Динамика текущего момента-2

Политические события в летней России развивались не шатко-не валко, пока, вдруг, не состоялся суд над всем уже известной панк-группой. Есть такие хитрые шкатулки – надо знать куда нажать, чтобы они открылись. Знали ли об этом сами «пусси» или просто так получилось само-собой, но они нажали в нужное место: картинка нынешней России вдруг моментально преобразилась, распавшись на несколько частей, каждая из которых оказалась совершенно самостоятельной и уже почти законченной. То, что произрастало в стране последние 20 с лишним лет, начало давать свои плоды. Мы засеивали свою пашню неизвестными семенами, положившись на некие рекомендации соседей, а теперь мучительно всматриваемся в урожай и пытаемся определить что это. Есть и другая аналогия сегодняшнему политическом дню России. Многие образованные люди считали и считают почему-то Россию этакой женской сущностью, то ли очень невинной, то ли совсем уж разухабистой. И именно поэтому речь о беременности России Западом, время от времени, выглядит как само собой разумеещееся. А сами «западники» этому активно апплодируют и кто как может – способствуют, подначивая всех остальных. Всё это мечтается и происходит пока сама Россия, или точнее, её образ в глазах «прогрессивного человечества» не начинает произносить хоть какие-то слова или совершать те или иные действия. И вот тут, как правило, происходит некое замешательство. Это и есть, на мой взгляд, образ дня сегодняшнего. Россия – как беременный мужик, уже несколько испуганный подозрениями о своём положении, не могущий понять как это могло с ним произойти, и, соответственно, не знающий что теперь делать и к кому обратиться.
После того, как верховная власть России умудрилась почти затоптать то, что так долго холила и лелеяла в лице новых «правильных» русских с могучими демократическими принципами и представлением о прогрессивном обществе, в деле с панк-группой она пошла ещё дальше. Теперь уже растоптано то, что так долго пыталась Россия представить из себя перед Западом. Зачем это ей надо было, трудно сказать, но сил и средств было потрачено не мало. И теперь, выясняется, что это всё впустую. Лебезить и «нагибаться» надоело, но как жить по другому – пока совсем не ясно. Надо полагать, по старой привычке, это попытаются как-то «спустить» на тормозах, дав «по шапке» некоторым своим, чтобы много не говорили и мало делали. Но будут ли молчать молодые люди, ещё полгода назад распевавшие песни о том, как они не любят существующую власть и её стабильность?
Ситуация с РПЦ, на мой взгляд, весьма характерна, для нашего общества. С одной стороны, организация, поднятая с колен и раскормленная властью, с другой – общество мало разбирающееся в Православии, но требующее тут же кого-то наказать, чтобы не портили «святыни». Православным начальникам не пришлось, в общем и целом, что-то доказывать людям, страдать за свою веру или  вдохновлять своим духовным подвигом. Они последние 25 лет как могли обустраивали свои «гнездышки», строя, восстанавливая или просто записывая на свой счет то, что когда-то принадлежало государству. Они обустроились и зажили так, чтобы не из последних, смешав в своих деяниях мирское и культовое. И теперь им ничего не докажешь – они сами определяют чего можно, а чего – нет.
Так происходит с любой организацией, а  не только с религиозной. Для этого надо лишь вырасти в объемах до определенной величины, создать свою собственную управляющую структуру и центр подготовки  молодых кадров. После этого организация становится «небожителем» в своей области: она задает тон в своём деле, и она же контролирует его исполнение, замыкаясь сама на себя. Как правило, после этого начинаются застойные процессы в самой организации. Она постепенно дряхлеет и сходит с ума – всё или почти всё как с человеком. И хотя Церковь записана как вечный организм, в последнее время всё чаще приходят сообщения о том, что отлаженный управленческий механизм начинает давать сбои. Фраза о том, что проблемы государства весьма характерно отпечатываются на любом общественном институте и в данном случае, на мой взгляд, находит своё подтверждение.
Одной из принципиальных черт русского общества является пренебрежение к деталям. Они нам просто не интересны и даже противны. Мы и слово то придумали специальное, чтобы образно было – мелочность. Нам некогда возиться с этим или просто неважно есть там какие-то детали или нет. Важна суть и нравственная оценка – хорошо это или плохо. Нравственная оценка часто тоже не с потолка бывает взята: мы внимательно слушаем что говорят люди вокруг, а потом передаем дальше. А если что не так случится - одернут. Это много легче, чем синтезировать «что такое хорошо и что такое плохо» из 10, 20 или 100 пунктов, описывающих событие в деталях.
В православном катехизисе нет упоминания о запрете на роскошь. Ровно так же, как нет там и указания на страх перед силами зла. Ну нет и всё. Надо лишь следовать учению Христа, любить его и стараться жить похожей жизнью.  Как бы сейчас жил Христос доподлинно не известно, так как людей, слышаших голоса ангелов, как правило, никто в расчет не берет. Однако, общество наше не желает видеть в церковных иерархах только чиновников по религиозным обрядам, и начинает раздражаться. Детали учения не важны – важно это раздражение: церковь от людей отодвинулась, чтобы придвинутся к власти. Чтобы самой стать властью. Публичной, карающей властью.
И если взрослые люди испытали раздражение, молодежь – сжала кулаки. Протест, который мы все сейчас можем наблюдать по надписям на храмах, по спиленным уже крестам и прочему безобразию, на мой взгляд, не поругание «святынь», которые, простите, вдруг взялись ниоткуда у поколений убежденных атеистов, а энергия этих самых сжатых кулаков. Власть не пользуется сейчас популярностью в России, и те, кто состоит в её рядах – тоже. Церковь публично встала на сторону власти и тут же получила за это. Не от чужих получила, как бы кому не хотелось в это верить – от своих. Казалось бы, ну получила и получила. Может быть, даже за дело получила. Главное, что от своих – хоть и обидно очень, но не оскорбительно, а поучительно! Ведь русские же, вроде как. Одна культура, одни понятия о жизни. Но нет, что тут вдруг началось, какая вдруг истерика приключилась с попами и даже определенной частью нашего чувствительного общества! Сразу стало очевидным то, что не стояли они ни раз за свою веру, не испытывали на своей лощеной коже лихие времена человеческого безверья, а определились сразу в теплое местечко своей православной задницей, адаптировались к времени и месту, чтобы крепче было держаться за стабильную стабильность. Удивительные иногда образы всплывают в сознании. Когда то ад рисовали в виде шипящих сковород или бурлящих горячей водой чанов, в которых грешники истошно кричали – мучились. А черти все издевались и дрова только подкладывали, чтобы крики не прекращались. Вряд ли издевательства над символами Православия в ближайшее время прекратятся сами собой. Но я не понимаю, почему православные заходятся в истерике…
Вернемся теперь к грешному светскому обществу. Надо сказать, в невообразимое время живем. Патриоты стали объединятся с либералами. Западники со славянофилами. Вот ведь грех! Власть со своими делами-заботами как то незаметно отчалила от берега российских бед, и теперь всё чаще сигналит нам морским «семафором» о том, что ей с расстояния видно всё замечательно. Что переживать надо меньше, а больше – жить радостно, в меру своих возможностей. Зря что ли так долго пытались натянуть западные улыбки на наши угрюмые лица. А то, что где-то что-то падает или вообще последний раз смотрит на белый свет – так это временные трудности. Обязательно подтянемся к 2018 году или, может быть, даже к 2040, если это к тому времени ещё будет нужно кому-то. Если раньше, в советское время, это воспринималось как очередной этап развития социализма, новые рубежи и горизонты, то сейчас это воспринимается просто со страхом. Как в среде либералов, так и у патриотов. Это, по видимому, и объединяет. И те и другие начинают пока ещё смутно осознавать, что как власть не критикуй, а без власти будет совсем не сладко. Я думаю, что это в большей степени стали соображать наши западники, в то время как славянофилы начинают напряженно морщить лоб в поисках крепкой власти.  Она им казалась вполне основательной ещё  совсем недавно. Крепкой и однородной, а сейчас – кисель какой-то. Зато все очень мобильны, и Крымск это недавно подтвердил.
Вот, казалось бы, сидишь за тысячу км от этого самого Крымска, отслеживаешь природный катаклизм, даже переживаешь за людей,  а сознание штурмом вдруг берет оторопь. До этого самолет упал на взлетной полосе и никто толком сказать не мог что произошло на самом деле: мусолили, мусолили, а что точно произошло – неизвестно! Совокупность факторов, так сказать. Но, господа хорошие, это же ответ, вес которого равен абсолютному нулю, если не сказать громче! Тут в Крымске волна пошла на людей. Откуда, как ? Опять множественное мнение о совокупности событий, клятвенные заверения и прочие расшаркивания то в сторону власти, то в сторону других. Казалось бы, простая оценочная задачка: есть территория, на которой выпал дождь, известно количество осадков на 1 м кв. Посчитай и оцени, мог ли дождь создать такие объемы воды, которые ломали дома. Если ответ отрицательный, начинай дальше исследовать вопрос! Но то ли повывелись уже работяги-счетоводы, то ли в многочисленных ВУЗах уже давно ничему научить не могут. Это, на мой взгляд, очень страшно – в стране ещё много сложных производств, не всё ещё превращено в рынки и торговые комплексы, а народ как бы уже сошел с ума в своём большинстве. Впрочем, это может быть нечто иное. А именно, этакий современный навык – умение продолжительно бездельничать, затмившее в голове всё остальное. Вспомните за последние десятилетия сколько народу при вас хвалились своей работой. Не заработком и не наименованием должности, а тем, что человек реально делал в течение месяца, что заставляло бы его гордиться собой, своими умениями и навыками что-то делать руками совместно с головой. Бьюсь об заклад, что таких практически не было. Сейчас взахлеб принято обсуждать кто как отдыхал. Мы создали ни за что не отвечающее общество бесконечного отдыха и развлечений – как высшей ступени человеческой жизнедеятельности. И ровно так же как мы теперь продолжительно можем обсуждать какую маечку надеть под какие трусики на солнечном пляже в пасмурную погоду, мы обсуждаем почему упал тот или иной самолет, почему залило Крымск, или кто и зачем нападает на православную церковь. Такой бесконечный винегрет глупости в детском саду для медленно развивающихся.
Крымск, кстати, очень правдоподобно выявил ещё одну черту российской политической жизни. Она в своё время росла и наливалась соками, а теперь вроде как и с ветки пора уже. Я говорю о клановой структуре общества. Не виртуальной вертикали власти, а о том, что наше общество реально развалилось на территории кланов и землячеств. Многие из нынешних представителей этих властных группировок так или иначе обязаны Путину-Медведеву своим появлением на политической арене, но сам факт наличия такой структуры превращает властный тандем в свадебных генералов. И чем дальше – тем больше. И на президенстве Медведева это смотрелось «туда-сюда», то, на мой взгляд, такой новый Путин скоро может вызвать остро негативную реакцию общества.


Рецензии