его умерщвления. В намерениях Александра не было и мысли об убийстве, и он тяжело переносил сообщение.
Мария Фёдоровна овдовела в 42 года. В этом же месяце скончалась её дочь Александра. Пережить эту и последующие смерти своих детей - страшный удел этой женщины.
По вступлению на престол её первенца Александра, Мария Фёдоровна возглавляет царскую семью. К её советам и мнениям прислушиваются.
Она вела неустанную заботу об униженных и обиженных её страны.
В 1810 году она основывает в Павловске М а р и е н г о с п и т а л ь на
30 коек для неизлечимых больных. Она материально поддерживает матерей грудных детей, уменьшая тем детскую смертность. Продолжая свою благотворную работу, Мария Фёдоровна создаёт благотворительную кассу для крестьянских дворов, закупающих скот или хозяйственные орудия.
Много радости доставил Марие тур по Европе с посещением своих дочерей, после замужества представляющих различные европейские дворы.
Мария Фёдоровна, заложившая династические связи Вюртемберга и России и, соответственно, старейший российский корень в Штутгарте,
скончалась в 1828 году. Смерть этой любимой многими женщины была
отмечена во многих официальных посланиях.
Продолжение следует
Свидетельство о публикации №212082400730