Путь в 80 лет

Это мало или много? Для человека – бо;льшая крепость, для истории человечества – миг. Поэтому, конечно, кто-то даже не обратит внимания, а для нас, членов Русской церкви ЕХБ, - это огромное событие и большой праздник, который состоялся 25 мая. При стечении более двух тысяч русскоговорящих верующих.
Брайтская церковь в районе города Сакраменто – первая. Первый русский баптист появился здесь в 1921 году. Это был Лесковский (Лясковский) Даниил Пименович. Интеллигент, художник. Не зная английского, без «знакомств и связей» с бумажкой «I am painter», он начал красить дома у состоятельных людей. Кстати, погодя им был построен первый в Брайте дом с внутренним туалетом. В 1923 году прибыла из Китая его жена с двухлетней дочкой Серафимой, а в 1928 году его стараниями сюда прибыла и остальная семья тестя Зелинского Николая Александровича. Зелинский был пресвитером еще в Сибири (куда был сослан царской властью) и стал первым пресвитером в Брайте. К этому времени здесь уже собралось около 30 человек. Эта дата и считается началом церкви.
Как мы видим, это были всё люди беглые. Так сложилась история славянского евангелизма, что со дня своего появления (1864 г.) и вплоть до 1989 года он был в России нежеланным, гонимым. Вначале - царским режимом, а затем и «народной» советской властью. Так что временные оттепели систематически сменялись гонениями и пытками. Порой нисколько не отличавшимися от средневековых и даже первовековых – смертной казнью.
Видно, славянский евангелизм родился в «запретной» зоне. При царском режиме его последователей из европейской части ссылали в Сибирь, в Среднюю Азию, а при наступлении советской власти в 1917 году и там уже им не было житья. Поэтому они бежали в Китай, а затем с чрезвычайными трудностями – и по всему миру. Большинство их стремились в США. Этих беженцев (до- и послереволюционных) мы квалифицируем как первую волну эмиграции.
Известный историк славянского евангелизма Сергей Никитович Савинский разделяет эту эмиграцию на первую (при царском режиме) и вторую (послереволюционную) волну («Диаспора» 04,06,2008). Мы же пользуемся установившейся ранее терминологией и второй считаем послевоенную (после Второй Мировой войны 1941-1945 гг.). Прибытие в Брайт последних эмигрантов первой волны почти совпало с началом прибытия второй. В 1948-50 гг. прибыли последние семьи из Китая (после долгих скитаний по Японии, по Тихоокеанским островам, странам Южной Америки), а в 1951 году стали прибывать семьи из Европы. Первой такой семьей в Брайте были Водневские, затем постепенно и другие. В 1962 году численность Брайтской церкви достигла своего максимума – 72 члена.
Период с 1948 года отличился ее высокой организационной и духовной активностью. В 1952 году собственными руками верующих был построен правый флигель дома молитвы на 828 Solano Street. До того времени собирались просто в частном жилом доме №701 на той же улице. В 1953 году церковь была официально зарегистрирована как Русская церковь ЕХБ. В 1964 году был пристроен перпендикулярный флигель – молитвенный зал. Кстати, он обошелся в $20,767.47 (по тем временам это были большие деньги!).
Церковь имела достаточный вес в Тихоокеанском объединении, имела воскресную школу, русскую школу, хор, женские служения. Молодежь занималась евангелизацией в своем селении, в большом Сакраменто, содержала евангелиста в Аргентине, там же поддерживала материально детский приют. Церковь часто посещали и помногу служили видные братья: Галустьян И. М., Рогозин П.И., Березов Р.М., сестра Кушнир В.С. и другие. В недрах Брайтской церкви, благодаря усилиям Водневского Н.А. родилась газета “Наши Дни”. Специально для нее была построена первая типография – еще один перпендикулярный флигель к зданию 1952 года.
В церкви стараниями Локтева М.Д. была организована радиостудия для служения верующим в Советском Союзе. Затем она стала составной частью миссии “Слово к России”. Брат Водневский Н.А. с евангелистом Куденчуком Я.В. благовествовал в Сиэтле, в результате чего там появилась группа верующих, человек 20.
Брайтская церковь была инициатором создания церкви в г. Сакраменто. В 1962 году она стала функционировать. Первым пресвитером стал Амегин Петр Григорьевич, бывший пресвитером в Брайте (с 1948 по 1954 гг.). В 1965 году усилиями Брайтской церкви был переселен в США из Канады Карпец Ф.П., который далее повел Сакраментскую (ныне Первую Славянскую) церковь вплоть до 2004 года.
С течением времени численность Брайтской церкви стала снижаться. К моменту третьей волны эмиграции в 1988 году она составляла всего 17 человек. Тем не менее, они радушно встретили беженцев нашей, третьей волны эмиграции. Служили им поводырями по всем социальным учреждениям, переводчиками, транспортом, мебелью – всем, чем только могли. Первой семьей третьей волны в Брайте, да и в Сакраменто вообще, был Бондарь Константин Андреевич. Он же стал и первым пресвитером из третьей волны.
В 1990-91 годах и далее поток третьей волны  достигал ста и более человек в год. Этим определился такой высокий процент русскоговорящих в Западном Сакраменто. Естественно, церкви стало тесно (не то слово!) в доме по 828 Solano Street. В воскресные служения молитвенный зал, боковой флигель, братская комната, внутренний дворик, фасадный двор были забиты людьми. Все улицы в округе были запружены автомашинами.
Поэтому в 2004 году, благодаря энтузиазму, единству, жертвенности (несмотря на необжитость большинства) церковь построила новый молитвенный дом по 1000 Sacramento Avenue. Она назвала его Вторым Храмом - в память и почтение к поколению первой и второй волны. Кстати, на празднике еще присутствовало восемь человек из них. Кроме того, еще живы две внучки первого пресвитера Зелинского Н.А. –  Sasha (Серафима) Woolary и Людмила Кузьменкова. Но по состоянию здоровья они не могли присутствовать на торжественном служении.
В настоящее время в Брайтской церкви  1707  членов. Как летит время! Двадцать лет истории из восьмидесяти написано уже нами. Сколько еще суждено Богом Брайтской церкви? Что будет с ней – будет ли она расти или вырождаться, как предыдущая? В каком направлении пойдет ее развитие? В этом величайшая ответственность возложена Богом на третью волну, на нас. На каждого члена церкви.
Не в этом ли ответ на вопрос, почему и зачем мы здесь? Понимаем ли мы это или нет, но да благословит и поможет нам Бог сохранить доброе духовное наследие славянского евангелизма, не раствориться в разъедающем потоке всякой «новизны», жить достойно нашего звания, чтобы наша церковь всегда была Христовой, столпом и утверждением истины.
                Диордиенко Я.Д.
                29 Мая 2008


Рецензии