Ангелы

 Ангелы

        Случай меня привёл в районный центр Нижегородской области. Я возвращалась домой. Проделав немалый путь, дошла до железнодорожной станции, купила билет и, поскольку времени до электрички было достаточно, села на лавочку на пустынном перроне, прикрыла глаза, подняв лицо к ещё тёплому августовскому солнцу. Мне казалось, что я куда-то улетаю, вероятно, задремала.
        Лавочка чуть дёрнулась. Я приоткрыла глаза. На край лавочки присел худощавый, сухонький, пожилой мужчина, поставив рядом плетёную корзинку с яркими, спелыми и душистыми яблоками. Он был одет в брезентовый военный плащ. Я подумала, где он откопал этот раритет? За плечами был увесистый рюкзак.
      - Штрейфлинг? – спросила я, – красивые… Как вкусно запахло, ууу, чудо какое.
        Мужчина взял из корзинки два яблока и протянул мне:
        - Угощайтесь.
        - Спасибо, не надо, у меня свой сад, яблоки в этом году уродились, слава богу. Правда, штрейфлинга у меня нет, не посадила, а жаль: вкусные яблочки. Они ассоциируются с моим детством. В саду в деревне у бабушки и деда была огромная яблоня, каждый год давала яблоки: один год с одной стороны, другой год с другой стороны, а третий год вся плодоносила. Вот такое чудо было. Спустя много лет я поняла, почему такое чудо происходило.
         - И почему же? – с любопытством спросил мужчина.
         - Мой дедушка в августе навозом обкладывал приствольный круг яблонь неравномерно. Какую сторону яблоньки удобрял, там яблонька закладывала цветочные почки. Вот такая хитрость была. Только в детстве я этого не знала, считала, что это чудо.
        - Да, интересно…А ты яблочки-то возьми-возьми, мне полегче будет нести. Чудеса-то в жизни часто происходят. Я немало пожил, знаю это наверняка.
        - Вы, наверное, военным были? – утвердительно спросила я.
Да, военным, а как догадалась?
        – На вас плащ до земли брезентовый, сейчас таких нет. А вот у моего мужа был такой плащ, когда мы начинали службу. Только это давно было, – сказала я и улыбнулась.
        - Послужил я стране, Отечеству своему. Воевал.
        - Воевали в Отечественную? Сколько же вам лет? Рюкзачок-то увесистый и корзинка с яблочками тяжёлая, а вы без помощников на платформу пришли.
        - Так я ещё и не старый вовсе. Мне всего-то 85 лет. Да и воевал-то я всего полгода. Меня на фронт взяли семнадцатилетним мальцом.
        - Так вы продолжили военную службу после войны?
        - Да, так уж сложилось. Я на фронте-то был всего полгода, но каких! В декабре 1944-го меня призвали. Связистом был.
        - Страшно было?
        - Конечно, страшно. Но у меня такие ангелы были: о, если б не они, не жить бы мне. Вот, ты мне про чудо-яблоньку рассказала, а я – тебе, про своих ангелов расскажу.
        - Ангелы? Это любопытно.
        За разговором время пролетело быстро, мы даже не заметили, как к платформе подошёл электропоезд и мы, боясь опоздать, направились к открывающимся дверям вагона. Мне очень хотелось узнать об ангелах, которые помогли человеку выжить во время войны, я старалась не терять из вида дедушку с рюкзачком и корзинкой с яблоками. В вагоне было достаточно свободных мест, я решила продолжить разговор и села рядом со своим недавним собеседником. Электричка протяжно прогудела и двинулась в путь.
        - Расскажите про ангелов, которые вас спасали, – начала я разговор.
        - А! Ангелы. Что ж, расскажу. Мне тогда всего 17 лет было. Рослый я был, крепкий – вот и призвали. Наши тогда в наступление шли. Моё дело было связь обеспечить. Работа не сложная, но опасная.
Передовая, понимаешь ли, да… В батальоне у нас были моряки, их прислали, чтоб они обеспечивали нам, связистам, спокойную работу, понимаешь ли. Эх, отчаянные ребята были! Фашисты их боялись пуще бомбёжек. Там, где шли моряки, чисто было. Как только моряки шли с криком: «Полундра!!!» Всё. Немцы бросали оружие и убегали пока живы. Они уже знали, что если придут моряки, то пощады не жди, лучше убегай. А меня они звали салагой. «Ты, – говорили они, – салага, не лезь пока сигнал тебе не дадим, молодой ещё салага – одним словом».
       Я внимательно слушала рассказ фронтовика, он рассказывал медленно, как бы погружаясь в воспоминания, в годы своей боевой нелёгкой юности.
      - Да, вот однажды я после их работы установил связь необходимую, а тут то ли снаряд попал, то ли ещё что, только я должен был восстановить связь, ну я и пополз вдоль провода, а тут такая бомбёжка началась, артподготовка… Весна, холодно, слякотно, сыро. Я нашёл разрыв, устранил, а тут около меня как рвануло, меня отбросило, контузило, одним словом. Сколько лежал без памяти не знаю, только когда очнулся, понял, что не знаю куда мне ползти. Голова болит, замёрз сильно, лежу в грязи и плачу, маму вспоминаю, дом. Думал, что конец мне пришёл. А тут откуда ни возьмись – ангелы, двое. «Салага, – говорят, – ты чё тут сопли мотаешь, айда за нами». Вот так меня и спасли ангелы. Как бесстрашно они воевали! Герои. Отважные были, только никто их не награждал. За Родину бились с врагом, за Отечество, за Землю русскую.
        - Спасибо Вам, за рассказ ваш. Интересно очень. Действительно, ангелы.
        - А вот и Пушкино. Приехал я. Доброго вам здоровьица. Не хворайте.
        - И вам долгих лет. Ангелы вас хранят и сил вам для жизни дают. Дай Бог.
        Старичок лихо подхватил корзинку с яблоками и направился к двери. Я продолжала путь и размышляла: вот это дедок, надо же, столько лет, а он такой жизнерадостный, сколько в нём жизненной энергии, чистоты. И яблоки его – чудо как хороши. Видно, действительно не зря его спасали ангелы.



26.08.2012


Рецензии
Моя Мама,мне всегда говорила.Если едешь в долгую дорогу.-Говори про себя.-Ангел мой иди за мной, ты впереди я за тобой! У каждого у нас в душе свой Ангел.У тех подонков которые убивали и мучили в Саласпилсе невинных детей,в душе был ангел Ада!С Уважением к вашим произведениям Иван.

Иван Рассказов   20.10.2013 09:41     Заявить о нарушении
Спасибо, Иван, за отзыв.
Я издала сборник своих рассказов. Все прочитавшие его довольны.
Мне приятно.
С уважением. Наталья

Наталья Довженко   20.10.2013 09:49   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.