Крымский мир

Человечеству нужно время, чтобы усвоить некторые истины. Иногда требуется почти вся его история. Например, мысль о том, что права коренных народов нуждаются в защите, постепенно начала утверждаться в коллективном сознании человечества лишь во второй половине ХХ века. В 1994 году Генеральная Ассамблея ООН провозгласила Международный день коренных народов мира (9 августа). А 13 сетября 2007 года была принята Декларация ООН о правах коренных народов. Однако проблема ещё далека от решения, хоть сам термин «коренной народ» (indigenous people) уже прочно вошёл в международно-правовой лексикон.

Уникальный этногенез крымскотатарского народа в полной мере позволяет отнести его к коренным народам. Само географическое положение Крыма сыграло в формировании этого народа решающую роль. Крым на протяжении последних трёх тысяч лет был своеобразным этнокультурным котлом. История свидетельствует, что все народы, в разные эпохи переселявшиеся в Крым, в той или иной степени приняли участи в этногенезе крымских татар.

Крымские горы стали последним оплотом для многих древних народов, обеспечив физическое выживание населения. Постепенно сменяли друг друга языки, использовавшиеся для общения, менялось этническое самосознание людей. Но само население оставалось. И в жилах сегодняшних крымских татар течёт кровь практически всех племён и народов, которые в исторические, а может, и в доисторические времена, населяли полуостров. Древние «культурные слои» особенно заметны в языке, обычаях, традициях, декоративно-прикладном искусстве и фольклоре горных татар.

Тавры, жившие в Крыму в I тысячелетии до н.э., не «растворились в воздухе», а смешались в прибывшими позднее скифами, сарматами, аланами. Лишь гунны, появившиеся ненадолго в северном Крыму, откочевали на воток, однако нам неизвестно, какая часть их осталась жить в здешних степях. Население находившихся на побережьи греческих городов античности тоже не исчезло после того, как эти города пришли в упадок. Потомки греческих колонистов, уже основательно смешавшиеся со скифами, продолжали ассимилироваться с новыми переселенцами – аланами и готами. Готы создали своё государство в Крыму, и последующее завоевание полуострова Хазарским каганатом не особо изменило характер и направленность процессов этногенеза в Крыму.

Население уникального средневекового государства в горном Крыму – княжества Феодоро – потомки готов, а также всех остальных, более древних «насельников» Крыма. Хоть княжество находилось в культурно-политической и религиозной орбите Византии, и использовало греческий язык в качестве официального, «греческая составляющая» его населения была относительно невелика и представлена лишь потомками колонистов побережья. Поэтому называть феодоритов «греками» неправильно. Напротив, здесь мы имеем один из ранних примеров формирования уникального Крымского Мира. Феодориты – в числе предков современных крымских татар.

Следы готского языка в Крыму прослеживаются вплоть до конца XVIII века. Постепенно слово «гот» стало использоваться для обозначения не национальной, а родовой и семейной принадлежности. В этом смысле крымскотатарская фамилия «Годо» прямо указывает на происхождение предков данного рода. Точно так же, как и фамилия «Гёте» в Германии...

Тюркоязычное население полуострова появилось главным образом вследствие многольских завоеваний. Например, западные половцы-кипчаки были вытеснены в Крым, и наверное, поэтому их потомки всегда противились ордынскому господству. Полуостров хранит память о бурных исторических событиях и борьбе за независимость. Эта борьба увенчалась успехом к середине XV века. Крымская знать кипчакско-монгольского происхождения избрала своего хана. Им стал основатель династии Гераев – Хаджи I Герай. Так независимое государство с самоназванием «Кирим Юрту» (Крымский Юрт) обрело своего первого правителя.

Это государство находилось на важнейшем торговом пути Средних Веков – из Азии в Европу. Однако завоевание турками Константинополя, а затем и Крыма, было тяжёлым ударом. Европейским кораблям было запрещено проходить Босфор, и торговля быстро захирела. Турецкие войска овладели итальянскими торговыми городами на побережье. Часть итальянцев Крыма ушла в горы и приняла участие в дальнейшем этногенезе крымскотатарского народа – точно так же, как когда-то греческие колонисты побережья. Турки также взяли и разрушили столицу Феодоро – гордый Мангуп, руины которого и сегодня поражают своим величием. Крымское ханство стало вассалом Османской империи.

Однако даже османский вассалитет не смог разрушить Крымский Мир. Основная особенность этого мира – веротерпимость и сотрудничество всех народностей полуострова. Уникальный исторический пример, о котором сегодня мало кто говорит, но опыт которого следует всячески пропагандировать. Отсутствие религиозных и национальных гонений, смешанные браки, свободный переход из одной религии в другую, строительство и восстановление христианских церквей крымскими ханами, мирное сосуществование разных народностей и культур – так формировался крымскотатарский народ, и в этом – важнейший исторический урок Крымского Мира.

Такого не было ни на Западе, ни на Востоке. Но сегодня в Украине и России, говоря об истории Крыма, почему-то чаще вспоминают о набегах и работорговле. При этом совершенно упуская из виду, что «набеговое хозяйство» развилось уже после турецкого завоевания Крыма, и что физически крымские горцы просто не могли принимать участия в таких походах, и что эти походы предпринимались главным образом силами причерноморских кочевий, в частности, ногайцев, власть хана над которыми часто была номинальной. Стремление представить крымских тарар врагами славян неудивительно – ведь ещё со времён Ивана Грозного Московское государство взяло курс на завоевание соседних независимых стран и подчинение тюркоязычных народов, стремясь заполучить геополитическое «Ордынское наследство». Поэтому нет никаких сомнений в том, какое мышление, какие приоритеты и намерения кроются за воплями о том, что Крым «был и будет русским».

Следует отметить, что к началу XVII века военные походы кочевников на земли Речи Посполитой практически прекратились. Влияние запорожского казачества здесь было далеко не таким значительным, как принято считать – ведь у казаков не было сильной, многочисленной кавалерии. Поэтому борьба с чамбулами в степи велась в основном силами смешанных польско-украинских конных отрядов, состоявших на службе у польской короны и отдельных магнатов. Тактика боевых действий этих отрядов, отработанная столетиями ещё с XIV века, так и называлась – «рroceder tatarski». «Замирение» кочевий было успешным – существовал даже символический обряд, в котором воины с обеих сторон лили воду на сабли друг другу в знак того, что кровь больше не обагрит клинков...

Никто не вспоминает сегодня и о том, что именно запорожцам и лично Богдану Хменьницкому принадлежит инициатива привлечь конницу кочевников для решения своих задач в последовавшей гражданской войне, и рассчитаться за военную помощь пленниками. Именно в середине XVII века поток «ясыра» в Крым достиг невиданных ранее масштабов, и огромные территории правобережной и левобережной Украины обезлюдели. Об этом сегодня нужно напомнить тем, кто стремится обвинять татар в исторической работорговле.

Впрочем, формирование негативного образа любого народа всегда было нужно для того, чтобы оправдать агрессию против него. Именно такой была политика царского правительства по отношению к Крыму, которая носила отчётливый завоевательный и колонизаторский характер. «Покорение Крыма» царскими войсками до сих пор не получило должной оценки – а ведь это было уничтожение независимого государства. Совершенно ложно трактуются и события первой крымской депортации 1778 года – выселение крымских христиан из обжитых мест, где многие века жили их предки, в безводные приазовские степи. Единственным способом избежать выселения было принятие ислама – что, собственно говоря, и сделала большая часть христианского населения полуострова, влившись в непростой этногенез крымскотатарского народа.

Смена центра внешнего правления – Стамбула на Санкт-Петербург – обернулась тяжёлым ударом по Крымскому Миру. Духовенство и местная феодальная аристократия были приравнены в правах к аристократиии российской, однако условия жизни крестьянства резко ухудшились. Татары, что называется, «проголосовали ногами». Сегодня никто и не вспомнит уже, что в первые 10 лет после аннексии Крыма его территорию покинуло около 3/4 крымских татар. Что не может не характеризовать новых завоевателей полуострова вполне определённым образом. В течение XIX века исход из Крыма продолжался. Переселенцы направлялись в Турцию, Болгарию, Румынию. К 1917 году крымские татары составляли уже только около четверти населения полуострова 215 из 750 тыс. чел.).

За первые 10 лет после того, как на полуострове объявились новые хозяева, полуостров обезлюдел. Раздача земель русским помещикам, завоз «свежих» крепостных – ничто не могло исправить положения. Хозяство Крыма рухнуло надолго. А если принимать во внимание, что только трудолюбивое коренное население владеет нехитрыми секретами ведения традиционного хозяйства в непростых почвенно-климатических условиях полуострова, то нужно отметить – социально-экономической проблемности и недоразвитости Крыма уже больше двух веков.

Это была настоящая этносоциальная катастрофа. И в этих тяжёлых условиях началось культурно-просветительское возрождение крымскотатарского народа. Наиболее яркая фигура этого возрождения – выдающийся интеллектуал и просветитель Исмаил Гаспринский. Его заслуги признаны далеко за пределами Крыма – он считается, например, инициатором светского, нерелигиозного образования во многих мусульманских странах. В его деятельности нашли своё отражение характерные особенности Крымского Мира – веротерпимость, взаимное уважение и сотрудничество разных народов.

Бурные годы гражданской войны дорого обошлись Крыму. Долгожданный мир принёс облегчение, однако экономическое положение населения оставалось тяжёлым. Репрессии, раскулачивание, голод не обошли полуостров стороной. Проводилась и анти-исламкая политика. Но вместе с тем появились новые возможности для культурной работы, создавались национальные сельсоветы и школы. Однако процесс культурно-национального подъёма был трагически прерван войной.

Нужно помнить о жертвах крымскотатарского народа во Второй Мировой войне. Это не менее 20 тысяч человек. Ещё столько же было угнано на принудительные работы в Германию. Множество сёл было уничтожено за поддержку партизан. Шестеро крымских татар (Узеир Абдураманов, Фетислям (Анатолий) Абилов, Абдураим Решитов, Сеитнафе Сеитвелиев, Сеит-Ибраим Мусаев, Абдуль Тейфук были удостоены звания Героя Советского Союза, а ещё один (Аметхан Султан) был удостоен этого звания дважды. Были среди крымских татар и полные кавалеры орденов Славы, генералы, командиры полков и партизанских соединений. Пока солдаты воевали на фронтах, в мае 1944 года их семьи – старики, женщины, дети – были вывезены из Крыма, в основном в Среднюю Азию и Казахстан. За сотрудничество с оккупантами… Вернувшись с войны, солдаты последовали туда же – без права покидать место поселения. А потом, старея десятилетиями, и надевая награды и орденские планки, они ходили по инстанциям, добиваясь правды и справедливости, и отмены “поражения в правах” для своих детей и внуков…

Те же, кто разжигает межнациональную рознь и по-прежнему хочет представить татар в невыгодном свете, по прежнему часто говорят о дезертирстве крымских татар из рядов Красной Армии и об их коллаборационизме. Тем самым они повторяют «аргументацию» организаторов депортации 1944 года – события, ставшего наиболее тяжёлой страницей истории крымскотатарского народа.

Вообще говоря, сегодня ни у кого нет морального права осуждать тех, кто дезертировал из рядов КА и сотрудничал с оккупантами, поддавшись на посулы немецкой пропаганды. У этих людей были серьёзные причины, в том числе и личного характера, чтобы не воевать за советску власть, и даже бороться против неё. Особенно это касается территорий, население которых сильно пострадало от действий властей. Таких людей было очень много среди представителей всех народов и национальностей СССР. Совершенно естественно, что они были и среди крымских татар, особенно с учётом двухвековых притеснений, угнетения и недавних репрессий. И неизвестно ещё, как бы воевалось крымско-татарским героям и орденоносцам, знай они, что ожидет их семьи.

В любом случае, тезис о «плохих народах», или «народах-предателях» не выдерживает никакой критики, и тем более вреден в современных условиях, когда только взаимоуважение и сотрудничество людей разных национальностей и вероисповеданий может помочь решить непростые проблемы, доставшиеся нам из прошлого.

«Депортатoры», судя по всему, рассчитывали на быструю ассимиляцию крымско-татарского населения в близкой языковой и культурной среде. И на уничтожение самой памяти о народе путём полного стирания крымско-татарской топонимики с карты Крыма. Но национальное самосознание и любовь к родной земле сделали невозможными все эти планы. Как только представилась историчекская возможность, началось Возвращение. В 1989 году Верховный Совет СССР признал депортацию крымских татар преступлением.

В Крыму проводились и другие этнические чистки, последствия которых не преодолены до сих пор. Эти трагические события были связаны с далеко идущими и до сих пор плохо понятными геополитическими планами советского руководства. Планами, в которых судьба целых народов оказалась разменной монетой в большой игре. Ещё с 20-х годов в Крыму планировалось создать еврейскую автономию – в обмен на финансовую помощь банкиров Запада в восстановлении экономики. Весной 1944 года советскому руководству было нужно продемонстрировать своим западным партнёрам серьёзность своих намерений и произвести показательную «очистку территории»... На реальность авантюрного проекта создания "крымского Израиля", или "Крымской Калифорнии", подготовкой к реализации которого и были крымские депортации, указывают многие факты и обстоятельства. Но это отдельная тема.

Здесь же отметитм, что последние более чем две сотни лет истории Крыма, оказавшегося объектом имперской политики, наполнены войнами, насильстенными выселениями и переселениями. Именно эти события – причина того, что сегодня права крымскотатарского народа необходимо защищать. Крымский Мир, многими веками создававшийся на полуострове этим народом, к сожалению, в настоящее вермя разрушен. Но именно Крымский Мир, а не Крымская Война и другие подобные эпизоды прошлого должны определять будущее полуострова. Иначе тугой узел проблем, доставшийся Украине вместе с Крымом, так и останется неразвязанным.

Но воспринимать коренной народ в качестве проблемы – тоже в корне неправильно. Коренной народ – это источник огромных возможностей и пример мирного созидательного потенциала. Мы уже упоминали о традицих ведения хозяйства в специфических почвенно-климатических условиях полуострова. Экологическая, природоохранная направленность этих традиций, трудолюбие крымских татар и их многовековая связь с родной землёй – ключ к экономическому подъёму Крыма.

Сейчас крымские татары составляют около 12% населения полуострова. Это около 250 тыс. человек, что примерно в два раза меньше, чем в конце XVIII века. По различным оценкам, за пределами Крыма проживает от 500 тыс до 6 млн. крымских татар. Значительная их часть стремится вернуться на историческую Родину. Для современной Украины с её сложной демографической ситуацией такой «иммиграционный потенциал» трудолюбивого населения просто неоценим.

Статья 26 Декларации ООН о правах коренных народов гласит:
1. Коренные народы имеют право на земли, территории и ресурсы, которыми они традиционно владели, которые они традиционно занимали или иным образом использовали или приобретали.
2. Коренные народы имеют право иметь в собственности, использовать, осваивать или контролировать земли, территории и ресурсы, которыми они обладают в силу традиционного владения или другого традиционного занятия или использования, а также те, которые они приобрели иным образом.
3. Государства обеспечивают юридическое признание и защиту таких земель, территорий и ресурсов. Такое признание осуществляется с должным уважением к обычаям, традициям и системам землевладения соответствующих коренных народов.

Положения этой статьи в современной Украине не выполняются. Однако они должны выполняться, и не только потому, что должны – а потому, что воссоздание Крымского Мира в интересах самой Украины. Только восстановив Крымский Мир, можно, наконец, закончить Крымскую Войну...


Рецензии
Олег!
Очень хорошо и смело написано. Я из этих самых крымских. В 1944 семью выселили , отецу тогда служил в морской пехоте в Краснодарском крае. Несколько лет ушло на поиск моей бабушки Сахиб, урожденной княжны Енгалычевой, которой приходилось писать во всех анкетах -домохозяйка. Дед умер от позора и унижения, где похоронен никто не знает. В доме нашем Н Госпитальная 6 , живут чужие люди. Я с сыном спросил старух у магазина о служанке в нашем доме, вместо ответа все х как ветром сдуло с их семечками и вином на продажу. Племяннице было сложнее. На нее спустили собаку.А ведь мой дядя погиб в 1920 , он был командир учебного отряда Крымско татарского полка Уриет. На нас смотрят , как на врагов. Но при такой постановке вопроса - люди становятся врагами. В мечетях , да и среди простого населения уже совершенно не уважают русских. Это уже раскол. Постоянные претеснения и несправедливость , сравнивается с окупацией. В Крым зачастили Турецкие эмиссары. А ведь по договору Крым Турки отдали России , с условием что полуостров не будет относиться ни к какому иному государству. Россия отдала Крым, значит она его вернула Турции!!?? Я живу не в Крыму. Ног все мои родственники -так и не смогли после 1959 года поехать на Родину. Я ездил, но мои Русские родственники с моим паспортом покупали мне билет на самолет у своих знакомых и одноклассников . Это было в Ялте где родился мой ОТЕЦ! В Турции татары , написали книгу о двух братьях бесстрашных людях защищавших свою Родину -Это мой дядя Мухамед Нуробек и отец Омер.

Вячеслав Кудяков   09.04.2013 22:37     Заявить о нарушении
Вячеслав, спасибо за отзыв. К сожалению, я его увидел только сейчас. Ваша история очень ценная. Статья, которая привлекла Ваше внимание - по сути сценарная заявка на документальный кинопроект. Киевские продюсеры-кинодокументалисты сейчас как раз занимаются возможностью реализации материалов по концепции "Крымского мира" в виде одного или нескольких документальных фильмов. Есть основания надеяться, что эти материалы будут востребованы и представлены широкой зрительской аудитории. Поэтому хотел бы расчитывать, что Вы сможете принять в этом деле посильное уастие. Мой адрес anatman@ukr.net. Будем на связи.

Олег Базилевич   07.08.2013 13:50   Заявить о нарушении