Дед и внук

                Дед и внук
   Ранним утром раздался звонок в дверь, кто-то не терпеливо давил кнопу звонка. Открываю, стоит мужик с толстой цепью на шее, огромные кроссовки, явно не Ростовской фабрики. Протягивает руку и без всяких предисловий заявляет; « Мне нужна красивая вещь из дерева, у друга днюха, хочу подарить…».
  Из - под своих густых бровей осматриваю этого типа, не нравится он мне, ни манера говорить, ни внешний вид.
  « Плачу хорошие бабки, днюха через три дня, поторопись…».
  Каждый художник в душе артист и ещё неизвестно, кто лучше справится с ролью, художник или театральный актёр. Показываю ему свою левую руку, скрючив пальцы и изображая мелкую дрожь всей кисти. « Извините, я давно не работаю, рука подвела, дрожь и силы нет в пальцах, одной рукой много не наработаешь.
  Раннего гостя слегка вздёрнуло, он даже выругался, придирчиво осмотрел мою трясущуюся руку. « Мне сказали, ты лучший мастер, кто ещё может сделать хорошую вещь»?
  Я назвал ему пару адресов, мужик рыкнул в ответ: « Я там уже был…», Не прощаясь, пошёл вниз по лестнице.
  Ухмыляясь, я запер дверь, чайник на плите уже попискивал и внук доставал из холодильника завтрак.
  « Дед, а зачем ты обманул дядьку, сказал, что рука слабая и трясётся, я всё слышал, вчера ты шлёпнул меня не слабо, нормальная у тебя рука».
  Уже после чая и ответов на всякие «почему?», открыл дверь балкона приспособленного, под мастерскую, стал подготавливать инструменты. Внук вертелся рядом, порой сильно мешая, и помогая искать нужное приспособление. Снова задал утренний вопрос, глядя, как моя рука уверенно оттачивает инструмент.
  « Знаешь, в нашем деле есть два типа мастеров. Один сделает тебе на заказ всё что попросить, таких очень много. Они учтут все  пожелания заказчика, все его капризы. Мастерством они могут обладать отменным, чего зря ворчать на них. Когда заказчик расплатится, то может на его глазах сломать работу, испортить, мастеру уже не важно, деньги получены….
  Но есть категория мастеров с иным подходом. Они редко берут заказы, если что делают, то не могут взять хорошую цену, обнаружив промахи в работе, которые не заметны заказчикам. Это настоящие художники. Они не делают свои удачные работы потоком, долго размышляют над материалом, редко делают эскизы. Но разглядев в материале его красоту, уберут только лишнее.
  Таких работ выходит одна на десяток, но такая работа восхищает самого мастера, это робкая попытка уловить гармонию.
  Помнишь, я давал тебе почитать «Малахитовую шкатулку», а потом спросил, какая самая главная мысль высказана Данилой-мастером. Ты не смог ответить тогда. Он мечтал сделать вазу, что бы материал и форма дополнили друг друга, это и есть гармония!
 А вот дальше уже, совсем сложно. Такую вещь продавать жалко, прежде чем уступить её, долго присматриваешься к человеку. Надо выяснить, на сколько, у него развит вкус, как он видит красоту.
  За мою жизнь много красивых вещей отдал людям, которым не дано видеть красоту. Если изделие попадало в хорошие руки, приятно слышать бывает при встрече, что хранят и берегут, любуются…».
  Внуково терпение заколебалось от долгого рассказа, посыпались вопросы. Где учился делать инструмент, а бывает дерево толщиной с дом…..?
  Выговорившись, он снова спросил: « Вот ты говоришь, что сделанная с радостью вещь продолжает жить и радовать. А если её испортят»?

  Было у меня несколько случаев, душа болела, когда увидел, что с ними сделали.
  Есть такое дерево, в народе его называют белолистка. Древесина ровная, иногда даже розоватого цвета. На этих деревьях бывают наросты, капы. Вот в капах древесина вообще волшебная. Завитки настолько красивы, что жалко срезать лишнюю стружку. Вот такой кусок капа я и превратил в не большую вазу. Если его терпеливо обработать, то верхний слой получается прозрачный и с перламутровым эффектом. Если рассматривать такое изделие на ярком солнце, оно переливается серебром, видно всю его красоту. Это было песней для мастера, наградой за терпение и осторожность.
  В те времена я возил грузы на машине, пока напарник за рулём, я вырезал очередную вещицу. Окончательную красоту наводил уже дома в свободную минуту.
  Дело было в начале девяностых годов, в те времена на многих складах и базах, работники начин6али пальцы гнуть, свою значимость показывать. На одном складе, две женщины, и заявили: Без хорошего презента не рассчитывайте быстро товар получить. Купили мы им какое-то вино с ярким попугаем на этикетке, оно так и называлось «Попугай». Думаю это была изрядная гадость с привлекающей этикеткой. Дамы с радостью отпустили нам груз. Тут меня и попутало, я им эту вазу и вручил, на будущее….  Загрузили нас быстро конечно.
  Через пару недель приехали за следующей партией груза, захожу забрать документы. Случайно бросил взгляд на занавеску в углу помещения…. В щель увидел раковину умывальника и…. грязную, забрызганную мыльной водой свою  вазу. Всё это безобразие венчал кусок мокрого мыла.
 Стало жаль вазу, затраченный труд, этих женщин, не сумевших разглядеть красоту. Больше я не возил им ни каких подарков.
 Вот так убивают красоту.
  Был ещё такой случай.
 К юбилею одного человека, попросили сделать медаль из дерева, условие было одно, медаль должна быть красивой.
  Долго перебирал свои запасы, прикидывал, как будет выглядеть, как лучше показать красоту дерева. Остановился на срезе ствола акации, есть такое дерево с огромными колючками. На таком срезе можно найти все цвета радуги, красиво завитое, очень крепкое. Когда работаешь с таким материалом, порой пальцы судороги сводят. Одно утешение, дерево всегда отвечает благодарностью за труды, сияет каждой жилкой.
 Осторожно обтачивал, боясь повредить волокна, шлифовка, юбилейная надпись, это почти каторжный труд, это знают только те, кто работает с твёрдым деревом, просто рассказать, как и что, не получится, это надо пробовать. Сколько ушло на это времени, сказать сложно, но дерево засияло всей своей красотой.
  Отнёс заказчикам, те конечно расхваливали, благодарили и пригласили на этот самый юбилей. Лучше я не ходил бы туда…..
Тамада лихо поздравляет, даёт слово гостям, хвалит юбиляра. Шум, веселье. Пришло время вручать мою работу юбиляру….
  Достаёт тамада из какой-то сумки эту медаль, к4ак молотом по моей голове…
  С таким трудом сделанная медаль исписана поздравлениями и к тому же шариковой ручкой. Какой там только белиберды не написал. Медаль размером с тетрадную страницу, вся исписана без остатка.
  Смолчал я конечно, но обида осталась. С таким трудом удалось дать дереву вторую жизнь, но его убили простой шариковой ручкой.
 Сославшись на занятость, я ушёл с гуляния, пусть празднуют без меня.
 Вот поэтому избегаю заказов, неохотно уступаю свои работы, присматриваюсь к людям, прежде чем уступить.
 Внук слушал не шелохнувшись, потом подошёл и сказал: « Дед, не переживай, я берегу шарики из камня, которые ты мне подарил, мама спрятала от нас шкатулку, что ты ей сделал, боится что мы поцарапаем или сломаем».
  Погладил я внука по голове, тот замер, почти не дыша, расстроил я парня. Такие рассказы пойдут ему на пользу, будет ценить чужой труд, может, научится понимать красоту в простом речном камне или сухой коряге.
 « Дед, я по телеку смотрел передачу, про какого-то художника, так ведущий сказал, что пока живы работы мастера, значит и он жив….
  Спасибо малыш, за поддержку спасибо!
 


Рецензии