О христианском идеале, богатстве и бедности

Вчера был на литургии в Покровце, читали Евангелие о богатом юноше, и я в нём вдруг увидел ранее невиданную глубину.
   При таком взгляде этот отрывок годится не только для тех, кто одной ногой стоит в могиле, но имеет универсальное значение.
   Богатый юноша спрашивает у Христа: «что сотворю, да имам живот вечный?» Конечно, так спрашивать может только богатый. Он достиг исполнения всех желаний, ему остаётся желать, чтобы его счастье стало вечным.
   Иначе ему нужно было бы обратиться ко Христу с вопросом: «Господи, что сотворю, да имам хотя бы живот временный?» Именно так, потому что большинство людей не имеют и достойного временного живота, что им говорить о вечности? У них не может быть желания сказать «остановись, мгновенье!»
   Евангелие выводит на своих страницах людей, которые имеют жизнь в избытке: сотники – власть, блудницы – секс, фарисеи – знания, мытари – деньги. Именно таких людей выводит Евангелие, если бы оно заселило свои страницы бомжами и им подобными личностями, оно всё было бы в депрессивных пятнах нудотины, или даже всё было бы нудотиной.
   И вот сегодня Христос даёт универсальный совет, именно универсальный, христианство именно таково, оно не рассчитано для горстки людей, сходящих в могилу, Бог – это не Бог мёртвых, но Бог живых.
   Вслушаемся в этот совет и, как говорится, «имеющий уши да слышит».
   Христос говорит юноше: «Продаждь имения своя и даждь нищим», иными словами Он призывает заниматься торговлей и подавать щедрую милостыню. «Одного тебе не достаёт», - говорит Христос, потому что человек, исполняющий все заповеди и с пустым кошельком – это только звонкая фраза на чужом пиру. «Одного тебе не достаёт» - всмотрись в себя, человече, и, положа руку на сердце, скажи – чего именно?
   Если бы ко Христу подошёл бедный юноша, который не хотел бы жить, тогда естественно было бы спрашивать, как приобрести дивиденды для загробной жизни. Но Евангелие говорит о богатом юноше. Оно говорит нам то и дело о людях, вступающих в брак, о царях, о вельможах, наделённых властью, которая нисколько не препятствует добродетели (сотники), вообще, чтобы не быть пресным, показывает жизнь такой, как она есть.
   Вспомним Златоуста – Христос всегда приспосабливался к уровню и нуждам своих слушателей. Не мог Он юноше, цветущему жизнью, дать совет такой же, который годится отживающему век старику. Таким образом и мы не можем обвинить Христа в каменном нечувствии к нуждам людей, когда не станем предполагать, что Он давал советы «космического масштаба и космической же глупости», прямо как Булгаковский Шариков.
   В самом деле, что надо понимать под словами «иди за Мною»? Тут должна быть сокрыта альтернатива всему земному порядку вещей. «Иди за Мною» - возможно, это призыв стать христианским тайноводцем, визионером. Но ни один визионер не изъят из земного порядка вещей. Вспомним великого угодника преподобного Амвросия Оптинского – как он негативно относился к юношам, занимающимся исключительно духовностью, не имеющим никакого ремесла. Он считал их людьми, совершенно негодными для жизни и не советовал связываться с такими. Неужели он не читал евангельского отрывка, о котором сейчас идёт речь или он вообще не понимал духа Евангелия и был ему враждебен?
   «Продаждь имения своя и даждь нищим» - это прямой призыв заниматься праведной экономической активностью. Такое понимание вполне согласно и с законом Моисея, ведь Христос пришёл не нарушить, а дополнить, «шесть дней работай», при таком понимании снимаются все противоречия. Весь мир торгует, даже священники торгуют таинствами и проповедью (книги), и это справедливо – трудящийся достоин пропитания. Марксова экономическая теория безупречна, если смотреть на мир с экономической точки зрения – это слова отца Александра Меня.
   Но скажут, слова «отвергнись себя» выпадают из этой концепции. Отнюдь нет – «Быть можно дельным человеком и думать о красе ногтей. К чему бесплодно спорить с веком? Обычай – деспот меж людей». Даже Бхагавадгита призывает все мирские дела совершать отрешённо, не привязываясь к ним. Почему же христианин должен быть хуже индуиста? Почему же, спросят, «юноша отошёл с печалью»? Потому что не понял призыва Христа, как все мы разучились понимать Евангелие, видя в нём только то, что нам втюхивают на чрезвычайно низком приходском уровне. Юноша евангельский подумал, что Христос его уводит от жизни в вакуум, в пустыню, населённую злыми духами бедности, нищеты и прочими страшилками, убийственными для смертных.  На самом деле Христос говорил: «если хочешь войти в жизнь…» Неужели мы назовём живущими людей, не имеющих денег на жвачку? Или будем думать, что это и есть вожделенный христианский идеал, к которому нас зовёт Христос?
   Что же в таком случае означают слова “Трудно богатому войти в царствие Божие»? Может быть, их следует понимать так, что, дескать, для того, чтобы счастье сделать вечным нужен не меньший труд, чем для приобретения его во временной жизни…

                27.08.2012.


Рецензии