Земля Израйлева Гл. I

               


1. Библейско-ханаанский период  (1900 – 1500 г.г. до н.э.)

Это эпоха еврейских патриархов Авраама, Исаака и Иакова, живших в древней стране Ханаан. Когда-то она простиралась на территории современного Израиля, Сирии и древней страны Финикии. Авраам считается родоначальником евреев.

Как повествует предание, он был первым иудеем на Земле. Согласно Библии Авраам является потомком Эвара, правнука Сима первого сына Ноя, пережившего Великий потоп. Именно от Сима пошли семиты, т.е. евреи, арабы и прочие носители семитских языков. Бытие (11:26–25:10).

Как следует из Пятикнижия, первых пяти книг Библии, Авраам родился в Уре. Когда-то это был крупный город в Вавилонии. Располагался он на берегу искусственного канала, по которому текли воды реки Евфрат.

Авраам женился на Саре. Продолжительное время они вместе с родителями жили в Уре. Затем отец Авраама Терах покинул город, и направился в страну Ханаан. Вместе с ним ушли Авраам с женой Сарой и внук Тераха Лот.

В пути Терах почувствовал себя плохо. Ему было уже за 200. Странники остановились в Харране. Там в возрасте 205 отец Авраама умер. С Сарой и племянником Лотом Авраам продолжил свой путь в страну Ханаан.

 В окрестностях города Шхема Аврааму явился Бог. Без особого на то Авраамова согласия Всевышний нарёк его пророком. Одновременно Он пообещал отдать Аврааму и его потомкам землю Ханаанскую.

В библейские времена это была страна, простиравшаяся от границ древнего Египта до Месопотамии. В настоящее время эта территория поделена между Сирией, Ливаном, Израилем и Иорданией. Древний Ханаан был заселён хананеями, хеттами, иевусеями и амореями.

Ханаан, находился в центре Древнего Востока, и постоянно подвергался нашествиям врагов. Жители Ханаана первыми в древнем мире научились добывать из моллюсков пурпур и окрашивать им одежды.

Финикийцы, выходцы из этой земли, основали множество колоний на берегах Средиземного моря. Самая известная из них древний Карфаген. Ханаан является родиной алфавита, легшего в основу греческой и латинской письменности.

Авраам с женой и племянником после долгих странствий попадает, наконец, в страну Ханаан. Какое-то время они там жили. Однако наступивший голод заставил Авраама, Сару и Лота отправиться в Египет на поиски лучшей доли.

Сара была значительно моложе Авраама и очень красива. Старый муж красавицы опасался, что его могут убить. По этой причине выдавал Сару за свою сестру. Тем более что детей у них не было.
 
Спустя какое-то время Авраам с Сарой и Лотом опять возвращаются в Ханаан. Сара была бездетной. Тем не менее, у Авраама вскоре после возвращения из Египта появляется сын. Родила его рабыня Агарь. Сына назвали Исмаилом.

Именно от него согласно Библии и Корану пошло потомство мусульман. Кстати сказать, мусульмане и поныне почитают Авраама как своего праотца. Так что выходит, все евреи не только родные братья, но они ещё и мусульманам братья двоюродные.

Родство довольно близкое. Будь бы вожди помудрее, отношения между двумя семитскими народами евреями и арабами вполне могли бы быть родственными. Скажем, как у белорусов и украинцев.

Однажды Авраам прибыл в Хеврон. Это самый древний святой город Страны Израилевой. В Хевроне праотец евреев разбил шатры. Здесь ему открылся Бог. Аврааму был обещан долгожданный сын. В девяностолетнем возрасте Сара, как повествует предание, родила, наконец, столетнему Аврааму сына Исаака. А вскоре Сара умерла.

Авраам похоронил её в пещере Махпела, что неподалеку от Хеврона. В этой же пещере похоронены все три еврейских праотца и их жёны. Кроме Рахили. Поэтому пещеру Махпела называют гробницей праотцев и праматерей. Еврейских праотцев почитают не только евреи, но христиане и мусульмане.

Тут же в Хевроне Авраам заключил с Богом священный союз, который в Торе назван ивритским словом «брит». В Библии (Старом Завете) – «заветом». Авраам дал обещание, что он и его потомки будут хранить верность Богу путём исполнения особых норм поведения.

Так называемых «мицвот» или по-русски заповедей. Именно исполнение этих заповедей и будут отличать евреев, почитающих истинного Бога, от других людей. И только так следует понимать термин «избранный народ».

Бог со своей стороны обещал Аврааму оберегать и умножать его будущее потомство, из которого произойдёт целый еврейский народ. Этому народу Бог пообещал во владения Израиль – землю, на которой евреи создадут собственное государство.

В Торе данное событие описано следующим образом: «…В тот день заключил Господь Завет с Авраамом, сказав: потомству твоему даю Я землю сию от Реки Египетской до великой реки, реки Евфрата… Проведу пределы твои от моря Чермного до моря Филистимского…» Бытие (15:18-21)

Но прежде, чем получить обещанную Богом землю (Землю Обетованную) Аврааму и его потомкам пришлось пройти через многие испытания. Первое из них произошло на горе Мория в Иерусалиме, где Бог заложил краеугольный камень мироздания.

Всевышний приказал патриарху Аврааму на этом камне устроить жертвенник и принести в жертву своего единственного сына Исаака. Но в момент, когда Авраам уже, было, занёс нож над сыном, посланный Богом ангел остановил его руку.

В возрасте 175 лет Авраам умер. У его сына Исаака на двадцатом году совместной жизни с Ревекой родились близнецы. Исав и Иаков. Первым на свет появился Исав. Однако Иаков выменял у него за хлеб и чечевичную похлёбку право первородства. Затем он вместе с матерью Ревекой обманным путём получил у отца Исаака благословение, предназначавшееся первенцу…
               
В книге «Бытие» Старого Завета вся дальнейшая жизнь Иакова описывается как расплата за обман. Потомки Авраама поселились на земле Ханаанской. Здесь они образовали союз 12-ти родоплеменных групп (колен), связанных кровным родством. Союз происходил от 12 сыновей Иакова.

В 1700 г. до н.э. в стране Ханаан разразился страшный голод. Иаков со своим кланом уходят в Египет. Здесь они попадают в рабство к египетскому фараону. В возрасте 147 лет Иаков умирает. 350 лет 12 колен израилевых находились в египетском рабстве. За три с половиной века род потомков Авраама разросся и умножился, превратившись в относительно многочисленный еврейский народ.
               
В 1350 г. до н.э. произошёл исход евреев из Египта. Из рабства их вывел пророк Моисей (Моше). Сорок лет водил Моисей свой народ по пустыне. Это тяжёлое пустынное странствие избранного Богом народа сопровождалось многочисленными чудесами. Они очень подробно описаны в Торе (Ветхом Завете).

 Все эти чудеса Бог совершил в доказательство своего могущества. Однако главная цель сорокалетнего блуждания еврейского народа по бесплодной пустыне состояла в другом.

Моисей хотел, чтобы за этот отрезок времени все бывшие рабы умерли. Только молодое потомство, родившееся и взращённое в пустыне в духе  свободы, должно было войти в страну Израилеву, на Землю, обетованную Богом.               
               
Во время странствия по пустыне происходит центральное событие иудаизма. Как, впрочем, и всей его истории. Бог призывает Моисея на гору Синай. Там Он вручает пророку, а через него и всему еврейскому народу Десять Заповедей и Тору, или иначе Закон, записанный в пяти книгах.

Закон этот в дальнейшем получил название Пятикнижие Моисеево. Иудеев часто называют избранным народом. Хочу уточнить смысл этого термина. Бог вручил еврейскому народу Десять Заповедей и Тору не потому, что считал его каким-то особенным, возвышающимся над другими народами.

Отнюдь нет. Он избрал евреев для тяжкой миссии. Этому народу первому предстояло уверовать в слово Божье. Проникнуть в его суть. И что намного сложнее, научиться жить по этим законам.

Синайское откровение Моисея знаменует начало существования евреев как единого народа. С этого момента иудаизм становится религией, которую религиозные евреи исповедуют до сих пор.

Бог в этой религии, названный Яхве (на иврите «Сущий») никогда не имел ни изображений, ни храмов. Тем не менее, именно из Его бытия по представлению иудеев проистекает всё сущее на земле.

Главным объектом поклонения иудеев становится так называемый «Ковчег Завета». Это ларец, в котором хранились две каменные плиты (скрижали) с высеченными на них Десятью Заповедями. Согласно канонам иудаизма «Ковчег Завета» считается земным пребыванием Бога, незримо присутствующим в каждой точке земного мира.


Рецензии
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.