Шелковый путь и геополитика...

Я уже как-то об этом писал пару лет назад на Прозе.Ру, но все таки как интересно что большинство громких событий происходит именно в тех регионах где в свое время проходил Шелковый Путь, не всех конечно. В одном из произведений давал список ключевых транзитно-транспортных точек, обычно крупных рынков, где происходил обмен товаров, или это места были связаны на горные стратегические проходы. Это так называемые - "точки бифуркации" способные изменить мир.

- Памирский горный коридор - (транзитный центр из междуречья Амударьи и Сырдарьи в Китай, Иран)

- Герат (ворота из Афганистана в Иран)

- Каратергин (ворота из междуречья в Яркенд)

- Балх (ворота из междуречья в северный Афганистан до Персии и Индии)

- Мусарпинские ворота (стратегический горный проход, ближайший путь из Кашгара в Илийскую долину)

- Казань – Булгарал-Джадид, (с 15 века экономический и торговый центр Среднего Поволжья, в 1552 году завоевана Иваном Грозным, важный узловой центр на северном отрезке караванного пути Китай- Центральная Азия – Европа)

- Ош (важный перевалочный торговый пункт на пути из Китая через Бухару в Индию, Персию)

- Астрабад (Горган) (ключевой порт на Каспийском море)

- Цхинвал (транзитный торговый центр)

- Басра (торговый центр, перевалочный пункт из Азии в Европу)

- Дамаск (перевалочный пункт из Азии в Европу и страны Магриба)

Список можно продолжить...

Вероятно имеются и другие точки которые связаны с уже иными торговыми маршрутами и путями и они тоже оказываются вовлечены в большую и не очень политику. Как писал еще в начале 19 века один русский чиновник немецкого происхождения, что все новые дороги, это давно проложенные старые. То есть так получается что большинство таких точек бифуркации, способных изменить мир, так или иначе связаны с торговыми путями.

И вот если бросить взгляд на карту всех торговых путей за 2-3 тысячелетия то можно достаточно легко определить те пункты (точки на местности) где пересекались различные дороги. Подняв нарративные данные уточнить их историческое значение, узнать пути следования торговых караванов. Что это за пункты, какими воротами они являлись из Азии в Европу или наоборот. После выписываем такой список и берем другие тематические карты например природных ресурсов, транзита энергоресурсов, зон страховых и иных рисков, а также карту зон международных конфликтов за последние 20-30 лет. И всё картина маслом!

Много почему-то точек из этого списка оказываются на последней карте, странность, нелепое стечение обстоятельств или все же можно проследить какую-то динамику? Для того чтобы ответить на этот вопрос нужно больше данных, за их отсутствием можно лишь делать предположения и строить догадки. Но вероятно все таки это как то связано с торговыми путями.

Вот так знания казалось бы только по исторической теме, могут пригодится и для политической регеоналистики...


Рецензии
Здравствуйте, Искандар. Мусарпинские ворота не могу понять где находятся. Я уже и мужа подключила.)) Не знаем. Наверное, далеко от нас. Джунгарские ворота известны.
Кашгар - Илийский путь, проходил ли по территории алматинской области.
Очень интересный материал, Искандар. Спасибо. С уважением.

Ирен Бертрам   12.01.2019 21:51     Заявить о нарушении
Ирен это в Кульджу там располагался этот проход самый ближайший путь из Кашгарии в Илийскую провинцию. Вероятно нужна найти старые топографические карты русских военных топографов 1860 - 1865 - 1879 годов. Посмотреть внимательно горные проходы идущие из Кашгара в Илийскую долину.
Спасибо.
С уважением
Искандар

Заметки Географа   13.01.2019 18:00   Заявить о нарушении
Спасибо, Искандар.

Ирен Бертрам   13.01.2019 18:05   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.