А за что кол?

Близится замечательная дата - 1 сентября. И на память приходят разные истории, связанные со школой...

История первая, из давнего детства.

Мне пять лет, я хожу в детский сад, но очень хочется в школу, где уже учится моя старшая сестрёнка.  Недоступную  мне школу я представляю по  домашним заданиям, которые вслух  учит сестра, а я за ней всё тихонько повторяю, и  отметок из её дневника.
В семье была такая традиция: когда отец приходил  на  обед с фабрики, где он работал, обязательно просматривал сестричкин  дневник и ставил свою роспись. А "любопытная Варвара" - это я, обязательно совала свой нос на изрисованную красными чернилами страничку и вслух называла уже знакомые мне цифирки.   
Однажды, отец никак не смог добиться,  куда же запропастился этот злополучный кондуит. Сестра молчала, как брянский партизан. Тогда к поиску подключилась мелюзга - это значит я  и трёхлетний братишка.
Мы то хорошо знали все  потайные места, потому что и сами любили там прятаться.
Дневник оказался под нашей с сестрой общей кроватью. Я довольная, что первая его обнаружила,  раскрыла находку на нужной страничке, и радостно закричала: "Ура!" "Кол!"
"А, ты уже и "колы" получаешь!" -  Отец  медленно вытаскивал из брюк ремень...  Сестра упёрто смотрела в пол, не проронив ни слова.
Я смотрела на неё с ужасом и сочувствием, зная что папин ремешок сейчас
опустится на её худую попку. Но не знала, что папа сначала проведёт среди нас "воспитательную работу".
"Доносчику - первый кнут!" - ремешок прошёлся по мне.
"А тебе не за плохую отметку, а за то, что скрыла её!" - ремешок достался уже сестричке, которой пора было собирать портфель, и отправляться  в школу.
Я ревела вовсю, сестра только сердито сопела, братик носился по комнате с криками: "Кили!", "Кили!", "Кили!"
      А что делала наша строгая мама, которая, впрочем, никогда нас не наказывала?
Я думаю, мама  переживала,  что "военная" недокормленная и слабенькая старшенькая не успевала  в школе так хорошо, как хотелось бы, но   вместе с тем не могла уронить в детских глазах авторитет отца.
    "Ну, ладно, Сеня, хватит!", - тихо сказала она. "Тебе пора  на работу".

История вторая.

Я уже сама мама двух сыновей. На дворе замечательные застойные годы.
В магазинах родного города не совсем ещё пусто, но - скудно.
В "летнюю трудовую четверть" восьмиклассники должны были где-то поработать: в школе, на стройке, в любом другом месте, куда родители своего дитятю смогут пристроить. Мы с мужем пристроили своего на молокозавод - грузчиком.
"Всё, что заработаешь, - твоё", - сказали мы сыну.
Он отрабатывал КЗОТ-овские четыре часа, приходил усталый, но не голодный. В заводской столовой кормили. Спецовку выдали. Инструктаж по ТО (технике безопасности) провели.  По окончании работы рассчитались.
Что ещё родителям надо знать? Разве только, что  пацан наравне со взрослыми мужиками грузил на молокозаводе бидоны с творогом на машины, которые сей ценный груз доставляли на хранение до зимы на мясокомбинат,   а там бидоны сгружали. И всё. Но оказалось, что не всё...
     Как принято, в начале учебного года школьники пишут сочинение: "Как я провёл лето".  Интересуюсь, как написал, что получил за сочинение? 
     Молчит...  Как и моя родная сестричка (в первой истории), упёрто так молчит.   "А ну, показывай, дневник!" - страшилка для большинства школьников, вылетает у родителей (правильных родителей) без задержки...
     "Кол! За что кол???  За сочинение?  Ты что, не сдал (не написал, забыл дома)?"  Школяр с маму  ростом молчит. 

Надо сказать, что наш младший сын с рожденья рос эдаким "технарём" с "очумелыми ручками". А старший, о котором идёт речь, чистый гуманитарий, с врождённой грамотностью, поэтому ошибок в письме практически не допускал. А может быть сказывалось его раннее увлечение чтением. (И до сих пор за едой читает, но это к рассказу уже не относится)...   
 
     "Тебя вызывает классная" - только и пробасил горемыка-колышник.
И вот я в школе. Нет, я не налетала злобной фурией на несчастную учительницу, неправильно оценившую излияния моего  кровинушки, нет,
опустив очи долу я прошла знакомым школьным коридором вслед за
фонтанирующей негодованием училкой (иначе и не назовёшь),
взяла из её вздрагивающих рук тетрадку и с великим удовольствием прочитала
злосчастное сочинение.
Сынок столь остроумно и  красочно описывал  прелести завода  по производству молочных продуктов  и мясокомбината, где по полу струилась вода, где бегали настоящие живые крысы, а  на зимнее хранение в
тех огромных бидонах, что ему приходилось грузить, закладывался не творог, а щипяще-кипящая перестоявшаяся масса, которая зимой поступит на наши прилавки, что я , наконец, высоко подняв ни в чём не повинную  голову,
поинтересовалась: "Так за что кол?"
      "Как за что?" - удивилась моя почти родственница по профессии (мы заканчивали один и тот же пединститут). "Как такое можно писать? Это же антисоветчина!"
        "Это -  талантливо! И заслуживает высшего бала. Так сыну и скажу. И пусть это будет непедагогично!... На том мы и расстались.

А вас всех - с Первым сентября! А отметки - это пошлость, скажу как бывший учитель. Они все, как правило, неправильные. Вот так!


Рецензии
Первое сентября ,плохие воспоминания об этом дне! .
====================================================================
1957 год переходной возраст с детского сада к школьному, мне семь лет мое душевное состояние не стабильно, школа отвратительнa,я должна делать все, как хотят учителя. В детском саду, я имела много друзей,трехколесный велосипед,меня любили нянечки и воспитательницы. Я уже могла читать и знала много стихов, но самое главное я любила детсадовскую еду, за что меня ставили всем в пример и показывали всем мою пустую тарелку.
2015 опять переходной возраст от занимаемой должности старшей медсестры ( RN,supervisor) ,к пенсионному бездельничанью, мне 65 лет моё душевное состояние не стабильно, дома сидеть отвратительно,я должна делать все что не люблю и сама! В доме престарелых,(где я работала)я имела много друзей, меня все любили, я уже могла пользоваться компьютером, любила и знала, как подбодрить и чем накормить моих больных, за что меня ставили всем в пример, когда больные показывали пустую тарелку.!

Продолжаю скользить по параллеям времени======================
1957 год 2 сентября,второй день в первон классе, душевное состояние выпрямляется, школа не так уж отвратительана посадили меня с мальчиком Андрейкой зовут,мальчик спокойный, услужливый, блондинчик, только очень хрупкий на вид ,я его спросила а ты еврей? даже не обиделся,хороший не еврейский мальчик, будем только дружить(замуж за гоя не пойду) разлила чернила,на форму,будут наказывать,такова жизнь!
2015 год 2 сентября,(18 день месяца Элулъ= Хай-Элулъ, хай - "жизнь") хасидскиЙ праздник настроение исправилось. Можете себе представить я буду дружить на файсбуке с Менди и and Rivki Zaklas с Брянскoго Еврейского Общинного центра! Последний раз я была в Брянске в 1973 году перед алией в Израиль, мне запретили переписываться с родными... вся семья была в обиде, что я предаю свою родину... не могла налюбаватся процветанием Брянской еврейской общины бхацлаха всем и Шана това в матука !!!

Анна Шустерман   23.11.2015 00:05     Заявить о нарушении
Мы живём в параллельных мирах...

Лена Пчёлкина   28.11.2015 14:49   Заявить о нарушении