Дикая розга. Святая Земля-2002г. Христос Воскресе!

                5  М А Я .   В О С К Р Е С Е Н Ь Е
               
                ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!
               
          Наш христианский праздник назван Пасхой потому, что Христос распят был в канун иудейского праздника пасхи. Но что значит сам этот ветхозаветный праздник? В библейской книге Исход рассказывается, как накануне ухода из Египта, когда Бог готовил казнь египтянам: "И поражу всякого первенца земли Египетской", дан был завет Моисею: пусть каждая семья в ночь 14 авива (потом этот месяц у евреев будет назван нисан) съест испеченного на огне ритуального жертвенного агнца, "и пусть возьмут от крови его и помажут на обоих косяках и на перекладине дверей, в домах, где будут есть его". Эта кровь должна была стать знаком для карающего Бога. Он обещал пройти мимо этих дверей, не тронув евреев, помиловать их.
          И Бог прошел мимо. Моисей благополучно вывел народ из Египта, перевел, "яко по суху", через Красное море и учредил праздник, который назвали "пасха", что в переводе с еврейского означает - "прошел мимо". Много веков прошло после Моисея. Только пришествие Христа, судьба Его при жизни и судьба Его Церкви после Голгофы и Вознесения, - только они показали, как таинственно может сбываться в истории смысл непонятных древних слов.
          Праздник иудейской пасхи, для которого пришел Иисус с учениками в Иерусалим, стал для Него "пасхой страданий". В греческом языке глагол "пасхо" значит "стражду, страдаю, претерпеваю муку". Христос и есть Пасха, как поется в праздничном стихире. Потому Он и Агнец, ибо Его заклали в жертву. И кричали в экстазе: "Кровь Его на нас и на детях наших, думая, что Его кровь будет снова агнчим знаком для них, для "отмазывания" их грехов, чтобы кара Господня минула, прошла мимо.
          Так случилось, что Господь действительно "прошел мимо" избранного народа и прошел к нам: грешникам и язычникам, мытарям и блудницам. "Пришел к своим, - сказал евангелист Иоанн, - но они Его не приняли". А мы, грешные, неизбранные, - приняли. И увидели Воскресение Его, и пронесли через два тысячелетия в своем сердце.
          По прошествии субботы, ночью среди общего покоя природы на третий день после Своих страданий и смерти, "возсияла Истина от земли. Господь Иисус Христос силою Своего Божества ожил, то есть воскрес из мертвых". Тело Его, человеческое, преобразилось. Он вышел из гроба, не отвалив камня, не нарушив синедрионовой печати и невидимый для стражи. С этого момента, воины, сами не зная того, охраняли пустой гроб. Не было свидетелей этого величайшего, еще невиданного миром чуда, - они и не были нужны: вся последующая история Церкви Христовой - непререкаемый и немолчный свидетель истины Воскресения.
          "Христос воскрес!" - и для всего мироздания началась истинная весна, светлое, радостное утро новой жизни. Воскресение Господа Иисуса - первая действительная победа жизни над смертью.
          Воины, охранявшие гроб, были очевидцами событий, уже последовавших за Воскресением Господа, которое Ему угодно было облечь священной тайной. Спокойно стояли они под сенью оливковых деревьев, внимательно всматриваясь в окружавшую их предутреннюю мглу. Вдруг они почувствовали, что земля заколебалась и, подобно молнии, рассекая воздух, заблистал необычный свет, - то Ангел Божий, сошедший с Неба, приступил к гробу, отвалив от него камень, и сел на нем (Матф.28,2-3). Светом своего явления Ангел привел в ужас воинов: "от страха они пришли в трепет и стали как мертвые"  (Матф.28,4). Земная стража у гроба воскревшего Господа окончилась, уступив место небесной, - светоносным вестникам всерадостного Воскресения.
          В 10 часов вечера мы пошли в Храм Воскресения. На майском небе кристаллами сияли звезды, город спал, тишина такая, что слышен был шум в голове, и только христиане не спят в эту ночь. Народа в храме было мало, в храме Воскресения сидели на скамеечках в основном пожилые греки. Видимо потому, что из-за сложной политической обстановки было меньше паломников.
          В 12 часов ночи греки начали Пасхальное Богослужение. Служил Патриарх Ириней, русских священников было мало. Служба проходила на два хора на греческом языке. Пение протяжное, монотонное. Для нас это необычно. Но я не видела той радости на лицах греков, которую испытывали мы, русские, в такой Великий праздник. При возгласе победного гимна "Христос анесте!"  под сводами храма раздается радостное ликование, в основном по-русски "Воистину воскресе!". И возле Кувуклии было слышно "Воистину воскресе!" Это было удивительно! Греки выразили свое недовольство. Тогда мы дружно вместе с ними в один голос восклицали "Алифос анесте!" - и они улыбались. Подумала, если бы служба проходила на нашем, церковно-славянском языке, камни запели бы.
          Здесь у Гроба Господня две тысячи лет назад совершилось спасение мира. Здесь одержана победа над смертью!  С каким ужасом взирает падший денница на это святое место - Гроб Господень, какой ненавистью пылает его черное сердце! Но он бессилен перед Ним - перед Спасителем!
          Божественный восторг светлым огнем неугасимо горит внутри нас в эти минуты. Господи! продли это счастье, запрети и впредь входить в сердца наши демонам! Как понятным становится теперь состояние апостолов в светлый час Преображения.
          "Христос воскресе!" - сейчас мы живем одним, мы все едины в воскресшем Христе.
          "Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ... и сущим во гробех живот даровав!" 
          "Христос анести"! – с радостью поют в один голос душа и уста. Если бы всегда душа была так восприимчива к духовному счастью! Если бы всегда уста были так правдивы как в этот счастливейший день нашей жизни, единственный день и неповторимый.
          Так наступила долгожданная историческая минута, вспыхнула ослепительным огнем невыразимого счастья. В этот миг вера наша была несокрушима.
          Наступил момент причастия, и мы присоединились к грекам, но нам, объявили, что русских будут причащать на Голгофе. Возник вопрос: «Почему?» И тут же, не раздумывая, мы пошли на Голгофу...
          И вот опять стою я на Голгофе, но уже с трепетом и радостью в сердце. Господи, Ты призвал нас, русских, сюда на Голгофу и с Креста говоришь нам, что это не только Твоя Голгофа, но и наша, русская голгофа – скорбный путь России Православной.
          Причащали нас два русских священника. Господи Иисусе Христе Сыне Божий, прими меня самую недостойную. С трепетом и страхом Божиим подхожу к Чаше… Господи, была мертва душою, а Ты воззвал меня из смрадного гроба, как Лазаря четыре дня пролежавшего в гробу. Подавленную печалью, превратил в радость духовную, привел меня в покой и просветил меня к зрению всего убожества и ничтожества моего перед величеством славы Твоей. Хвала и слава Твоей щедрости и милости.
          Приняв пасхальную Божию благодать, счастливые идем с Ниной Тимофеевной  по ночному безлюдному Иерусалиму в Троицкий собор Русской Духовной Миссии, основанной в 1847 году. Святой Феофан Затворник, будучи молодым иеромонахом, был одним из первых, кто работал в ней. Троицкий собор был построен в 1872 года из белого камня с прилегающими к нему постройками, в которых останавливались русские богомольцы. Архитектура его интересная, несет восточный отпечаток. Мы вошли в переполненный храм. Здесь - русский дух: русская душа ликовала, радовалась Христову Воскресению и уходить не хотелось, но храм закрывали. В шестом часу мы вернулись в гостиницу, разговелись московскими припасами.
          В этот Пасхальный день часть группы уехала с гидом на Мертвое море. В Пасху не хотелось вспоминать о Содоме и Гоморре и мы вдвоем остались в городе. Так как в пятницу мне не пришлось побывать в тех местах, где без меня побывала группа, матушка Нина предложила свой маршрут. Она прекрасно ориентировалась по городу, как будто здесь жила, много рассказывая о Иерусалиме.
 
          Мы пошли на Сион в храм Успения Божьей Матери. Возле Сионской горницы стоит дом святого апостола Иоанна Богослова, где Пресвятая Дева жила от момента распятия Христа до дня своего Успения. В древности здесь была церковь во имя апостола Иоанна Богослова на том месте, где по преданию, апостол совершил первую Литургию для Пресвятой Богородицы. В верхнем этаже здания находится католический храм. Мы вошли в храм - никого. Я обратила внимание, что в католических храмах не чувствуешь благодати. Взгляд бродит по пустому холодному храму со скамейками и негде ему остановиться; вместо икон стены местами расписаны, нет вокруг подсвечников, свечей - нет той теплоты, которая чувствуется в русских храмах, нет Духа, жизни. Пройдя через храм, спустились вниз по винтовой лестнице в подземелье, где совершилось Успение Богородицы. Здесь темно и холодно, горят несколько свечей. На месте Успения Божией Матери находится скульптура из дерева и слоновой кости. Изображение Успения Божией Матери  как на православных иконах, но одежда была на Ней не красная, а темно-коричневая.
          Именно здесь прошли те далекие последние три дня земной жизни Пресвятой Богородицы...
         
          После того, как Архангел Гавриил вручил Пресвятой Богородице райскую ветвь в Гефсиманском саду, Пресвятая Богородица возвратилась домой на Сион, и тотчас все сотряслось от присутствия невидимой силы Божией, окружавшей Богоматерь, и от славы Господней, которой Она сияла. Лицо Ее, всегда сияющее благодатию Божиею, более чем лицо Моисея, говорившего с Богом на Синае, просветилось еще более несказанною славою. Преблагословенная Владычица начала готовиться к Своей кончине. Прежде всего, Она сообщила о ней усыновленному Ей возлюбленному ученику Христову, Иоанну и показала ему светящуюся райскую ветвь, завещая ему именно нести ее пред своим одром. Затем Пресвятая Дева сообщила о том же и прочим, служившим Ей домочадцам. Потом Она повелела наполнить Свою горницу благоуханием, приготовить и зажечь в ней возможно больше светильников, украсить как самую горницу, так и стоящий в ней одр, словом, устроить все нужное для погребения.
          Святой Иоанн Богослов тотчас послал к святому Иоакову, брату Господню, первому епископу Иерусалимскому и ко всем сродникам и ближним, сообщая о скором, с точным обозначением дня, отшествии Матери Божией. Все родственники Богоматери и великое множество верующих собрались в доме Иоанна. Пречистая Владычица во всеуслышание поведала собравшимся слова, сказанные Ей Архангелом о переселении Ее на Небо, и в подтверждении показала полученную от Своего благовестника райскую ветвь, которая, как солнечный луч, сияла светом небесной славы. Слыша из уст Самой Богородицы весть о скорой Ее кончины, окружавшие Ее верующие не могли удержаться от слез: весь дом наполнился плачем и рыданиями; все умоляли  милосердную Владычицу как общую всех Матерь не оставлять их сиротами. Но Матерь Божия просила не плакать, а радоваться Ее кончине, так как ставши ближе к Божию Престолу, лицом к лицу, взирая на Сына Своего и Бога и беседуя с Ним уста к устам, Она может по смерти с большим дерзновением умолять Его о милосердии и благости. При этом Преблагословенная Богородица обещала не оставлять сиротами по Своем отшествии не только их, но и весь мир: Она весь мир будет посещать, внимая его нуждам и помогая бедствующим. Утешительные слова Богородицы отерли слезы плакавших и утешила их печаль.   
          Пречистая Владычица сделала затем завещание относительно двух своих одежд, чтобы они отданы были двум бедным вдовицам, которые с усердием, получая от Нее пропитание, служили Ей. О Своем пречистом теле Матерь Божия завещала, чтобы оно было погребено в Гефсиманской пещере, где покоились праведные родители Ее, Иоаким и Анна, и обручник Ее, праведный Иосиф.
         
          Во время этих предсмертных распоряжений внезапно послышался шум, по силе напоминавший раскаты грома, и облака окружили дом святого Иоанна Богослова. То, по повелению Божию, Ангелы восхитили, разошедшихся с проповедью Евангелия по концам вселенной, апостолов и на облаках принесли их в Иерусалим, поставив на Сион пред дверями дома, где жила Матерь Божия. Святые апостолы, видя друг друга, радовались и вместе с тем удивлялись, говоря:
          - Что за причина, ради которой Господь собрал нас вместе?
          К ним вышел святой Иоанн Богослов и с радостными слезами приветствовал их, сообщая при этом о скором преставлении Пресвятой Богородицы. Тогда они поняли, что Господь собрал их из разных стран для присутствия при блаженной кончине Пречистой Его Матери, чтобы они с честью предали погребению Ее пречистое тело. Весть о скорой кончине Матери Божией переполнила сердца святых апостолов сильною скорбью. Войдя в дом, они увидели Богородицу с радостным лицом, сидящую на одре; святые апостолы приветствовали Ее словами:
          - Благословенна Ты от Господа, сотворившего небо и землю!
          - Мир вам, братья, избранные Самим Господом! - отвечала Пречистая Владычица.
          И потом спросила:
          - Как вы прибыли сюда?
          Святые апостолы открыли Ей, что каждый из них был восхищен силою Духа Божия с места своей проповеди и принесен на Сион на облаке. Матерь Божия прославила Бога, услышавшего Ее молитву и исполнившего Ее сердечное желание - видеть при Своей кончине святых апостолов.
          - Господь, - говорила Она, обращаясь к ним, - привел вас сюда для утешения Моей души, которой предстоит, как требует того смертная природа, скорое разлучение с телом: уже приблизилось предопределенное Мне Моим Создателем время.
          Они же в ответ на это с печалью говорили Ей:
          - Во время Твоего пребывания на земле мы, Владычица утешались, взирая на Тебя как на Самого Владыку и Учителя нашего, а теперь, лишаясь Твоего присутствия, как вынесем тяжелую скорбь, объявшую наши души? Но Ты отходишь в премирные обители по изволению рожденного Тобою Христа - Бога, и мы не можем не радоваться решению Божию о Тебе, хотя вместе с тем не можем не оплакивать и своего сиротства, ибо более не увидим Тебя, Матерь и Утешительницу нашу.
          При этих словах святые апостолы обливались слезами.
          - Не плачьте, - утешала их Пресвятая Богородица, - и Моей радости, друзья и ученики Христовы не омрачайте своею скорбью, - лучше радуйтесь вместе со Мной, так как Я отхожу к Сыну Моему и Богу. Тело Мое, которое Я сама уготовала для погребения, предайте земле в Гефсимании, а затем опять возвращайтесь к возложенной на вас проповеди Евангелия; Меня же, если изволит Господь, и по Моем отшествии увидите.
          Во время этой беседы Богоматери со святыми апостолами прибыл и, избранный Богом сосуд, - святой апостол Павел: припав к ногам Пресвятой Богородицы, он отверз свои уста, восхваляя и ублажая Ее:
          - Радуйся, Матерь жизни и мое проповедование; если я до вознесения Господа Иисуса Христа не мог насладиться лицезрением Его здесь, на земле, то, взирая теперь на Тебя, думаю, что вижу как бы Его.
          С апостолом Павлом были и близкие  его ученики - Дионисий Ареопагит, Иерофей и Тимофей; присутствовали и остальные, из числа семидесяти, апостолы - все были собраны Святым Духом, чтобы сподобиться благословения Пречистой Девы Марии и своим присутствием содействовать большей торжественности Ее погребения. Пречистая Владычица каждого из апостолов призывала к Себе по имени, восхваляя веру и подвиги его при благовестии о Христе Иисусе; каждому Она желала вечного блаженства и молилась о мире всего мира.
          Настал пятнадцатый день августа (по новому стилю двадцать седьмой), и приблизился ожидаемый всеми благословенный час, - это был третий час дня, - отшествия Пресвятой Богородицы... В горнице воззжено было множество светильников. Святые апостолы возносили славословие Богу; Пренепорочная же Дева возлежала на украшенном одре, приготовляясь к блаженной кончине и ожидая пришествия к Себе возлюбленного Сына Своего и Господа. Внезапно в горнице заблистал несказанный свет Божественной славы, пред коим померкли светильники. Те, которым открыто было это видение, пришли в ужас. Они видели, что кровля горницы открыта и слава Господня нисходит с Небес - Сам Царь Славы Христос с тьмами Ангелов и Архангелов, со всеми Небесными Силами, со святыми праотцами и Пророками, некогда предвозвещавшими о Святой Деве, и со всеми праведными душами приближался к Пречистой Своей Матери.
          Увидев приближение Сына, Матерь Божия в великой радости воскликнула слова Своей песни:
          - Величит душа Моя Господа, и возрадовался дух Мой о Боге Спасе Моем, яко призрел на смирение рабы Своей! ( Лк.1, 46-47).
          И, приподнявшись с одра, как бы пытаясь идти в сретение Сыну Своему, Она поклонилась Господу. Он же, приблизившись и с любовью взирая на Нее, сказал:
          - Приди, Ближняя Моя, приди, Голубица Моя, приди драгоценное Мое сокровище и войди в обители вечной жизни.
          Матерь Божия, поклонившись, отвечала:
          - Благословенно Имя Твое, Господи Славы и Боже Мой, благоволивший избрать смиренную рабу Свою для служения таинству Твоему; помяни Меня, Царь Славы, в вечном Твоем Царствии; Тебе известно, что Я всем сердцем Моим возлюбила Тебя и соблюла вверенное Мне сокровище, и теперь прими в мире дух Мой и защити Меня от всяких козней темной, сатанинской силы.
          Господь утешил Ее исполненными любви словами, чтобы не боялась сатанинской силы, уже попранной ногами Ее, и с любовью призывал Ее безбоязненно прейти от земли к Небу.
          - Готово сердце Мое, Боже, готово сердце Мое (Пс.107, 2), - отвечала на это Пресвятая Дева.
          И затем, произнесши сказанные Ею некогда слова, - буди Мне ныне по глаголу Твоему (Лк.1, 38), снова возлегла на одре. Чувствуя неизреченную радость при виде Пресветлого Лица Сына Своего и Господа, Матерь Божия, от любви к Нему преисполненная духовного восторга, предала пречистую душу Свою в руки Господа. При этом Она не ощутила никакой боли, но как бы уснула сладким сном. Тот, Кого Она зачала без нарушения девства и родила без болезни, принял и душу Ее от пречистого тела. И тотчас началось славнейшее восшествие на Небо души Матери Божией. С торжественными песнопениями провожали  Небесные Чины Пресвятую душу Богоматери, на руках Господа грядущую в небесные обители.
          Небесные врата возвысились..., встретив Богородицу, Херувимы стали позади с веселием и Серафимы с радостью прославили Ее.
          С нежной любовью Матери всего христианского мира, Пресвятая Дева с небесной высоты взирала на оставшихся на земле верующих и со дерзновением гласом Матери вещала к Рождшемуся от Нее:
          - Яже Ми дал еси, во веки сохрани.
          Апостолы, сподобившиеся видеть это славное восхождение на Небо Божией Матери, в трепете следили за ним очами, как некогда за возносившимся с Елеонской горы Господом. Придя в себя от восторга, ученики Христовы поклонились Господу, со славою вознесшему на Небо душу Своей Матери, и с плачем окружили одр Богородицы. Лицо Преблагословенной Девы Марии сияло как солнце, и от пречистого тела Ее исходило дивное благоухание, подобного которому здесь, на земле невозможно и найти. Чудна была жизнь Пресвятой Девы, чудно и успение Ее, как и воспевает св. Церковь: "Бог вселенной показывает на Тебе, Царица, чудеса, превышающие законы природы: и во время рождения Он сохранил Твое девство, и во гробе соблюл от истления Твое тело". Благоговейно и со страхом лобызая пречистое тело, апостолы освящались от прикосновения к нему и, ощущая в сердцах своих действие неизреченной благодати, исполнялись духовной радости. Исцелялись глухие, немые, слепые, хромые и разные недужные с верою и любовью прикасавшиеся к священному одру.
          Начинается торжественное шествие с пречестным телом Божией Матери для Его погребения... Святой апостол Петр вместе со святыми апостолами Павлом и Иаковом, братом Божиим, став во главе, подняли вместе с другими святыми апостолами из числа двенадцати одр Пресвятой Богоматери; святой же Иоанн Богослов нес впереди райскую ветвь, испускавшую сияние. Остальные же верующие со свечами и кадилами шли вблизи, окружая одр. Все воспевали исходные молитвословия: святой апостол Петр начинал, а прочие стройно пели за ним псалом Давида: "во исходе израилеве от Египта" (пс.113), присоединяя к каждому стиху «Аллилуия»; по внушению Святого Духа воспевали и другие торжественные и благодарственные молитвы и псалмы.
          Торжественное шествие с пречистым телом Богоматери направлялось от Сиона через Иерусалим в Гефсиманию. Над одром и провождающими появился облачный круг, напоминавший венец и озаренный и необыкновенно светлым сиянием. А в облаках, во всеуслышание, наполняя воздух, раздавалось дивное ангельское пение. Этот облачный венец плыл по воздуху над одром Божией Матери до самого места погребения; за все это время не прекращалось и ангельское пение. Но радостное шествие, - вполне описать его не может человеческий язык, - было неожиданно прервано. Многие из не веровавших во Христа иудеев, услышав необычное пение и увидев торжественное шествие, покинули свои жилища и присоединились к нему: они также пошли за город, удивляясь той славе и чести, какие воздавались пречестному телу Матери Иисуса Христа.
          Узнав об этом, архиереи и книжники пришли в сильную ярость и послали слуг и воинов, - подговорив также многих и из народа, чтобы они догнали шествие и разогнали его участников; вместе с тем они приказали учеников Христовых убить, а тело Богоматери сжечь. Послушная подстрекателями толпа, вооружившись точно на сражение, в ярости побежала вслед за сопровождавшими тело Пресвятой Богородицы и уже стала настигать их.    
          Внезапно облачный круг, плывший по воздуху, спустился на землю и точно стеною окружил как святых апостолов, так и остальных христиан. Преследовавшие слышали лишь пение, никого не видя за облаком. Святые Ангелы, невидимо парившие над телом Богоматери и христианами, поразили злобных преследователей слепотою: одни из них разбили головы о городские стены; другие ощупывали их и, не зная, куда идти, искали проводников.
          В это время одному иудейскому священнику, по имени Афоний, случилось выйти на дорогу. Облако по Божию повелению для большей славы Богоматери снова поднялось. Видя святых апостолов и множество христиан, со свечами и пением окружавших тело Приснодевы Марии, Афоний переполнился завистью, в нем вспыхнула прежняя злоба к Господу и он сказал:
          - Смотри, какой почет окружает тело Той, Которая родила Льстеца, разорившего Закон наших отцов! 
          Будучи очень силен, он с неистовою яростью подбежал через толпу христиан к одру, чтобы сбросить на землю тело Пречистой Владычицы. Когда дерзкие руки священника коснулись одра, тотчас невидимый Ангел рассек их посредине невещественным мечом Божия отмщения, и они повисли, не отрываясь от одра, сам же Афоний упал на землю, восклицая:
          - Горе мне! 
          Уразумев свой грех, он стал каяться и говорить святым апостолам:
          - Помилуйте меня, рабы Христовы!
          Святой апостол Петр приказал остановиться, несшим тело Богоматери, и сказал Афонию:
          - Вот, ты получил, чего желал; знай, что Бог отмщений - Господь явил Себя (Пс.93,1), и мы не можем исцелить тебя от твоих ран; это может сделать только Сам Господь наш, на Которого вы неправедно восстали и, схватив, убили; но и Он не захочет даровать тебе исцеления, пока ты не уверуешь в Него всем сердцем и не исповедуешь устами, что Иисус есть Истинный Мессия, Сын Божий.
          Афоний воскликнул:
          - Верую, что Он есть предвозвещенный пророками Спаситель мира - Христос; мы с самого начала увидели, что Он есть Сын Божий, но, омраченные злобной завистью, не хотели открыто признавать величия Божия и предали Его безвинно смерти; но Он силою Своего Божества в третий день воскрес, посрамив всех нас - его ненавистников. Мы пытались путем подкупа стражи утаить Его воскресение, но ничего не могли сделать, так как слава об этом повсюду распространилась.
          Когда Афоний говорил это, раскаиваясь в своем грехе, святые апостолы и все верующие радовались радостью Ангелов о кающемся грешнике. Святой апостол Петр повелел Афонию с верою приложить раны усеченных рук, к висящим на одре, призывая имя Пресвятой Богородицы. Афоний исполнил это, и тотчас отсеченные руки присоединились к своему месту; они стали совершенно здоровы; остался только знак отсечения - точно красная ниточка, окружавший локоть. Афоний пал пред одром ниц, кланяясь рожденному от Пресвятой Богородицы Христу Богу, ублажая многими похвалами Пречистую Матерь Его. Он приводил из Святого Писания пророчества, свидетельствующие как о Ней, так и о Христе, и все удивлялись вдвойне, видя чудесное исцеление усеченных рук Афония, и, слыша от него мудрые слова, которыми он прославлял Господа Иисуса и восхвалял Богородицу. Затем Афоний присоединился к святым апостолам, следуя с прочими христианами в Гефсиманию за одром.    
          Точно так же получили исцеление и те из пораженных слепотою, которые, сознавая свой грех, с раскаянием подходили с проводниками к Честному одру и касались его с верою, - они получали прозрение не только телесных, но и душевных очей. Милосердная Матерь всех, Пресвятая Владычица наша, как рождением Своим доставила радость всей вселенной, так и в успении Своем не хотела никого опечалить: как благая Матерь Благаго Царя, Она и бывших врагов Своих милостиво утешила благодатными дарами Своими. Так приобрели верующие на Небе всесильную Заступницу и Молитвенницу к Богу.
          Не верится, что Пресвятая Богородица сподобила самую недостойную грешницу быть в той горнице, где Она предала пречистую душу Свою в руки Господа.
          Здесь ни души, тишину нарушает лишь треск свечей, горящих пред ложем Богородицы. Мы с матушкой Ниной одни наедине с Божией Матерью… Матушка меня не видит, и я ее не вижу. Моя душа замерла. Каждая молилась о своем... Казалось, что в этой вечной тишине прослушиваются наши мысли...

          Выйдя из храма, перед нами с Сионской горы открылся красивый вид на гору Елеон. Внизу - купол храма Петельглашения, которого венчал крест с петухом. Туда мы и направились. Спускались сначала по асфальту, а потом среди колючек. Когда подошли к цели, к великому сожалению, ворота храма оказались закрыты. Мы взывали, чтобы кто-нибудь вышел. Дождались, вышел работник, но нашей просьбе не внял, даже на территорию храма не пустил, указав на расписание работы храма. Матушка восполнила мои знания.               
          Высокая новая католическая церковь, построенная в память отречения и раскаяния апостола Петра, находится на том месте, где стоял дом первосвященника Каиафы, и где произошло это событие. Дворец Каиафы был расположен по склону Сиона на трех террасах. Руины этой части дворца находятся под открытым небом. Двухэтажная церковь стоит террасой выше и покрывает внутренний двор резиденции первосвященника, где находилась камера для заключенных и оборудование для бичевания. Эта камера находилась на расстоянии 5-6 м от "низа" двора, где был Петр. В этой тюрьме позднее были заключены апостолы Петр и Иоанн (Деян.4,3), потом все двенадцать апостолов (Деян.5,27), пять раз был подвергнут бичеванию апостол Павел (2 Кор.11,24).
          Рядом с общей тюрьмой и местом бичевания для тяжких преступников, подлежавших смертной казни, находилась яма, куда узников спускали на веревках. В эту яму был опущен Иисус и провел в ней несколько часов после окончания предварительного следствия и до вынесения решения синедриона, состоявшегося в пятницу утром. Сейчас эта тюрьма-яма также открыта и в ней устроен алтарь. На небольшом дворике растет виноградная лоза, которая обозначает расположение костра, где грелся святой Петр и, обличаемый служанкой, трижды отрекся от своего Божественного Учителя, а после пения петуха, горько оплакал свое отречение. Ученик апостола св. Климент повествует, что св. апостол Петр в продолжение всей остальной жизни, когда слышал полуночное пение петуха, обливался слезами и каялся в минутном своем отречении. Глаза у св. Петра были от частого плача красными.
         
         Мы пошли вниз по дороге к Стене плача. Дошли до контроля: здесь тщательно проверяют сумки, как на границе. Перед Стеной плача расположено огромное пустое пространство, поделенное на две части для мужчин и женщин. Эта стена расположена под мусульманской мечетью, остаток стены древнего храма, построенного Соломоном. Мы не стали подходить близко к стене, а посидели вдали от нее. Там раскачивались и плакали евреи, ударяясь головой о ее камни, и засовывали в щели записки. Наш путь был к Гробу Господню, и мы с матушкой пошли дальше: тоннель и снова контроль. Мы вышли к арабскому кварталу и нам нужно было пройти через него. Зоя нас предупреждала, чтобы по одному не ходили. Сейчас здесь напряженная обстановка: то евреи с арабами воюют, то арабы с евреями, взрывают, убивают. Я увидела узкие улочки с калитками, за которыми чужой мир, и меня охватил страх. Да в этих лабиринтах легко можно было исчезнуть и никто бы не нашел нас. Матушка меня предупредила: «Идем быстро, не оглядываясь, и с молитвой». Казалось, что мы летели по этим узким проходам, сердце стучало на предельной скорости и готово было «выпрыгнуть наружу»... Слава Богу! Мы пробежали благополучно.
         
         Вот и площадь перед храмом Воскресения, которая стала для меня родной. Мы успели к встрече Иерусалимского Патриарха Иринея и крестному ходу с иконой Воскресения Господня. Во время службы посчастливилось побыть у Гроба Господня, помолившись с миром в душе, выхожу из Гроба. Матушка зашла к отцу Пантелеимону за святынями: восковой  печатью с двери Кувуклии и ваткой, пропитанной елеем с Гроба Господа, и она поделилась со мной.
          Поднялись на Голгофу, поставили свечи, а кто-то улыбаясь, фотографировался... Мы спустились к месту обретения Креста. Тишина. Милостью Божией, архимандрит Феофилакт (он только что приехал из Москвы на новое место служения) открыл нам ризную: и вот перед нами Крест Господень, вернее самая большая частица, а кругом стеллажи с мощами... Казалось, что здесь все святые собрались на Пасху: "Все святые, молите Бога о нас".
         Еще раз с матушкой обошли все памятные места храма и пошли на пасхальную вечерю в наш русский Троицкий собор. Здесь праздничное настроение: сияющие лица, пение, облачение, ликование и веселье. Сорок пять минут молитвы пролетели как один миг.
          Слава Богу! Матушка Нина была для меня в этой поездке лучиком света, путеводной звездочкой и наставником. Она заполняла мою пустую духовную нишу. В моей голове множились вопросы, и она отвечала на них, но они не убавлялись. Меня волновало то, что у меня не было духовного наставника и об этом поделилась с матушкой. И вдруг, неожиданно она предложила: «А вы приезжайте в Тамбов и с отцом Николаем познакомитесь, он ответит на все ваши вопросы». Меня тронуло до глубины души ее искреннее приглашение, а представив себя в доме священника, я испугалась, но приглашение приняла.
         
          Так прошли последние три дня Страстной недели и Пасха, проведенные в Иерусалиме, которые изменили, преобразили мое испорченное сознание. Чувства, которые испытываешь у Гроба Господня, на Голгофе, Гроба Божией Матери конечно невозможно описать словами, это выше человеческих сил. Это глубоко личное и каждый по-своему воспринимает. Для меня главное было то, что милость Божия не отвернулась от грешницы и показала истинный путь, по которому надо идти. "Господи, где нет Тебя – там пустота, где Ты – там любовь, там богатство души, Ты дал мне новую жизнь. Хвала и слава Твоей благости!"


      
             


Рецензии
Дорогая Галина! Много дум передумала я за те годы, месяцы, дни, что оказались наполненными здесь, на Донбассе, смутой кровавой огненной.
Страдание человеческое, в той или иной степени, вошло здесь в каждый дом. И сказала уже не раз, отдельных судеб - нет. Есть один огромный ком большого человеческого горя.
Стали ли люди лучше? Не думаю. Ещё более страшный грех пополз зловонной плесенью по земле Донбасской, грех приспособленчества к посланным на эту многострадальную землю напастей. Пять лет гнобления душевного и физического изломали природу человеческую. Мутанты нового времени - вот плоды такого жуткого воздействия на плоть душевную.
Иначе быть и не может. Слаб человек, лишённый истинной веры. И ещё более бессилен, если вера эта - фейк в мыслях.
А Вас благодарю за чудесные слова о просветлении. Которое, коснувшись сердца страдающего и метущегося в сомнениях, преобразует и душу, его томящуюся осмыслением всего содеянного на жизненном пути.
С любовью из Донецка, Людмила Марава.



Людмила Марава   29.04.2019 09:13     Заявить о нарушении
Людмила, вы написали эту рецензию 29 как движение девяти. Посмотрите Фильм "Девятая"-это в сути вторая часть романа Гоголя "Мёртвые души", которую он сжёг-гори и горе как гора подыми. "Христос воскрес!" - и для всего мироздания началась истинная весна, светлое, радостное утро новой жизни. Воскресение Господа Иисуса - первая действительная победа жизни над смертью.
Человек живёт век из-за духа, которому дали рост из-за души, ведь спас Христос душу не дух. Я называю себя лечовежей в честь спасённой души. Человек-семь букв как тело+дух, что в человече как вечности дал рост лечовеже-8 букв, душа+тело.
Я верю, что наше тело может жить вечно из-за души и только долгожительство, которое уже заходит на дорогу вечности в теле победит зло. Это новая религия, забытая старая, так как библия начал с вечной жизни тела.

Даша Новая   19.04.2020 13:15   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.