Статья в газету. Давайте, останемся чеченцами

                (Для учительской газеты «Хьехархо» («Учитель»)
                Останемся чеченцами.
На улицах наших городов и селений яркими летними красками блистают нарядно и модно одетые девушки. Несмотря на все трудности повседневной жизни, они умудряются выглядеть не хуже своих сверстниц из других регионов нашей страны. Но в последнее время идет ожесточенная дискуссия по поводу внешнего облика женской половины нашего общества. Чаще всего обращает на себя внимание требовательных мужчин классический предмет женского туалета - платок. Если по поводу ношения платка или, по крайней мере, обильно свернутого в полоску платка, у взрослых женщин вопрос решен в пользу последнего, то молоденькие девушки на наших улицах показывают истинное положение дел, или же, говоря попросту, показывают желаемую ими картину.
   А в это время все чаще слышатся возмущенные голоса наших мужчин: «Наши девушки, как истинные мусульманки, должны носить платки!». Я бы позволил себе напомнить нам всем, что платки наши женщины носили, кстати, и до принятия чеченцами мусульманства. Ведь мусульманство чеченцы приняли, в историческом плане, относительно недавно. Платок для чеченки не только предмет приличия истинной мусульманки, он имеет более глубокие корни. Скажем, мусульманки то носят и паранджу. Почему мы даже не задумываемся нарядить наших чеченок в паранджу? Да потому, что платок чеченки имеет более значимую роль. Вспомним классический пример, ведь брошенный между сражающимися горцами платок женщины, останавливал кровопролитие. Поэтому нас и коробит то, что некоторые наши девушки позволяют себе некоторые вольности с платком, с этой святыней, по своей значимости, из всех предметов женского туалета. Позволю себе напомнить еще раз, когда зародился этот обычай, среди чеченцев не бытовал еще благородный ислам. Но времена меняются и привносят свои коррективы, в том числе и в предметы женского туалета, как и во все остальные сферы социальной жизни нашего этноса. Если мы проанализируем истинное положение вещей в нашей современной действительности, то получим вполне объяснимую картину. Давайте попробуем, все же задастся таким вопросом: как же все-таки должны одеваться наши девушки, в какие платья наряжаться и какие платки должны носить на сегодняшний день? А как они, действительно, должны в современных реалиях выглядеть по своему внешнему облику? Не будет преувеличением сказать, что наши девушки каждый день отвечают на этот вопрос своим внешним видом. Они (да простят они меня за такое сравнение) продукт своей эпохи, своего времени и от этого никуда не денешься. И наши девушки изо всех сил стараются соответствовать духу времени. А вот какова эта наша достопочтимая эпоха, современный исторический момент, и в каком состоянии наше национальное самосознание, и какие внешние и внутренние влияния, воздействия оказываются на нас, на наше мышление - вот главные вопросы, на которые следовало бы искать ответы. Так уж сложилось исторически, что по своему географическому положению мы находимся на стыке Европы и Азии (выражаясь романтичнее, Востока), и по своему социальному положению мы вынуждены находиться в сфере влияния  двух великих культур Запада и Востока. В то же время мы располагаемся и в точке соприкосновения двух величайших религий, мусульманства и христианства. Естественно, как народ относительно небольшой, мы подвергаемся неотвратимому в исторических реалиях мощнейшему влиянию  этих двух «миров», двух «гигантов», вне зависимости от нашей осознанности. Есть «европейский мир», который на протяжении всей истории стремится ассимилировать, уподобить себе, не только близлежащие культуры, но, насколько это возможно, и другие культуры на мировой арене. Но есть и, так называемый, «арабский мир», Восток, «восточный мир», который тоже в историческом плане мало, чем отличается от европейского в стремлении уподобить себе как можно большее количество соседей и не только соседей. (Подчеркну, здесь бы мне хотелось, чтобы наши религиозные деятели, и соплеменники, глубоко приверженные мусульманской религии, не воспринимали мои рассуждения как явный или скрытый намек на агрессивность религий.) Но и не признавать реальной действительности, в частности, влияние в той или иной мере на наш классический исконно чеченский образ жизни, соответственно и на внешний облик, будет несправедливым.
   Вот тут я бы вернулся и к мысли о внешнем облике наших девушек, (справедливости ради, следует обратить внимание и на облик нашего достойного мужского населения). Перво-наперво, хочу категорически заметить, что у нас в повседневной одежде превалируют как восточные, так и западные элементы, не только по части одежды, но и во всем внешнем облике, в прическе, к примеру, и у женщин, и у мужчин. (Кстати, в этом месте напрашивается еще один очень явный и точный пример на злобу дня, пример того, что и чеченская речь все активнее смешивается с элементами западных и восточных языков). Мы часто указываем и в радиопередачах, и на телевидении на девушек, не считающих для себя обязательным носить этот пресловутый платок. Но нам прекрасно известно и то, что девушки, предпочитающие европейский стиль одежды, критически-превосходящими взглядами окидывают своих соплеменниц, «закутанных в паранджу», то есть, одетых на восточный или арабский манер. На мой взгляд, не правы и те, и другие. Мы не Европа, хотя территориально и относимся к ней, но мы и не Восток. В реальной действительности мы и Европа, и Восток! В нашей культуре, языке есть подавляющее большинство элементов и Запада, и Востока, к сожалению, чаще всего в ущерб собственным культурным ценностям. Именно на эти реалии указывают элементы нашей одежды и весь внешний облик нашего народа. Определенная часть наших девушек тянется к европейской культуре, через одежду, речь, культуру, а другая часть больше идеализирует восточный стиль одежды. Следует категорически отметить и то, что от наших женщин не отличаются и мужчины в выборе имиджа: часть мужчин выглядят по духу и одежде вполне по-европейски, а другая часть предпочитает восточный стиль и во внешнем облике, и в образе жизни. Мы вынуждены выделить и то, что у последних восточный стиль одежды ассоциируется именно с мусульманской религией. Ими ошибочно воспринимается восточная одежда как непременный атрибут, элемента мусульманства. Предваряя некоторое неверное толкование моего сравнения, напомню, если таковые найдутся. Скажем, наши деды с гордостью носили папахи и черкески и при этом являлись мусульманами почище некоторых из нас. Не тюбетейка делает нас мусульманами, а сердце, душа, сознание, осознанность Всевышнего. Да что там далеко ходить, ведь и многие нынешние, мудрые старики с гордостью носят папахи. И нам, естественно, следует брать именно с них пример и стремиться к тому, чтобы не отрываться от чеченской одежды, от чеченской культуры, от духа чеченского. Чеченские женщины перестают носить платки, которые имеют цену не меньшую чем чеченские папахи. Женские платки останавливали кровопролитие своей священностью. Но и мужские папахи подчеркивают в мужчине статус настоящего чеченца, настоящего мужчины. Мы не должны добиваться от наших девушек, чтобы они носили платки, ассоциируя платки с подобием паранджи, забывая, что чеченские легкие прозрачные шифоновые накидки «шипон» - не паранджа и не хиджаб. Истинная мусульманка обязана совершать намаз и придерживаться всех религиозных догм. Оттого, что девушка, озираясь вокруг, спешно накинет на себя вишневого цвета кусочек косынки чуть больше носового платка, скажем, переступая порог ЧГУ, она не превращается, по мановению волшебной палочки, в ревностную мусульманку. Однако лишь скромность наших девушек не позволяет им упрекнуть наших мужчин в том, что все-таки первыми именно они сняли свои папахи и черкески. Если вспомнить о горской папахе, то она не уступала по своей значимости для мужчины, чем платок горянки. Небрежное прикосновение к папахе считалось кровным оскорблением. Но эта тема емкая, уходящая вглубь веков и достойная внимания и, возможно, научно-культурного изучения. 
   Со своей стороны, могу убежденно заявить, что возрождать следует чеченскую «цивилизацию», а не метаться между Восточной и Западной цивилизациями. Возрождать, естественно, не во вред культурам  братских народов, проживающих рядом с нами, но в пример им.
   В небезызвестное недавнее прошлое на улице Грозного я случайно спросил одного юнца с жиденькой бородкой и в тюбетейке, почему он так нарядился. Юноша не без гордости ответил мне: «Потому что я чеченец!». Я не сдержался и заметил ему: «Тюбетейка – это народный головной убор узбеков и других восточных народов. Если ты чеченец, носи папаху». Естественно, этот юнец не заслуживал моих упреков, ведь он не виноват в том, что наш маленький народ оказался на перекрестке истории, на пересечении разных культур. Под прессом влияния более сильных и более объемных цивилизаций мы, естественно, должны стремиться сохранять свой облик, свою культуру, свой язык. Началом к повороту в лоно родной стихии, родной культуры может служить, без преувеличения будет сказано, - «г1абли» (парадная одежда, платье горянки) на свадьбе не только на невесте, но и на всех девушках, пришедших на свадебное торжество. И молодой человек в черкеске на свадьбе будет танцевать как-то особенно, как должно, а не прыгать, словно в горячечном бреду давит мышей.
   Мне думается, что идея «Общественных синкъерам» (вечеринки) при Домах культуры очень удачна и может стать весомым вкладом в возрождение национальной культуры. Только надо бы устраивать эти «синкъерам», скажем, раз в неделю в каждом районе, в каждом Доме культуры. И вот, если бы и на этих «синкъерам», как и на свадьбах, все девушки присутствовали в национальных «г1абли»! Ведь «г1абли» ничем не уступает изысканным европейским бальным платьям. А почему бы на этих «Общественных синкъерам» юношам тоже не присутствовать в черкесках? Вот истинное лицо чеченцев! Если дома в гардеробе у юноши непременно будет выходная черкеска с кинжалом на наборном ремне, а у девушки гордостью гардероба станет парадная «г1абли», наш народ никогда не потеряет свое истинное чеченское лицо. Не следует нам во внешнем облике уподобляться ни арабам с индусами, ни узбекам в тюбетейках, ни более раскованным европейским народам. Хватит нам кидаться из крайностей в крайность: примерять на себе паранджи и тюрбаны или носиться полуголыми, подражая европейцам. Останемся чеченцами  и лицом, и духом, и языком!
                Вахит Хаджимурадов (тел. 8928 0182453)


Рецензии