Почему Новый Завет?

 В этой статье в краткой форме обобщены размышления автора о значении Нового Завета.

 Почему явление миру Господа нашего Иисуса Христа ознаменовано Новым Заветом? Ведь Сам Он сказал: “Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить” (Матф.5:17). Почему же тогда Завет – Новый?  Потому что он устанавливает новые, небывалые прежде отношения людей с Богом и с другими людьми. Та форма, в которую облекает Новый Завет исполнение закона и пророков неизмеримо расширяет их смысл и наполняет человеческое существование Божественным присутствием. Это постоянное присутствие Бога в человеческой жизни и означает спасительное исполнение обетования. Господь освятил своим воплощением падшую человеческую плоть, освятил любовь и страдания людские.

   Безусловно, Ветхий Завет – это величайшее и единственное в своем роде духовное учение своего времени. Ведь в Моисеевых скрижалях люди получили подлинное Слово Божие. В законе и в пророках действительно содержится всё, что необходимо человеку для выполнения Промысла Божьего, для мирного, благодатного существования и спасения души. Однако в Ветхом Завете неисчерпаемая премудрость Божия заключена в форму, соответствующую детскому нравственному состоянию тогдашнего общества. Там очерчены, как бы, рамочные границы нравственно здорового общества. Именно поэтому все заповеди Ветхого Завета действительны и для Нового Завета. Но Новый Завет открывает нам беспредельную глубину содержания Моисеевых заповедей, которую нельзя исчерпать формальными человеческими понятиями.

   Речь идёт о том, что Христос принёс людям совершенно новое понимание закона и пророков, которое должно радикально изменить направленность их жизни. Ветхозаветное понимание Промысла Божьего о человеке призвано было заложить и утвердить основы истинной веры. Исторически это соответствовало становлению монотеизма, как духовной основы человеческого общества. Монотеизм утверждался как национальная религия избранного (иудейского) народа. По причине слабого духовного развития тогдашнего мира Божественная Воля дана была людям как свод ограничений и запрещающих правил. Она не объяснялась, а преподавалась людям как непреложный закон жизни. Вся прочая, не соответствующая установленному закону жизнь просто изымалась. В этом смысле, избранный народ явился бичом Божьим для окружающих его народов. Закон утверждался жестоким историческим опытом.

   Новый Завет наполнил понятие избранности новым смыслом. Если избранничество Ветхого Завета означало установление доминирования над другими верованиями и народами любыми доступными средствами, то с принятием Нового Завета основным инструментом утверждения веры стали нравственный пример и самопожертвование. Иного способа распространить истинную веру в мире не существует, потому что любовь к Богу и любовь к ближним не может быть утверждена силой. Насаждением закона невозможно привести людей в Царство Божие, как нельзя и осчастливить их насильно. Только любовь даёт людям счастье, только она может спасти их. Поэтому  наивысший закон Божий, превознесённый Новым Заветом – это Любовь!

   В нашем грешном мире люди мало верят правильным словам, поэтому убеждающая проповедь должна быть действенной и самоотверженной. Добровольно принять истинную веру они могут лишь тогда, когда увидят пример подлинной всеобъемлющей любви. Такую любовь и явил людям Спаситель. Соответствующий пример жертвенного служения должен был явить на этом этапе и избранный народ Божий. Можно сказать, что Новый Завет обращается уже к нравственно повзрослевшему человечеству, которое в состоянии подняться выше личных и национальных эгоистических интересов. От закладки фундамента спасительной веры, т.е. от создания материальной, политической и идеологической основы, нужно было переходить к возведению величественного духовного здания всемирной Церкви Божьей.

   Выбор жизненной позиции, характерный для людей ветхозаветного периода можно уподобить поведению несмышлёных детей, которые, ожёгшись огнём, с плачем бегут под родительскую опеку и там получают утешение и сладкий пряник. А вот Новый Завет не обещает счастья на земле, напротив, праведникам предрекаются мучительные гонения и смерть за веру. Награда за подвиг будет на небесах, но никаких гарантий на это не даётся. Человеку не дано знать, близок ли он к Царству Божьему. Суровость Нового Завета отнюдь не чрезмерна, она просто необходима, потому, что искренняя любовь к Богу и к людям может взрасти только на почве смирения. Человек, поступая по заповедям, должен знать, что всего лишь исполняет должное, не получая никаких заслуг перед Господом. Только так может он истинно исполнять закон, т.е. творить Волю Божию, а не свою. Смирением человек защищает себя от страшного искушения гордыни, и от болезни фарисейства.

   Новое избранничество требует от человека предельной ответственности не только за дела, но также и за помыслы. В этом смысле Новый Завет строже Моисеевых заповедей. Он направлен на утверждение и возрастание внутренней духовности, на домостроительство храма человеческой души. Для того чтобы закон утвердился в мире, он, прежде всего, должен восторжествовать в каждом отдельном человеке. А для этого закон должен стать свободно принимаемым. Иначе главная заповедь закона Моисеева просто невыполнима, потому, что любить можно только свободно. Христос, разрешил людей от оков греха, накопленных с падения Адама, и дал им свободу выбора. Но, став свободными, истинно верующие люди должны взять на себя крест служения – ответственность за чистоту своих душ, за просвещение ближних, за судьбы мира. Это значит, в контексте вышесказанного, что избранники должны быть готовы к жертвам.   

   Далеко не все в народе иудейском были готовы к такому избранничеству. И меньше всех готовы были те, кто считал себя духовной элитой, цветом нации. Ведь по закону они были избранниками среди избранного народа, который, как они представляли, будет царствовать над родом человеческим. И вдруг приходит какой-то бродячий проповедник, называющий себя Сыном Божьим, и переворачивает смысл хорошо известных истин. Оказывается, что они кругом не правы, что они неверно понимают закон и избранничество. Ясно, что гордые властители дум возненавидели этого «самозванца», несмотря на все явленные чудеса, и постарались поскорее убрать Его с глаз людских, да по возможности, чужими руками. Всё это произошло  потому, что служили они букве Закона, а духу его давно уже изменили.

   Большинство людей в Израиле верили в пришествие такого мессии, который, став царём, даст им долгожданную свободу, а затем сделает их проводниками Божьей воли и повелителями народов. Но Христос не мог и не хотел стать таким мессией, потому что это противоречило бы воле Отца Небесного. То, чего желали получить от Него люди, Он отверг ещё во время искушения в пустыне. Вспомните, ведь именно такую власть над миром предлагал Ему тогда лукавый, поставив на крыле храма. Но Иисус с гневом отверг его предложение и остался в Воле Отца Своего. Так, свободно, собственным решением, выбрал Он Свой жребий и направил историю по новому пути.

* * *

   Дух Нового Завета очень хорошо проявляется в изменении понятия «ближний». В Ветхом Завете ближний – это израильтянин. Именно на них, на сынов Израиля распространяются заповеди Закона. А остальные люди и народы – вне закона, они отданы Ветхим Заветом в подчинение и служение Израилю. В Новом же Завете ближние – это люди, которые исполнены любви и сострадания. Они родственны по духу, а не по крови, что хорошо видно в притче о самарянине. Такое понимание близости предполагает уже совсем другое отношение к иноплеменникам, и вообще к людям. Ближними могут быть не только те, кто нам делает добро, но и те, кто обижает нас, потому что они также могут служить Богу. То есть, любовь к ближнему, зачастую, является испытанием подлинности нашей веры.

   Но мало того, если обижающие нас и не хотят служить Богу, то они могут своей враждой и обидой подвигнуть нас на служение Ему. Парадоксально, но закономерно, что даже зло, творимое людьми, служит домостроительству Божьему. Зло, попускаемое Господом по отношению к Его чадам можно сравнить с резцом мастера, высекающим из грубого, сопротивляющегося материала прекрасное творение. Скорби, приходящие к нам, можно сравнить со скальпелем хирурга, врачующего гнойные язвы наших душ. Но Господь не безжалостен, считать так было бы величайшей ошибкой. Ведь всеведение Бога означает, в частности, и то, что Он подлинно чувствует нашу боль. Господь сострадает нам и проливает слёзы над каждой нашей раной. Но Он попускает самые малые из заслуженных нами скорбей, чтобы направить нас ко спасению и дать жизнь вечную.

   Очень характерно также для Нового Завета изменение отношения к врагам.   «Любите врагов ваших» заповедал Господь (Мф 5, 44). Если ветхозаветные псалмопевцы призывают все кары Господа на головы супротивных, то  христиане просят: «Якоже первомученик Твой Стефан, о убивающих его моляше Тя, Господи, и мы припадающе молим: ненавидящих всех и обидящих нас прости, во еже ни единому от них нас ради погибнути, но всем спастися благодатию Твоею, Боже Всещедрый» (о ненавидящих и обидящих нас, кондак, глас 5й). Христианин должен и во враге видеть приданный ему от рождения Образ Божий. Поэтому и противодействовать злу он обязан без ожесточения и злобы, дабы не повредить драгоценный этот Образ ни в противнике, ни в себе.

   Дух Нового Завета очень важно держать в голове, когда читаешь Евангелие. Вот простой пример. Христос говорит: «Не думайте, что Я пришёл принести мир на землю; не мир пришёл принести Я, но меч,…» (Матф. 10:34). Можно прочитать это с напором, воинственно, и тогда получим призыв к крестовым походам, к тому, чтобы идти утверждать истинную веру огнём и мечём. Однако такое прочтение было бы проникнуто ветхозаветным духом. Исходной позицией новозаветного понимания является всеобъемлющая Любовь Господа ко всем людям. И читая слова Спасителя, можно понять, что они проникнуты состраданием и любовью. Это становится очевидно из дальнейшего текста Евангелия: «…Ибо Я пришёл разделить человека с отцом его, и дочь с матерью её, и невестку со свекровью её. И враги человеку домашние его». (Матф. 10:35-36). После прочтения этой фразы становится ясно, что говорится это с величайшей скорбью и состраданием. Это плач о заблудших людях, вынужденных пострадать, чтобы усвоить спасительную истину.

   В заключение мне хочется сказать о церкви Нового Завета. Ведь конкретным историческим следствием пришествия Спасителя явилось возникновение всемирной Церкви, объединившей новый Народ Божий и утвердившей новое состояние человечества по отношению к Богу. Нет ничего прочнее этой церкви, основанной на любви. Она порождена любовью Божьей к людям и возрастает любовью людей к своему Творцу. Она скреплена любовью всех членов церкви как родственными узами. Как в большой семье, в нашей церкви, каждый христианин сочувствует своим братьям и сёстрам по вере и молится за благополучие всей церкви. И вся Церковь, земная и небесная, молится за каждого своего собрата.

Нюрнберг. Август – октябрь 2009.


Рецензии
Почему Новый завет?
Существенным изменением явилось то, что Христос поверил в человека и дал ему возможность жить не по Закону буквы, а по ДУХУ и СОВЕСТИ!
Это поистине ГРАНДИОЗНЫЙ подарок людям. Не в одной религии вы не найдете нечто подобного.

Игорь Смольников   03.11.2012 17:48     Заявить о нарушении
Да,согласен с Вами! В Новом Завете выявлен ключевой момент существования человека - выбор жизни ПО ДУХУ. Именно так: ДУХ творит ДУШУ и через неё - МАТЕРИАЛЬНУЮ ЖИЗНЬ. КАКОГО ВЫ ДУХА, ТАКОВА И ЖИЗНЬ ВАША! Это подлинный мостик к жизни вечной ...

Аркадий Костерин   03.11.2012 19:16   Заявить о нарушении