Годовщина церкви

     25 мая 2008 года Русская церковь ЕХБ воскресное собрание посвятила благодарности Богу за свое 80-летнее служение в Брайте.
Восемьдесят лет – большая человеческая крепость. Но, естественно, что и ее недостаточно, чтобы кто-либо из начинателей церкви дожил до наших дней. Зато две внучки первого пресвитера Брайтской церкви – Лясковская (по отцу) Серафима (Саша) Даниловна и Зелинская (по отцу) Людмила Павловна живы (Серафима почила 4 июля 2008г.) и помогли восстановить многие детали начального периода церкви. С их помощью на кладбище East Lawn в Сакраменто была найдена могила первого пресвитера Брайтской церкви Зелинского Николая Александровича. Оказалось, что на этом же кладбище позже были похоронены еще два пресвитера: Амегин Петр Григорьевич и Локтев Даниил Терентьевич.
За неделю до праздника группа молодежи Брайтской церкви с пресвитерами Хакимовым Павлом Михайловичем, Авраменко Михаилом Юрьевичем, Гавеловским Вилли Николаевичем, Феоктистовым Владимиром Евгеньевичем и Карнаухом Александром  Модестовичем посетили эти могилы, возложили памятные венки, совершили краткие молитвы. На могилу Зелинского Н.А. был привезен его портрет, написанный именно к юбилею членом нашей церкви Бурбель Владимиром Федоровичем. Впервые публично этот портрет был выставлен во время праздничного служения.
При посещении кладбища туда прибыла дочь Амегина Тавифа Петровна со своей дочерью, зятем Ричардом и внучкой, а так же сын Локтева Даниила Терентьевича -  Михаил Данилович с женой Надеждой. Она же дочь Амегина.
Задолго до начала служения в молитвенном зале звучала торжественная музыка церковного оркестра под руководством Болышканова Василия. Праздничное собрание обслуживал хор «Кредо» под руководством Неверова Николая и Ткаченко Алексея. Хор выглядел весьма торжественно в своем полном составе (более ста человек), белые платья сестер были дополнены золотистыми шарфами, а белые рубашки братьев – золотистыми жилетами.
Открыл собрание помощник руководящего пресвитера Гавеловский Вилли Николаевич. Его краткое слово было высоко эмоционально и основывалось на обетовании Христа «Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее…» Матф.16:18; 28:20. Очень к месту Вилли Николаевич прочел стих, как он заметил, своего друга Павла Ляшенко.
Против Церкви воздвигнут вал,
Она — крепость в кольце блокады.
Сколько раз сатана бросал
К ее стенам все силы ада!
Кто сказал — побеждать легко,
Будто все нам, дается даром?
Сколько братьев-борцов легло
И сестер, молодых и старых.
От Пилата до наших дней
Штаб диавола ставит козни.
Их задача: разбить скорей
Всех борцов за твердыню Божью.
Когда двигался тучей враг,
Чтоб из крепости сделать груды,
Тогда верные, ставши в ряд,
Защищали свободу грудью.
К праху их не найти стезей
Средь тайги и хребтов Урала.
И на холмик рука друзей
Не положит букет фиалок.
Их в статистике точной нет.
И в музее их нет реликвий.
Они подвигов яркий след
Оставляли — пример великий.
И теперь, когда в стены бьет
Безрассудство и ложь тараном,
Голос павших и нас зовет
Устоять перед злом тиранов.
Будет время: и всем венцы
Раздадутся в общенье сладком.
 А пока нам кричат гонцы:
"Христиане! Готовьтесь к схваткам!"
На этот стих написана музыка, и он помещен в сборник «Песнь возрождения» под номером 999. Тема стиха, как нельзя лучше осветила судьбу, происхождение Брайтской церкви, да и всех эмигрантских русских церквей. Стих стал органическим прологом всех проповедей, песен и стихов.
Церковь общим пением спела псалмы «Известна мне церковь живая» и «От греха я спасен», а хор исполнил гимн «Свят! Свят!»
Руководящий пресвитер Хакимов Павел Михайлович свое обращение к собранию начал словами: «Все у вас да будет с любовью. Прошу вас, братия: вы знаете семейство Стефаново, что оно есть начаток Ахаии и что они посвятили себя на служение святым, будьте и вы почтительны к таковым и ко всякому содействующему и трудящемуся.» 1Кор.16:14-16. Этим текстом он призвал почтить путь, который прошли наши братья и сестры в Брайте. Все было: и штормы и бури. Но вот мы есть! Брайт стал начатком церквей в районе Сакраменто.
Господь провел Свой народ в Брайте от первого человека Лесковского Даниила и  первого пресвитера Зелинского Н.А. до наших дней. 80 лет! Павел Михайлович показал историческую реликвию – русскую Библию, которую Зелинскому Н.А. подарила газета «Sacramento BEE» еще в 1932 году. «Будьте почтительны к ним и вы… мы все здесь пилигримы… Все да будет у нас с любовью».
Павел Михайлович совершил благодарственную молитву, а затем все собрание помолилось молитвой «Отче наш».
После молитвы хор исполнил псалом «Прекрасны на горах ноги благовестника», а Неверов Николай спел свой любимый псалом «Повей Великий Божий Дух на Церковь Божию».
Историческую справку об образовании и жизни Брайтской церкви представил собранию Диордиенко Ярослав Дмитриевич. Интересно отметить, что к моменту праздника в Западное Сакраменто прибыли Дмитрий и Тимофей Дубинские, сыновья Павла Тимофеевича и Людмилы Михайловны, членов Брайтской церкви. Они оказались земляками Зелинского Н.А. из украинского города Каменец-Подольска. Правда, их разделяет около 100 лет!
В исторической справке подробно, насколько это оказалось возможным, изложена жизнь церкви до начала третьей – нашей – эмиграции, т.е. до 1988 года. По крайней мере, удалось восстановить последовательно имена всех пресвитеров за 60 лет. Их было девять. Такие удивительные цифры: уже 20 лет нашей эмиграции! Это уже наша история. Как пишем ее мы?
После исторической справки родные сестры Эльвира (Борушко) и Регина (Дусаева) спели псалом «Святая церковь, о тебе преданья».
Общим пением вся церковь спела «К неземной стране путь указан мне и встречаю я всюду крови след: кто-то шел, скорбя, средь борьбы и бед…»
Краткое поздравительное слово сказал первый пресвитер третьей, нашей волны Бондарь Константин Андреевич. Он напомнил, что застал в Брайте всего 17 человек. А сейчас из них насчитал только семь. А теперь всех не вмещает два зала! «Радуйтесь всегда в Господе; и еще говорю: радуйтесь» Филип.4:4.
Хор проникновенно спел псалом «Не тоскуй ты душа дорогая» (№570, куплеты 1,3,5), адаптированный Николаем Неверовым на музыку «хорa евреев, возвращающихся из вавилонского плена, в опере Джузеппе Верди «Навуходоносор». После этой песни в сознании еще долго звучали слова: «Нам страдать здесь осталось немного».
Затем от имени родственной Славянской церкви Западного Сакраменто приветствовал брат Цуман Николай Герасимович (он же куратор нашей церкви от комитета Тихоокеанского объединения): «В усердии не ослабевайте…» Рим.12:11-13.
Квартет от семьи Сениных Ира, Гена, Иван и Инна (жена Ивана) спели псалом, лейтмотивом которого был призыв «не оставляйте собраний ваших».
Алла Слабосницкая прочла юбилейное стихотворение” На гранях будущего и былого».
От первой волны эмиграции из братьев уже никого не осталось. Есть единственный живой, здравствующий, никогда с 1950 года не изменявший Брайтской церкви, член: сестра Татьяна Михайловна Бабикиян (девичья – Ткачева). Ей тоже 80 лет. Родилась она еще в городе Алма-Ата в 1928 году. Поэтому с воспоминаниями от первой волны выступил «потомок» (в первом поколении), тоже неизменный член Брайтской церкви Локтев Михаил Данилович. Вначале он спел (в свое время он руководил пением в церкви) песню на слова Водневского Н.А., написанные в 1958 году,  «Это Он».
Ему аккомпанировал на фортепиано родной брат Юрий, который написал музыку к этой песне.
В основу своих рассуждений Михаил Данилович положил тексты 1Пет.2:4-5 и 1Кор.1:26. Он сопоставил интеллектуальный уровень нынешней и предыдущей иммиграции.  Ему кажется, что ей сегодня не было бы места в служении. Хотя и в то время было много образованных творческих людей. Особенно подчеркнул заслугу Амегина в вызове своих соотечественников в Америку, а также приверженность делу церкви и евангелизации. Выразил удовлетворение тем, что не продан дом на Solano Street и он никогда не станет танцевальным залом, о чём ехидно спрашивали его отца, когда добротно его строили. Пожелал, чтобы мы и далее как живые камни устрояли дом духовный.
От второй волны эмиграции выступил Ефимов Александр Федорович. Он кратко изложил свою историю бегства от Ростова через Венгрию, Германию, Берлин. В США он прибыл в 1949 году в город Нью-Йорк. На тихоокеанский берег переехал в 1961 году в город Сан-Франциско. В настоящее время проживает в Rosevill’e и является членом Брайтской  церкви. Александр Ефимович, не взирая на свои 84 года, бодро спел под свою гитару песню «Молись, мой брат. в стране чужой, молись, мой брат, за край родной», которую он услышал в исполнении хора Донских казаков в знаменитом Нью-йоркском концертном зале  Карнеги Холл (Carnegie Hall).
Затем Павел Михайлович пригласил к платформе всех присутствующих ветеранов церкви (до 1988 года). Вышли Водневские Николай и Люся, Локтева Валентина, Бабикиян Татьяна, Ефимов Александр и Таида, Потлова Лидия, Локтев Юрий, Гранчукова Тавифа, Локтев Михаил и Надежда.
На платформу вышли пресвитеры Брайтской церкви ( руководящий, его помощники и старейшие – Бурбель В.Ф. и Ерисов В.Д.) и гости – председатель Тихоокеанского объединения Бугриев Н.А., пресвитер русской группы церкви Arcade Baptist Church Бондарь К.А., Цуман Н.Г., Мартынчук Н.Т – пресвитер церкви “Голливуд,” Лос Анжелес. Они совершили молитву благодарения и благословения над ветеранами. Каждому ветерану подарили специально изготовленные памятные фото нового молитвенного дома – Второго Храма.
Общим пением исполнили псалом «Люблю, Господь, Tвой дом», а хор исполнил песню «Мы – пилигримы».
От имени нашей, третьей, волны эмиграции слово сказал почтенный член Брайтской церкви Петр Андреевич Семерюк. С полным правом можно сказать, что он член не просто Брайтской церкви, а всего славянского братства. У него было столь активное служение Словом, что он побывал, видимо, во всеx церквях бывшего СССР, а затем и во всех славянских церквях США, Германии, Австралии. Естественно, благодаря своей наблюдательности и цепкой памяти, он стал «ходячей историей» нашего братства.
Петр Андреевич отметил, что за 80-летний срок в небесах записаны все труженики Брайтской церкви. Там уж точно никто не забыт. Он заметил, что славяне «берегут» своих братьев, чтобы не испортить их похвалой, скупятся на добрые слова. А он подчеркнул, что и третья волна уже успела многое сделать, во-первых, чтобы выжить самой, а во-вторых, чтобы распространять Евангелие.
Его выступление прозвучало как тревога, забота о смене поколений, как молитва о том, чтобы «факел Евангелия» подхватили молодые, сильные руки и понесли далее веру славянского братства.
Общим пением прозвучал псалом «О, Боже, дай нам крылья веры». Заключительную проповедь произнес Бугриев Н.А. Он напомнил, что Церковь Божья началась 2000 лет назад на Голгофе.  И весь её путь обозначен неприязнью мира, гонениями, страданиями (Евр. 11: 32-39).  Но, подчеркнул он, вся вселенная, все миры созданы  Богом ради неё. Христос творит историю на земле и ведёт свою Церковь в небо, в вечную славу. И об этом нужно возвещать миру.
Николай Алексеевич отметил, что Брайтская церковь делала это ранее и теперь. Ему звонили из Новой Зеландии и Канады (острова Виктория), что там смотрят служения Брайтской церкви по системе Интернет, и есть покаявшиеся.
Общим пением исполнен псалом «Одаренные спасеньем», а хор исполнил концерт №24 Бортнянского «Возвожу очи мои к горам».
И последнее краткое приветствие Мартынчука Н.Т.  Николай Тимофеевич прочёл Откр. 4;1,8-11. Будущее Церкви – поклонение Достойному, со всем духовным миром. Так трудиться на земле, чтобы получить венцы, чтобы было что положить перед престолом Живущему во веки веков.
Служение продлилось около трех часов.
                Репортаж подготовил
                Ярослав Диордиенко

               


Рецензии