C 22:00 до 02:00 ведутся технические работы, сайт доступен только для чтения, добавление новых материалов и управление страницами временно отключено

Бывает же такое!

Бывает же такое!

Пасмурным осенним днём 1961 года я увязался за отцом ехать за дровами. Отец договорился забрать брёвна от старого дома, который разбирали на углу улиц  Ленина и Революционная.
  Пока грузили брёвна в кузов бортового ЗИЛа я осматривался вокруг. По середине обоих улиц проложены трамвайные пути; на перекрёстке некоторые трамвайные вагоны сворачивали с улицы Революционной  на улицу Ленина в сторону вокзала, а другие к центру , - там у магазина « Детский мир» было трамвайное кольцо, конечно, и навстречу им ехали другие вагоны. В первую очередь я на вагоны трамваев и обращал внимание из-за их привлекательной красно-жёлтой раскраски и округлых, обтекаемых форм, - и ещё интересно было наблюдать за разворотом двух и трёх вагонных сцепок трамваев.
Сейчас, то есть в 2012 году, от перекрёстка до центра , и в сторону вокзала до  улицы Бульвар Ибрагимова, трамвайные пути убрали. В центре на месте трамвайного кольца создали Верхне-торговую площадь с подземной парковкой для автомобилей, а рядом возродили на основе современных строительных технологий старые торговые ряды; а в стороне к вокзалу напротив парка им. Якутова построили самый современный Российского значения хоккейный Ледовый дворец « Уфа – Арена».

Вернёмся к 1961 году. Я в первый раз тогда попал на этот перекрёсток, так сказать,- снаружи. На трамвае мне много раз приходилось проезжать  этот перекрёсток с родителями или с бабушкой, когда ездили в гости к сестре отца , которая с семьёй жила на Проспекте Октября; но из окон трамвая толком ничего не разглядишь.  Я стоял  возле грузовика словно заблудившийся в дремучем лесу, потеряв ориентацию,- было ощущение человека , попавшего в другой город. Да ещё холодный  влажный ветер с моросящим дождём создавал гнетущее настроение. Я промёрз и стал приставать к отцу, который с несколькими мужиками занимался погрузкой  брёвен в кузов грузовика.
- Папа, когда поедем домой? Я уже замёрз.
Сердясь, что я отвлекаю его от работы, он отвечал.
- Сам же напросился. Я говорил тебе, что холодно на улице,- теперь терпи. Пока иди садись в кабину, там будет теплее.
Отец подвёл меня к кабине, открыл дверку и подняв, подсадил меня в кабину, - мне тогда было восемь лет, ростом был ещё мал, а кабина была высоко. В кабине я слегка согрелся, стал заглядывать за окно, забрызганное дождевой моросью, где разглядел здание из красного кирпича с высокими окнами в два этажа чем-то похожий на школу №15, в котором я учился, но на много больших размеров. Здание выглядело основательно крепким и благородным словно сказочный замок, притягивало внимание.
Когда дрова погрузили и отец с водителем уселись в кабине, я спросил отца.
- Папа, а что это за кирпичный дом за дорогой?
Отец посадил меня на колени, чтобы не мешать водителю, который начал заводить машину и стал передвигать рычаг скоростей, и сказал.
- Это здание Авиационного института.
- А что, там учат на лётчиков?- спросил я. – А почему самолётов не видно?
Тогда включился в разговор водитель.
- Да, нет, что ты. Здесь учат как строить самолёты. Тем, кто выучится в этом институте дают звание инженера.
Отец подвинул меня, чтобы удобнее было сидеть на коленях, и сказал.
- Вот закончишь школу , тогда и ты здесь будешь учиться.
- Нет, папа, я на лётчика буду учиться. – возразил я.
- Ладно, сначала вырасти, в школе хорошо учись, а там видно будет.

И надо же! Я после школы поступил В Высшее военное училище, но по болезни не закончил. Сразу поступил в Авиационный институт, но опять болезнь заставила меня отказаться от учёбы там. Я стал работать на заводе, здоровье пришло в норму, и мне захотелось получить образование хотя бы в техникуме. И так уж вышло, что слова отца оказались пророческими, - я  учился именно в том самом здании, и, получил диплом об окончании  учёбы в Авиационном техникуме, который там размещался.

Тот момент из детства я вспомнил, когда входил в аудиторию на первом этаже того самого здания из красного кирпича; - окна помещения как раз выходили на ту сторону, где когда-то стояли деревянные дома, а сейчас там уже были пяти-  и девяти- этажные жилые здания. Точно также как тогда в детстве на улице моросил дождь, временами лил сильнее, а потом опять стихал. В комнате было тепло, - начали уже греть батареи отопления. Чтобы на занятии было не очень жарко, створки высоких старинных окон слегка приоткрыли.
 Мои товарищи по учёбе входили и рассаживались за столами. Мы учащиеся Авиационного техникума вечернего отделения по специальности « Обработка металлов резанием». Сейчас год 1978 –ой, нам осталось учиться ещё пол года, - весной, в марте месяце мы уже получим дипломы. Все мы люди рабочие с Уфимских заводов, многие женатые или замужем. На своих работах некоторые мои сокурсники из рабочих перешли уже в мастера, техники или в инженеры. Я тоже с начала этого года работаю инженером по инструменту как записали в трудовой книжке, а фактически  работаю руководителем склада инструментов и участка по ремонту инструментов и приспособлений, где до этого сам работал слесарем инструментальщиком.
Вернёмся в класс техникума. Кстати, в этом здании до середины 1960-х годов был Авиационный институт, но когда построили новое здание для института на улице К.Маркса на месте старого Центрального рынка города Уфы, - в нашем здании разместили Авиационный техникум с присвоением имени итальянского коммуниста Пальмиро Тольятти, в честь того, что в нашем здании в годы войны рамещался ЦК Итернационала – союза международного коммунистического движения.
Ещё раз вернёмся в класс. Парни и девушки слегка уставшие после рабочего дня, да ещё дождь навевает тоскливое настроение, да ещё и предмет изучения на этом занятии будет одним из самых занудных, хотя и по основной специальности, - теория резания металлов; -  изучаем способы резания, углы заточки инструментов, математические и геометрические параметры. Но мы из неунывающих, - парни травят анекдоты, подшучивают;- девушки строят глазки парням, стараясь обратить на себя внимание, задевают парней словами, пересмеиваются. Даже когда вошла преподавательница, женщина уже пожилая, и начала урок, - продолжалось тихое шушукание и чуть слышный смешок.
Уже в середине занятия, когда стихли все смешки, и мы сосредоточенно писали в свои тетради формулы и рисовали элементы инструметов, вдруг, за окном сквозь шелест дождя послышался вскрик женщины и стихло. Кто-то в классе сказал тихо.
- Под машину , что-ли, попала?
Все взглянули за окно, но ничего не заметили. Через минуту крик женщины повторился, - она уже орала.
- Помогите, помогите!
Я посмотрел на улицу, пока ничего не видно, но вот из-за угла нашего здания выбежала женщина средних лет с криком догоняя молодого мужчину, который уходил от неё с женским зонтиком. Пока я в замешательстве несколько секунд смотрел на них, они прошли по улице в сторону нашего окна. Женщина истошно орала, словно её избили и отобрали что-то очень ценное.
Что меня дёрнуло , я сам себя не понял, - раскрыл полностью створку окна, встал на подоконник ( моё место было рядом с окном), спрыгнул с полутора метровой высоты на землю и подбежал к женщине.
- Что с вами, вам помощь? – спросил её.
- Он мой зонтик отнял! Со мной всё нормально! – и в крик, - А-а-а!
Я обернулся. Парень убежал уже на почтительное расстояние, - я оставил женщину кричать и побежал за парнем. Дорога полого идёт вверх до улицы Социалистической, там направо  за поворотом Дворец пионеров. Думаю про себя: « Если свернёт к Дворцу, там за Дворцом кусты, может спрятаться». Но парень побежал с пригорка вниз в сторону улицы К.Маркса, я прибавил скорость и стал заметно его нагонять. Оставалось метров пять до него, когда он остановился на углу улицы К. Маркса, раздумывая куда бежать. Тут я его схватил за плечо и развернул к себе. Парень подвыпивший, - от него разит перегаром, в глазах очумелый  мутный взгляд.
- Отдай зонт! Идиот! – выпалил я.
- Это мой зонт, уйди. – запинаясь языком промолвил невменяемый тип.
Со злости я ударил ему в грудь, резко и больно, а левой рукой отнял у него зонт. В это время я услышал за собой топот ног, обернулся, - это прибежал за мной Миша Епифанцев, - однокурсник , сидевший со мной за одним столом. Он, не раздумывая, с ходу врезал уже шокированному забулдыге по морде.
- Ребята, не бейте. Отпустите, больше не буду. Только в милицию не сдавайте. – забубнил  он, испугано озираясь.
- С чего ты взял, что мы тебя в милицию сдадим? За такую дурь тебя нужно хорошенько отмутузить. – зло проговорил Миша, и хотел ещё поддать трёпку  этому олуху.
- Да,вон же, милиция едет. – показал парень с испугом.
       С горы на самом деле ехала патрульная машина милиции, но похоже по своим делам, - она проехала мимо.
- Иди, дурень, домой и проспись, и не будь идиотом. – сказал я ему.
- Всё, ребята, я понял, я понял. – парень, кажется, немного очухался, повернулся и пошёл в сторону парка Якутова.

Мы с Мишей поднялись на улицу Социалистическая и на углу встретили пострадавшую женщину. Отдали всё ещё хныкающей её зонт, и пошли вниз к улице Ленина, - вход в наше здание с той стороны.
Когда мы с Мишей подошли к двери, оттуда как раз стали выходить парни из нашей группы.
- Остыньте, покурите. – сказали они. – Урок сорвался, нас пораньше на перемену отпустили, когда вы сиганули в окно. Училка сказала, что пожалуется за срыв урока.
А мне опять вспомнилось далёкое детство и пророческие слова отца: « Вот закончишь школу, и ты будешь здесь учиться.»

2012г.  г.Уфа.


Рецензии
стоящий рассказ для публикации в газете или журнале.

Рустам Наилевич Мустафин   16.10.2012 10:10     Заявить о нарушении