***

Российско – вюртембергские  исторические  связи
Часть   третья
Елена  Павловна
Основанием  для появления в царской семье Елены Павловны послужили,  как  в  своё  время  у  Екатерины  Второй  с  Марией  Фёдоровной,  поиски  невесты.  Теперь  уже  сама  Мария  Фёдоровна  искала  невесту для своего младшего сына Михаила.               
 И  вот,  российский  посол  в  Вюртембергском  королевстве  граф  Бенкендорф  докладывает  императору  Александру  Первому  о  15-летней  Шарлотте,  дочери  Вюртембергского  принца  Паула,  брата  Вильгельма  Первого  (см.  часть  вторую).               
 До  десятилетнего  возраста  Шарлотта  пока  отец  не  разошелся  с  матерью  воспитывалась  в  небольшом дворе  Людвигбургского  дворца.  После  развода  отец  повёз  дочь  в  Париж  в  известный  пансионат  мадам  Компан,  где  в  её  обучении  принял  участие  один  из  светил  естествознания  Кювье.  За  четыре  парижских  года  Шарлотта  расцвела.  Она  была  избрана  в  невесты  великому  князю  Михаилу  Павловичу Технология  приобщения  Вюртембергской  принцессы  к  Российскому  царскому  двору  уже  известна. Остаётся  привести  несколько  дат: 1823  год- прибыла  в  Россию  30 сентября, миропомазана  и  наречена  Еленой  Павловной 5 декабря. Обручена  6 декабря,  повенчана 8 февраля 1824 года.               

О  чарующем  впечатлении, произведенном  принцессой  на  семейство  царствующего  дома,  на  весь  двор  и  высший  круг  столицы  в  ту  пору  писали: " Нареченная  невеста  великого  князя  Михаила  Павловича  прибыла  в  Гатчину. Государиня  Мария  Фёдоровна  встретила её  за  две  или  за  три  станции.  Похвала  о  ней  единогласна.  Всех  она  с  первого  взгляда  пленила.  К  шестнадцатилетней  девице,  приехавшей  к  пышному  двору,  по  выходе  из  кареты  подводят  одного  за  другим  человек  двести, с  которыми  она  со  всяким  молвит  по  приличности  каждого.  Значительные  имена  все  у  нее  были  затвержены  и,  ни  разу  не  замешавшись, всякому  все  кстати  сказала".  Умница  редкая.  Жители  столицы, имевшие  возможность  видеть  невесту,  так  же  очарованы  ее  прелестной  наружностью.  Молва  об  ее  уме,  доброте  и  высоких  душевных  качествах  дополняла  самыми  прекрасными  чертами  ее  внешний, очаровательный  облик.               

Новобрачный  великий  князь   Михаил  Павлович,  с  самых  отроческих  лет  страстно  привязанный  к  военной  службе,  вступил  в  супружество  далеко  опередив  годами  старших  своих  братьев.            Александр  женился  пятнадцати  лет  (в 1792 г.),  Константин – семнадцати  (1796 г.),  Николай  -  девятнадцати  (1817 г.),  но  Михаил -  на  двадцать  седьмом.                Михаил – строгий  формалист  павловской  школы, до  мелочей  взыскательный  во  всем, что  касается  дисциплины  и  субординации,  с  виду  суровый,  угрюмый, но  веселый  остроумный  собеседник  в  кругу  близких  людей.                «Золотое  сердце  в  железной  оправе»,  с  первого  же  года  женитьбы  снискал  самую  искреннюю  любовь  своей  супруги,  несмотря  на  внешнее  различие  характеров.               

Поэтическая,  идеальная  натура  великой  княгини  как  бы  смягчала  реальное  прозаическое  направление  ее  супруга,  точно  так  же  как  и  он,  в  свою  очередь,  знакомил  ее  юное  восторженное  сердце  с  холодной  и  подчас  жестокой  стороной  жизни  обыденной.                Светлый,  энциклопедически  образованный  ум  Елены  вполне  гармонировал  с  сердцем.                Она  жаждала  беседы  с  ученейшими  людьми  и  талантливейшими  художниками  своего времени.      Очаровательная  своей  любезностью  и  обходительностью  с  лицами, удостаивавшимися  чести  быть  принятымы  в  Михайловском  дворце,  великая  княгиня  стала  вместе  с  тем  истинно  русской  радушной  хозяйкой,  практически  знакомой  со  всеми  отрослями  домоводства  и  сельского  хозяйства.               
По  словам  графа  Мусина – Пушкина, великая  княгиня  Елена  Павловна  обладала  редким  и  удивительным  умением  с  каждым  из  своих  собеседников – от  искуснейшего  дипломата   до  скромного  офицера, от  светила  науки  до  малообразованного  художника  -  вести  разговор,  настолько  приспособленный  к  уровню  их  познаний  и  понятий,  что  давало  им  возможность  выказать  их  с  выгоднейшей  стороны.                Ей  не  было  надобности  готовиться  к  беседе  с  человеком  ученым – хотя  бы  то  был  медик,  естествоиспытатель,  географ  или  историк.               

Постепенно  обогощая  свою  неистощимую  память  новыми  запасами  всевозможных  познаний,  следя  за  всеми  открытиями  в  области  наук  и  искусств,  великая  княгиня  всегда  была  готова  задать  вопрос  или  дать  ответ.  Архитектор,  живописец,  скульптор,  музыкант – могли  только  удивляться  обширности  ее  творческих  познаний  и  поразительному  эстетически  развитому  такту  истинной  художницы.               

В  отличие  от  скромной  Катарины,  Елена  издерживает  свои  доходы  широко  и  щедро.  Дом  ее  устроен  по – царски. Вечера  и  обеды, которые  она  дает,  не  оставляет  ничего  желать  в  отношении  устройства  и  даже  иногда  роскоши.                (Прошу  прощения  за  стиль  изложения – цитируются    выдержки  из  журнала  19-го  века “Русская старина»).                Приглашаемые  не  всегда  принадлежат  к  высшим  слоям  общества – в этих  приглашениях  принимаются  во  внимание  личные  достоинства.  Это  порицается  теми,  которые  ставят  чин  на  первом  плане.               

Широки  ее  издержки  на  общеполезные  дела – школы  для  детей,  дома  призрения  бедных  вдов,  подготовку  повивальных  бабок,учреждение  и  содержание  сестер милосердия.                В  духовном  завещании  Марии  Фёдоровны,  великая  княгиня  Елена  Павловна  наследовала  после  императрицы  попечительство  над  ее  благотворительными  учререждениям.                И  в  течении  сорока  пяти  лет,  до  самой  своей  кончины  Елена  Павловна  была  строгой  и  неукоснительной  исполнительницей  завета  Марии  Фёдоровны  в  заботах  о  сиротах  и  многих  тысячах  бедных  девушек,  посвящавших  себя  акушерскому  искусству.               
В  год  двадцапятилетия  супружеской  жизни  великий  князь  был  призван  к  усиленной  служебной  деятельности,  требовавшей  его  присутствия  в  Варшаве.  Эта  разлука  Елены  с  Михаилом  была  последней. Во-время  учения  кавалерийской  дивизии  под  Варшавой  с  великим  князем  сделался  удар  паралича. По  получении  роковой  вести  Елена  Павловна  с  дочерью  прибыли  в  Варшаву  и,  как  пишет  очевидец, «проведя  последние  три  лня  у  постели  умирающего, который  узнал  их  и  был  очень  обрадован,  выдержали  это  тяжкое  время  с  удивительной  твердостью  и  покорностью  воле  Божьей.  Но  вместе  с  тем  с  печалью,  которая  ни с чем  сравниться  не  может».               

После  смерти  супруга, а,  особенно,  с  окончанием  царствования  Николая  Первого,  Елена  Павловна  стала  активнее  выступать  на  общественном  поприще.  Ее  салон  в  Михайловском  дворце  стал  признанным  центром    духовной  жизни  Санкт -  Петербурга.  Мызыкальные  вечера  превосходили  все  подобные,  включая  и  при   Царском  дворе.           В  ее  салоне  происходили  и  дискуссии  между  распространенными  и  новыми  музыкальными  движениями  и  направлениями.  Она  признала,что  больше  уделяла  внимание  западно – европейской  музыке  и  недооценивала  русскую.  В  преодолении  этого  Елена  Павловна  много  содействовала  организации  Санкт – Петербургской  консерватории  во  главе  с  Антоном  Рубинштейном.  Первые  занятия  проводились  в  княжеских  аппартаментах – Михайловском  дворце.
Чувствуя  усталость  Елена  Павловна,  однако,  по  свидетельству  очевидцев  сохранила  свою  красоту. Улучшение   она  почувствовала  во  Флоренции  и  там  собрала  в  последний  раз  интересных  людей  в  свой  салон.

Прогрессиворование  болезни  призвало  ее  вернуться  в  Санкт – Петербург,  ибо  умирать  она  хотела  в  России.
 
 Приятельница  Елены  Павловны,  желая  сформулировать  ее  жизнь  в  двух  словах, сказала:
«Она  любила  свет»
 
Продолжение  следует               


Рецензии