Отзыв на мини-сериал Небесный суд - Россия, 2012

(режиссер и сценарист фильма - Алена Званцова)

Задумка у этого сериала, безусловно, интересная, и тема в нём затронута серьёзная и важная. Что может быть сложнее и в то же время интереснее истории о жизни и смерти, добре и зле, аде и рае, о страшном суде, об ответственности за все наши поступки?

Актёрский ансамбль подобран, на мой непредвзятый взгляд, удачно. Страстный Константин Хабенский в роли прокурора небесной канцелярии Андрея и циничный Михаил Пореченков (его противник и друг, адвокат Вениамин), а также утончённо-загадочная Ингеборга Дапкунайте (Морфея, властительница снов и по совместительству киномеханик) и обаятельная Анна Михалкова (невольная убийца адвоката), как и другие исполнители, очень колоритны. Но сам сюжет местами можно и нужно было бы улучшить, и проработать сценарий тщательнее. Что касается подсудимого Никиты, то его образ недостаточно ярок – ни злодей, ни положительный герой; в общем, ни рыба, ни мясо. Хочется побольше экспрессии, чтобы раздуть конфликт до схватки или дуэли двух соперников. Я понимаю, такие актёры как Даль, Куравлёв, Абдулов, Андрей Миронов рождаются не каждое десятилетие. А Гошу Куценко, знакомого всем по комедиям, трудно представить себе в роли героя драмы. Но на такую роль можно пригласить, например, более бюджетного, но не менее эмоционального Евгения Цыганова.

Ну что ж, начнём разбор полётов.

Отмечу положительный момент - деяния людей на процессе анализируются с точки зрения их истинной мотивации и последствий для других людей.

Вообще-то, хорошо, когда режиссёр и сценарист – разные лица, потому что необходимы диалог и критическое  обсуждение сценария, это помогает его отшлифовать.

Точка зрения авторов на духовные вопросы не всегда правильная и сильно отдаёт политкорректностью по отношению к разным религиям и атеизму, столь свойственной в последние годы американскому кино. Не помешало бы взять консультанта по вопросам христианской веры.

По жанру этот фильм напоминает гибрид судебного процесса с мелодрамой, сюжетом воспитания и искупления, причём с элементами фарса.

Во-первых, на страшном суде всё решают не как в христианской традиции – Бог, ангелы и святые, а такие же грешные люди, как и мы. Более того, - отнюдь не беспристрастные существа (герой Хабенского, ревнующий Никиту к своей земной жене). Так, например, Андрей уговаривает Аморе на лжесвидетельство, и это сходит им обоим с рук. И прокурор, и адвокат - вовсе не всевидящие и справедливые существа, а небесные чиновники, вынужденные пользоваться вполне человеческими методами дознания, если не считать вызова живых свидетелей в процессе сна. Само понятие и участие Бога в фильме не ощущается, и я, наверное, не ошибусь, если предположу, что сценарист не является верующим христианином. Неслучайно, что герои именно так говорят про рай и ад: «мы тут не используем подобных понятий». Есть лишь «сектор покоя» и «сектор раздумий». Но кто сказал, что в раю не будет раздумий, а только один покой? Очень даже спорно.

Во-вторых, один из представителей христианской церкви в фильме, пускай даже католической, выставлен в очень смешном и неприглядном виде, и в результате праведной жизни почему-то отправлен в первый круг сектора раздумий. И за что – за загрязнение окружающей среды посредством конфет во время утопления! Нет бы - ограничиться просто наказанием в виде Дарвиновской премии.

В-третьих, фраза о том, что от любви ко всему человечеству тебя может разорвать, как кошку и так далее, слишком цинична для ответственного сотрудника небесной канцелярии, которому доверяют участвовать в суде над душами умерших людей. Да и христианству она противоречит. Ни у Серафима Саровского, ни у Сергия Радонежского, ни у Франциска Ассизского не могло быть подобных проблем, потому что, когда раздаешь себя другим, ты исполняешь своё истинное высокое предназначение, живёшь полной жизнью, и потом получаешь взамен свыше. Напротив, это эгоистов распирает от себялюбия.

В-четвёртых, Вениамин в земной жизни, судя по причине своей смерти, не отличался особой святостью. Непонятно, почему после смерти его студенты поклоняются рядовому грешнику, как святому, и прокурор наделён даром творить чудеса.

В-пятых, уроки по борьбе с гордыней проводит учитель явно не христианской веры, а вовсе даже восточной, и позы его учащихся больше напоминают йогу. В то же время в восточных религиях, насколько я знаю, нет отрицания гордыни, скорее даже наоборот, люди восходят к Богу, правда, например в буддизме, отрешаясь от страстей. Но подсудимый на уроке ведёт себя очень даже гневно и гордо, осуждает прокурора. Непонятно, причём тут восточные религии, если тема фильма – страшный суд, то есть чисто христианское понятие. Наверное, кто-то из создателей фильма исповедует восточные культы, или просто не очень отличает одни религии от других.

В-шестых, в фильме нет чёткой грани между добром и злом. Судьбу человека вершат шаткие весы правосудия, осуществляемого грешными людьми. И прокурор, и адвокат действуют не всегда добрыми и честными методами, и отстаивают, в том числе, свои личные интересы. Ни один из них не является чистым воплощением света или тьмы. Правда, этим грешит и другой известный современный фильм - «Ночной дозор» по роману Лукьяненко.

Идея с прокатом тел, конечно, хороша для фарса, но для серьёзного фильма на тему страшного суда не тянет. Сами тела выглядят забавно и иногда напоминают булгаковских персонажей, эпизод с печатью смотрится очень по-советски, в духе Мастера.

Сцену воскрешения мертвеца в морге можно было бы обыграть посмешнее.

Мне понравилось несколько шуток. Например, фраза Морфеи о мужчинах и романтике, а также выбранная для весточки птичка. Хорошо, правда, что это не пингвин и не страус, пингвин был бы смешнее, но сотрудники зоопарка его вряд ли бы дали.

В фильме я заметила аллюзии на «Мастера и Маргариту», «Премию Дарвина», «Привидение», возможно, на «Седьмую печать» и «Битлджус».

В целом сюжет захватывающий, мне удалось посмотреть все четыре серии на одном дыхании. Но сериал кажется незаконченным, хочется более яркого и неожиданного финала. Да, адвокат Вениамин мирится со своей невольной убийцей, а после объяснения с женой мир прокурора снова играет красками; преступника наказывают, несмотря на раскаяние. Но непонятно, отпускает ли Андрей жену к сопернику, что происходит с Никитой – его воскрешали только на восемь часов, а он успевает съездить в другой город и обратно, а ещё явиться невесте и провести у неё ночь. И что будет с несчастной вдовою, когда второй её любимый умрёт ещё раз? Об этом история умалчивает.

А продукты на борщ рискуют испортиться или быть досрочно съеденными в небесной канцелярии, если, конечно, медсестра не окончит свою жизнь преждевременно.

В целом, сериал «Небесный суд» мне понравился. Приятно отметить появление ещё одной попытки осмысления сложных тем в отечественном кинематографе, хотя и в лёгкой форме. Его можно поставить в один ряд с современными достаточно умными и глубокими фильмами «Любовь.РУ», «Питер.FM», «Третье желание», «Я остаюсь» (кстати, сценарист последнего – та же Алёна Званцова).

Напоследок остаётся сказать следующее: человек в ответе за все свои поступки, но всё-таки очень хочется верить, что настоящий страшный суд будет справедливее и снисходительнее описанного в этом сериале.


Рецензии
Приятно, что вам понравилась идея сценария....

Анна Боровская   08.02.2019 11:14     Заявить о нарушении