Скрытые послания

В одном из писем Вы говорили о скрытых посланиях детям? – riverhorst? (Inet)

Ответ: Из этих посланий состоит вся наша жизнь. Мимика, жесты, взгляд, одежда, макияж, тело, аксессуары, жилье, авто, счет в банке, язык, наконец. У каждого родителя свой секрет. Незаметное движение глаз – и у ребенка высыхают слезы, появляется улыбка во весь рот. Он уже в предвкушении.      
     Мы общаемся со своими детьми и, как правило, у каждого родителя есть некий набор фраз, шаблонов или привычных и устойчивых словосочетаний, с помощью которых он, родитель, пытается воспитывать своего ребенка. Эти наши привычные повседневные фразы содержат особую информацию, невидимые на первый взгляд скрытые послания.
     На основе именно таких скрытых родительских посланий и утверждений ребенок составляет мнение о самом себе, о людях, об окружающем его мире. Воспитание, (читай: запугивание) – метод формирования из ребенка невротика:
    – Будешь орать – дядьке отдам!
    – Вот сейчас вылезет крокодил и съест тебя!
    – Слезь с горки сейчас же! Упадешь и сломаешь себе позвоночник!
    Пугаем милицией, больницей, вперемешку с Бабой Ягой и волком, обещаем закрыть дома и бросить на улице…Люди, вы себя-то слышите? Вспомните, как в детстве просыпались в холодном поту, с бешено колотящимся сердцем от ужаса, который только что привиделся? Всем детям снятся кошмары. Они приходят из реальной жизни, из угроз и непонимания устройства этого мира. А как боялись, что вас бросят, оставят, потеряют? А как страшно было впасть в немилость самому дорогому человеку на свете, потеря любви которого подобна смерти? Грозим смертью своим детям.
    Вы тоже были ребенком. Как можно забыть несправедливость взрослых истин, все многочисленные «надо», «должен» и «обязан»?
    «Старших надо уважать» – и эту бабку из соседнего подъезда, которая стукнула палкой бездомную собаку, и шавка долго бежала по улице, отчаянно визжа?!
     «Ты должен слушаться родителей» – даже когда тебе запрещают дружить с лучшим другом, объясняя, что он «из нехорошей семьи»?
     «В комнате всегда должен быть порядок» – а если дело (рисунок, модель, замок, платье для куклы) еще не закончено, и вокруг лежат нужные листочки, ниточки, баночки, и вот эти обрезочки тоже очень нужны?
      Как можно забыть радость обладания?! Все равно чем, главное, что оно – мое. Кукла с отклеившимися волосами, коробка с фантиками, колечки, колесики, камешки, ленточки, пробки, баночки от крема… Богатство, которое в одночасье исчезает после генеральной уборки. И тебе внушают, что это мусор, и нечего реветь, и вообще, пора учебой заняться. Или еще вариант – делись! С братом, который в гостях, с соседской девчонкой, которая в песочнице, с сопливым малышом, которому в поезд не взяли игрушку. А не поделишься – жадина! Вы что, не помните, как раздирало вас нравственное противоречие быть хорошим и собственное нежелание отдавать свое? А теперь, будучи взрослым, вы на самом деле считаете, что так можно воспитать щедрость?
     Как можно забыть горечь наказания?
    – Не пойдешь гулять!
    – Не получишь ничего на день рождения!
    – В угол!
    – Выйди вон!
    – Дневник на стол!
     Детство не бывает, не может быть совершенным: ходить парами в белых гольфиках, говорить спокойным голосом, не перебивать, играть правильно и складывать за собой игрушки. Вспомните, вы же сами бегали, и пачкались, и орали, а когда пришел возраст – даже говорили матерные слова и рассказывали неприличные анекдоты, и на своем столе не убирались по доброй воле. Не каждый ребенок, который плохо учится в школе, становится рецидивистом и маньяком. И не доверяйте пророчествам педагогов: - «Из него вырастет …!» (Мне вообще кажется, что педагогами становятся те, кого в детстве шарахнули по голове особенно сильно,. Не все, конечно, есть здоровые исключения).
    Почему мы верим бездетной Надежде Константиновне, педагогу-чекисту  Макаренко и заморскому Бене Споку больше, чем собственным воспоминаниям и чувствам?
    Кроме кнута и пряника есть масса способов взаимодействия и влияния на ребенка. Можно, к примеру, говорить и задавать вопросы. Можно спрашивать его мнение и считаться с ним. Можно попытаться встать на его место и понять причину. Можно признать, что взрослые бывают не правы (и даже дураки встречаются порой). Можно любить и защищать своего ребенка, как бы на него ни ополчился весь мир. Ведь если не вы, кто же его защитит?
    «Доброжелатели» твердят: - «Наплачешься! На шею сядет! Считаться не будет! Вырастет эгоистом!» и т.д. Вы учителю: -  «Хочу, чтобы ему было интересно учиться». Он Вам: -  «Заставлять надо и требовать». Вавилонская трагедия – непонимание. Время покажет.  Драматург-сказочник Шварц: - «Детей нужно баловать, тогда из них вырастают настоящие разбойники»
    Ребенка можно заставить быть послушным, всем приятным, воспитать в нем вежливость и ответственность (читайте: «пугливость»). Но нельзя заставить его быть счастливым. Что для вас важнее?

    P. S. Память возвращается. Даже в самых безнадежных случаях. Особенно память детства.


Рецензии