Фельшар Жываго и особенности национальной хирургии
Но что-то опять я заболтал вас, в эту, в геополитику ударился. Я-то про наше село собрался рассказать, да про фельшара нашего, Кузьму Захаровича Жывагу. Про что знаю хорошо. В те годы наше село было, как маленький Советский Союз: кто только у нас не жил, это уж после евреи да немцы на историческую родину подались. А тогда мы и не знали, и не ведали кто какой национальности, все тесно, двор в двор жили. Один только участковый, да председатель сельсовета и видел пятую графу в паспортах. А раньше-то у сельских и паспортов не было, не давало Государство, чтобы в города не сбегли. Ну, конечно, по фамилии, да по разрезу глаз можно было додуматься, что Исуповы никак не немцы, а Гриншпун — никакой не ингуш (жили у нас в селе и ингуши, и греки).
Да… так вот, в середине семидесятых годов история приключилась. Аккурат весной. Весна в тот год припозднилась, но зато дружная была, в одночасье снег сошел, земля и влагу впитать не успела. Грязь всюду, лужи. Распутица, одним словом. Из села ни на лошадях, ни на машине не проехать. Асфальта в те годы еще не проложили до нашего села. Шоссейка, конечно, имелась. Однако после уборочной разбитая вся, только на тракторе и проехать.
Тот день был субботним и Кузьма Захарович уже домой засобирался: по субботам медпункт до обеда работал, да и на приеме только бабка Невзориха была, утром с чирием на интересном месте наведалась. Фельшар и халат свой медицинский снял, и на стул повесил — санитарка баба Стюра заберет домой в стирку, как в дверь постукали негромко. Посетители зашли гуськом, ровно их кто цугом запряг. Первый — завклубом Натан Соломонович Гриншпун, мужчина округлый и обхождением, и обликом, включая очки, нес на руках большой кулек. Следом за Натаном Соломоновичем шла его жена Фаня. Была Фаня никем. В том смысле, что пользы селу никакой не приносила, сидела дома, управлялась по хозяйству, да детей рожала. В Фанин затылок дышал Ринат Исупов, парень молодой и чернявый. Работал Ринатка комбайнером, да вдобавок членом партии значился. В КПСС его определило начальство наше, потому как был Исупов передовиком производства, а что же за передовик такой без партбилета? Замыкала цепочку Ринатова жена Роза, девушка бойкая, из пришлых — ее Ринат после службы в армии из города привез. На руках ее, как и у завклубом, лежал большой кулек, только замотанный в одеяло другого, коричневого цвета.
Кузьма Захарович радушно улыбнулся зашедшим и приглашающе указал на два стула — большего сельский медпункт позволить себе не мог, по причине скудного финансирования.
— Ну, что ж. Поздравляю! Вас, Ринат, с первенцем, а вас, Натан Соломонович, с долгожданным наследником.
Лицо Рината сияло счастьем, как лемех у плуга, а уж Гриншпун гляделся прямо Генеральным секретарем Леонидом Ильичом Брежневым, когда того награждали очередной звездой Героя. Завклубом понять можно, после шести девок — Натан Соломонович как-то заявил, что хоть целый ансамбль танца «Березка» нарожает, но до сына додолбится, как шахтер Стаханов до угольного пласта — наконец родился мужик. Вчера только жен с наследниками из района привезли, председатель колхоза специально гусеничный трактор ДТ-75 посылал.
— Случилось что? Как-то вы, не успев домой вернуться, уже и ко мне пришли.
— Нет, нет, — поспешно отозвался Натан Соломонович, — к счастью, с детьми все хорошо. Именно поэтому мы с Ринатом Раисовичем и нашими дражайшими женами и сыновьями и пришли к вам, Кузьма Захарович. Дело в том, что сегодня суббота и… как бы поточнее выразиться, — замялся завклубом.
Бойкая горожанка Роза толкнула мужа локтем в бок:
— Говори ты, а то пока он слова подберет…
— Нет уж, извините, Роза Айнуровна, во-первых, мы на целые сутки все же старше, а во-вторых, и в очереди некоторым образом первые, да и вообще, — и, снова повернувшись к медику, продолжил. — Как я уже сказал, сегодня суббота и нашим мальчикам, Левушке и Дамирчику, надо сделать брит.
Фельшер Жываго взглянул на нежные щечки младенцев и с сомнением произнес:
— Мне кажется, им еще рановато этим заниматься.
— Вы не поняли, брит или бритмила — это священный обряд обрезания.
— Понятно, — кивнул головой фельшар и зачем-то добавил про цирк.
Ринат, парень горячий, мгновенно вспыхнул:
— Доктор, ты хоть человек и уважаемый, но зачем позоришь, циркачей из нас делаешь? — человек простой, комбайнер, ко всем обращался на «ты». Исключение делал только для председателя колхоза и секретаря парторганизации.
Широко образованный и интеллигентный Натан Соломонович мягко — так говорят с истеричными и туповатыми детьми — попытался успокоить вспыльчивого коммуниста:
— Ринат Раисович, не стоит так волноваться. Кузьма Захарович не имел сказать ничего обидного. Он использовал медицинский термин. Циркумцизио по латыни и означает обрезание. С цирковой ареной их объединяет только круглая форма.
— Так и надо на понятном языке выражаться, — остывая, промолвил Ринат, — а то я уж подумал, что из меня Енгибаряна* хотят сделать.
Слушая мирную беседу односельчан, наш фельшар снял крышку со стерилизатора и принялся внимательно изучать блестящие инструменты. Вытащил пинцетом медицинский ножик, повертел перед глазами и сунул назад. Достал ножницы, удовлетворенно кивнул и положил на салфетку, расстеленную тут же на столе. Проверил, есть ли в биксе стерильные марлевые шарики — их баба Стюра готовила, — и повернулся к ожидающим.
— В принципе, в операции — ничего сложного. Теоретически, чик и — готово! Меня одно смущает: насколько я знаю, эту процедуру проводят только подготовленные люди, облеченные, эээ… соответствующими религиозными полномочиями.
— Уважаемый Кузьма Захарович, и где мы среди нашего села найдем такого человека? В райцентр, вы сами понимаете, никак не выбраться — грязь непролазная, да и нет в районе нужного человека. До областного города по той же причине не дотянуться. А сегодня суббота — шаббат. Левушке восемь дней исполнилось, Дамирчику — семь: самое время проводить обряд. Вот и получается, вы единственная надежда на брит.
— Э, Натан Салмонович, это твоего пацана надо брить, а моему Дамиру сунну делать положено. По нашим мусульманским обычаям.
— Ринат, а не боитесь, что у вас могут сложности возникнуть по партийной линии? Я слышал, в областной больнице врача Зинатулина из партии исключили за то, что он по настоянию родственников, муллу домой пригласил, когда умерла бабушка. Прекрасный врач, между прочим.
— Ай, Кузьма Захарыч, — сокрушенно махнул рукой парень, — что мне эта партия, если от моей бабушки я сам умру? Я ей говорю, что мне обрезание сделали уже большому, тринадцать лет мне было, а она твердит, что лучше всего на седьмой день. Так что давай уже, режь. Дома гости ждут, той делать будем.
— Ну, коли так, мойте руки, кто помогать мне будет, — фельшар Жываго снова надел белый халат и подступился к столу с инструментом.
— Уважаемый Кузьма Захарович, надеюсь, вы понимаете, что обряды отличаются один от другого, как маца от пирога чак-чак? У каждого свои особенности. И конечный итог выглядит по-иному.
Фельшар Жываго замер: в одной руке зажат пинцет, в другой — хищно пощелкивают ножницы.
— И в чем же отличие, Натан Соломонович?
— Эээээ… — просвещенного завклубом вопрос загнал в угол. — Дело в том, что мой народ начал практиковать брит задолго до мусульман и уж только потом они переняли у иудеев этот обычай.
— Зачем так говоришь? — обиделся комбайнер. — У моего отца обрезан, дедушку мулла резал, прадедушку тоже. А твоих родителей я не знаю.
— Ринат Раисович, что вы кипятитесь, как каструля для выварки белья? Это произошло задолго до наших родителей.
— Так как резать будем? — встрял, потерявший терпение Кузьма Захарович. — У меня сейчас инструментарий расстерилизуется.
Отцы посмотрели друг на друга и умолкли. Молчание длилось добрую минуту, а потом Гриншпун махнул рукой:
— Не будем ничего делать, извините за беспокойство, Кузьма Захарович. Отложим до лучших времен, причина уважительная — Всевышний простит отсрочку.
— Мы с Дамирчиком тоже подождем. У нас вообще в запасе еще десяток лет есть.
И семейные пары, дружно развернувшись, покинули медпункт. Только теперь шествие возглавляла Роза, а замыкал Натан Соломонович. Спящие мальчишки так и не узнали, что только что счастливо избежали первого хирургического вмешательства в их личную жизнь.
Уже годы спустя Кузьма Захарович, встретив сокурсницу-еврейку, она работала в областном роддоме акушеркой, спросил — вопрос все эти годы не давал ему покоя, — чем отличается иудейский орган от мусульманского? Лариса, пожав плечами, ответила, что никогда не задавалась этим вопросом, видела только у собственного мужа и потому сравнить ей не с чем.
* Енгибарян (Енгибаров) Леонид (1935-1972) — известный советский клоун-мим.
Свидетельство о публикации №212082601365
Также очень понравилось живописное противопоставление двух представителей разных народов, с одиозными вспыльчивостью/холеричностью одного и лабильностью/меланхоличностью другого. А неторопливое, обстоятельное изложение, под стать ЛГ-сказителю, и вовсе устраивает читателю нечто вроде "кабинета релаксации" в самом гуманном и приличном смысле этого слова )).
В общем, спасибо большое, прямо вот отдохнула! )
Побежала работать дальше...
Всего Вам доброго, Геннадий, от души! )
---------
*(как и, полагаю, большинство тем Ваших рассказов! ;) )
Элизабет Симпсон 13.07.2022 13:12 Заявить о нарушении