Ходящие по облакам
Я попробовал наугад перелистать книги, и во всех, что раскрывал, находил упоминания о небе и полётах. Рамаяна и Сказание о Гильгамеше даже описание летательных аппаратов содержат. И дальше Одиссей проносится по воздуху на Итаку, Икар обжигает крылья о Солнце, Иван-царевич пролетает над лесом на Сером Волке. А Пушкин, красиво нарисовавший, как « .. в облаках перед народом, Через леса, через моря, Колдун несет богатыря»!
Я помню, каким потрясением для меня – школьника, стало описание у Франсуа Рабле мифического народа нефлидатов – ходящих по облакам! А потом захватывало дух от мечтаний Циолковского, фантазий Беляева и песен о том, что «И на Марсе будут яблони цвести!».
Я просто уверен, что все достижения человечества связаны с его мечтой о свободном полете. Отсюда рывки в сознании и технологиях, отсюда и обитаемый космос.
Нынешнее бессовестное время громадными деньгами ломает человеку крылья. Человеку уже не хочется летать – ему надо стать юристом или менеджером. А для мальчишек моего детства Юрий Гагарин был членом семьи. Мы знали биографии всех космонавтов, и нам казалось, что это они за нас и для нас расширяют просторы непознанного. Я помню ту самую «лунную гонку», и песню в пионерском лагере со словами:
«Мы все хотим побывать на Луне,
Мы там бывали, но только во сне…
И первым там будет русский герой –
Нашей страны пионер!».
Не случилось. В минуты, когда весь мир глядел по телевизору первые шаги человека по Луне, в Советском Союзе это не показывали. Потом скромненько, отдельно в новостях, без картинки сказали, что американцам удалось сесть на Луну и возвратиться на Землю. Но тут же добавили, что советские ракеты первыми опускались на искусственный спутник, и без всякого риска для жизни людей доставили на землю лунный грунт. А это, дескать, главное.
Идеология навязывала своё. А ведь главным оставался не грунт, а воплощенная места человека о полете. Но идеология сделал свой черное дело – первые астронавты на Луне не стали для нас такими же родными, как космонавты из отряда Гагарина.
Прошли годы, и грань отличий между «нашими» и «ихними» исследоваетелями космоса совсем исчезла на борту МКС. И это правильно – мечта всегда объяединяет людей. Потому вот так, исподволь, в нашу и мою жизнь вошло имя того, кто оставил на Луне первый отпечаток обуви – Нил Армстронг. Это он говорил и обо мне тоже, когда сказал, готовясь опустится на пыльную поверхность : «Это мальний шажок для человека, и гигантский шаг для человечества». Ибо от имени человечества и меня представлял астронавт на вечном спутнике Земли.
Думаю, потом всем мы с горечью переживали и взрыв «Челленджера», и падение «Колумбии». А нынче, затаив дыхание, следим за поездками по Марсу нового американского марсохода, начиненного русской аппаратурой.
И небо постепенно опять становится первым домом человека.
Потому я с чувством личной потери узнал о кончине Нила Амстронга на 82-м году жизни. Вместе с ним начальная эпопея освоения космоса уходит в историю. Я ведь хорошо помню день запуска первого искусственного спутника земли, собак Белку и Стрелку, величественные звуки московского радио с начальной фразой из гимна «Широка страна моя родная» за несколько минут до гремящего левитановского: «Пе ре да ем со об ще ние Та СС. Сегодня, 16 июня 1963 года, в Советском Союзе осуществлен успешный запуск корабля-спутника «Восток-6» с первой в мире женщиной космонавтом на борту. Пилотом-космонавтом корабля-спутника является гражданка СССР Валентина Владимировна Терешкова»!
И не было новости важнее и радостнее. Небо не только становилось домом – оно становилось общим домом.
И многожды усиливается эта радость от того, что люди всё большего количества стран находят, условно говоря, прописку в космосе. И тем глубже общая скорбь от небесных потерь.
Сегодня его родные попросили всех, кому дорога память, посмотреть ночью на Луну, вспомнить о Ниле Армстронге и подмигнуть ему.
И пусть он первым поднялся на Луну. Но зато мы все , потянувшись за ним, почти научились ходить по облакам.
Свидетельство о публикации №212082600879