Давайте учиться понимать друг друга!

Работа была отослана на конкурс "Голос ребенка-2011" в номинации "Я и взрослый мир" (написана летом 2011 года)

Каждый из моего поколения, начиная от 13 лет, наверняка когда-нибудь задавался вопросом: почему родители и учителя меня не понимают?
Взрослые, когда вы тоже были подростками, вы задавали себе такие же вопросы, не так ли?
Подросток ХХI века, думаешь, «родаки» никогда не были подростками? Ошибаешься!
Твоим родителям тоже когда-то было 12, 13, 14 лет. Им было и 6, и 7, и 8…Только психика ребенка и психика подростка – две большие разницы.
Ребенок мал. Пока он не перешел в среднюю школу, он живет в своем собственном мире. Но уже на этом этапе многие родители начинают не понимать своих детей, считают их неразумными, вечно витающими в облаках.
Только это неправда.
Это просто их мир. Мир воображения. Мир книг и игрушек. Хотя мне только 15, но, взрослые, позвольте дать вам маленький совет: чтобы лучше понять ребенка (до 13 лет), побудьте немного им. Поставьте себя на его место. Рассуждайте здраво. Как бы поступили вы в данной ситуации? Задайте себе эти вопросы. Они ведь несложные. Уделите своему ребенку хотя бы по 2 часа в день, ведь для маленьких это так важно – прикосновения рук матери и отца, нехитрые объяснения, мягкая поддержка и ненавязчивое воспитание…Тогда ребенок будет любить вас. Развивайте своего ребенка, когда он еще совсем мал: учите его читать, рассказывайте о прелести книг и подавайте пример – читайте сами. Ведь книги так развивают воображение и интеллект! И не учебники, не фантастика (до 12 лет рано), а нормальная художественная литература. А то потом всю вину на учителей сваливаете, а ведь они ни в чем не виноваты перед вами.
Кстати, об учителях. Не совру, лично мне очень повезло со школой – все учителя нормальные, а мою первую учительницу я не забуду никогда! Ведь как мама формирует характер ребенка, так первая учительница создает характер класса.
Так много людей, которые не любят школу! Они считают это занудной обязаловкой, доставшей их до самых костей. Вся эта зубрежка и домашние задания, правда, могут надоесть кому угодно. Но ведь это для нашего блага! Ведь самое худшее, по моему мнению, – остаться невеждой всю свою жизнь, поэтому учиться надо.
Чаще всего ученик виноват сам. Хороший первый учитель попадается не всякому, но ведь это зависит и от родителей тоже! Если ребенок с самого начала забит, его постоянно ругают, давят авторитетом, родители не вдохновляют его своим примером – конечно, у ребенка будут конфликты в школе и с одноклассниками, и с учителями, а в подростковом возрасте и с родителями.
Почему так происходит?
Все очень просто. Родителям просто лень уделять ребенку внимание, заботиться о выборе хорошего детского сада, школы, воспитателя, учителя, - они оставляют его на попечение бабушек-дедушек, а их чадо вырастает ленивым и неспособным помочь старшим. Либо считают, как дед Каширин в «Детстве» Горького, что надо пороть ребенка каждую субботу для острастки. Да, дед Каширин по-своему любил Алешу, но такая любовь приводит к закрытости ребенка от всего мира и нелюбви к родителям. Вот почему у родителей с детьми возникают конфликты. Если вы хотите, чтобы таких конфликтов не было, все очень просто: уделяйте ребенку как можно больше внимания – и жизнь наладится!
…Лет до 12 я была самым милым созданием. На моей памяти я и родители ссорились очень редко. Только после 12 лет я стала этаким «ежиком», тянущим «одеяло на себя».
Что надо сделать родителям в такой ситуации (что мои родители успешно и делают)?
Мягко относиться к проблемам подростка и выслушивать его, давать полезные советы. Только все делать ненавязчиво! Я, например, очень не люблю, когда мне постоянно указывают, что делать. Я ведь и сама это знаю! Но если просьба будет высказана мягко и один раз, тогда я поспешу ее выполнить, не обижаясь при этом на человека и не обижая его.
Надо просто нас понять, родители. И вспомнить себя в таком возрасте.
Что же нужно делать подросткам?
Во-первых, не надо принимать всё на свой счет. Во-вторых, - быть спокойнее, относиться к жизни философски. В-третьих, внимательно прислушиваться к советам взрослых. Они плохого не посоветуют. Старшие, а в особенности родители, по-моему, всегда могут посоветовать что-нибудь дельное. И, наконец, в-четвертых, - конечно, следовать совету родителей. Тогда, я уверена, если родитель будет искренне интересоваться успехами своего чада и помогать ему, между родителями и детьми возникнет взаимопонимание. Если подростки будут помогать своим родителям, связь ваша будет день ото дня становиться все крепче. Я уверена в этом!
Что же насчет учителей…Они ведь тоже не злыдни – большинство. Просто нам, школьникам, они кажутся таковыми. Из-за чего? Из-за того, что они строги и ставят, как нам кажется, заниженные оценки.
Давайте попробуем разобраться на примере из моего собственного опыта.
У нас в школе есть две строгие учительницы, которых я знаю, преподающие географию и биологию. Раньше я, как и все, считала их …скажем так: они не входили в список моих любимых учителей, именно из-за того, что они строгие, а учительница биологии, как мне тогда казалось, была еще и придирчива.
Но я была неправа.
Да, учительница географии часто повышает голос. Да, она остра на язык. Но если ты сидишь тихо и никого не трогаешь, а получаешь себе законные пятерки, то и она тебя не трогает! А все почему? Учителя любят дисциплинированных, активных и неглупых детей – вот мое мнение за 8 лет учебы. Когда ты ведешь себя так же на уроке биологии, учительница тоже против тебя зла иметь не будет.
Другое дело, если человек не хочет учиться. Двоечников учителя не любят. Хулиганов – тем паче. А обманщиков большинство из них вообще терпеть не может.
Учитель может необязательно придерживаться самых модных тенденций и владеть компьютером, главное – он должен уметь заинтересовать своим предметом и сделать все возможное, чтобы в головах даже хулиганов что-нибудь да отложилось, а наша учительница биологии именно такая.
Итак, мой вывод.
Школьники! Будьте дисциплинированны, активны, хорошо учитесь, тогда даже самый строгий учитель вас полюбит!
Учителя! Пожалуйста, не перебарщивайте со строгостью, тогда ученики не будут вас бояться. Не отвлекайтесь во время урока на посторонние предметы, а будьте увлечены своим делом, тогда и ученики будут слушать вас внимательно. Вот так, по моему мнению, могут понять друг друга ученики и учителя.
Родители! Интересуйтесь успехами своего ребенка, подавайте ему благой пример. Не ленитесь воспитывать своего ребенка, но мягко, ненавязчиво!
Ребята! Внимательно слушайте советы своих родителей и следуйте им. Поверьте, так вы сможете избежать множества ошибок!
И, наконец, просто прохожие: если вы видите на улице ребенка, подростка, не считайте его неполноценным человеком, ущербным членом общества. Он такой же человек, как и все прочие. Обращайтесь к нему вежливо, на «вы», а если ваш юный собеседник сделал какой-то промах – не ругайте его. Замечания вы можете делать собственному ребенку. Ребятам же нужно соблюдать при общении со старшими некоторую почтительность – все-таки эти люди старше вас.
И когда, я уверена, взрослеющий подросток почувствует интерес к себе других людей, тогда он ощутит себя полноценным человеком, личностью. Таким образом проложится мостик взаимопонимания между нашими «мирами». И молодой человек с открытым сердцем войдет в мир взрослых, зная, что его там примут как равного. А это самое главное для нас!


Рецензии